Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отчетная документация по практике↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРАКТИКА ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ПФ (МИ) ЗФО Учебно-методические рекомендации ВВЕДЕНИЕ Важным элементом современного высшего образования является методическая подготовка будущих специалистов, которая позволит им эффективно применять свои знания на практике, осваивать все новое, что появляется в области профессиональной деятельности. Педагогическая практика студентов на 4 курсе проводится с отрывом от учебных занятий. На этом этапе освоение профессиональных навыков осуществляется посредством выполнения всех функций учителя, что предполагает «погружение» в жизнь и проблемы современной школы. Студентам предстоит самостоятельно провести несколько уроков, различных коллективных и массовых воспитательных дел вместе с учениками. Практика включает также изучение личности и коллектива школьников, что является основным содержанием заданий по психологии, предложенных для студентов. В то же время практика это и способ углубления и расширения знаний, проверки профессиональной пригодности будущих специалистов. Сущность процесса педагогического взаимодействия предполагает развитие личности не только ученика, но и самого педагога. От личностного потенциала, профессиональных и специальных знаний и умений, взглядов и убеждений будущего педагога зависят эффективность и плодотворность общения и учебного процесса. Поэтому основными принципами практической психолого-педагогической подготовки являются: § принцип профессиональной направленности, связывающий содержание психологической подготовки с системой задач профессиональной деятельности педагога; § принцип развития личности будущего специалиста, его профессионального самосознания как непрерывного процесса превращения студента в полноценного субъекта педагогической деятельности; § принцип системности в организации содержания практической подготовки специалиста, её целостность, структурность, динамичность; § принцип рефлексии, предполагающий осмысление студентами педагогической деятельности, синтез психологических знаний и своих представлений, переживаний, действий. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ 1.1ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ Психолого-педагогическая практика студентов IV курса проводится с отрывом от учебных занятий и носит характер производственной. Организация практики предполагает: 1. Проведение установочной конференции по практике в ВУЗе. 2. Планирование и организацию психолого-педагогической деятельности студента в школе. 3. Подготовка и проведение итоговой конференции в ВУЗе. На установочной конференции студент получает необходимые методические указания по выполнению заданий по психологии, знакомятся с обязанностями и правами студента-практиканта.
Оформление титульного листа ВГУ имени П.М.Машерова Кафедра психологии ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ Студента ___курса, группы № ___ факультета_____отделения __ ФИО____________________________________________________________ проходящего производственную практику в______классе СШ№_________ г. __________с _____ (число, месяц, год) по ___ (число, месяц, год) Руководитель- методист по психологии _____________________
На первой странице даются сведения: фамилия, имя, отчество директора, завуча школы, школьного психолога, классного руководителя и руководителя–методиста по психологии. На второй странице, руководствуясь задачами и содержанием программы практики по психологии, студент составляет индивидуальный план работы на весь период практики. Схема составления индивидуального плана работы
В графе «Дата» студент указывает число выполнения задания. В графе «Виды выполненных работ» отмечает выполнение того или иного задания программы, конкретно, указывая вид работы (диагностика, обработка результатов, анализ и интерпретация полученных результатов, составление рекомендаций и т.д.). Колонка «Отметка о выполнении» даёт возможность руководителю отметить качество выполнения заданий оценкой или отметкой. В графу «Замечания, рефлексия» студентом и руководителем вносятся замечания и размышления по содержанию заданий и особенностям их проведения. На следующую страницу студент вносит список учеников класса, в котором он проходит практику. На последующих страницах студент фиксирует результаты выполнения каждого задания программы: указывает номер задания, название используемой методики, описывает особенности выполнения учащимся задания, анализирует и интерпретирует результаты диагностики, делает выводы после каждого задания и дает необходимые рекомендации для учителей и родителей.
1.2 ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРАКТИКИ Руководитель – методист по психологии: - подбирает (по необходимости) диагностические материалы для определения уровня развития школьника, для изучения его личности, консультирует по методике их проведения и анализа; - по мере необходимости проводит занятия и консультации для практикантов; - оказывает психологическую помощь при затруднениях во взаимоотношениях студентов с педагогическим коллективом; - участвует в психологических наблюдениях и диагностиках, проводимых студентами, руководит совместным анализом полученных данных; - присутствует во время самостоятельной педагогической деятельности студентов и проводит её психологический анализ; - оказывает необходимую помощь базовой школе, поддерживает связь и по необходимости консультирует психолога школы; - анализирует и оценивает результаты выполнения студентами заданий по психологии; - выступает с сообщениями о результатах психологической деятельности студентов-практикантов на итоговой конференции по практике и заседании кафедры; - готовит отчёт о прохождении практики по психологии студентами.
Студент – практикант: - участвует в установочной и итоговой конференции; - соблюдает план работы, присутствует на практике ежедневно, своевременно извещает методиста о причинах отсутствия на практике; - проявляет достаточно высокий уровень социально-психологической культуры, вступая во взаимодействие с педагогами, школьниками и их родителями, коллегами и преподавателями; - изучает специальную психологическую литературу, рекомендованную на практике; - выполняет все задания, предусмотренные программой практики, тщательно к ним готовится; - своевременно и аккуратно оформляет необходимую по программе практики документацию; - проводит самоанализ уровня теоретической и практической подготовки по психологии; - высказывает предложения по организации практики, совершенствованию практической подготовки по психологии.
Для эффективного выполнения заданий по психологии студент должен быть включён в систему взаимодействия «ученик- класс- учитель- психолог».
1.3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА И ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА Можно обозначить следующие пути взаимодействия студента-практиканта и школьного психолога: § информация о психологических особенностях класса и конкретных учеников; § обращение за помощью в трудных случаях, когда студент практикант сам не в состоянии решить вопрос, т.е приобретение опыта; § знакомство с деятельностью школьного психолога – посещение кабинета, посещение мероприятий, проводимых школьной психологической службой; § выполнение заданий по психологии, которые даются на период практики: психологическое просвещение, элементарная психодиагностика; § осознание концепции психологической службы. ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ Для оценки деятельности студента на практике, а также для подготовки и качественного проведенияитоговой конференции студент должен сдать отчётную документацию методисту по психологии не позднее 5 дней после окончания практики. Отчетная документация может быть написана чётким, аккуратным почерком, без зачёркиваний и сокращения слов или в печатном виде на одной стороне листа. 1). Индивидуальный график, в котором студент еженедельно фиксирует процесс выполнения заданий по психологии и дает анализ полученных результатов. 2). Эмпирические материалы (бланки ответов, протоколы, результаты выполнения школьниками психодиагностических заданий). 3). Отчёт - рефлексия практики (анализ своих мыслей и переживаний в связи с профессиональной педагогической деятельностью, размышления и осознание того, как вас воспринимают и оценивают учащиеся, коллеги и самоанализ успешности и результативности прохождения психолого-педагогической практики). В отчёте студент может отметить эффективность общения и взаимодействия со школьниками, полноту и качество выполнения заданий по психологии, трудности, с которыми встретился студент на практике, степень достаточности теоретических знаний по психологии, степень удовлетворённости своей деятельностью, владение умениями в изучении личности ученика и взаимоотношений в классе, предложения по совершенствованию подготовки, организации и содержанию практики по психологии.
Руководитель-методист по психологии должен проверить отчётную документацию, опираясь на критерии оценки деятельности студента на практике: 1. Уровень владения студентами психологическими знаниями: ориентировка в содержании преподаваемых психологических дисциплин и в конкретной теме курса; использование соответствующих научных понятий; интерпретация полученных эмпирических материалов; применение психологических знаний в реальных жизненных ситуациях и в процессе педагогического взаимодействия. 2. Уровень сформированности профессиональных умений психолого-педагогической деятельности студента-практиканта: умение осуществлять лично-ориентированный подход в педагогическом процессе; умение активизировать учебно-познавательную деятельность школьников; умение выстраивать собственную тактику поведения во взаимоотношениях с учащимися; умение наблюдать и фиксировать наблюдаемое, умение осуществлять диагностику и корректировать деятельность учеников и собственную деятельность; знание психологических основ при построении системы отношений с учениками разного возраста и педагогами. 3. Степень самостоятельности и творчества в организации деятельности: самостоятельность в выполнении заданий практики; самостоятельность в разработке содержания предлагаемого школьникам материала; проявление творчества в педагогической деятельности; владение педагогической импровизацией. 4. Личностное отношение студентов к практике: проявление интереса к психологическим заданиям на практике; дисциплинированность студента; активность в проявлении психологических знаний и умений; инициативность в организации различных форм внеклассной работы с учащимися. 5. Качество оформления и своевременность сдачи документации: соответствие требованиям; эстетика оформления; своевременность оформления; своевременность сдачи.
2 МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА «Вы учите не тому, что вы сами знаете, СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ Задания студент проводит индивидуально с выбранным учеником.
Задание 1. 1 ТИПОЛОГИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ «ЛЕСЕНКА ПОБУЖДЕНИЙ» (А.И. БОЖОВИЧ, И.К. МАРКОВА) Цель: исследование познавательных мотивов, социальных мотивов, побуждающих к учебной деятельности. Инструкция к тесту: «На карточках (написано, зачем школьники учатся в школе). Но нас интересует не то, для чего все учатся, а для чего учишься ты сам, что для тебя самое главное. Выбери карточку, где написано самое главное. Это будет первая ступенька. Из оставшихся карточек снова выбери ту, где написано самое главное, – это вторая ступенька (положи ее ниже первой). Продолжай строить самостоятельно. Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующие 4 познавательным и 4 социальным мотивам: Тест 1. Я учусь для того, чтобы все знать. 2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения. 3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки. 4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи. 5. Я учусь, чтобы быть полезным людям. 6. Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами. 7. Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей. 8. Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи. Задание 1.2 В школьной практике уровень учебной мотивации может успешно определяться методом наблюдения, решающим обстоятельством здесь является то, что педагог может наблюдать поведение и деятельность ученика в различных жизненных и учебных ситуациях, а также с помощью бесед, во время проверки домашних заданий и вне учебной деятельности. Во время бесед и в ходе наблюдения попытайтесь установить причины отрицательного и нейтрального отношения к учению.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА УЧАЩИМСЯ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Отношение ученика к учению: - с интересом или без интереса учится; - проявляет ли желание учиться лучше; - к каким учебным предметам проявляет интерес; - реакции на успехи и неудачи в учении; - отношение к отметке; - отношение к похвале и порицанию учителя; - степень осознанности общественной и личностной значимости учебной деятельности для ученика.
2. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика: - умение принимать и выполнять требования учителя; - умение планировать учебную работу; - осмысленность восприятия учебного материла, быстрота осмысления; - умение выделять главное в учебном материале, делать обобщения, выводы; - собранность, внимательность, сосредоточенность во время урока; - уровень настойчивости в достижении поставленных учебных целей; - умение преодолевать трудности в учебе и личном поведении; - умение осуществлять контроль в учении; - умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал
3. Особенности поведения в учебной деятельности: - ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость; - типичные нарушения дисциплины (если они имели место); - типичное настроение на уроке; - насколько инициативен в учебной деятельности; - выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие).
4. Степень успеваемости: - преобладание оценки; - одинаково или нет успевает по разным предметам.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К БЕСЕДЕ С УЧЕНИКОМ 1. Что больше всего тебя привлекает в школе? (общение с товарищами, получение отметок, узнавание нового, сам процесс учения, самостоятельная работа и другое). 2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее трудным и почему? 3. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее интересным и почему? 4. Какой из учебных предметов ты считаешь самым полезным для своей подготовки к жизни после окончания школы и почему? 5. Какие учебные предметы надо было бы включить в обучение и почему? 6. Преподавание какого предмета тебе нравится больше всего и почему? 7. Как ты считаешь, правильно ли оценивают учителя тебя и твои знания? 8. Можешь ли ты достичь лучших результатов в учении? На основании полученных данных студент делает вывод об уровне развития учебной мотивации школьника. Выводы служат основой для составления рекомендаций по индивидуальной работе с учеником. Во время самостоятельного проведения уроков студент может ставить и решать задач иформирования учебно-познавательной мотивации данного ученика класса. Задание 2.1 План наблюдений 1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать: · а) легко включается в работу; · б) действует со страстью; · в) действует спокойно, без лишних слов; · г) действует робко, неуверенно. 2. Как реагирует на замечания учителя: · а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое; · б) возмущается тем, что ему делают замечания; · в) выслушивает и реагирует спокойно; · г) молчит, но обижен. 3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют: · а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других; · б) быстро, со страстью, но других не слушает; · в) медленно, спокойно, но уверенно; · г) с большим волнением и сомнением. 4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка: · а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию; · б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок; · в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало; · г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения. 5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу: · а) бросает, потом опять продолжает работу; · б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение; · в) проявляет неуверенность, растерянность. 6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания: · а) быстро соглашается; · б) возмущается; · в) остается, не говорит ни слова; · г) проявляет неуверенность. 7. Как ведет себя в незнакомой обстановке: · а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения; · б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро; · в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит; · г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно. Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком "+" соответствующие реакции для каждого пункта плана. Задание2.2 ТЕППИНГ-ТЕСТ Цель: определение свойств нервной системы по психомоторным показателям. Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных исследованиях. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности, теппинг-тест. Оборудование. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203x283), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш. Инструкция: «По сигналу экспериментатора Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 секунд необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работу и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка». Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 секунд дает команду: «Перейти на другой квадрат». По истечении 5 секунд работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп». Обработка результатов включает следующие процедуры: · подсчитать количество точек в каждом квадрате; · построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом квадрате. Анализ результатов. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов: · выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 секунд работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы; · ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы; · нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго · промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 секунд. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система; · вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой. Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности. Тестирование проводится индивидуально, занимает не более 2 минут. Рис. 1.1. Типы динамики максимального темпа движений.
Графики: а — выпуклого типа; б — ровного типа; в — промежуточного и вогнутого типов; г — нисходящего типа. Горизонтальная линия—линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые5 секунд. Задание 2.3 Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника 1. Общие сведения (Ф.И., возраст, класс, школа, социальное положение семьи). 2. Направленность активности: - содержание интересов: широта, устойчивость интересов - мотивационная сфера: система мотивов учебной деятельности, какие мотивы являются ведущими, что повлияло на формирование мотивов; - отношение к учебной деятельности.
3. Характер самооценки: благоприятная (адекватная) или неблагоприятная (завышенная или заниженная). Что повлияло на формирование самооценки? 4. Эмоционально-волевое развитие:
- преобладающее самочувствие, состояние активности; - типичное для школьника настроение; - факторы, определяющие настроение. 5. Познавательное развитие: - общая осведомленность (образованность); - успешность запоминания; - стиль мышления; - самостоятельность суждений; - логика изложения учебного материала. 6. Успешность учебной деятельности, состояние ответственности и дисциплины: - преобладающий уровень успеваемости; - склонность к определенным предметам и затруднения в других; - состояние дисциплины и ответственности; - инициативность в учебной деятельности. 7. Психологические рекомендации (школьнику, учителю, родителям): - на какие сильные стороны личностного и интеллектуального развития ученика следует опираться; - какие личностные и познавательные особенности затрудняют жизнедеятельность школьника (или таковых пока нет).
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 1. Эмпирические материалы (результаты выполнения школьниками психодиагностических заданий). 2. Рефлексия практики (анализ своих мыслей и переживаний в связи с профессиональной педагогической деятельностью, размышления и осознание того, как вас воспринимают и оценивают учащиеся, коллеги и самоанализ успешности и результативности прохождения психолого-педагогической практики). Отчетная документация должна бьггь написана четким, аккуратным почерком, без зачеркиваний и сокращений слов.
ПРАКТИКА ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ПФ (МИ) ЗФО Учебно-методические рекомендации ВВЕДЕНИЕ Важным элементом современного высшего образования является методическая подготовка будущих специалистов, которая позволит им эффективно применять свои знания на практике, осваивать все новое, что появляется в области профессиональной деятельности. Педагогическая практика студентов на 4 курсе проводится с отрывом от учебных занятий. На этом этапе освоение профессиональных навыков осуществляется посредством выполнения всех функций учителя, что предполагает «погружение» в жизнь и проблемы современной школы. Студентам предстоит самостоятельно провести несколько уроков, различных коллективных и массовых воспитательных дел вместе с учениками. Практика включает также изучение личности и коллектива школьников, что является основным содержанием заданий по психологии, предложенных для студентов. В то же время практика это и способ углубления и расширения знаний, проверки профессиональной пригодности будущих специалистов. Сущность процесса педагогического взаимодействия предполагает развитие личности не только ученика, но и самого педагога. От личностного потенциала, профессиональных и специальных знаний и умений, взглядов и убеждений будущего педагога зависят эффективность и плодотворность общения и учебного процесса. Поэтому основными принципами практической психолого-педагогической подготовки являются: § принцип профессиональной направленности, связывающий содержание психологической подготовки с системой задач профессиональной деятельности педагога; § принцип развития личности будущего специалиста, его профессионального самосознания как непрерывного процесса превращения студента в полноценного субъекта педагогической деятельности; § принцип системности в организации содержания практической подготовки специалиста, её целостность, структурность, динамичность; § принцип рефлексии, предполагающий осмысление студентами педагогической деятельности, синтез психологических знаний и своих представлений, переживаний, действий. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ 1.1ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ Психолого-педагогическая практика студентов IV курса проводится с отрывом от учебных занятий и носит характер производственной. Организация практики предполагает: 1. Проведение установочной конференции по практике в ВУЗе. 2. Планирование и организацию психолого-педагогической деятельности студента в школе. 3. Подготовка и проведение итоговой конференции в ВУЗе. На установочной конференции студент получает необходимые методические указания по выполнению заданий по психологии, знакомятся с обязанностями и правами студента-практиканта.
Оформление титульного листа ВГУ имени П.М.Машерова Кафедра психологии ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ Студента ___курса, группы № ___ факультета_____отделения __ ФИО____________________________________________________________ проходящего производственную практику в______классе СШ№_________ г. __________с _____ (число, месяц, год) по ___ (число, месяц, год) Руководитель- методист по психологии _____________________
На первой странице даются сведения: фамилия, имя, отчество директора, завуча школы, школьного психолога, классного руководителя и руководителя–методиста по психологии. На второй странице, руководствуясь задачами и содержанием программы практики по психологии, студент составляет индивидуальный план работы на весь период практики. Схема составления индивидуального плана работы
В графе «Дата» студент указывает число выполнения задания. В графе «Виды выполненных работ» отмечает выполнение того или иного задания программы, конкретно, указывая вид работы (диагностика, обработка результатов, анализ и интерпретация полученных результатов, составление рекомендаций и т.д.). Колонка «Отметка о выполнении» даёт возможность руководителю отметить качество выполнения заданий оценкой или отметкой. В графу «Замечания, рефлексия» студентом и руководителем вносятся замечания и размышления по содержанию заданий и особенностям их проведения. На следующую страницу студент вносит список учеников класса, в котором он проходит практику. На последующих страницах студент фиксирует результаты выполнения каждого задания программы: указывает номер задания, название используемой методики, описывает особенности выполнения учащимся задания, анализирует и интерпретирует результаты диагностики, делает выводы после каждого задания и дает необходимые рекомендации для учителей и родителей.
1.2 ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРАКТИКИ Руководитель – методист по психологии: - подбирает (по необходимости) диагностические материалы для определения уровня развития школьника, для изучения его личности, консультирует по методике их проведения и анализа; - по мере необходимости проводит занятия и консультации для практикантов; - оказывает психологическую помощь при затруднениях во взаимоотношениях студентов с педагогическим коллективом; - участвует в психологических наблюдениях и диагностиках, проводимых студентами, руководит совместным анализом полученных данных; - присутствует во время самостоятельной педагогической деятельности студентов и проводит её психологический анализ; - оказывает необходимую помощь базовой школе, поддерживает связь и по необходимости консультирует психолога школы; - анализирует и оценивает результаты выполнения студентами заданий по психологии; - выступает с сообщениями о результатах психологической деятельности студентов-практикантов на итоговой конференции по практике и заседании кафедры; - готовит отчёт о прохождении практики по психологии студентами.
Студент – практикант: - участвует в установочной и итоговой конференции; - соблюдает план работы, присутствует на практике ежедневно, своевременно извещает методиста о причинах отсутствия на практике; - проявляет достаточно высокий уровень социально-психологической культуры, вступая во взаимодействие с педагогами, школьниками и их родителями, коллегами и преподавателями; - изучает специальную психологическую литературу, рекомендованную на практике; - выполняет все задания, предусмотренные программой практики, тщательно к ним готовится; - своевременно и аккуратно оформляет необходимую по программе практики документацию; - проводит самоанализ уровня теоретической и практической подготовки по психологии; - высказывает предложения по организации практики, совершенствованию практической подготовки по психологии.
Для эффективного выполнения заданий по психологии студент должен быть включён в систему взаимодействия «ученик- класс- учитель- психолог».
1.3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА И ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА Можно обозначить следующие пути взаимодействия студента-практиканта и школьного психолога: § информация о психологических особенностях класса и конкретных учеников; § обращение за помощью в трудных случаях, когда студент практикант сам не в состоянии решить вопрос, т.е приобретение опыта; § знакомство с деятельностью школьного психолога – посещение кабинета, посещение мероприятий, проводимых школьной психологической службой; § выполнение заданий по психологии, которые даются на период практики: психологическое просвещение, элементарная психодиагностика; § осознание концепции психологической службы. ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ Для оценки деятельности студента на практике, а также для подготовки и качественного проведенияитоговой конференции студент должен сдать отчётную документацию методисту по психологии не позднее 5 дней после окончания практики. Отчетная документация может быть написана чётким, аккуратным почерком, без зачёркиваний и сокращения слов или в печатном виде на одной стороне листа. 1). Индивидуальный график, в котором студент еженедельно фиксирует процесс выполнения заданий по психологии и дает анализ полученных результатов. 2). Эмпирические материалы (бланки ответов, протоколы, результаты выполнения школьниками психодиагностических заданий). 3). Отчёт - рефлексия практики (анализ своих мыслей и переживаний в связи с профессиональной педагогической деятельностью, размышления и осознание того, как вас воспринимают и оценивают учащиеся, коллеги и самоанализ успешности и результативности прохождения психолого-педагогической практики). В отчёте студент может отметить эффективность общения и взаимодействия со школьниками, полноту и качество выполнения заданий по психологии, трудности, с которыми встретился студент на практике, степень достаточности теоретических знаний по психологии, степень удовлетворённости своей деятельностью, владение умениями в изучении личности ученика и взаимоотношений в классе, предложения по совершенствованию подготовки, организации и содержанию практики по психологии.
Руководитель-методист по психологии должен проверить отчётную документацию, опираясь на критерии оценки деятельности студента на практике: 1. Уровень владения студентами психологическими знаниями: ориентировка в содержании преподаваемых психологических дисциплин и в конкретной теме курса; использование соответствующих научных понятий; интерпретация полученных эмпирических материалов; применение психологических знаний в реальных жизненных ситуациях и в процессе педагогического взаимодействия. 2. Уровень сформированности профессиональных умений психолого-педагогической деятельности студента-практиканта: умение осуществлять лично-ориентированный подход в педагогическом процессе; умение активизировать учебно-познавательную деятельность школьников; умение выстраивать собственную тактику поведения во взаимоотношениях с учащимися; умение наблюдать и фиксировать наблюдаемое, умение осуществлять диагностику и корректировать деятельность учеников и собственную деятельность; знание психологических основ при построении системы отношений с учениками разного возраста и педагогами. 3. Степень самостоятельности и творчества в организации деятельности: самостоятельность в выполнении заданий практики; самостоятельность в разработке содержания предлагаемого школьникам материала; проявление творчества в педагогической деятельности; владение педагогической импровизацией. 4. Личностное отношение студентов |
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.203 (0.015 с.) |