В ходе психологической работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В ходе психологической работы



 

1. Параметры наблюдения

 

Наблюдению подвергаются следующие параметры.

Эмоционально-личностная сфера:

- Контакт;

- Интерес;

- Эмоциональный компонент продуктивности;

- Активность;

- Оценка собственных достижений.

Работоспособность:

- Динамика продуктивности;

- Истощаемость;

- Переключаемость;

- Внимание;

Познавательная сфера:

- Ориентировочная деятельность;

- Понимание обращенной речи;

- Экспрессивная речь (высказывание);

- Целенаправленность.

 

2. Характеристика параметров наблюдения.

 

Эмоционально-личностная сфера.

v Контакт. Под этим параметром подразумевается не только возможность быстрого формирования у ребенка доверительного отношения к занятию, но собственно полноценность контакта, т.е. способность ребенка к сотрудничеству со взрослым, к ориентации на взрослого в процессе совместной деятельности. Кроме того, оценивается динамика этого качества в процессе всего цикла занятий (стабильность контакта, его устойчивость в различных ситуациях). Недооценка значения данного фактора, либо просто констатация «плохого» или «хорошего» контакта в ряде случаев могут отразиться на качестве интерпретации оценки эффективности занятий.

Оценка данного параметра строится на учете соответствующих характеристик поведения ребенка как в начале занятий, так и на всем их протяжении (бальные оценки этого и всех других параметров, а также качественное содержание каждой оценки даны ниже при описании схемы анализа).

v Интерес. Данный параметр оценивается по степени увлеченности ребенка характером выполняемой работы (отдельных заданий или всей их совокупности), старания добиться результатов. Глубина интереса так же, как и контакта, определяется его устойчивостью к различным изменениям ситуации (затруднения, исправление ошибок взрослым, критика и т. п.). Значение этого показателя в том, что, с одной стороны, он, в известной мере, характеризует особенности познавательной деятельности ребенка, другой – определенную степень его социальной зрелости (стремление добиться результата, т. е. получить одобрение своей деятельности взрослым, преодолевая определенные трудности заданий, часто субъективно малопривлекательных).

При оценке этого параметра учитывается отношение ребенка к различным заданиям, процессу работы в целом, а также динамика этого отношения.

v Эмоциональный компонент продуктивности. Отражает характер, выраженность и стабильность эмоционального тонуса в процессе занятий, эмоциональные реакции ребенка на затруднения в работе, критику, похвалу, т. е. на оценку своих действий взрослым. Находится в тесной связи с общей продуктивностью деятельности (особенно у детей с признаками психического недоразвития). Материалом к оценке так же служит динамика поведения ребенка в ходе всей работы, но в большей степени – при выполнении субъективно сложных заданий.

v Активность. Оценивается по массивности внешней стимуляции с учетом ее причин (нерешительность, действий, невысокий интерес к работе, быстрое пресыщение выполняемой деятельностью, истощение). В известной мере дублирует предыдущие характеристики, однако в ряде случаев может иметь самостоятельное значение (например, высокая активность в сочетании с неупорядоченной, нерациональной деятельностью). Материал к оценке – процесс выполнения всех заданий.

v Оценка собственных достижений. Отражает уровень сформированности критичности – важного показателя интеллектуальной и социальной зрелости ребенка. Выявляется в итоговых работах.

Работоспособность.

v Динамика продуктивности. Отражает, как и последующие характеристики этой группы показателей, особенности работоспособности ребенка, ее динамики, однако оценивается не только с точки зрения функционального состояния центральной нервной системы, но и в связи с описанными выше характеристиками эмоционально-личностной сферы. Оценка параметра основывается на учете динамических характеристик деятельности (отраженных в схеме анализа) в процессе всего цикла занятий.

v Истощаемость. Является важным показателем работоспособности, учет которого особенно актуален при анализе деятельности детей с признаками органической недостаточно центральной нервной системы. Оценивается по динамике продуктивности деятельности в ряду других признаков. Трудность адекватной оценки данного параметра заключается в дифференциации его от внешне сходных проявлений пресыщаем ости, имеющей, как известно, другое происхождение. Ориентиры (хотя и весьма хрупкие) для различения этих двух явлений указаны в примечании 1 (см. схему анализа). Основным материалом для оценки служит деятельность, требующая волевого напряжения и концентрации внимания.

v Переключаемость. Характеризует подвижность основных нервных процессов. Нарушение этого качества в достаточно выраженной степени (инертность) традиционно рассматривается как вполне определенный диагностический признак, указывающий на наличие органической недостаточности головного мозга.

v Внимание. Характеристика, также признаваемая важной при диагностике психического недоразвития. Определяется по концентрации целенаправленности действий, точности следования инструкциям, прочности и объему оперативной памяти.

Довольно трудно дифференцировать внимание и такое качество, как целенаправленность, нарушения которой стоят в тесной связи с особенностями внимания и имеют внешне сходные проявления. Между тем, нарушения указанных качеств возникают не по идентичным причинам. Если качества внимания в большей степени зависят от функционального состояния коры головного мозга, то целенаправленность определяется уровнем сформированности личностных и интеллектуальных структур. Так, например, если задание вызывает интерес, является доступным ребенку, то его действия точны, целенаправлены, рациональны. Однако на фоне этой целенаправленности могут отмечаться в разной степени выраженные, как правило, негрубые нарушения внимания. В иных ситуациях (невысокий интерес, серьезные затруднения в правильном выполнении заданий) возникает быстрое пресыщение деятельностью, дезорганизация ее, выражающаяся в утрате целенаправленности, внешне характеризующейся выраженными дефектами внимания. Несмотря на трудности разграничения этих характеристик деятельности, желательно все же оценивать этот параметр в связи с тем, что он может иметь дифференциально-диагностическое значение.

Наиболее показательной деятельностью для этого параметра является последовательное запоминание информации, а так же деятельность, требующая сосредоточенности и концентрации внимания.

Познавательная сфера.

v Ориентировочная деятельность. Качество данной характеристики трудно переоценить, так как она в значительной степени отражает общий уровень познавательной активности ребенка. Однако при оценке данного параметра мы учитывали не только внешние проявления ориентировки в новом материале (активность внимания, направленность его на объект), но и ее рациональность, т. е. умение ребенка при первичном анализе выделить из разнообразной информации значимую (способность к планированию деятельности на этапе перцепции).

v Понимание обращенной речи. Формулировка в значительной степени условная, так как в обобщенном виде синтезирует в себе множество самых разнообразных составляющих. Качество понимания обращенной речи может быть снижено из-за сложности формулировки обращенного высказывания, инструкции, вопроса, и в связи с недостаточным вниманием слушающего или дезорганизацией субъекта предшествующей ситуацией, утомлением, и т. п. Данный параметр дает достаточную информацию дифференциально-диагностического характера.

v Экспрессивная речь (высказывание ребенка). Способность к словесному отчету о выполняемых действиях, позволяющих в общих чертах оценить сформированность речи ребенка.

v Целенаправленность. Нарушения целенаправленности деятельности – дефект, достаточно типичный для состояний как выраженного, так и негрубого психического недоразвития, и различающийся как степенью, так и качественным своеобразием у разных групп детей с отклонениями в развитии. В общих чертах под целенаправленностью понимается качество действий и их направленность на достижение конкретной цели, заданной инструкцией. О других характеристиках этого признака говорилось при описании параметра «внимание».

 

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЕБЕНКОМ

 

Сфера Параметр   ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРАМЕТРА
Эмоционально-личностная   Контакт легко устанавливающийся, полноценный (способствующий совместной деятельности), стабильный на протяжении всего занятия;     4 балла постепенно установившийся, в последующем полноценный, стабильный;     3 балла относительно полноценный в начале работы, но ухудшающийся по мере столкновения с трудностями, замечаниями психолога либо в связи с появлением пресыщения деятельностью;   2 балла легко или постепенно установившийся, но не полноценный (общение есть, но затруднена совместная деятельность, недооценивается значение информации, исходящей от взрослого; ориентация на собственную программу деятельности);   1 балл недостаточный, нестойкий, «хрупкий» на протяжении всего занятия из-за негативного отношения к ситуации занятия, не вызывающей у ребенка интереса либо из-за чрезмерной скованности, неуверенности в своих действиях боязни допустить ошибку. 0,5 балла
Интерес выраженный, стойкий по отношению к большинству заданий, стимулирует деятельность (ребенок работает увлеченно с азартом) 3 балла - те же качества, но меньше выражены во внешнем плане 2,5 балла достаточно выраженный, но избирательный или угасающий по мере столкновения с трудностями либо после коррекции ошибочных решений психологом;   2 балла поверхностный, слабо стимулирует деятельность, но частично компенсируется старанием заслужить положительную оценку взрослого (или просто подчиняется взрослому)   1,5 балла выявляется в незначительной степени в силу угнетенности ситуацией или стойкой боязни сделать ошибку;   1 балл Слабый, поверхностный, ничем не компенсируемый, деятельность возможна лишь при наличии массивной и разнообразной стимуляции.   0 баллов
Эмоциональный компонент продуктивности внешние эмоциональные проявления отчетливо выражены (мимика, высказывания), адекватны, разнообразны; затруднения и ошибки огорчают, но мобилизуют усилия ребенка; поощрения и критика одинаково способствуют продуктивности и деятельности; 3 балла     адекватные, достаточно выраженные во внешнем плане реакции; затруднения и ошибки, а также явные успехи воспринимаются спокойно, не отражаясь на качестве деятельности; поощрения и критика понимаются в целом правильно, но мало влияют на продуктивность деятельность;   2 балла внешние проявления могут быть различными; затруднения и ошибки, а также порицания приводят к некоторой дезорганизации деятельности, как правило, корригируемой; поощрения и успехи улучшают темп и продуктивность деятельности;     1,5 балла На фоне адекватных, достаточно выраженных реакций на различные ситуации наличие сензитивных (слезы или близко к ним) либо негативных (вплоть до попыток отказа от работы) реакций на затруднения и критику, грубо дезорганизующих деятельность;   1 балл Стойкий негативизм, подавление положительных эмоций ситуацией (грубая дезорганизация деятельности);   0,5 балла   - полностью индифферентное отношение к различным ситуациям в силу фактического отсутствия интереса к предлагаемой деятельности; - «аффект благодушия» - неадекватно положительные эмоции вне зависимости от характера ситуации. 0 баллов
Активность работает сам или с незначительной стимуляцией при нерешительных действиях в отдельных заданиях (во всех случаях – положительный эффект от стимуляции); 3 балла - нуждается в незначительной стимуляции при невысоком интересе к работе или легкая стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях; 2,5 балла необходима незначительная, но постоянная стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях;   2 балла незначительная стимуляция в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при нерешительных действиях (эффект не всегда достаточный);     1,5 балла наличие незначительной стимуляции в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при невысоком интересе к работе либо в связи с наступающим пресыщением в отдельных заданиях (с эффектом);     1 балл необходима массивная, разнообразная стимуляция в большинстве заданий из-за отсутствия интереса к работе, быстрого и грубого пресыщения или крайней, постоянной нерешительности (эффект весьма слабый);[1]   0,5 балла
Оценка собственных достижений (критика) адекватная самостоятельная аргументированная;     4 балла     снижение первоначально завышенной оценки после уточняющих вопросов (все ли хорошо сделал? Разве не было трудно? И т. п.); 3 балла - то же, но после прямых указаний на допущенные ошибки и имевшиеся трудности;   2 балла     аффективное, неадекватное снижение оценки после указаний на допущенные ошибки;     1 балл отказ от оценки;     0,5 балла неадекватно завышенная оценка даже после массивной коррекции.     0 баллов
Работо­способность Темп и динамика продуктивности деятельности темп высокий (умеренный), равномерный на протяжении всего исследования в сочетании с упорядоченной, рациональной деятельностью;     3 балла несколько замедленный, равномерный при упорядоченной деятельности;   2,5 балла   - темп вначале несколько замедленный, но постепенно ускоряющийся и до конца занятия стабильно высокий или равномерно умеренный при упорядочении деятельности (замедленная врабатываемость)   2 балла высокий или умеренный темп, но замедляющийся при столкновении с трудностями или указаний на ошибки;     1 балл ускоренный темп на протяжении всего занятия в сочетании с неупорядоченной, хаотической деятельностью, не меняющей своего характера после столкновения с трудностями или указаний на ошибки;   0,5 балла крайне замедленный, не улучшаемый стимуляцией, в сочетании с низкой продуктивностью, неупорядоченной деятельностью.     0 баллов
Истощаемость относительно равномерный темп, целенаправленность, продуктивность в целом (возможные нарушения этих качеств не связаны с утомлением, а обусловлены действием других факторов; пресыщаемостью, нерешительностью, колебаниями внимания и т. п.) 3 балла выявляется к концу занятий (ухудшение осмысления, ослабление ориентировочной деятельности, нарастание количества ошибок внимания, замедление темпа, снижение качественного уровня решений) в негрубо выраженной форме;   2 балла те же явления, в той же степени, но примерно с середины занятия;     1 балл То же, но с приобретением грубой выраженности к концу занятия.   0 баллов  
Переключаемость Отсутствие даже легких признаков инертности;   3 балла Единичные факты застревания на предыдущих действиях.   2 балла Отчетливая тенденция к застреванию;     1 балл То же, но в сочетании с фактами грубого застревания на предыдущем действии, слабо поддающегося коррекции.     0 баллов  
Внимание [2] достаточная концентрация, устойчивость и объем внимания на протяжении всего исследования;     3 балла     - негрубо выраженные нарушения внимания в начале исследования, но в последующем постепенно уменьшающиеся или исчезающие (замедленная врабатываемость);   2,6 балла негрубо выраженные нарушения внимания к концу исследования;     2 балла     внимание нарушается лишь в субъективно сложных заданиях или непривлекательных в связи с быстро наступающим пресыщением;     1,5 балла отчетливо выраженные нарушения внимания к концу занятия;   1 балл негрубые нарушения внимания, характеризующие весь процесс занятия   0,5 балла     - отчетливо выраженные нарушения внимания в процессе всего занятия.   0 баллов
Познавательная сфера Ориентировочная деятельность выражено активная целенаправленная (внешне активное изучение объекта в сочетании с его рациональным анализом);   4 балла внешне сниженная активность при рациональном анализе;   3 балла вначале активная и рациональная, но постепенно ухудшающаяся (пресыщение, утомление, дезорганизация);     2 балла внешне активная, но при ослабленной направленности поиска, заданного инструкцией;   1,5 балл сниженная активность при малопродуктивном поиске;   1 балл   - «псевдоактивная» - выраженная внешняя активность при полном отсутствии рационального анализа объекта;   0 баллов  
Понимание обращенной речи понимает большинство инструкций и обращений сразу (критерий – выполнение действий по инструкции и правильные ответы на вопросы);   3 балла некоторые обращения и инструкции понимает после дополнительного уточнения;     2 балла большинство обращений и инструкций требует уточнения, иногда упрощения формулировки или демонстрации нужных действий;   1 балл большинство обращений и инструкций понимает после отказа или разнообразных вариаций, упрощающих смысл инструкции или обращения.     0 баллов  
Экспрессивная речь (выска­зывания ребенка) по возрасту развернутая, свободная, содержательная и понятная в большинстве случаев     4 балла то же, но при наличии единичных, скупых незавершенных высказываний;     3 балла скупая, незатрудненная, но неточная, недостаточно последовательная, иногда не по существу, требует уточнения;   2 балла   никак не объясняет своих действий или объясняет крайне скупо, односложно, непонятно; добиться улучшения в большинстве случаев невозможно.   0 баллов
Целенаправленность точная, стабильная в большинстве заданий (рациональные, упорядоченные действия в соответствии с инструкциями);     4 балла точная, но избирательная: зависит от субъективной сложности, привлекательности деятельности, характера предъявляемого материала;   3 балла достаточно точная, но нарушаема общей дезорганизацией деятельности при затруднениях или после коррекции ошибочного решения;     2 балла Относительно точная, но нестабильная подвержена колебаниям в пределах задания в силу легкой отвлекаемости либо излишней поспешности в действиях; или – вначале относительно точная, но постепенно слабеющая по мере утомления или пресыщения;   1,5 балла Слабая рассеянная в большинстве заданий, но улучшаемая стимуляцией, повторением инструкций, внешним контролем;     1 балл   - слабая, рассеянная, весьма слабый эффект от внешнего вмешательства.   0 баллов

 

ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА

 

Наименование показателей Норма (баллы) Задержка психического развития (баллы) Умственная отсталость (баллы)
Средний суммарный балл для группы Возможные диапазоны суммарных оценок Средний суммарный балл для группы Возможные диапазоны суммарных оценок Средний суммарный балл для группы Возможные диапазоны суммарных оценок
Эмоционально-личностная сфера   10-18   6-12 5,5 3-7
Работоспособность 9,6 7-12 6,5 5-9 5,5 3-7
Познавательная сфера   9-15   6-11 4,5 3-6

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.224.103 (0.017 с.)