Тема 2. Понятие об общении. Коммуникативная ситуация и ее структура. Виды и формы общения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Понятие об общении. Коммуникативная ситуация и ее структура. Виды и формы общения.



Содержание

1. Тема 1. Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи». Основные понятия культуры речи. ……………………………………………………………2. 2. Тема 2.Понятие об общении. Коммуникативная ситуация и ее структура. Виды и формы общения. ……………………………………………………………3

3.Тема 3.Русский язык как национальный и мировой язык. Разновидности русского национального языка: литературный русский язык, диалекты, жаргоны, просторечие. ……………………………………………………………...3

4. Тема 4.Понятие о языковой норме. Типы норм. Вариативность норм.……. ..4

5. Тема 5.Орфоэпические нормы. …………………………………………………6

6. Тема 6.Нормы русского ударения. ……………………………………………..6

7. Тема 7.Лексические нормы. …………………………………………………...12

Раздел 1. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. …………………………………………. ..12

Раздел 2. Закономерности лексической сочетаемости слов. Плеоназм. Тавтология. ………………………………………………………………………...13

Раздел 3. Русская фразеология. …………………………………………………...15

Раздел 4. Иноязычные слова в современной русской речи. …………………….18

Раздел 5. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. …………………………20

8. Тема 8.Грамматические нормы русского языка. ………………………….....25

Раздел 1. Морфологические нормы. ……………………………………………...25

А. Трудные случаи использования форм имени существительного. ……….....25

Б. Употребление форм числительных, прилагательных, местоимений, глагольных форм. ………………………………………………………………….28

Раздел 2. Синтаксические нормы. ………………………………………………...31

А. Согласование сказуемого с подлежащим. Трудные случаи именного и глагольного управления. …………………………………………………………..31

Б. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Нормы организации однородного ряда. …………………………………………………..32

9. Тема 9.Орфографические и пунктуационные нормы. ……………………….33

10. Список рекомендуемой литературы. …………………………………………35

Тема 1. Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи». Основные понятия культуры речи.

Задание 1. Выберите наиболее полное определение понятия «культура».

1) Совокупность достижений человеческого общества в производственной и общественной деятельности.

2) Совокупность достижений человеческого общества в производственной, духовной и общественной деятельности.

3) Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

4) Процесс особого общения людей и факты культуры (научные открытия, предметы быта, произведения искусства и т.д.)

Задание 2. Выберите определение «культуры речи», в котором представлены все компоненты данной дисциплины.

1) Культура речи - это позитивная самопрезентация человека.

2) Культура речи – это «красивая», содержащая изысканные слова и выражения речь.

3) Культура речи – это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве.

4) Культура речи – это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи.

5) Культура речи – это « владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».

Задание 3. Какие аспекты культуры речи выделяют разные исследователи?

1) Нормативный, коммуникативный, этический;

2) Нормативный, познавательный, духовный;

3) Нормативный, экономический, психологический;

4) Нормативный, познавательный, этический.

Задание 4. Выберите 2 главных критерия культуры речи.

1) Точность высказывания, правильность;

2) Ясность изложения, уместность;

3) Коммуникативная целесообразность, логичность изложения;

4) Правильность, разнообразие средств выражения;

5) Правильность, коммуникативная целесообразность.

Задание 5. На основании данных определений объясните главное различие между понятиями «язык» и «речь».

1) Язык – важнейшее средство человеческого общения, орудие познания, инструмент мышления.

2) Язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархическую упорядоченную систему.

3) Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека; использование языка для общения с другими людьми.

4) Речь – это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой форме, либо в письменной.

Задание 6. В каких строках перечислены все важнейшие функции языка?

1) Информационная, агитационная, эмотивная;

2) Коммуникативная, фатическая (контактоустанавливающая), эмотивная;

3) Конативная, когнитивная, аккумулятивная;

4) Эстетическая, метаязыковая, апеллятивная;

5) Коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная.

Задание 7. Единицами языка являются:

1) Фонемы, понятия, слова, словосочетания, предложения;

2) Фонемы, суждения, слова, словосочетания, предложения;

3) Фонемы, морфемы, слова, словосочетания, предложения;

4) Фонемы, определения, слова, словосочетания, предложения.

Задание 8. Найдите лишний уровень языковой системы:

А) фонетический В) морфологический

Б) фразеологический Г) лексический

 

Тема 2. Понятие об общении. Коммуникативная ситуация и ее структура. Виды и формы общения.

Задание 1. Принцип кооперации Г.П.Грайса подразумевает следующие категории:

1) количества; 2) качества; 3) отношения; 4) способа; 5) суждения; 6)такта; 7) согласия.

Задание 2. Отметьте «лишние» максимы, не входящие в принцип вежливости Дж. Лича:

1) такта; 2) великодушия; 3) справедливости; 4) скромности; 5) согласия; 6) симпатии; 7) точности; 8) одобрения.

 

Тема 3. Русский язык как национальный и мировой язык. Разновидности русского национального языка: литературный русский язык, диалекты, жаргоны, просторечие.

Задание 1. Напишите названия языковых подгрупп.

Русский, украинский, белорусский - _____________________________________

Польский, лужицкий, чешский, словацкий, полабский, поморский - __________

Болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский - _________________

Задание 2. Выберите вариант, в котором перечислены самые распространенные языки мира.

А) немецкий, польский, испанский, японский, хинди;

Б) русский, китайский, хинди, английский, урду, испанский;

В) итальянский, испанский, английский, немецкий, русский, чешский;

Г) финский, венгерский, урду, японский, китайский, английский.

Задание 3. Какие языки являются рабочими языками ООН? Выберите правильный ответ.

1. финский, венгерский, урду, японский, китайский, испанский;

2. английский, русский, китайский, арабский, испанский, французский;

3. итальянский, испанский, английский, немецкий, французский, китайский;

4. русский, китайский, хинди, английский, японский, финский.

Задание 4. Заполните соответствующие графы таблицы по образцу:

Национальный (общенародный) язык Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков
Литературный язык
Территориальный диалект
Просторечие
Социальный диалект (жаргон)

Задание 5. Кто из русских писателей считается создателем современного русского литературного языка?

А) Н.М. Карамзин В) А.С. Пушкин

Б) А.С. Грибоедов Г) Л.Н. Толстой

 

Тема 5. Орфоэпические нормы.

Задание 1. В каких случаях пишется и произносится Е, а в каких Ё?

1) гололедица; 2) опека; 3) афера; 4) безнадежный; 5) маневр; 5) филер; 6) гренадер; 7) острие; 8) оседлость.

Задание 2. Пропущена буква Ё в словах

1)принесший; 2) новорожденный; 3) бытие; 4) одноименный; 5) затекший; 6) никчемный; 7) маневренность; 8) истекший (кровью).

Задание 3. Твердые согласные перед Е произносятся в словах

1) демократ; 2) тенденция; 3) термин; 4) антенна; 5) де-факто; 6) дефиле; 7) филателист; 8) фен; 9) шинель; 10) демарш; 11) тест; 12) тезис; 13) бутерброд; 14) термометр; 15) бизнес; 16) патент; 17) партер; 18 ) шоумен; 19) экстрасенс.

Задание 4. В каких словах на месте ЧН произносится [ШН]?

1) скучно; 2) справочник; 3) скворечник; 4) гречневый; 5) конечно; 6) девичник; 7) матричный; 8) коричневый; 9) горчичник; 10) нарочно; 11) песочница; 12) уличный; 13) яичница; 14) полуночник; 15) сердечный (приступ).

Задание 5. Исключите лишнее слово:

А) точно, порочный, яичница, ночной;

Б) что, чтобы, нечто, ничто;

В) скучно, конечно, точно, нарочно.

Задание 6. Долгий или краткий согласный произносится на месте удвоенных букв?

Аллея, ванна, гамма, сумма, масса, массаж, группа, группка, иллюзия, иммунитет, касса, агрессия, дилемма, террор, аннотация, аттестат, металл.

Задание 7. В приведенных ниже словах исправьте орфографические ошибки, отражающие неправильное произношение.

Беспрецендентный, грейпфрут, светопредставление, явства, сумашедший, взимать, инцидент, подщечина, конфорка, бидон, конфорт, скурпулезный, костные взгляды, дуршлаг, трамвай, подскользнуться, асвальт, почтампт, конъюктура, интригантский, юристконсульт, дермантин, взаимообразно, косный мозг, легитивный, компосировать, полувер, флюрография, будующий.

 

Тема 7. Лексические нормы.

Тема 8. Грамматические нормы русского языка

Раздел 1. Морфологические нормы.

Раздел 2. Синтаксические нормы.

А) Согласование сказуемого с подлежащим. Трудные случаи именного и глагольного управления.

Задание 1. Выберите правильные варианты, обращая внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. Большинство студентов нашей группы успешно (а) защитило, б) защитили) курсовой проект. 2. Еще один ряд предложений (а) возник, б) возникли) у главного инженера. 3. Меньшинство сотрудников все-таки (а) проголосовало, б) проголосовали) против. 4. (а) Засеяно, б) засеяны 120 гектаров. 5. Несколько сотрудников (а) отказалось, б) отказались ) от сверхурочной работы. 6. Три заявления о приеме на работу (а) лежали, б) лежало) на столе. 7. 32 человека (а) работало, б) работали) на новом участке. 8. 141 депутат (а) участвовал, б) участвовали) в работе сессии. 9. Тысяча человек (а) отправилась, б) отправились) на переподготовку. 10 (а) Прошло, б) прошли) полтора часа. 11. (а) Новый, б) новая) эколог города (а) выступил, б) выступила ) с заявлением.

Задание 2. Отметьте и исправьте ошибки согласования в предложениях.

1. В этом году в танцевальную студию записались только 7 человек. 2. Сколько благородных задач стоят перед учителями! 3. Большинство представленных на конференцию докладов вызывают интерес слушателей. 4. Много возможностей поразить ворота соперников остались неиспользованными. 5. Пятеро охотников сидит за деревьями, держа ружья. 6. «Аргументы и факты» опубликовала интервью с известным политиком.

Задание 3. Поставьте управляемые слова, данные в скобках, в правильном падеже, добавив, если нужно, предлог.

Удивляться (способности) _____________________________________________

Абстрагироваться (повседневность) _____________________________________

Адекватный (оригинал) _______________________________________________

Беспокоиться (сын) ________________________________________________

Дисгармонировать (внешний вид) ______________________________________

Заплатить (долги) ___________________________________________________

Заслуживать (внимание) _______________________________________________

Заслужить (доверие) _________________________________________________

Озабоченность (состояние здоровья) ____________________________________

Рецензия (книга) ____________________________________________________

Полный (вода) _______________________________________________________

Скучать (дом, вы) ____________________________________________________

Задание 4. Раскройте скобки и выберите нужную падежную форму. Укажите возможные варианты.

Ждать (автобус, автобуса), ждать (встречу, встречи), ждать (решение, решения), искать (поддержку, поддержки), искать (дорогу, дороги), искать (спасение, спасения), искать (славу, славы), требовать (деньги, денег), требовать (справку, справки), просить (слово, слова), просить (прощение, прощения), просить помощь, помощи), бояться (бабушку, бабушки), стесняться (сестру, сестры).

Задание 5. Исправьте ошибки в следующих предложениях.

1. Брат часто писал домой: «Я очень тоскую по вам». 2. Докладчик оперировал с проверенными фактами. 3. За покупки можно оплатить наличными. 4. Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплинированностью. 5. Мы хватились Настю уже поздно вечером. 6. Эти факты лишний раз убеждают нас о том, что необходимо заботиться об окружающей среде. 7. Нерадивое отношение к человеческим ресурсам повлекло к огромным затратам незапланированных средств. 8. Согласно подписанного договора ей полагался отпуск через полгода. 9. В городе открыта школа по фигурному катанию. 10. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 11. Им руководила жажда в деятельности. 12. Уже появилась рецензия о новом фильме. 13. Мужество десантников вселяло страх противнику. 14. Докладчик отметил о недостатках работы министерства. 15. первоклассники уже отличают звук и букву. 16. Мать тревожилась о ребенке. 17. Следует уделять большое внимание на орфографию

 

Б) Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Нормы организации однородного ряда.

Задание 1. Прочитайте следующие предложения и образуйте правильную форму причастия от глаголов, данных в скобках.

1. Аккуратность – черта личности, (выражаться) ___________________ в любви к порядку. 2. Игра – главное занятие детей, (предшествовать) __________________________школьному обучению. 3. Мужество – черта личности, (представлять собой) ________________________ сочетание смелости, выдержки и настойчивости. 4. Гордость – это благородное чувство, (переживать) ______________________ человеком от сознания (достигать) ______________________ успехов. 5. Привычки – это навыки, (стать) _____________ потребностью.

Задание 2. Прочитайте предложения, исправьте допущенные ошибки.

1. Роман содержит критику сословных предрассудков, господствующих на родине писателя в прошлом веке. 2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 3.Прочитанная лекция для студентов о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес. 4. Студент держал в руке орфоэпический словарь, служивший ему как справочник и которым он пользовался в случае затруднений. 5. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать об этом заявление.

Задание 3. Прочитайте следующие деепричастные конструкции и распространите их наречиями.

1. доверившись другу __________________ 2. сообщая новости _____________

3. оценивая ситуацию _________________ 4. собравшись в поход __________

5. относясь к новшествам _______________ 6. придя в себя _________________

7. произнося звуки ____________________ 8. встретив гостей ______________

9. собрав вещи ________________________ 10. подбирая слова _____________

Задание 4. Определите, есть ли ошибки в данных предложениях. Исправьте их.

1. Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстрации образцы художественной литературы. 2. Идя по лесу, дышалось легко и свободно. 3. Поняв правило, решить задачу легко. 4. Получив высокую оценку на экзамене, он был счастлив. 5. Уезжая из родного города, мне стало грустно. 6. Выполняя задание, студенты обращались к словарям. 7. Читая это произведение, чувствуешь ритм жизни

Задание 5. Отметьте предложения, в которых неверно употреблены однородные члены предложения. Исправьте эти предложения.

1. Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины. 2. Ваш рацион должен включать различные фрукты и овощи. 3. Он любил и наслаждался классической музыкой. 4. Созданы хорошие условия не только для публикации, а также и внедрения научных работ. 5. Ураган разрушил жилые постройки, пляжные домики, ангары для катеров. 6. Жильцы требовали ликвидировать неполадки и сделать ремонт. 7. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии. 8. В соревнованиях принимали участие представители разных вузов города: строительный университет, экономическая академия, железнодорожный университет. 9. Их задача – координировать и руководить всеми работами. 10. Обратите внимание не только на знания студентов, но и их навыки.

Список рекомендуемой литературы

А) Основная учебно-методическая литература:

1. Барышникова Е.Н. Речевая культура молодого специалиста: Учебное пособие /Е.Н.Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М.: Флинта: Наука, 2005.

2. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

3. Культура русской речи /Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 1999.

4. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов по сервисным спец. / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина. /Под редакцией О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Русский язык и культура речи: Учебник.- 2-е изд., перер. и доп.. /Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2005.

6. Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культуры речи: учеб пособие для студентов вузов / Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. – М.: Академия, 2005.

7. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учеб. Пособие. – М.: Флинта, 2003.

8. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

Б) Словари и справочники:

1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Любое издание.

2. Агеенко Ф.Л,, Зарва Н.В. Словарь ударений русского языка. – М., 2000.

3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.

4. Большой орфографический словарь русского языка /Под ред. С.Г. Бархударова и др. – М., 1999.

5. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника: свыше 107 тыс. слов. – М., 2004.

6. Букчина Б.З. Слитно? Раздельно? Через дефис?: Орфографический словарь русского языка. – М., 1999.

7. Вебицкая Л.А,, Богданова Н.В., Скляревская Г.Н. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: краткий словарь-справочник. – СПб., 2005.

8. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М., 1976.

9. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

10. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1999.

11. Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

12. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 1999.

13. Мокиенко В.М. Давайте говорить правильно! Трудности современной русской фразеологии: краткий словарь-справочник. СПб., 2004.

14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.

15. Орфоэпический словарь русского языка /Под ред. Р.И. Авнесова. Начиная с пятого издания.

16. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию – М., 1999.

17. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2001.

18. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001.

19. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М., 1984.

20. Скляревская Г.Н., Ваулина Е.Ю. Давайте говорить правильно! Трудности грамматического управления в современном русском языке: краткий словарь-справочник. – М.; СПБ., 1995.

21. Словарь антонимов русского языка. – М., 1974.

22. Словарь иностранных слов. – М., 1988.

23. Словарь новых слов русского языка /Под редакцией Н.З. Котеловой. – СПб., 19995.

24. Словарь омонимов русского языка. – М., 1974.

25. Словарь сочетаемости слов русского языка. – М.,2000.

26.Современный словарь иностранных слов. – М., 2000.

27. Тематический словарь русского языка /Под редакцией В.В. Морковкина. – М., 2000.

28. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку. – М., 1997.

29. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. – СПб., 1998.

 

В) Дополнительная литература:

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1997.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

4. Пиз А. Язык телодвижений. – М., 19995.

5. Прокопович Н.Н., Дерибас Л.А., Прокопович Е.Н. Именное и глагольное управление в современном русском языке. – М., 1981.

6. Разновидности городской устной речи. – М., 1998.

7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.

8. Русская речь – журнал.

9. Русский язык и культура речи /Под ред. проф. В.И.Максимова. – М., 2002.

10. Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. – М., 1993.

11. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. – М., 1996.

12. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.

13. Становление языковой личности. – Саратов, 1997.

14. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

 

 

Содержание

1. Тема 1. Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи». Основные понятия культуры речи. ……………………………………………………………2. 2. Тема 2.Понятие об общении. Коммуникативная ситуация и ее структура. Виды и формы общения. ……………………………………………………………3

3.Тема 3.Русский язык как национальный и мировой язык. Разновидности русского национального языка: литературный русский язык, диалекты, жаргоны, просторечие. ……………………………………………………………...3

4. Тема 4.Понятие о языковой норме. Типы норм. Вариативность норм.……. ..4

5. Тема 5.Орфоэпические нормы. …………………………………………………6

6. Тема 6.Нормы русского ударения. ……………………………………………..6

7. Тема 7.Лексические нормы. …………………………………………………...12

Раздел 1. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. …………………………………………. ..12

Раздел 2. Закономерности лексической сочетаемости слов. Плеоназм. Тавтология. ………………………………………………………………………...13

Раздел 3. Русская фразеология. …………………………………………………...15

Раздел 4. Иноязычные слова в современной русской речи. …………………….18

Раздел 5. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. …………………………20

8. Тема 8.Грамматические нормы русского языка. ………………………….....25

Раздел 1. Морфологические нормы. ……………………………………………...25

А. Трудные случаи использования форм имени существительного. ……….....25

Б. Употребление форм числительных, прилагательных, местоимений, глагольных форм. ………………………………………………………………….28

Раздел 2. Синтаксические нормы. ………………………………………………...31

А. Согласование сказуемого с подлежащим. Трудные случаи именного и глагольного управления. …………………………………………………………..31

Б. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Нормы организации однородного ряда. …………………………………………………..32

9. Тема 9.Орфографические и пунктуационные нормы. ……………………….33

10. Список рекомендуемой литературы. …………………………………………35

Тема 1. Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи». Основные понятия культуры речи.

Задание 1. Выберите наиболее полное определение понятия «культура».

1) Совокупность достижений человеческого общества в производственной и общественной деятельности.

2) Совокупность достижений человеческого общества в производственной, духовной и общественной деятельности.

3) Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

4) Процесс особого общения людей и факты культуры (научные открытия, предметы быта, произведения искусства и т.д.)

Задание 2. Выберите определение «культуры речи», в котором представлены все компоненты данной дисциплины.

1) Культура речи - это позитивная самопрезентация человека.

2) Культура речи – это «красивая», содержащая изысканные слова и выражения речь.

3) Культура речи – это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве.

4) Культура речи – это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи.

5) Культура речи – это « владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».

Задание 3. Какие аспекты культуры речи выделяют разные исследователи?

1) Нормативный, коммуникативный, этический;

2) Нормативный, познавательный, духовный;

3) Нормативный, экономический, психологический;

4) Нормативный, познавательный, этический.

Задание 4. Выберите 2 главных критерия культуры речи.

1) Точность высказывания, правильность;

2) Ясность изложения, уместность;

3) Коммуникативная целесообразность, логичность изложения;

4) Правильность, разнообразие средств выражения;

5) Правильность, коммуникативная целесообразность.

Задание 5. На основании данных определений объясните главное различие между понятиями «язык» и «речь».

1) Язык – важнейшее средство человеческого общения, орудие познания, инструмент мышления.

2) Язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархическую упорядоченную систему.

3) Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека; использование языка для общения с другими людьми.

4) Речь – это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой форме, либо в письменной.

Задание 6. В каких строках перечислены все важнейшие функции языка?

1) Информационная, агитационная, эмотивная;

2) Коммуникативная, фатическая (контактоустанавливающая), эмотивная;

3) Конативная, когнитивная, аккумулятивная;

4) Эстетическая, метаязыковая, апеллятивная;

5) Коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная.

Задание 7. Единицами языка являются:

1) Фонемы, понятия, слова, словосочетания, предложения;

2) Фонемы, суждения, слова, словосочетания, предложения;

3) Фонемы, морфемы, слова, словосочетания, предложения;

4) Фонемы, определения, слова, словосочетания, предложения.

Задание 8. Найдите лишний уровень языковой системы:

А) фонетический В) морфологический

Б) фразеологический Г) лексический

 

Тема 2. Понятие об общении. Коммуникативная ситуация и ее структура. Виды и формы общения.

Задание 1. Принцип кооперации Г.П.Грайса подразумевает следующие категории:

1) количества; 2) качества; 3) отношения; 4) способа; 5) суждения; 6)такта; 7) согласия.

Задание 2. Отметьте «лишние» максимы, не входящие в принцип вежливости Дж. Лича:

1) такта; 2) великодушия; 3) справедливости; 4) скромности; 5) согласия; 6) симпатии; 7) точности; 8) одобрения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.033 с.)