О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ



ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ОТЧЕТ

О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ

(7 СЕМЕСТР)

студентки очной формы обучения дневного отделения

факультета психологии 4 курса группы: 88001104

Прядко Ирины Николаевны

сроки прохождения практики:

с 06.10.2014 по 01.11.2014

Руководители:

практики от организации

директор, Никитинский А. В.;

 

групповой руководитель

кандидат психологических наук,

доцент кафедры возрастной и социальной психологии

Овсяникова Е.А.

 

Белгород 2014

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В период c 02.02.2015 по 27.02.2015 года мы проходили психолого-педагогическую практику на базе ГБОУ ВО «Белгородского государственного института искусств и культуры» (Музыкальный колледж им. С.А. Дегтярева). На практике мы закрепляли теоретические знания по педагогике и психологии, полученные во время обучения в институте, и приобретали навыки и качества, способствующие нашему профессиональному становлению.

Цели: практика в колледже ставит своей основной целью ознакомление студентов с основными направлениями деятельности педагога-психолога в колледже, и формирование готовности к практической психолого-педагогической деятельности.

Задачи:

- ознакомление студентов со спецификой содержания и организации учебно-воспитательного процесса в колледже;

- формирование умения использовать знания по психолого-педагогическим дисциплинам в разнообразных формах учебных и внеучебных занятий и мероприятий;

- приобретение опыта творческой работы в роли преподавателя психолого-педагогических дисциплин, куратора студенческой группы, методиста по учебной практике;

- совершенствование умения осуществлять психолого-педагогический анализ педагогического процесса в его различных формах;

- сбор, анализ, обобщение и интерпретация эмпирического материала в соответствии с тематикой курсовой работы, оказание помощи студентам колледжа в выполнении учебно-исследовательских работ;

- формирование у студентов социальной ответственности, профессиональной направленности и устойчивости в профессиональной деятельности.

1. отзыв о прохождении практики студентом, составленный педагогом-психологом колледжа;

2. дневник прохождения практики в колледже;

3. программу коррекционно-развивающей работы с оценкой ее эффективности;

4. просветительская беседа для педагогов;

5. просветительская беседа для студентов колледжа;

6. отчет по результатам изучения межличностных отношений в закрепленной учебной группе (с протоколами исследования);

7. конспекты учебных занятий и их психолого-педагогический самоанализ (не менее 2-х);

8. психолого-педагогический анализ учебного занятия, проведенного другим студентом-практикантом.


1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Проведение психодиагностического изучения межличностных отношений с помощью метода «Социометрия» среди студентов 3-го курса.

Среди студентов нами было проведено психодиагностическое исследование. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

Цель психодиагностического исследования:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая методика проводилась групповым методом (до 15 мин.).

Социометрическая процедура.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж. Список вопросов, бланки ответов, и заключение по данному исследованию расположены в Приложении №1.

 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Коррекционно-развивающая работа (групповая, на основе изучения межличностных отношений у студентов 3го курса).

Нами был разработан план проведения коррекционно-развивающей работы в форме тренинга. Основная цель таких тренингов: развитие взаимодействия в группе, повышение уровня сплоченности в классе.

Подробный ход занятий расположен в Приложении №3.

 

ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

В рамках психопрофилактической работы были разработаны просветительские беседы для студентов 2го курса преподавательского состава музыкального колледжа.

Просветительская беседа для педагогов.

Беседа проводилась на тему «Профилактика эмоционального выгорания».

Цель - профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:

− знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;

− знакомство с методами саморегуляции;

− снижение уровня эмоционального выгорания педагогов;

− разработка рекомендации.

Ход беседы:

Беседа проводилась в кабинете заведующего по воспитательной работе. В беседе принимало участие 9 человек. В результате беседы педагоги были ознакомлены с приёмами и средствами саморегуляции. Совместно с психологом проведены упражнения. В конце беседы были розданы брошюры.

Материалы беседы и брошюра представлены в Приложении № 5.

Просветительская беседа для учащихся

Просветительская беседа на тему «Есть ли будущее у российской семьи?»

Цели: расширить представление детей о национальных семейных традициях; формировать позитивную оценку семейных ценностей; побуждать детей к самопознанию, самовоспитанию, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.

форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: назначить ведущих, которые подготовят информационный блок (2 студента).

Оформление: написать данные:

- 30% детей рождается вне брака;

- 14% детей воспитывается в неполной семье;

- 276 000 родителей состоят на учете в милиции;

- 35 000 заявлений о лишении родительских прав рассматривается ежегодно.

Ход проведения просветительской беседы:

I. Работа с понятиями «кризис семьи», «демографический кризис».

II. Информационный блок «Традиционная семья».

III. Дискуссия.

IV. Творческие задания. Работа в группах по теме «Современная семья».

V. Заключительная беседа.

VI. Подведение итогов.

Материалы беседы представлены в приложении №6.

 

1.4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Конспект лекции

 

I. Тема лекции: Дошкольный возраст.

1. Лекция была разработана в рамках курса возрастной психологии.

2. Библиографии по теме: Абрамова Г.С. Возрастная психология, Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество, Эриксон Э. Детство и общество. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника (литература для преподавателя, литература, рекомендуемая студентам).

III. Содержание лекции.

Расширение условий жизни: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Открытие мира человеческих отношений, различных функций людей, разных видов деятельности. Игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Основные закономерности развития игровой деятельности. Основные виды игр и их специфика (сюжетно-ролевая, дидактическая, игра с правилами). Значение игры для психического развития ребенка. Игра как школа произвольности. Другие виды деятельности дошкольника: изобразительная деятельность, элементарный труд и учение. Восприятие сказки. Их роль в развитии психических процессов и личности ребенка.

План и конспект содержания лекции расположен в Приложении №

Для наглядности и доступности в рамках аудиторного слушания использовалась презентация, таблицы и схемы в виде распечаток.

IV. Итоги лекции.

Дети активно включились в ход лекции, охотно отвечали на вопросы, были заинтересованы тематикой занятия. Цель и задачи занятия были достигнуты.

 

Конспект семинара

I. Тема занятия: Дошкольный возраст

1. Семинарское занятие проводилось в рамках дисциплины «Возрастная психология».

3. Цель занятия:

Задачи: познавательные, воспитательные, методические.

4. Литература. Обоснование отбора рекомендуемой литературы с учетом объема чтения, сложности текстов.

II.Форма организации семинара.

1. Обоснование выбора формы проведения семинара в связи с характером подготовки аудитории: а) вопросно-ответная (опрос); б) развернутая беседа на основе плана; в) доклады с взаимным рецензированием; г) обсуждение письменных рефератов с элементами дискуссии; д) групповая дискуссия (направляемая, свободная); е) учебно-ролевая игра.

2. Программа предварительной ориентировки студентов в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятия, в литературе. Распределение ролей участников обсуждения, требования к докладам, рефератам, форме и характеру обсуждения темы.

 

III. План и конспект хода занятия.

1. Программа содержания занятия: основные разделы темы, основные задачи каждого раздела темы, фиксация основных противоречий в ходе решения рассматриваемой проблемы.

2. Конспект содержания разделов программы. Выделение дидактических приемов, обеспечивающих выявление противоречий, доказательность и обоснованность рассматриваемых точек зрения. Выделение положений и задач, предполагающих групповые формы обсуждения. Приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия.

3. Резюме обсуждения темы на семинарском занятии.

4. Анализ хода семинарского занятия после его проведения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе прохождения практики в МОУ СОШ №21 были выполнены поставленные задачи, а именно:

− ознакомление с системой построения работы педагога-психолога в школе: целями, задачами и основными направлениями, формами и методами работы;

− ознакомление студентов со спецификой содержания и организации учебно-воспитательного процесса в школе;

− формирование умения использовать знания по психолого-педагогическим дисциплинам в разнообразных формах учебных и внеучебных занятий и мероприятий.

За время практики была проделана следующая работа:

1) Анализ нормативно правовой документации педагога-психолога;

2) Психодиагностическое обследование 5,6,9 классов;

3) Разработана программа коррекционно-развивающего занятий для групповой и индивидуальной работы;

4) Разработана и проведена просветительская беседа для обучающихся;

5) Разработана и проведена просветительская беседа беседы для для педагогов;

6) Разработана и проведена просветительская беседа для родителей;

7) Проведена диагностика межличностных отношений в закрепленном классе;

8) Разработаны и проведены мероприятия в рамках «Недели психологии»;

9) Составлен дневник практики.

В ходе прохождения практики в МБОУ СОШ №21 я ознакомилась с организацией деятельности педагога-психолога в школе: целями, задачами и основными направлениями, с документацией психолога данного учреждения, проанализировала специфику работы психолога, также изучила содержание форм и методов работы психолога с коллективом, и учащимися.

Мною были изучены особенности диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, психолого-просветительской работы и профилактической работы психологической службы МБОУ СОШ №21.

В течение практики я так же помогала педагогу-психологу подготовить стимульный материал для психодиагностических исследований, обрабатывала полученные данные, присутствовала на консультациях, проводимых педагогом-психологом.

Были разработаны: программа коррекционно-развивающей работы с детьми, просветительские беседы для всех участников педагогического процесса, коррекционно-развивающая работа с «группой риска», сформированной по результатам диагностики адаптации. Были проведены мероприятия приуроченные к «Недели психологии».

За время прохождения производственной практики я закрепила теоретические знания, полученные при изучении психологических и педагогических дисциплин. Закрепила умение наблюдать и анализировать психологические занятия. Получила навык составления социограммы. Овладела навыками планирования психологической и педагогической работы.

Во время прохождения практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, пригодится, в чём я вижу положительное значение педагогической практики.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Заключение

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Заключение

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Занятие 2. Наш класс

Необходимые материалы: бумага для рисования (небольшие листочки), ножницы, цветные карандаши, фломастеры, клей, лист ватмана с нарисованным на нем деревом (желательно не елкой, которая обычно устойчиво ассоциируется с Новым годом), скотч.

Ход занятия

1. Вступление (цель — введение в тему). Ведущий кратко напоминает о том, что получилось на первом занятии: одно из изменений в жизни пятиклассника — изменение класса (для кого-то появление новеньких, а для кого-то — переход в новый класс).

2. «С добрым утром!» (цель — закрепление представлений об именах одноклассников). Ведущий называет какую-нибудь букву. Те, чье имя начинается на эту букву, встают и хором произносят: «С добрым утром!» («Добрый день!»). Если класс серьезно обновился, можно предложить желающим попробовать назвать по именам всех присутствующих.

3. Создание портрета класса (цель — формирование сплоченности. повышение ценности личности каждого учащегося). Каждый получает задание: изобразить то, что может расти на «Дереве» (лист, плод, цветок), вырезать по контуру из бумаги. На изображении нужно написать свое имя, а также одно качество, которым автор может быть полезен своему классу (например «Я смогу выступать от класса на соревнованиях, потому что быстро бегаю»).

Готовые работы наклеиваются на дерево в том месте, которое выбрал автор. Автор комментирует свою работу, озвучивая написанное на ней.

Необходимо пресекать попытки вербальной агрессии. Детям, которые затрудняются назвать свою сильную сторону, может потребоваться помощь ведущего.

4. Подведение итогов (цель — обобщение). Ведущий кратко обобщает результаты занятия, подчеркивая, что в классе множество хороших ребят, которые много знают и умеют. «Дерево» остается в классном уголке.

Иногда старшеклассники, занимающиеся в том же кабинете, стремятся «дополнить» рисунок. Ведущему стоит заранее позаботиться о сохранности работы.

Занятие 3. Наши учителя

Необходимые материалы: карточки с названиями учебных предметов, именами и отчествами (отдельно), магниты и магнитная доска (можно заменить скотчем), бумага для записей, ватман, маркер.

Ход занятия

1. Вступление (цель — введение в тему). Ведущий напоминает о том, что на первом занятии получилось такое важное отличие пятиклассника от ученика начальной школы, как необходимость учиться у многих абсолютно разных учителей. Их так много, что запомнить, кого как зовут, получается не сразу!

2. «Чему нас учат? Кто нас учит?» (цель— актуализация школьного опыта). Класс делится на три группы, каждая садится в кружок и получает стопку карточек: первая — с названиями учебных предметов — «правильных» (те, которые сейчас есть в расписании) и «неправильных» (из начальной школы — письмо, природоведение и т. д., из старшей школы — химия, правоведение и т. д.); вторая — с именами, среди которые есть имена учителей, третья — с отчествами. Задача — отобрать «правильные» карточки (если имена или отчества учителей повторяются, нужно предупредить детей о том, что одно имя или отчество может встречаться несколько раз, и тогда нужно выбрать из стопки несколько одинаковых карточек). «Неправильные карточки» возвращаются ведущему. Затем первая группа называет предмет, вторая — имя, третья — отчество соответствующего учителя. Безошибочный вариант крепится на доске.

Если у какой-то группы возникают ошибки, ведущему важно подбодрить детей, объяснив, что сразу запомнить столько учителей трудно, и со временем это получится у всех. Если возникают ошибки (прежде всего, в том случае, если первая группа назвала не все предметы), ведущий обращается к помощи класса, и только в случае неверного ответа сам помогает детям.

3. «Наши учителя» (цель — формирование и закрепление положительного отношения к учителям). Организуется работа в малых группах, каждая из которых получает задание написать на листе бумаги хотя бы по одному качеству каждого учителя, которое им в нем нравится. Результаты фиксируются на общем плакате, озаглавленном «Наши учителя».

Некоторым группам понадобится помощь. Желательно, чтобы после занятия дети смогли познакомить с плакатом своих учителей.

4. Подведение итогов (цель — обобщение). Ведущий кратко подводит итоги занятия, подчеркивая, что ребятам, судя по всему, очень повезло с учителями — у них столько хороших качеств.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Коррекционно-развивающие задания по улучшению состояния памяти

Задание 1. Три слова.

Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.

Вариант 1: озеро, медведь, карандаш

Вариант 2: улица, книга, фартук.

Задание можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ.

Задание 2. Поиск нового.

Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков Стандартные ответы заключаются в себе указание на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.

1вариант:тарелка, лодка.
2 вариант: солнце, рубашка.

Примеры нестандартных ответов по варианту 1: лодка и тарелка имеют углубление; в лодку и тарелку можно налить жидкость. Пример оригинальных ответов: лодка и тарелка – изделия человеческих рук; лодка и тарелка могут держаться на поверхности воды.

Задание 3. Исключи лишнее слово.

1. Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.

2. Секунда, час, год, вечер, неделя.

3. Деление, число, вычитание, умножение, сложение.

4. Малина, клубника, яблоко, земляника, черника.

5. Бабочка, шмель, стрекоза, муравей, муха.

6. Книга, портфель, чемодан, кошелёк.

Задание 4. Целая часть.

Психолог читает набор из пяти слов и предлагает найти понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое – его часть.

1. Животное, рыба, лодка, плавник, озеро.

2. Юг, стрелка, горизонт, компас, направление.

3. Число, дробь, цифры, математика, числитель.

4. Дерево, почва, цветок, кустарник, лепесток.

5. Обувь, туфли, щётка, крем, подошва.

6. Экран, изображение, телевизор, радио.

Задание 5. Ситуация.

Задается определенная ситуация, дети должны придумать причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.

1 вариант: вернувшись из магазина, ты обнаружил, что дверь твоей квартиры распахнута...
2 вариант: когда Гена шел по темному лесу, вдруг впереди он увидел яркий свет...

Например, по варианту 2 могут быть придуманы следующие причины: на лесную поляну села летающая тарелка, впереди в лесу был пожар, в лесу горел костер, впереди всходило солнце и др.

Задание 6. Сокращение.

Зачитывается рассказ объёмом 10 – 15 предложений. Дети должны передать его содержание своими словами используя 2 – 3 фразы. Необходимо сохранить самое существенное. К одному рассказу может быть придумано 3 – 5 сокращённых вариантов.

Задание 7. Замени слово.

Предлагаются предложения с неудачно употреблёнными словами, которые детям необходимо заменить более подходящими.

1. Под ногами тихо трещали опавшие листья.

2. Школа учит ребят быть умными, смелыми, трудовыми.

3. Врач вворачивает жизнь людям, вылечивает их.

4. На первое подали рыбий суп.

Задание 8. “По нитке до клубка”.

Ребятам необходимо прочитать фразу, прослеживая взглядом линию от начала до конца. Запись в тетрадь. (Будь осторожным на дорогах)

Задание 9. Загадочные квадраты.

Рассмотрите загадочные квадраты и найдите среди букв, слова обозначающие действия предметов. Слова: топает, белили, бросал, играет, копали.

Задание 10.

Упражнение, направленное на формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логических суждений при решении учебных задач: из предложенных слов надо выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. без чего этот предмет быть не может:

Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Город – автобус, здание, улица, велосипед.


ПРИЛОЖЕНИЕ №5

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Просветительская беседа для школьников на тему:

«Портфолио старшеклассника «Копилка успеха»»

У каждого ученика есть работы, которыми он может гордиться. Полезные и интересные материалы часто не сразу могут найти применение. Что со всем этим делать? Предлагаем тебе завести папку, в которой ты сможешь не только хранить свои лучшие работы, грамоты, дипломы и т.п., но и систематизировать полезную и интересующую тебя информацию. Оформляя портфолио, ты на практике сможешь применить знания "секретов успешной учебы".

Портфолио – копилка успехов

Портфолио ученика – это не просто папка, в которой можно хранить свои лучшие работы, грамоты, дипломы и др., а также систематизировать полезную и интересующую информацию. Портфель достижений используется для самооценивания и учета собственных достижений (в т. ч. успехов в учебе).

Прежде чем начинать собирать портфолио, вы должны понять цель его составления. В портфолио собирается разнообразная информация, отражающая объективно существующий уровень подготовки, существующие проблемы, трудности, необходимость их преодоления. Портфолио демонстрирует прогресс во времени. "Чистится" он регулярно: проводится отбор и оценивание работ, которые вы в нем оставляет. Время "чисток" устанавливается учеником, родителями и учителем (например, 1 раз в две недели).

Предметное портфолио

Мы предлагаем инструмент, который поможет тебе сделать уверенный шаг к успеху. Этот инструмент – предметное портфолио. С его помощью ты сможешь увидеть и оценить свои достижения в изучении того или иного предмета. Эта оценка не будет зависеть от отметки в журнале, потому что даст возможность тебе не зависеть от учителя и самостоятельно увидеть то, чем ты можешь гордиться, а это – залог позитивной самооценки, которая даёт силы преодолевать любые трудности.

Предметное портфолио может состоять из следующих разделов:

• "Портрет" ("Я и предмет")

• "Чему я хочу научиться"

• "Копилка":

• памятки, полезная информация

• "Мои достижения"

• "Список литературы"

В разделе "Портрет" ты сможешь раскрыть себя и выразить своё отношение к избранному предмету, разобраться, почему именно этот предмет тебя привлекает, и в чём заключаются трудности его изучения.

Чётко сформулировать цели и задачи в изучении избранного предмета ты сможешь в разделе "Чему я хочу научиться": начиная путь к успеху, необходимо видеть конечный результат и пути его достижении.

В "Копилке" собери всю полезную информацию по предмету, различные памятки, алгоритмы действий, которые помогут тебе в учёбе.

В разделе "Мои достижения" можно разместить не только грамоты, дипломы, но и всё то, что получилось у тебя лучше, чем обычно и в чём ты видишь свой успех, пусть даже ещё не оценённый учителем.

Свою начитанность и широкий кругозор ты сможешь показать, поместив в раздел "Список литературы" информацию о дополнительной литературе по предмету, которую ты прочитал.

По желанию ты можешь добавлять в портфолио новые разделы, сохранив основные, предложенные нами.

Как работать с портфолио старшеклассника?

• Оформи основные разделы. В первой части портфолио тебе предстоит составить свой собственный портрет. Можешь написать эссе о себе: выдели отличительные черты своего характера; расскажи о своих любимых занятиях. Этот раздел может содержать интересные фотографии и (или) твой автопортрет. Кроме того, свой автопортрет ты можешь выполнить в виде коллажа (используй для этого вырезки и старых журналов). Можно представить свой герб и (или) девиз. Прояви фантазию!

• В раздел "Копилка" вкладывай нужную и полезную информацию.

• 1 раз в месяц обновляй содержимое раздела "Мои достижения".

• В начале учебного года и в начале каждой четверти тебе предстоит подумать, чего ты хочешь добиться в своих делах: какие результаты ты должен получить? Это и есть цели, которые нужно обозначить в соответствующем разделе портфолио. Просматривая содержимое раздела "Мои достижения", подумай: соответствуют ли результаты деятельности поставленным целям?

• Раздел "Обратная связь" будет включать отзывы о твоем портфолио тех людей, которым ты будешь его представлять.

Как дополнительный материал был разработан информационный стенд на тему: «Портфолио старшеклассника «Копилка успеха»».


ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Пятиклассники

Переход из начального в среднее звено школы являет­ся переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рам­ками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в се­мье.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

В переходный период важно получить информацию о следующих качествах и особенностях ребенка:

-- интеллектуальное развитие;

-- учебная мотивация;

-- поведенческая саморегуляция;

-- система отношений ребенка (самооценка, от ношение к другим людям);

-- эмоциональное состояние; последний параметр важно исследовать, поскольку переход к новому этапу жизни естественно вызывает некоторое напряжение.

Именно по причине психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тре­вожность, переживания по поводу проблем в школе.

Таким образом, наша единая задача заключается в со­здании условий для успешного обучения выпускников началь­ной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его даль­нейшее поступательное развитие, его психологическое благо­получие.

Для того чтобы понять, какая помощь требуется ре­бенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.

Рекомендации родителям:

- Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),

- Исключение таких мер наказания, как лишение удо­вольствий, физические и психические наказания.

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Мероприятия в рамках "Недели психологии"

Общешкольная игра «Радуга».

Игра Радуга" - массовое общешкольное мероприятие с психологическим подтекстом и широкими психолого - педагогическими возможностями: использование "Радуги" в неделе психологии с целью создания интриги, настроя школы на "психологическую волну", формирования общего настроения именно той тональности, ради которой и ведётся вся психологическая работа в школе вообще. Основная цель: выявление через игру работоспособности, утомляемости школьного коллектива. Психологическая неделя - это погружение в новое, малознакомое школе переживание, и "Радуга" способствует такому погружению лучше многих прочих форм.

В начале дня участники игры, заходя в школу, видят большой плакат, где нарисованы солнце и яркая радуга. На других небольших плакатах читают: "С каким настроением ты идёшь сегодня в школу?". Встречают участников игры учащиеся педагогической группы и предлагают выбрать один цветной жетончик из предложенных (красный, зелёный, жёлтый, серый, чёрный) и бросить в коробочку такого же цвета (в каждой коробочке есть прорезь).

На следующее утро всех встречает в холле два больших плаката. На плакатах четыре цветные диаграммы и всё объясняющий текст. Две диаграммы вверху озаглавлены: "Утро - школьники" и "Утро - взрослые", на каждой круговой диаграмме в определённом соотношении нарисованы сектора пяти цветов. И всё понятно даже первокласснику.

Игра «следопыты».

Задание для участников.

Ваша задача: Ответить правильно на предлагаемые вопросы как можно быстрее.

Победителей ждет приз!

1. Сколько лет нашей школе?______________________

2. Сколько кабинетов на 2 этаже?___________________

3. Сколько всего часов висит в школе?_________________

4. Во сколько приходит на работу школьный повар?_________

5. Сколько женщин по имени Татьяна работает в школе?_________________

6. Какой породы пес у директора школы? __________________________

7. Сколько дверей в школе?____________________

8. Сколько телефонов в кабинете директора?_____________________

9. Любимое место отдыха, учителя географии?________________

10. Где отдыхал прошлым летом «физрук»?_______________________

11. Сколько цветов в горшках в кабинете технологии?_________________

12. Сколько всего компьютеров в школе?_________________

13. Сколько стульев в кабинете психолога?____________________

14. Какого цвета диван в учительской?________________________

15. Сколько парт в кабинете биологии?______________________

16. Чьи портреты висят в кабинете иностранного языка и пения?_______________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Сколько фотографий на стенде «Гордость школы?»№_________________

18. Сколько ступеней на главной лестнице?__________________________

19. У кого из мальчиков в школе самая длинная прическа?_______________

20. У кого из девочек сегодня больше всех заколочек в волосах?___________

21. Сколько воздушных шаров висело вчера в фойе?_____________________

Психологическая акция «Тайный друг» - одна из любимейших акций у детей. Почта тайных друзей работала три дня, принимали участие в ней и дети, и взрослые. По условию игры каждый участник выбирает себе «объект» - и в течение оговоренного времени оказывает ему знаки внимания так, чтобы человек («объект») не догадался, кто его тайный друг. Каждое послание обозначается буквами «Т.Д.».


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

(7 СЕМЕСТР)

студентки очной формы обучения дневного отделения

факультета психологии 4 курса группы: 88001104

Прядко Ирины Николаевны

сроки прохождения практики:

с 06.10.2014 по 01.11.2014

Руководители:

практики от организации

директор, Никитинский А. В.;

 

групповой руководитель

кандидат психологических наук,

доцент кафедры возрастной и социальной психологии

Овсяникова Е.А.

 

Белгород 2014

 


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.039 с.)