Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отчетная документация по практике

Поиск

ПРАКТИКА ПО ПСИХОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ПФ (МИ) ЗФО

Учебно-методические рекомендации

ВВЕДЕНИЕ

Важным элементом современного высшего образования является методическая подготовка будущих специалистов, которая позволит им эффективно применять свои знания на практике, осваивать все новое, что появляется в области профессиональной деятельности.

Педагогическая практика студентов на 4 курсе проводится с отрывом от учебных занятий. На этом этапе освоение профессиональных навыков осуществляется посредством выполнения всех функций учителя, что предполагает «погружение» в жизнь и проблемы современной школы. Студентам предстоит самостоятельно провести несколько уроков, различных коллективных и массовых воспитательных дел вместе с учениками. Практика включает также изучение личности и коллектива школьников, что является основным содержанием заданий по психологии, предложенных для студентов. В то же время практика это и способ углубления и расширения знаний, проверки профессиональной пригодности будущих специалистов.

Сущность процесса педагогического взаимодействия предполагает развитие личности не только ученика, но и самого педагога. От личностного потенциала, профессиональных и специальных знаний и умений, взглядов и убеждений будущего педагога зависят эффективность и плодотворность общения и учебного процесса. Поэтому основными принципами практической психолого-педагогической подготовки являются:

§ принцип профессиональной направленности, связывающий содержание психологической подготовки с системой задач профессиональной деятельности педагога;

§ принцип развития личности будущего специалиста, его профессионального самосознания как непрерывного процесса превращения студента в полноценного субъекта педагогической деятельности;

§ принцип системности в организации содержания практической подготовки специалиста, её целостность, структурность, динамичность;

§ принцип рефлексии, предполагающий осмысление студентами педагогической деятельности, синтез психологических знаний и своих представлений, переживаний, действий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

1.1ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ

Психолого-педагогическая практика студентов IV курса проводится с отрывом от учебных занятий и носит характер производственной. Организация практики предполагает:

1. Проведение установочной конференции по практике в ВУЗе.

2. Планирование и организацию психолого-педагогической деятельности студента в школе.

3. Подготовка и проведение итоговой конференции в ВУЗе.

На установочной конференции студент получает необходимые методические указания по выполнению заданий по психологии, знакомятся с обязанностями и правами студента-практиканта.

 

 

Оформление титульного листа

ВГУ имени П.М.Машерова

Кафедра психологии

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ

Студента ___курса, группы № ___ факультета_____отделения __

ФИО____________________________________________________________

проходящего производственную практику в______классе СШ№_________ г. __________с _____ (число, месяц, год) по ___ (число, месяц, год)

Руководитель- методист по психологии _____________________

 

На первой странице даются сведения: фамилия, имя, отчество директора, завуча школы, школьного психолога, классного руководителя и руководителя–методиста по психологии. На второй странице, руководствуясь задачами и содержанием программы практики по психологии, студент составляет индивидуальный план работы на весь период практики.

Схема составления индивидуального плана работы

Дата Виды выполненных работ Отметка о выполнении Замечания. рефлексия
       

 

В графе «Дата» студент указывает число выполнения задания. В графе «Виды выполненных работ» отмечает выполнение того или иного задания программы, конкретно, указывая вид работы (диагностика, обработка результатов, анализ и интерпретация полученных результатов, составление рекомендаций и т.д.). Колонка «Отметка о выполнении» даёт возможность руководителю отметить качество выполнения заданий оценкой или отметкой. В графу «Замечания, рефлексия» студентом и руководителем вносятся замечания и размышления по содержанию заданий и особенностям их проведения.

На следующую страницу студент вносит список учеников класса, в котором он проходит практику. На последующих страницах студент фиксирует результаты выполнения каждого задания программы: указывает номер задания, название используемой методики, описывает особенности выполнения учащимся задания, анализирует и интерпретирует результаты диагностики, делает выводы после каждого задания и дает необходимые рекомендации для учителей и родителей.

 

1.2 ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРАКТИКИ

Руководитель – методист по психологии:

- подбирает (по необходимости) диагностические материалы для определения уровня развития школьника, для изучения его личности, консультирует по методике их проведения и анализа;

- по мере необходимости проводит занятия и консультации для практикантов;

- оказывает психологическую помощь при затруднениях во взаимоотношениях студентов с педагогическим коллективом;

- участвует в психологических наблюдениях и диагностиках, проводимых студентами, руководит совместным анализом полученных данных;

- присутствует во время самостоятельной педагогической деятельности студентов и проводит её психологический анализ;

- оказывает необходимую помощь базовой школе, поддерживает связь и по необходимости консультирует психолога школы;

- анализирует и оценивает результаты выполнения студентами заданий по психологии;

- выступает с сообщениями о результатах психологической деятельности студентов-практикантов на итоговой конференции по практике и заседании кафедры;

- готовит отчёт о прохождении практики по психологии студентами.

 

Студент – практикант:

- участвует в установочной и итоговой конференции;

- соблюдает план работы, присутствует на практике ежедневно, своевременно извещает методиста о причинах отсутствия на практике;

- проявляет достаточно высокий уровень социально-психологической культуры, вступая во взаимодействие с педагогами, школьниками и их родителями, коллегами и преподавателями;

- изучает специальную психологическую литературу, рекомендованную на практике;

- выполняет все задания, предусмотренные программой практики, тщательно к ним готовится;

- своевременно и аккуратно оформляет необходимую по программе практики документацию;

- проводит самоанализ уровня теоретической и практической подготовки по психологии;

- высказывает предложения по организации практики, совершенствованию практической подготовки по психологии.

 

Для эффективного выполнения заданий по психологии студент должен быть включён в систему взаимодействия «ученик- класс- учитель- психолог».

 

1.3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА И ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Можно обозначить следующие пути взаимодействия студента-практиканта и школьного психолога:

§ информация о психологических особенностях класса и конкретных учеников;

§ обращение за помощью в трудных случаях, когда студент практикант сам не в состоянии решить вопрос, т.е приобретение опыта;

§ знакомство с деятельностью школьного психолога – посещение кабинета, посещение мероприятий, проводимых школьной психологической службой;

§ выполнение заданий по психологии, которые даются на период практики: психологическое просвещение, элементарная психодиагностика;

§ осознание концепции психологической службы.

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Для оценки деятельности студента на практике, а также для подготовки и качественного проведенияитоговой конференции студент должен сдать отчётную документацию методисту по психологии не позднее 5 дней после окончания практики.

Отчетная документация может быть написана чётким, аккуратным почерком, без зачёркиваний и сокращения слов или в печатном виде на одной стороне листа.

1). Индивидуальный график, в котором студент еженедельно фиксирует процесс выполнения заданий по психологии и дает анализ полученных результатов.

2). Эмпирические материалы (бланки ответов, протоколы, результаты выполнения школьниками психодиагностических заданий).

3). Отчёт - рефлексия практики (анализ своих мыслей и переживаний в связи с профессиональной педагогической деятельностью, размышления и осознание того, как вас воспринимают и оценивают учащиеся, коллеги и самоанализ успешности и результативности прохождения психолого-педагогической практики).

В отчёте студент может отметить эффективность общения и взаимодействия со школьниками, полноту и качество выполнения заданий по психологии, трудности, с которыми встретился студент на практике, степень достаточности теоретических знаний по психологии, степень удовлетворённости своей деятельностью, владение умениями в изучении личности ученика и взаимоотношений в классе, предложения по совершенствованию подготовки, организации и содержанию практики по психологии.

 

Руководитель-методист по психологии должен проверить отчётную документацию, опираясь на критерии оценки деятельности студента на практике:

1. Уровень владения студентами психологическими знаниями: ориентировка в содержании преподаваемых психологических дисциплин и в конкретной теме курса; использование соответствующих научных понятий; интерпретация полученных эмпирических материалов; применение психологических знаний в реальных жизненных ситуациях и в процессе педагогического взаимодействия.

2. Уровень сформированности профессиональных умений психолого-педагогической деятельности студента-практиканта: умение осуществлять лично-ориентированный подход в педагогическом процессе; умение активизировать учебно-познавательную деятельность школьников; умение выстраивать собственную тактику поведения во взаимоотношениях с учащимися; умение наблюдать и фиксировать наблюдаемое, умение осуществлять диагностику и корректировать деятельность учеников и собственную деятельность; знание психологических основ при построении системы отношений с учениками разного возраста и педагогами.

3. Степень самостоятельности и творчества в организации деятельности: самостоятельность в выполнении заданий практики; самостоятельность в разработке содержания предлагаемого школьникам материала; проявление творчества в педагогической деятельности; владение педагогической импровизацией.

4. Личностное отношение студентов к практике: проявление интереса к психологическим заданиям на практике; дисциплинированность студента; активность в проявлении психологических знаний и умений; инициативность в организации различных форм внеклассной работы с учащимися.

5. Качество оформления и своевременность сдачи документации: соответствие требованиям; эстетика оформления; своевременность оформления; своевременность сдачи.

 

 

2 МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПРАКТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА

«Вы учите не тому, что вы сами знаете,

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Задания студент проводит индивидуально с выбранным учеником.

 

Задание 1. 1

ТИПОЛОГИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ «ЛЕСЕНКА ПОБУЖДЕНИЙ» (А.И. БОЖОВИЧ, И.К. МАРКОВА)

Цель: исследование познавательных мотивов, социальных мотивов, побуждающих к учебной деятельности.

Инструкция к тесту:

«На карточках (написано, зачем школьники учатся в школе). Но нас интересует не то, для чего все учатся, а для чего учишься ты сам, что для тебя самое главное.

Выбери карточку, где написано самое главное. Это будет первая ступенька. Из оставшихся карточек снова выбери ту, где написано самое главное, – это вторая ступенька (положи ее ниже первой). Продолжай строить самостоятельно.

Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующие 4 познавательным и 4 социальным мотивам:

Тест

1. Я учусь для того, чтобы все знать.

2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

5. Я учусь, чтобы быть полезным людям.

6. Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами.

7. Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей.

8. Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Задание 1.2

В школьной практике уровень учебной мотивации может успешно определяться методом наблюдения, решающим обстоятельством здесь является то, что педагог может наблюдать поведение и деятельность ученика в различных жизненных и учебных ситуациях, а также с помощью бесед, во время проверки домашних заданий и вне учебной деятельности. Во время бесед и в ходе наблюдения попытайтесь установить причины отрицательного и нейтрального отношения к учению.

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА УЧАЩИМСЯ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Отношение ученика к учению:

- с интересом или без интереса учится;

- проявляет ли желание учиться лучше;

- к каким учебным предметам проявляет интерес;

- реакции на успехи и неудачи в учении;

- отношение к отметке;

- отношение к похвале и порицанию учителя;

- степень осознанности общественной и личностной значимости учебной деятельности для ученика.

 

2. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика:

- умение принимать и выполнять требования учителя;

- умение планировать учебную работу;

- осмысленность восприятия учебного материла, быстрота осмысления;

- умение выделять главное в учебном материале, делать обобщения, выводы;

- собранность, внимательность, сосредоточенность во время урока;

- уровень настойчивости в достижении поставленных учебных целей;

- умение преодолевать трудности в учебе и личном поведении;

- умение осуществлять контроль в учении;

- умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал

 

3. Особенности поведения в учебной деятельности:

- ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость;

- типичные нарушения дисциплины (если они имели место);

- типичное настроение на уроке;

- насколько инициативен в учебной деятельности;

- выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие).

 

4. Степень успеваемости:

- преобладание оценки;

- одинаково или нет успевает по разным предметам.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К БЕСЕДЕ С УЧЕНИКОМ

1. Что больше всего тебя привлекает в школе? (общение с товарищами, получение отметок, узнавание нового, сам процесс учения, самостоятельная работа и другое).

2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее трудным и почему?

3. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее интересным и почему?

4. Какой из учебных предметов ты считаешь самым полезным для своей подготовки к жизни после окончания школы и почему?

5. Какие учебные предметы надо было бы включить в обучение и почему?

6. Преподавание какого предмета тебе нравится больше всего и почему?

7. Как ты считаешь, правильно ли оценивают учителя тебя и твои знания?

8. Можешь ли ты достичь лучших результатов в учении?

На основании полученных данных студент делает вывод об уровне развития учебной мотивации школьника. Выводы служат основой для составления рекомендаций по индивидуальной работе с учеником.

Во время самостоятельного проведения уроков студент может ставить и решать задач иформирования учебно-познавательной мотивации данного ученика класса.

Задание 2.1

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

· а) легко включается в работу;

· б) действует со страстью;

· в) действует спокойно, без лишних слов;

· г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

· а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

· б) возмущается тем, что ему делают замечания;

· в) выслушивает и реагирует спокойно;

· г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

· а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

· б) быстро, со страстью, но других не слушает;

· в) медленно, спокойно, но уверенно;

· г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

· а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

· б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

· в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

· г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

· а) бросает, потом опять продолжает работу;

· б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

· в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

· а) быстро соглашается;

· б) возмущается;

· в) остается, не говорит ни слова;

· г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

· а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

· б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

· в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

· г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком "+" соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Задание2.2

ТЕППИНГ-ТЕСТ

Цель: определение свойств нервной системы по психомоторным показателям.

Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных исследованиях. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности, теппинг-тест.

Оборудование. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203x283), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.

Инструкция: «По сигналу экспериментатора Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 секунд необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работу и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 секунд дает команду: «Перейти на другой квадрат». По истечении 5 секунд работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Обработка результатов включает следующие процедуры:

· подсчитать количество точек в каждом квадрате;

· построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

· выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 секунд работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

· ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

· нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго
5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей
работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

· промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 секунд. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;

· вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности. Тестирование проводится индивидуально, занимает не более 2 минут.

Рис. 1.1. Типы динамики максимального темпа движений.

 

 

Графики: а — выпуклого типа; б — ровного типа; в — промежуточного и вогнутого типов; г — нисходящего типа. Горизонтальная линия—линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые5 секунд.

Задание 2.3

Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника

1. Общие сведения (Ф.И., возраст, класс, школа, социальное положение семьи).

2. Направленность активности:

- содержание интересов: широта, устойчивость интересов

- мотивационная сфера: система мотивов учебной деятельности, какие мотивы являются ведущими, что повлияло на формирование мотивов;

- отношение к учебной деятельности.

 

3. Характер самооценки: благоприятная (адекватная) или неблагоприятная (завышенная или заниженная). Что повлияло на формирование самооценки?

4. Эмоционально-волевое развитие:

 

- преобладающее самочувствие, состояние активности;

- типичное для школьника настроение;

- факторы, определяющие настроение.

5. Познавательное развитие:

- общая осведомленность (образованность);

- успешность запоминания;

- стиль мышления;

- самостоятельность суждений;

- логика изложения учебного материала.

6. Успешность учебной деятельности, состояние ответственности и дисциплины:

- преобладающий уровень успеваемости;

- склонность к определенным предметам и затруднения в других;

- состояние дисциплины и ответственности;

- инициативность в учебной деятельности.

7. Психологические рекомендации (школьнику, учителю, родителям):

- на какие сильные стороны личностного и интеллектуального развития ученика следует опираться;

- какие личностные и познавательные особенности затрудняют жизнедеятельность школьника (или таковых пока нет).

 

 

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1. Эмпирические материалы (результаты выполнения школьниками психодиагностических заданий).

2. Рефлексия практики (анализ своих мыслей и переживаний в связи с профессиональной педагогической деятельностью, размышления и осознание того, как вас воспринимают и оценивают учащиеся, коллеги и самоанализ успешности и результативности прохождения психолого-педагогической практики).

Отчетная документация должна бьггь написана четким, аккуратным почерком, без зачеркиваний и сокращений слов.

 

 

ПРАКТИКА ПО ПСИХОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ПФ (МИ) ЗФО

Учебно-методические рекомендации

ВВЕДЕНИЕ

Важным элементом современного высшего образования является методическая подготовка будущих специалистов, которая позволит им эффективно применять свои знания на практике, осваивать все новое, что появляется в области профессиональной деятельности.

Педагогическая практика студентов на 4 курсе проводится с отрывом от учебных занятий. На этом этапе освоение профессиональных навыков осуществляется посредством выполнения всех функций учителя, что предполагает «погружение» в жизнь и проблемы современной школы. Студентам предстоит самостоятельно провести несколько уроков, различных коллективных и массовых воспитательных дел вместе с учениками. Практика включает также изучение личности и коллектива школьников, что является основным содержанием заданий по психологии, предложенных для студентов. В то же время практика это и способ углубления и расширения знаний, проверки профессиональной пригодности будущих специалистов.

Сущность процесса педагогического взаимодействия предполагает развитие личности не только ученика, но и самого педагога. От личностного потенциала, профессиональных и специальных знаний и умений, взглядов и убеждений будущего педагога зависят эффективность и плодотворность общения и учебного процесса. Поэтому основными принципами практической психолого-педагогической подготовки являются:

§ принцип профессиональной направленности, связывающий содержание психологической подготовки с системой задач профессиональной деятельности педагога;

§ принцип развития личности будущего специалиста, его профессионального самосознания как непрерывного процесса превращения студента в полноценного субъекта педагогической деятельности;

§ принцип системности в организации содержания практической подготовки специалиста, её целостность, структурность, динамичность;

§ принцип рефлексии, предполагающий осмысление студентами педагогической деятельности, синтез психологических знаний и своих представлений, переживаний, действий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

1.1ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ

Психолого-педагогическая практика студентов IV курса проводится с отрывом от учебных занятий и носит характер производственной. Организация практики предполагает:

1. Проведение установочной конференции по практике в ВУЗе.

2. Планирование и организацию психолого-педагогической деятельности студента в школе.

3. Подготовка и проведение итоговой конференции в ВУЗе.

На установочной конференции студент получает необходимые методические указания по выполнению заданий по психологии, знакомятся с обязанностями и правами студента-практиканта.

 

 

Оформление титульного листа

ВГУ имени П.М.Машерова

Кафедра психологии

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ

Студента ___курса, группы № ___ факультета_____отделения __

ФИО____________________________________________________________

проходящего производственную практику в______классе СШ№_________ г. __________с _____ (число, месяц, год) по ___ (число, месяц, год)

Руководитель- методист по психологии _____________________

 

На первой странице даются сведения: фамилия, имя, отчество директора, завуча школы, школьного психолога, классного руководителя и руководителя–методиста по психологии. На второй странице, руководствуясь задачами и содержанием программы практики по психологии, студент составляет индивидуальный план работы на весь период практики.

Схема составления индивидуального плана работы

Дата Виды выполненных работ Отметка о выполнении Замечания. рефлексия
       

 

В графе «Дата» студент указывает число выполнения задания. В графе «Виды выполненных работ» отмечает выполнение того или иного задания программы, конкретно, указывая вид работы (диагностика, обработка результатов, анализ и интерпретация полученных результатов, составление рекомендаций и т.д.). Колонка «Отметка о выполнении» даёт возможность руководителю отметить качество выполнения заданий оценкой или отметкой. В графу «Замечания, рефлексия» студентом и руководителем вносятся замечания и размышления по содержанию заданий и особенностям их проведения.

На следующую страницу студент вносит список учеников класса, в котором он проходит практику. На последующих страницах студент фиксирует результаты выполнения каждого задания программы: указывает номер задания, название используемой методики, описывает особенности выполнения учащимся задания, анализирует и интерпретирует результаты диагностики, делает выводы после каждого задания и дает необходимые рекомендации для учителей и родителей.

 

1.2 ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРАКТИКИ

Руководитель – методист по психологии:

- подбирает (по необходимости) диагностические материалы для определения уровня развития школьника, для изучения его личности, консультирует по методике их проведения и анализа;

- по мере необходимости проводит занятия и консультации для практикантов;

- оказывает психологическую помощь при затруднениях во взаимоотношениях студентов с педагогическим коллективом;

- участвует в психологических наблюдениях и диагностиках, проводимых студентами, руководит совместным анализом полученных данных;

- присутствует во время самостоятельной педагогической деятельности студентов и проводит её психологический анализ;

- оказывает необходимую помощь базовой школе, поддерживает связь и по необходимости консультирует психолога школы;

- анализирует и оценивает результаты выполнения студентами заданий по психологии;

- выступает с сообщениями о результатах психологической деятельности студентов-практикантов на итоговой конференции по практике и заседании кафедры;

- готовит отчёт о прохождении практики по психологии студентами.

 

Студент – практикант:

- участвует в установочной и итоговой конференции;

- соблюдает план работы, присутствует на практике ежедневно, своевременно извещает методиста о причинах отсутствия на практике;

- проявляет достаточно высокий уровень социально-психологической культуры, вступая во взаимодействие с педагогами, школьниками и их родителями, коллегами и преподавателями;

- изучает специальную психологическую литературу, рекомендованную на практике;

- выполняет все задания, предусмотренные программой практики, тщательно к ним готовится;

- своевременно и аккуратно оформляет необходимую по программе практики документацию;

- проводит самоанализ уровня теоретической и практической подготовки по психологии;

- высказывает предложения по организации практики, совершенствованию практической подготовки по психологии.

 

Для эффективного выполнения заданий по психологии студент должен быть включён в систему взаимодействия «ученик- класс- учитель- психолог».

 

1.3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА И ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Можно обозначить следующие пути взаимодействия студента-практиканта и школьного психолога:

§ информация о психологических особенностях класса и конкретных учеников;

§ обращение за помощью в трудных случаях, когда студент практикант сам не в состоянии решить вопрос, т.е приобретение опыта;

§ знакомство с деятельностью школьного психолога – посещение кабинета, посещение мероприятий, проводимых школьной психологической службой;

§ выполнение заданий по психологии, которые даются на период практики: психологическое просвещение, элементарная психодиагностика;

§ осознание концепции психологической службы.

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Для оценки деятельности студента на практике, а также для подготовки и качественного проведенияитоговой конференции студент должен сдать отчётную документацию методисту по психологии не позднее 5 дней после окончания практики.

Отчетная документация может быть написана чётким, аккуратным почерком, без зачёркиваний и сокращения слов или в печатном виде на одной стороне листа.

1). Индивидуальный график, в котором студент еженедельно фиксирует процесс выполнения заданий по психологии и дает анализ полученных результатов.

2). Эмпирические материалы (бланки ответов, протоколы, результаты выполнения школьниками психодиагностических заданий).

3). Отчёт - рефлексия практики (анализ своих мыслей и переживаний в связи с профессиональной педагогической деятельностью, размышления и осознание того, как вас воспринимают и оценивают учащиеся, коллеги и самоанализ успешности и результативности прохождения психолого-педагогической практики).

В отчёте студент может отметить эффективность общения и взаимодействия со школьниками, полноту и качество выполнения заданий по психологии, трудности, с которыми встретился студент на практике, степень достаточности теоретических знаний по психологии, степень удовлетворённости своей деятельностью, владение умениями в изучении личности ученика и взаимоотношений в классе, предложения по совершенствованию подготовки, организации и содержанию практики по психологии.

 

Руководитель-методист по психологии должен проверить отчётную документацию, опираясь на критерии оценки деятельности студента на практике:

1. Уровень владения студентами психологическими знаниями: ориентировка в содержании преподаваемых психологических дисциплин и в конкретной теме курса; использование соответствующих научных понятий; интерпретация полученных эмпирических материалов; применение психологических знаний в реальных жизненных ситуациях и в процессе педагогического взаимодействия.

2. Уровень сформированности профессиональных умений психолого-педагогической деятельности студента-практиканта: умение осуществлять лично-ориентированный подход в педагогическом процессе; умение активизировать учебно-познавательную деятельность школьников; умение выстраивать собственную тактику поведения во взаимоотношениях с учащимися; умение наблюдать и фиксировать наблюдаемое, умение осуществлять диагностику и корректировать деятельность учеников и собственную деятельность; знание психологических основ при построении системы отношений с учениками разного возраста и педагогами.

3. Степень самостоятельности и творчества в организации деятельности: самостоятельность в выполнении заданий практики; самостоятельность в разработке содержания предлагаемого школьникам материала; проявление творчества в педагогической деятельности; владение педагогической импровизацией.

4. Личностное отношение студентов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.207 (0.012 с.)