ТОП 10:

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ



ПРОГРАММА

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПИСХОЛОГИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка высококвалифицированных психологов для рабо­ты с детьми с проблемами в развитии включает в себя обязательное изучение целого ряда курсов по психологии детей с различными вариантами отклонений в развитии и. Значение этих кур­сов бесспорно, поскольку они являются базовыми в приобретении профессиональных знаний. Важность приобретения знаний об осо­бенностях развития детей, имеющих различные трудности, обуслов­лена своеобразным функционированием их психики. Недостаточность, как отдельных психических процессов, так и личности в целом, детей с проблемами в развитии приводит к глубокой перестройке всей их психической деятельности и оказывает зна­чительное влияние на обучение, социально-бытовую и трудовую адаптацию детей в обществе.

На четвертом курсе (8 семестр) дневной формы обучения прово­дится психологическая практика. В течение двух недель студенты имеют возможность накопления более полного представления о мно­гообразии психических отклонений у детей с проблемами в развитии, изучают их, проводя собственное экспериментальное исследование. Делают первые самостоятельные попытки в определении психических отклонений, выявлении индивидуальных особенностей и общих закономерностей развития детей с проблемами в развитии. Все это способствует тому, что за время психологической практики студенты закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают навыки самостоятельной работы в качестве психолога для работы с детьми с проблемами в развитии.

Методические рекомендации включают определение основных задач психологической практики, сведения об организации основных видов деятельности по неделям; раскрываются обязанности студентов во время прохождения практики и, дается перечень необходимой до­кументации, которую студент должен представить по окончанию практики в объявленные на установочной сессии сроки. Кроме того, в методические рекомендации включены приложения, где даются схе­мы, призванные помочь студентам в должном оформлении докумен­тации.

Основная цель данного пособия - помочь студентам максималь­но эффективно организовать свою деятельность во время прохожде­ния практики, что в конечном итоге может способствовать начально­му профессиональному становлению психологов для работы с детьми с проблемами в развитии. Автору представляется, что эта задача приобретает особыйсмысл, поскольку студентам-практикантам впервые придется применять теоретические знания на практике.

ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Во время прохождения психологической практики студент обя­зан:

- соблюдать распорядок рабочего дня школы;

- соблюдать профессиональную этику в работе с детьми, их родителями и коллективом учителей и психологов;

- вести документацию психологического кабинета;

- ежедневно вести дневник практики;

- практически овладевать основными видами, методами и приемами деятельности школьного психолога в работе с детьми с проблемами в развитии, их родителями и учителями;

- при подборе методов и методик психодиагностического исследования учитывать возрастные особенности ребенка и характер недостаточности их психической деятельности;

- по итогам практики студент обязан подготовить материал для студенческой конференции.

План работы студента-практиканта должен быть согласован с руководителем психологической службы и администрацией учебно-образовательного учреждения.

СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ НА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

1. Фамилия, имя и отчество студента.

2. Сроки прохождения практики.

3. Профессиональные качества: соблюдение психологической этики, способность устанавливать контакт с детьми, их роди­телями и педагогическим коллективом, отношение к поруче­ниям психолога, самостоятельность и квалифицированность при выполнении различных видов работы.

4. Готовность к прохождению практики: умение использовать теоретические знания на практике, владение психолого-педагогической диагностикой проблем развития у детей, спо­собность учитывать возрастные и индивидуально-типические особенности учащихся.

5. Сведения о проведенных видах работы во время практики.

6. Оценка практики.

7. Подпись школьного психолога, заверенная печатью школы.

 

 

Приложение 2.

 

СХЕМА ОТЧЕТА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

1. Фамилия, имя и отчество студента.

2. Номер школы и место ее нахождения.

3. Время прохождения практики.

4. Фамилия, имя и отчество психолога, у которого студент про­ходил практику.

5. Общее впечатление о психологической практике, какие новые умения приобретены за это время?

6. Какое количество коррекционных занятий Вы посетили? На­зовите темы этих занятий?

7. Какое количество консультаций наблюдали? Назовите про­блемы, которые обсуждались на консультациях.

8. Какие диагностические процедуры Вы наблюдали в работе школьного психолога? Проанализируйте, как происходил отбор методик исследования в зависимости от запроса и возрас­та детей.

9. Какие мероприятия по психопрофилактике и психологиче­скому просвещению посещались во время практики?

10. Что особенно понравилось, а что не понравилось на прак­тике?

11. Что оказалось для Вас новым и самым важным в организа­ции практики?

12. Были ли трудности при осуществлении психо­диагностической работы и ее анализе? В чем конкретно они заключались?

13. Возникали ли трудности при консультировании учителей и во время беседы с родителями? Чем конкретно вызваныэти трудности?

14. Как часто Вы обращались за помощью к психологу, и насколько она Вас удовлетворяла?

15. Ваше отношение к работе в качестве школьного психолога с детьми, имеющими различные трудности в развитии.

16. Ваши пожелания и рекомендации по проведению психоло­гической практики.

 

Приложение 3.

 

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ

Особенности внимания.

Продуктивность внимания, его концентрация, устойчивость, распределяемость, переключаемость. Отвлекаемость и рассеянность внимания, их причины. Характеристика видов внимания. Особенности внимания в учебной деятельности.

Какие средства привлечения и поддержания внимания наиболее эффективны для ученика.

Особенности памяти.

Характеристика основных видов памяти (зрительной, слуховой, моторной).

Характеристика запоминания (темп, объем), сохранения (прочность), узнавания (известного в новом), воспроизведения (точность, последовательность, полнота). Характеристика опосредованного запоминания. Уровень развития памяти (преобладает механическая или словесно-логическая память).

Особенности мышления.

Характеристика динамической стороны мышления. Темп мыслительных процессов (ускоренный, замедленный, тугоподвижность, обстоятельность мышления), устойчивость мыслительных процессов, истощаемость мыслительных процессов.

Характеристика мыслительных операций. Особенности анализа, синтеза, сравнения, аналогии, абстрагирования, обобщения, классификации. Умение выделять существенные признаки.

Характеристика содержательной стороны мышления. Особенности усвоения понятий. Их дифференцированность, уподобляемость, обобщенность, степень овладения семантической нагрузкой, наличие псевдопонятий.

Характеристика мыслительной деятельности. Критичность мышления, логичность, доказательность, последовательность рассуждений, умение делать выводы, умозаключения, умение устанавливать закономерности и аналогии, умение выделять причинно-следственные связи, устанавливать последовательность событий, способность к прогнозу, понимание переносного смысла.

Характеристика основных видов мышления. Особенности наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного мышления.

5. Особенности речевой деятельности.

Характеристика импрессивной речи. Особенности фонематического слуха. Понимание слов, пассивный словарь Понимание грамматических конструкций, простых предложений и контекстной речи.

Характеристика экспрессивной речи. Особенности фонетической, лексической, грамматической и просодической стороны речи.

Характеристика монологической речи. Ее связанность, логичность, выразительность, завершенность.

Характеристика диалогической речи. Ее активность или пассивность, умение вести диалог, овладение ее навыками и приемами.

Характеристика письменной речи. Затруднения в выполнении письменных заданий: списывание, письмо под диктовку, самостоятельные работы. Дефекты речи: звукопроизношения, заикание, дисграфия, дислексия.

6. Результаты тестирования детей.

В соответствии с деятельностью школьного психолога.

(Обследование интеллекта с помощью теста WISC. Обследование отдельных сторон интеллекта с использованием теста Равена. Обследование обучаемости по методике А.Я. Ивановой. ИЛИ ДРУГОЕ)

 

Д. Особенности личности

1. Особенности направленности личности. Структура и иерархия мотивов школьника. Ведущие мотивы и особенности борьбы мотивов. Мотивация учебной деятельности. Общественная направленность личности учащихся.

Структура и иерархия интересов школьника. Их направленность, разнообразие, глубина, устойчивость, избирательность, осознанность, форма проявления интересов. Структура и иерархия идеалов школьника.

2. Особенности характера.

Особенности структуры характера. Волевые черты характера: черты активности (решительность, смелость, инициативность, активность); черты организованности (выдержанность, сдержанность, целеустремленность, самоконтроль, уверенность в себе); черты стойкости характера (терпеливость, настойчивость, мужество). Наличие негативных черт: упрямство, внушаемость, своеволие, капризность, негативизм, импульсивность, развязность.

Нравственные черты характера: доброта, гуманность, правдивость, искренность, скромность, вежливость, отзывчивость, трудолюбие, добросовестность, коллективизм. Наличие негативных черт: эгоцентризм, черствость, лживость, озлобленность и т. д.

Черты характера, связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие — тревожность, переключаемость — регидность.

Типология характера. Какие типологические особенности имеет характер школьника. Оценить тип характера ребенка, исходя из психологических классификаций (А.Е. Личко, К. Леонгарда, и т. д.).

Наличие патологических черт характера. Депрессивность, аффективность, агрессивность, склонность к жестокости и садизму, ау-тичность, склонность к бродяжничеству, побегам, сексуальная расторможенность, склонность к алкоголизации и токсикомании и т. д.

3. Особенности самооценки и уровня притязаний Рационально-оценочные компоненты самооценки (адекватность и неадекватность знаний о себе), эмоционально-оценочные компоненты самооценки (удовлетворенность и неудовлетворенность собой), устойчивость, дифференцированность, обобщенность самооценки. Уровень притязаний.

4. Особенности системы отношений школьника.Отношения к окружающим: к родителям, к семье, учителям, сверстникам, детской группе, людям, к старшим, к младшим. Отношение к своему дефекту, к будущему, к прошлому. Отношение к школе, учебным предметам.

 

Д. Заключение

Сделать заключение об особенностях познавательной деятельности и личности ребенка. Провести психологический анализ их структуры с позиций целостного и системного подходов. Выявить индивидуальные и типологические черты ребенка. Раскрыть структуру дефекта и ведущие нарушения психики школьника. Сформулировать диагноз и психологический прогноз дальнейшего развития учащегося.

Наметить задачи, формы и содержание индивидуальной коррекционно-воспитательной работы с учеником. Показать черты личности и интеллекта школьника, на которые можно опереться в деятельности педагога и психолога.

Разработать рекомендации по работе с ребенком для учителей, психологов и родителей.

 

Заключение по результатам психологического обследования (первичное)

 

Ф.И.О.ребенка ______________________________________________ Возраст_____________

 

Школа № \ (Д/сад)_________________________класс (группа)__________________________

 

Запрос специалистов \ родителей___________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Внешний вид и поведение в ситуации обследования

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Общая характеристика деятельности ______________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Темп работы и работоспособность__________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Cформированность регуляторной сферы _____________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Особенности латерализации _______________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Характеристика моторики, в том числе графической деятельности (рисунок, письмо)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Характеристика внимания _________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Особенности запоминания, мнестической деятельности________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Особенности речевого развития

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Сформированность пространственных представлений (в том числе понимание сложных речевых конструкций, употребление предлогов)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Другие особенности развития познавательной сферы

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

Сформированность аффективно-эмоциональной сферы ________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Особенности личностного развития ________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Специфика межличностных отношений _____________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Заключение психолога (психологический диагноз, в т. ч. вероятностный прогноз развития)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Рекомендации (в т. ч. по сопровождению ребенка в образовательном пространстве)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Дата_______________________ Подпись психолога _____________________________

Рекомендуемая литература:

1. Вопросы комплексной диагностики умственной отсталости у детей / Под ред. М.С. Певзнер. - Иркутск, 1988.

2. Вопросы диагностики и коррекции развития детей с ограниченными возможностями. - Иркутск, 1997.

3. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. -М., 1988.

4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития у детей. - М., 1995.

5. Коробейников И. А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. - М., 1982.

6. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.

7. Самоукина Н. Практический психолог в школе. - М., 1997.

8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта М., 1999.

9. Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей / Под ред. В.И. Лубовского.- Смоленск, 1994.

10. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

12. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников. - Абакан, 1990.

13. Переслени Л.И. Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии.-1989.-№ 1.- С.55-62.

14. Психолго-медико-педагогическая консультация / Под ред. Л.М. Шипициной. - С.Пб., 1999.

15. РубинштейнС.Я. Экспериментальные психологические методы для исследований больных в клинике. - М., 1970.

16. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

17. Хейсерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. Оценка интеллектуального, сенсорного и эмоционального развития. - М., 1964.

 


[1] Пресыщение выражается в угасании интереса, ухудшении осмысления материала, усилении отвлекаемости, появлении заместительных действий. В негрубо выраженной форме сглаживается или исчезает под воздействием стимуляции при переходе к новым заданиям, при создании ситуации успеха. Внешне сходные с пресыщением проявления истощения указанными приемами компенсируются весьма слабо.

[2] Внимание характеризуется концентра­цией целенаправлен­ных усилий, точностью следования инструкциям, прочностью удержания оперативного материала и его объе­мом

ПРОГРАММА

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПИСХОЛОГИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка высококвалифицированных психологов для рабо­ты с детьми с проблемами в развитии включает в себя обязательное изучение целого ряда курсов по психологии детей с различными вариантами отклонений в развитии и. Значение этих кур­сов бесспорно, поскольку они являются базовыми в приобретении профессиональных знаний. Важность приобретения знаний об осо­бенностях развития детей, имеющих различные трудности, обуслов­лена своеобразным функционированием их психики. Недостаточность, как отдельных психических процессов, так и личности в целом, детей с проблемами в развитии приводит к глубокой перестройке всей их психической деятельности и оказывает зна­чительное влияние на обучение, социально-бытовую и трудовую адаптацию детей в обществе.

На четвертом курсе (8 семестр) дневной формы обучения прово­дится психологическая практика. В течение двух недель студенты имеют возможность накопления более полного представления о мно­гообразии психических отклонений у детей с проблемами в развитии, изучают их, проводя собственное экспериментальное исследование. Делают первые самостоятельные попытки в определении психических отклонений, выявлении индивидуальных особенностей и общих закономерностей развития детей с проблемами в развитии. Все это способствует тому, что за время психологической практики студенты закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают навыки самостоятельной работы в качестве психолога для работы с детьми с проблемами в развитии.

Методические рекомендации включают определение основных задач психологической практики, сведения об организации основных видов деятельности по неделям; раскрываются обязанности студентов во время прохождения практики и, дается перечень необходимой до­кументации, которую студент должен представить по окончанию практики в объявленные на установочной сессии сроки. Кроме того, в методические рекомендации включены приложения, где даются схе­мы, призванные помочь студентам в должном оформлении докумен­тации.

Основная цель данного пособия - помочь студентам максималь­но эффективно организовать свою деятельность во время прохожде­ния практики, что в конечном итоге может способствовать начально­му профессиональному становлению психологов для работы с детьми с проблемами в развитии. Автору представляется, что эта задача приобретает особыйсмысл, поскольку студентам-практикантам впервые придется применять теоретические знания на практике.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.022 с.)