Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место практики в структуре ООП бакалавриата↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРАКТИКА В ДЕТСКОМ САДУ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки Психология образования, очная и заочная форма обучения
Тюменский государственный университет
Пояснительная записка
1. Цель ООП ВПО – обеспечение качественной подготовки квалифицированных конкурентноспособных специалистов, готовых к практической деятельности в системе образования и обладающих общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению подготовки, необходимыми для качественной и грамотной реализации целей и задач образовательной политики в пространстве России. Цель практики: обеспечение содержательной связи теоретических знаний с их реализацией в практической деятельности будущего специалиста; становление общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешного осуществления профессиональных функций.
2. Задачи практики: 1. Ознакомление с системой построения работы педагога-психолога в ДОУ: целями, задачами, основными направлениями, формами и методами работы; требованиями к организации рабочего места (кабинета) психолога, требованиями к ведению документации; 2. Осуществление психологической диагностики: формирование умений наблюдать и протоколировать ход диагностической работы, анализировать полученные данные, писать психологические заключения, планировать дальнейшую психологическую работу; 3. Осуществление пассивного участия в процедуре психологической коррекции (развивающей работы): формирование умений наблюдать и протоколировать ход коррекционной работы, анализировать полученные результаты, планировать дальнейшую психологическую работу; 4. Формирование творческой активности и положительной мотивации к будущей профессии. 5. Приобретение студентами навыков рефлексии с целью профессионального развития и активизации личностных ресурсов. 6. Воспитание ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, освоение ими общей психологической культуры, профессиональной этики.
Место практики в структуре ООП бакалавриата Практика в детском саду относится к базовой части цикла «Учебная и производственная практика» (Б5.02), ООП программы бакалавриата по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования». Практика в детском саду базируется на освоении таких учебных дисциплин как «Возрастная психофизиология», «Психология дошкольного возраста», «Психология игры», «Образовательные программы для детей дошкольного возраста», «Психология воспитания», «Психолого-педагогическая диагностика», «Возрастно-психологическое консультирование», «Методы коррекционно-развивающей работы психолога»; а также на практических умениях полученных в процессе прохождения учебной практики «Летняя пришкольная практика». Для успешного освоения курса студенту требуется знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, педагогических и профессиональных особенностей родителей и педагогов, а также практические умения в работе с диагностическим инструментарием, применение технических навыков в процессе консультирования и тренинговой работы. Прохождение практики «Практика в детском саду» необходимо для продуктивного усвоения таких дисциплин как «Психология детей младшего школьного возраста», «Возрастная психологическая диагностика детей и подростков», «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», «Возрастно-психологическое консультирование», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Психолого-педагогическое взаимодействие с родителями»; а также для применения полученных умений на практиках «Практика в школе», «Комплексная психолого-педагогическая практика».
Форма проведения практики Практика в детском саду является педагогической практикой и проводится в детских дошкольных учреждениях образовательно-воспитательного характера.
Место и время проведения практики Время проведения практики в детском саду – 4 семестр. Продолжительность практики составляет 216 часов, с отрывом от учебной деятельности. Практика в детском саду проводится на базе образовательных и воспитательных учреждений: – дошкольные образовательные учреждения; – учреждения интернатного типа; – оздоровительно-воспитательные центры. Студент обязан проходить практику в учреждении, в которое он направлен приказом по университету. С учреждением заключаются договоры: «О предоставлении мест»; «Об оплате». Студенты – практиканты обязаны своевременно пройти (до начала практики) медицинский осмотр исходя из требований к медосмотрам, предъявляемым к работникам детского дошкольного учреждения. Непосредственными участниками организации и проведения практики в детском саду являются руководители практики от института и принимающая организация.Руководители практики от института: – общий руководитель практики (координатор) – преподаватель с кафедры возрастной и педагогической психологии ИПиП, ответственный за данный вид практики; – руководитель практики от ИПиП. Руководители практики от образовательного учреждения: – директор учреждения; – специалист (педагог-психолог), который непосредственно взаимодействует с практикантами. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики В результате прохождения данного вида практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения: · умение установить контакт и организовать целесообразное профессиональное взаимодействие с детьми, педагогами, родителями и др.; · умение подбирать и адекватно использовать необходимую информацию; · умение использовать базовые стандартизированные психодиагностические методики, методы экспертной оценки; · умение наблюдать и протоколировать ход коррекционно-развивающей работы, анализировать полученные результаты, планировать дальнейшую психологическую работу; · умение осуществлять просветительскую деятельность в области психологии и педагогики; · умение составлять справки (заключения) по результатам исследований и рекомендации всем участникам образовательного процесса.
7. Структура и содержание практики Общая трудоемкость учебной практики составляет 6 зачетных единиц, 4 недели.
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике Индивидуальная диагностика, наблюдение и беседа, презентационные технологии, интерактивные методы обучения.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике Методические указания студентам Подготовительный этап Перед началом практики общий руководитель (координатор) данного проводит инструктивное собрание, на котором студентам разъясняют цель, задачи, содержание, порядок её прохождения, требования, предъявляемые к отчетной документации. Обсуждаются базы практики, сроки её проведения, критерии оценивания результатов.
Основной этап Введение дневника и планирование работы План предстоящей работы составляется студентом совместно с руководителем от учреждения в первую неделю выхода студентов на практику; датируется и визируется педагогом-психологом. План работы должен быть согласован с администрацией учреждения (достаточно устного согласования) и представлен руководителю практики от института. Дневник прохождения практики ведется систематически, данные вносятся своевременно. В дневнике фиксируется дата практической работы, вид выполняемой деятельности (с указанием особенностей и количественных характеристик), затраченное на него время. В конце каждой недели дневник подписывается педагогом-психологом (Приложение№8). Материалы дневника используются при составлении отчета о выполненной на практике работе.
Оформление отчетной документации Студенты сдают договоры (с учреждением о предоставлении мест и для оплаты руководителям практики от данного учреждения) не позднее недели до начала прохождения практики. Договоры должны быть подписаны руководителем учреждения, заверены печатью. Форматирование текста: Шрифт - Times New Roman; Кегль 14; Поля: слева – 2,5; справа – 1,5; сверху – 2,0; снизу -2,0; Отступ первой строки абзаца на 1,25 см; Междустрочный интервал – полуторный; Выравнивание текста «по ширине» страницы. Отчет помещается в папку-скоросшиватель (без файлов). Письменный отчет должен содержать описание практической работы, предусмотренной данным видом практики. Схема «Отчета»: - титульный лист, - характеристика, - оглавление, - план работы на время прохождения практики, - дневник прохождения практики, - отчет о работе ознакомительного характера, - справки с результатами психолого-педагогической диагностики, - результаты наблюдения и протоколы хода коррекционно-развивающей (профилактической) работы, - отчет об участии в культурно-просветительской работе, - самоанализ, - приложения.
Титульный лист «Отчета» обязательно заверяется печатью учреждения, в котором студент проходил практику. Образец оформления титульного листа см. в «Приложении №1». Характеристика на студента с места прохождения практики помещается после «Титульного листа». Характеристика подписывается руководителем практики от учреждения и руководителем данного учреждения, заверяется печатью. В характеристике должно быть зафиксировано время прохождения практики, виды выполненных студентом работ, охарактеризованы профессиональные и личностные качества студента. В «Оглавлении» должны быть обозначены виды работ, предусмотренные содержанием данной практики; указаны страницы.
В содержание «Отчета» входит: - План работы на время прохождения практики, подписанный педагогом-психологом (и отправленный для ознакомления руководителю практики, Ю.В. Лазаревой, в первые 1-3 дня от её начала). - Дневник прохождения практики, подписанный педагогом-психологом в конце каждой недели. - Отчет о работе ознакомительного характера, содержащий перечисление видов документации педагога-психолога и их основное содержание; характеристику методической и материально-технической базы, как учреждения, так и рабочего кабинета педагога-психолога; анализ посещения родительского собрания (педагогического совета, методического объединения). - Справки с результатами психолого-педагогической диагностики (первичные материалы проведенного обследования помещаются в приложениях). - Протоколы процедуры коррекционно-развивающей (профилактической) работы, анализ работы педагога-психолога в процессе проведения коррекционно-развивающих занятий. - Отчет об участии в культурно-просветительских мероприятиях с указанием вида выполненной работы, объема, формы предъявления. - Самоанализ, включает констатирующую и творческую части. В констатирующей части оценивается в целом весь процесс и результаты практики; описываются виды выполненных работ; фиксируются трудности, возникшие в ходе практической деятельности, положительные результаты работы; формулируются предложения по совершенствованию организации данного вида практики. (Приложение№7). Творческая часть состоит из эссе-отзыва «Четыре дня педагогической практики, которые …» (завершить название самостоятельно). План выполнения творческой работы: 1. Выбрать четыре, наиболее интересных дня практики (основания выбора могут быть совершенно разными, например, насыщенность событиями, необычность, личные и профессиональные приобретения и т.д.); 2. Описать события этих дней и ваши переживания, эмоциональное отношение к ним; 3. Показать роль, значение (оно может быть совершенно разным) этих дней в вашей дальнейшей профессиональной жизни; 4. Отразить содержание вашего эссе в названии продолжив его (название). - Приложения, в которых помещаются первичные материалы обследования, содержание некоторых нормативных, специальных, организационно-методических документов педагога-психолога. Приложения должны иметь нумерацию, четкие названия. Бланки, таблицы графики и т.п. также должны быть подписаны. В приложении используется кегль шрифта на 1-2 размера меньше, чем кегль шрифта основного текста «Отчета», междустрочный интервал – одинарный.
Заключительный этап После окончания практики письменные отчеты о проделанной работе сдаются на проверку (студенты дневной формы обучения - в течение первой недели начала осенней сессии; студенты заочной формы обучения – в первые два дня следующей сессии (7 семестр)) руководителю практикой от ИПиП, за которыми студенты были закреплены приказом ректора (Лазаревой Ю.В.). Вмести с отчетом предоставляется мультимедийная презентация. Для презентации используются фотографии, на которых студенты-практиканты запечатлены в процессе выполнения того или иного вида деятельности, предусмотренного программой практики. От каждого учреждения, являющегося базой практики, должно быть представлено не менее одной презентации. После проверки и оценивания работы отчеты о «Практике в детском саду» сдаются для регистрации и хранения на кафедру психологии и педагогики детства ИПиП. Итоговая оценка за «Практику в детском саду» складывается из суммы оценок, выставленных студенту по результатам письменного и, возможно, устного отчетов, и оценки руководителя практики от учреждения. Руководитель имеет право настаивать на снижении оценки за практику при халатном отношении студента к своим обязанностям. Формально подготовленные отчеты, несмотря на хорошо пройденную практику, дают основание для существенного снижения оценки. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики 11.1. Основная литература: 1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: ПИТЕР, 2008. 2. Васильева И.В.Психодиагностика: учеб. пособие/ И.В. Васильева; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. 3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М.: Академия, 2003.
11.2. Дополнительная литература: 1. Детский практическийпсихолог: программы и метод. материалы: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2001. 2. Диагностическая работа в детском саду, или как лучше понять ребенка: метод. пособие / под ред. Е.А. Ничипорюк. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 3. Ермолаева М.В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. – М.: Ин-т практ. психологии, 1996. 4. Практическаяпсихологияобразования: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология"/ ред. И.В. Дубровина. – СПб.: ПИТЕР, 2006. 5. Психолог в детскомдошкольном учреждении: Методические рекомендации к практич. деятельности. – М.: Новая школа, 1996. 6. Психологическая служба в системе образования / под ред. Л. Борисова. – Бердск: Пеликан, 1998. 7. Психологические игры и тренинги в детском саду / под ред. Л.В. Чернецкой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 8. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет: психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003. 9. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 10. Руководство практического психолога: психич. здоровье детей и подростков в контексте психол. службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1997. 11. Руководство практического психолога: готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1995.
11.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: · http://www.psy-files.ru/. Сайт «Рsy-files.ru», на котором представлены on-line тесты, тестовые методики, подборка тренинговых упражнений для детей и взрослых, психологическая библиотека, документация психолога; · http://vsetesti.ru/. Сайт «ВСЕТЕСТЫ.RU», на котором размещены профессиональные психологические тесты; · http://psychology.net.ru/. Сайт «Мир психологии»; · http://psynet.narod.ru/main.htm. Сайт «Практическая психология»; · http://www.psylib.kiev.ua/. Электронные психологическая библиотека.
Образец оформления титульного листа Приложение 1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» Институт психологии и педагогики Кафедра психологии и педагогики детства
ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (ПРАКТИКЕ В ДЕТСКОМ САДУ)
Выполнил: студент ___ курса, направление 050400.62 Группы_____ Фамилия, имя, отчество (полностью)
Место прохождения практики: указать вид образовательного учреждения, его номер, адрес, телефон
Руководитель учреждения Фамилия, имя, отчество, должность Подпись_______________ Печать
Проверили: Руководитель от образовательного учреждения Фамилия, имя, отчество, должность Оценка_______ Дата_______ Подпись_______
Руководитель от ИПиП Фамилия, имя, отчество, должность Оценка_______ Дата_______ Подпись_______
Итоговая оценка: _______________
Тюмень 2016
Приложение 2
Примерная схема составления Примерная схема составления Требования к составлению справок (заключений) Протокол Примерная форма самоанализа За время практики я изучил(а): ________________________________________________________________________________________________________________________________________
За время практики я посетил(а): _______________________________________________________________________________________________________________________________________
За время практики я самостоятельно провел(а): ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что дала практика образовательному учреждению: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что дала практика студенту (чему он научился, в чем разобрался): ________________________________________________________________________________________________________________________________________
С какими проблемами студент столкнулся в ходе практики ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложения студента по совершенствованию практики ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 8 ПРАКТИКА В ДЕТСКОМ САДУ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки Психология образования, очная и заочная форма обучения
Тюменский государственный университет
Пояснительная записка
1. Цель ООП ВПО – обеспечение качественной подготовки квалифицированных конкурентноспособных специалистов, готовых к практической деятельности в системе образования и обладающих общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению подготовки, необходимыми для качественной и грамотной реализации целей и задач образовательной политики в пространстве России. Цель практики: обеспечение содержательной связи теоретических знаний с их реализацией в практической деятельности будущего специалиста; становление общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешного осуществления профессиональных функций.
2. Задачи практики: 1. Ознакомление с системой построения работы педагога-психолога в ДОУ: целями, задачами, основными направлениями, формами и методами работы; требованиями к организации рабочего места (кабинета) психолога, требованиями к ведению документации; 2. Осуществление психологической диагностики: формирование умений наблюдать и протоколировать ход диагностической работы, анализировать полученные данные, писать психологические заключения, планировать дальнейшую психологическую работу; 3. Осуществление пассивного участия в процедуре психологической коррекции (развивающей работы): формирование умений наблюдать и протоколировать ход коррекционной работы, анализировать полученные результаты, планировать дальнейшую психологическую работу; 4. Формирование творческой активности и положительной мотивации к будущей профессии. 5. Приобретение студентами навыков рефлексии с целью профессионального развития и активизации личностных ресурсов. 6. Воспитание ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, освоение ими общей психологической культуры, профессиональной этики.
Место практики в структуре ООП бакалавриата Практика в детском саду относится к базовой части цикла «Учебная и производственная практика» (Б5.02), ООП программы бакалавриата по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования». Практика в детском саду базируется на освоении таких учебных дисциплин как «Возрастная психофизиология», «Психология дошкольного возраста», «Психология игры», «Образовательные программы для детей дошкольного возраста», «Психология воспитания», «Психолого-педагогическая диагностика», «Возрастно-психологическое консультирование», «Методы коррекционно-развивающей работы психолога»; а также на практических умениях полученных в процессе прохождения учебной практики «Летняя пришкольная практика». Для успешного освоения курса студенту требуется знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, педагогических и профессиональных особенностей родителей и педагогов, а также практические умения в работе с диагностическим инструментарием, применение технических навыков в процессе консультирования и тренинговой работы. Прохождение практики «Практика в детском саду» необходимо для продуктивного усвоения таких дисциплин как «Психология детей младшего школьного возраста», «Возрастная психологическая диагностика детей и подростков», «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», «Возрастно-психологическое консультирование», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Психолого-педагогическое взаимодействие с родителями»; а также для применения полученных умений на практиках «Практика в школе», «Комплексная психолого-педагогическая практика».
Форма проведения практики Практика в детском саду является педагогической практикой и проводится в детских дошкольных учреждениях образовательно-воспитательного характера.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.124 (0.013 с.) |