Б. Употребление форм числительных, прилагательных, местоимений, глагольных форм



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Употребление форм числительных, прилагательных, местоимений, глагольных форм



Задание 1. Спишите, заменяя цифры словами.

1. Сумма 3891 и 93 равна 3984. 2. От 526 отнять 248. 3. Около 3793 (километр). 4. По сравнению с 1990 (год). 5. Из 1600 вычесть 318. 6. К 700 прибавить 189. 7. Более 100 (люди). 8. В 90 (метр) от парка. 9. Нашли древний клад с 16500 (монеты) , 895 (украшения) и 318 (глиняные черепки). 10. Новая фирма расположилась на 256471 га.

Задание 2. В данных предложениях замените цифры словами.

1. Сумма вышла если не круглою, то значительною, а именно достигла до 411843руб(Гаршин).______________________________________________________________________________________________________________________

2. Свыше 170 _______________________________________ народностей и 260 млн._________________________________________ человек, говорящих на 70

________________________________ языках, населяют этот край (Ферсман).

3. Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоящее из 504 ________________________________________ цифр, в течение 35 __________________________________ минут (Перельман).

4. Мы совсем разучились склонять числительные… Редкий оратор рискнет произнести даже трехзначное число в другом падеже, кроме именительного. К примеру, если докладчику надо сказать, что 283 ___________________________________________ москвича сделаны какие-то прививки, то эта фраза будет звучать так: « Двести восемьдесят трем человекам…» (Газета).

Задание 3. В каких словосочетаниях нарушены нормы употребления числительных?

Трое солдат – три солдата, четверо девушек – четыре девушки, семеро козлят – семь козлят, двое профессоров – два профессора, к обоим друзьям, к двум друзьям, к обоим соседкам – к обеим соседкам, о тысяче мелочей – о тысяче мелочах, с тысячей солдат – с тысячью солдат, в полтораста метрах – в полутораста метрах.

Задание 4. Исправьте ошибки там, где они есть, и объясните их.

1. Шестеро девушек выполнили задание в срок. 2. Все три лыжницы нашей команды заняли призовые места. 3. У обоих малышек были огромные банты. 4. Тверь расположена по обеим берегам Волги. 5. Трое лисят жались к матери. 6. В зоопарк привезли троих обезьянок, два крокодила и пять медвежат. 7. Он прошел на лыжах более сто пятидесяти километров. 8. За подарок он заплатил около семьсот пятидесяти рублей. 9. Он приехал в столицу с тысячей ста рублями.

Задание 5. Как определяется род несклоняемых качественных прилагательных?

Беж, люкс, мини, хаки, макси, бордо, брутто, нетто, маренго, электрик.

Задание 6. Подчеркните прилагательные, от которых можно образовать сравнительную степень. Образуйте от них простую и сложную формы сравнительной степени, если это возможно.

Бойкий, большой, звонкий, злющий, клетчатый, ловкий, плохой, полосатый, робкий, смелый, скверный, сверхмощный, ультраправый, фиолетовый.

Задание 7. Образуйте формы степеней качества от следующих прилагательных.

Большой, красный, сильный, длинный, быстрый, вкусный, горячий, холодный, толстый, добрый, отважный, отзывчивый.

Задание 8. Образуйте краткую форму, оканчивающуюся на –ЕН или –ЕНЕН, от данных прилагательных.

Мужественный, неизменный, бессмысленный, неприкосновенный, естественный, медленный, обыкновенный, ответственный, откровенный, торжественный.

Задание 9. Сможете ли вы ответить на детские вопросы о местоимениях?

1. Какое местоимение требует чистоты? 2. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? 3. Какое личное местоимение нужно прибавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? 4. Какое местоимение может быть частицей? 5. Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево?

Задание 10. Вставьте, где нужно начальное Н в личных местоимениях

1. «Нельзя, нельзя!» - закричала вслед …ему служанка (Пушкин). 2. Захар воротился и, косясь на Тарантьева, проворно шмыгнул мимо …его (Гончаров). 3. Гости были уже посередине залы, когда навстречу …им вышел сам хозяин (Гранин). 4. Не одну слезу пролили по поводу …его ((Салтыков-Щедрин). 5. Все идет мимо …ее воли ((Бобрыкин). 6. Относительно …ее я не имел никаких определенных намерений (Чехов). 7. Видишь разницу между нами и …ими (М. Горький). 8. Мать, дама полная и добродушная, смотрела на всех …их (Чириков). 9. Несмотря на свои мысли или, может быть, благодаря …им, он глядел на сержанта враждебно (Казакевич). 10. А он шел впереди …их – и был бодр и ясен (М. Горький).

Задание 11. Найдите ошибки в употреблении местоимений и произведите необходимые исправления.

1. Эта девочка – круглая сирота; ее мать умерла, когда ей было 4 года.

2. Ларочкин муж, Андрей Андреевич, был гораздо старше нее.

3. У ней было много преимуществ перед остальными; одно из них – рассудительность.

4. Сзади его плелась худая, косматая лошаденка, с трудом тащившая нагруженную вещами телегу.

5. Мужчина попросил официанта принести себе хлеба.

6. На Рождество дети отправились к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь устроить веселый семейный праздник.

7. Я записала в тетрадь фамилии студентов, кто не справился с домашним заданием.

8. Лектор охотно давал объяснение своим слушателям и просил их вести конспект, чтобы потом можно было их напечатать.

9. Не оставляй ихние замечания без внимания.

Задание 12. Образуйте вариантные формы глагола 3-его лица единственного числа от следующих инфинитивов. Чем различаются эти формы? Как называются такие глаголы?

Капать - ______________________, метать - ___________________________, брызгать - ___________________, кудахтать- ______________________, махать - ________________________, плескаться- ________________________,

рыскать - _______________________, двигать - __________________________.

Задание 13. Объясните, чем по смыслу или стилистической окраске различаются выделенные глагольные формы.

1. Вино струится, брызжет пена (Пушкин). – Ветер бесшумно брызгает в стекла водяной пылью ((М.Горький). 2. Но ползут по кругу стрелки, - время движется вперед (Маршак). – Каждый раз казалось, что дело не двигается (Катаев). 3. С трудом двигаются усталые лошади. (Короленко). – Им движет посторонняя ужасная сила (Достоевский). 4. Яд каплет сквозь его кору (Пушкин).- Из дедовых глаз капают … маленькие мутные слезы ((М.Горький). 5. Лошадь махает хвостом (Салтыков-Щедрин. – Она мне тихо машет (Огарев).6. Струя бежит и плещет (Тютчев). Плескает на песок хрустальная струя (Бунин).

Задание 14. Образуйте формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени от следующих инфинитивов. Как называются такие глаголы?

Очнуться - ___________, ощутить - ______________, сквозить - ___________, убедить - _____________, чудить - ____________, победить - _____________, дерзить - ______________, пронзить - ____________.

Задание 15. Образуйте форму со значением повеления от глагола «ехать». Запишите ее.

Ехать - _____________________________________________________________

Задание 16. Объясните, почему данные глаголы не употребляются в 1-ом лице единственного числа настоящего или будущего простого времени?

Смеркаться, знобить, толпиться, мерцать, зеленеть, светать, течь, вечереть, кипеть, сбежаться, победить, дерзить, затмить, скопиться, приютиться, гудеть, ржаветь.

Раздел 2. Синтаксические нормы.

А) Согласование сказуемого с подлежащим. Трудные случаи именного и глагольного управления.

Задание 1. Выберите правильные варианты, обращая внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. Большинство студентов нашей группы успешно (а) защитило, б) защитили) курсовой проект. 2. Еще один ряд предложений (а) возник, б) возникли) у главного инженера. 3. Меньшинство сотрудников все-таки (а) проголосовало, б) проголосовали) против. 4. (а) Засеяно, б) засеяны 120 гектаров. 5. Несколько сотрудников (а) отказалось, б) отказались ) от сверхурочной работы. 6. Три заявления о приеме на работу (а) лежали, б) лежало) на столе. 7. 32 человека (а) работало, б) работали) на новом участке. 8. 141 депутат (а) участвовал, б) участвовали) в работе сессии. 9. Тысяча человек (а) отправилась, б) отправились) на переподготовку. 10 (а) Прошло, б) прошли) полтора часа. 11. (а) Новый, б) новая) эколог города (а) выступил, б) выступила ) с заявлением.

Задание 2. Отметьте и исправьте ошибки согласования в предложениях.

1. В этом году в танцевальную студию записались только 7 человек. 2. Сколько благородных задач стоят перед учителями! 3. Большинство представленных на конференцию докладов вызывают интерес слушателей. 4. Много возможностей поразить ворота соперников остались неиспользованными. 5. Пятеро охотников сидит за деревьями, держа ружья. 6. «Аргументы и факты» опубликовала интервью с известным политиком.

Задание 3. Поставьте управляемые слова, данные в скобках, в правильном падеже, добавив, если нужно, предлог.

Удивляться (способности) _____________________________________________

Абстрагироваться (повседневность) _____________________________________

Адекватный (оригинал) _______________________________________________

Беспокоиться (сын) ________________________________________________

Дисгармонировать (внешний вид) ______________________________________

Заплатить (долги) ___________________________________________________

Заслуживать (внимание) _______________________________________________

Заслужить (доверие) _________________________________________________

Озабоченность (состояние здоровья) ____________________________________

Рецензия (книга) ____________________________________________________

Полный (вода) _______________________________________________________

Скучать (дом, вы) ____________________________________________________

Задание 4. Раскройте скобки и выберите нужную падежную форму. Укажите возможные варианты.

Ждать (автобус, автобуса), ждать (встречу, встречи), ждать (решение, решения), искать (поддержку, поддержки), искать (дорогу, дороги), искать (спасение, спасения), искать (славу, славы), требовать (деньги, денег), требовать (справку, справки), просить (слово, слова), просить (прощение, прощения), просить помощь, помощи), бояться (бабушку, бабушки), стесняться (сестру, сестры).

Задание 5. Исправьте ошибки в следующих предложениях.

1. Брат часто писал домой: «Я очень тоскую по вам». 2. Докладчик оперировал с проверенными фактами. 3. За покупки можно оплатить наличными. 4. Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплинированностью. 5. Мы хватились Настю уже поздно вечером. 6. Эти факты лишний раз убеждают нас о том, что необходимо заботиться об окружающей среде. 7. Нерадивое отношение к человеческим ресурсам повлекло к огромным затратам незапланированных средств. 8. Согласно подписанного договора ей полагался отпуск через полгода. 9. В городе открыта школа по фигурному катанию. 10. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 11. Им руководила жажда в деятельности. 12. Уже появилась рецензия о новом фильме. 13. Мужество десантников вселяло страх противнику. 14. Докладчик отметил о недостатках работы министерства. 15. первоклассники уже отличают звук и букву. 16. Мать тревожилась о ребенке. 17. Следует уделять большое внимание на орфографию

 

Б) Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Нормы организации однородного ряда.

Задание 1. Прочитайте следующие предложения и образуйте правильную форму причастия от глаголов, данных в скобках.

1. Аккуратность – черта личности, (выражаться) ___________________ в любви к порядку. 2. Игра – главное занятие детей, (предшествовать) __________________________школьному обучению. 3. Мужество – черта личности, (представлять собой) ________________________ сочетание смелости, выдержки и настойчивости. 4. Гордость – это благородное чувство, (переживать) ______________________ человеком от сознания (достигать) ______________________ успехов. 5. Привычки – это навыки, (стать) _____________ потребностью.

Задание 2. Прочитайте предложения, исправьте допущенные ошибки.

1. Роман содержит критику сословных предрассудков, господствующих на родине писателя в прошлом веке. 2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 3.Прочитанная лекция для студентов о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес. 4. Студент держал в руке орфоэпический словарь, служивший ему как справочник и которым он пользовался в случае затруднений. 5. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать об этом заявление.

Задание 3. Прочитайте следующие деепричастные конструкции и распространите их наречиями.

1. доверившись другу __________________ 2. сообщая новости _____________

3. оценивая ситуацию _________________ 4. собравшись в поход __________

5. относясь к новшествам _______________ 6. придя в себя _________________

7. произнося звуки ____________________ 8. встретив гостей ______________

9. собрав вещи ________________________ 10. подбирая слова _____________

Задание 4. Определите, есть ли ошибки в данных предложениях. Исправьте их.

1. Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстрации образцы художественной литературы. 2. Идя по лесу, дышалось легко и свободно. 3. Поняв правило, решить задачу легко. 4. Получив высокую оценку на экзамене, он был счастлив. 5. Уезжая из родного города, мне стало грустно. 6. Выполняя задание, студенты обращались к словарям. 7. Читая это произведение, чувствуешь ритм жизни

Задание 5. Отметьте предложения, в которых неверно употреблены однородные члены предложения. Исправьте эти предложения.

1. Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины. 2. Ваш рацион должен включать различные фрукты и овощи. 3. Он любил и наслаждался классической музыкой. 4. Созданы хорошие условия не только для публикации, а также и внедрения научных работ. 5. Ураган разрушил жилые постройки, пляжные домики, ангары для катеров. 6. Жильцы требовали ликвидировать неполадки и сделать ремонт. 7. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии. 8. В соревнованиях принимали участие представители разных вузов города: строительный университет, экономическая академия, железнодорожный университет. 9. Их задача – координировать и руководить всеми работами. 10. Обратите внимание не только на знания студентов, но и их навыки.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.253.106 (0.012 с.)