Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вы учите тому, что вы сами собой представляете»

Поиск

Жак Дежарден

Студенту университета, выполняющему в ходе практики функции учителя, необходимо знание психологических закономерностей процессов обучения и воспитания, конкретных технологий познания личности школьника и стратегий оптимального взаимодействия с учеником, а также умение в случае необходимости сделать заказ школьному психологу и сотрудничать с ним.

ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ: формирование у будущих учителей психолого-педагогической компетентности и рефлексии в процессе педагогического взаимодействия.

ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ:

§ Углубление, расширение и закрепление знаний студентов по психологическим дисциплинам: педагогической и возрастной психологии, социальной психологии.

§ Применение усвоенных научно-теоретических знаний по психологическим наукам и смежным дисциплинам в реальных условиях педагогического процесса в школе.

§ Формирование умений изучать личность ученика и ставить конкретные задачи развития его личности на определённых этапах педагогического процесса.

§ Выработка умений отбирать, конструировать и реализовывать необходимую для развития учащихся систему педагогических технологий, опирающуюся на закономерности развития личности, на возрастные и индивидуальные особенности школьников.

§ Совершенствование умений анализировать свою педагогическую деятельность и формирование Я-концепции будущего учителя.

§ Формирование у студентов стремления к повышению профессионального мастерства, потребности в профессиональном самовоспитании, самосовершенствовании, самообразовании.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Задания студент проводит индивидуально с выбранным учеником.

 

МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Задание 1. 1

ТИПОЛОГИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ «ЛЕСЕНКА ПОБУЖДЕНИЙ» (А.И. БОЖОВИЧ, И.К. МАРКОВА)

Цель: исследование познавательных мотивов, социальных мотивов, побуждающих к учебной деятельности.

Инструкция к тесту:

«На карточках (написано, зачем школьники учатся в школе). Но нас интересует не то, для чего все учатся, а для чего учишься ты сам, что для тебя самое главное.

Выбери карточку, где написано самое главное. Это будет первая ступенька. Из оставшихся карточек снова выбери ту, где написано самое главное, – это вторая ступенька (положи ее ниже первой). Продолжай строить самостоятельно.

Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующие 4 познавательным и 4 социальным мотивам:

Тест

1. Я учусь для того, чтобы все знать.

2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

5. Я учусь, чтобы быть полезным людям.

6. Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами.

7. Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей.

8. Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Обработка и интерпретация результатов теста

Посмотреть, какие мотивы занимают первые 4 места в иерархии. Если 2 социальных и 2 познавательных, то делаем вывод о гармоничном сочетании. Если эти места занимают 3 или 4 мотива одного типа, то делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения.

 

Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.107

Задание 1.2

В школьной практике уровень учебной мотивации может успешно определяться методом наблюдения, решающим обстоятельством здесь является то, что педагог может наблюдать поведение и деятельность ученика в различных жизненных и учебных ситуациях, а также с помощью бесед, во время проверки домашних заданий и вне учебной деятельности. Во время бесед и в ходе наблюдения попытайтесь установить причины отрицательного и нейтрального отношения к учению.

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА УЧАЩИМСЯ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Отношение ученика к учению:

- с интересом или без интереса учится;

- проявляет ли желание учиться лучше;

- к каким учебным предметам проявляет интерес;

- реакции на успехи и неудачи в учении;

- отношение к отметке;

- отношение к похвале и порицанию учителя;

- степень осознанности общественной и личностной значимости учебной деятельности для ученика.

 

2. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика:

- умение принимать и выполнять требования учителя;

- умение планировать учебную работу;

- осмысленность восприятия учебного материла, быстрота осмысления;

- умение выделять главное в учебном материале, делать обобщения, выводы;

- собранность, внимательность, сосредоточенность во время урока;

- уровень настойчивости в достижении поставленных учебных целей;

- умение преодолевать трудности в учебе и личном поведении;

- умение осуществлять контроль в учении;

- умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал

 

3. Особенности поведения в учебной деятельности:

- ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость;

- типичные нарушения дисциплины (если они имели место);

- типичное настроение на уроке;

- насколько инициативен в учебной деятельности;

- выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие).

 

4. Степень успеваемости:

- преобладание оценки;

- одинаково или нет успевает по разным предметам.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К БЕСЕДЕ С УЧЕНИКОМ

1. Что больше всего тебя привлекает в школе? (общение с товарищами, получение отметок, узнавание нового, сам процесс учения, самостоятельная работа и другое).

2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее трудным и почему?

3. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее интересным и почему?

4. Какой из учебных предметов ты считаешь самым полезным для своей подготовки к жизни после окончания школы и почему?

5. Какие учебные предметы надо было бы включить в обучение и почему?

6. Преподавание какого предмета тебе нравится больше всего и почему?

7. Как ты считаешь, правильно ли оценивают учителя тебя и твои знания?

8. Можешь ли ты достичь лучших результатов в учении?

На основании полученных данных студент делает вывод об уровне развития учебной мотивации школьника. Выводы служат основой для составления рекомендаций по индивидуальной работе с учеником.

Во время самостоятельного проведения уроков студент может ставить и решать задач иформирования учебно-познавательной мотивации данного ученика класса.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Задание 2.1

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА ШКОЛЬНИКА МЕТОДОМ НАБЛЮДЕНИЯ

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

· а) легко включается в работу;

· б) действует со страстью;

· в) действует спокойно, без лишних слов;

· г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

· а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

· б) возмущается тем, что ему делают замечания;

· в) выслушивает и реагирует спокойно;

· г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

· а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

· б) быстро, со страстью, но других не слушает;

· в) медленно, спокойно, но уверенно;

· г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

· а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

· б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

· в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

· г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

· а) бросает, потом опять продолжает работу;

· б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

· в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

· а) быстро соглашается;

· б) возмущается;

· в) остается, не говорит ни слова;

· г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

· а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

· б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

· в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

· г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком "+" соответствующие реакции для каждого пункта плана.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.29 (0.01 с.)