Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 5. Омонимы, синонимы, антонимы и паронимы.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Задание 1. Придумайте пару омонимов, 1. из которых один обозначает выражение лица, а другой – снаряд; ___________ 2. из которых один обозначает рыбу, а другой – смесь спиртных напитков; ____ 3. из которых один обозначает крупную хищную птицу, питающуюся падалью, а другой – специальную надпись на книгах и документах; __________________ 4. из которых один обозначает птицу, а другой – приспособление для подъема тяжестей; ____________________________________________________________ 5. из которых один обозначает мягкую ворсистую хлопчатобумажную ткань, а другой - выдумку, басню, побасенку; ___________________________________ 6. из которых один обозначает часть сооружения, машины, станка – опорный брус, а другой – лощину, ложбину, овраг, иногда большой протяженности; ____ 7. из которых один обозначает этап или один круг танца, а другой – горного кавказского козла, дикого быка._________________________________________ Задание 2. Среди данных словосочетаний найдите омофон. Предвыборная кампания, компания друзей, брак по вине инженера, удачный брак, ботинки сильно трут, труд создал человека, гребная регата, грибной суп, стрельба из лука, пироги с луком, в вазе много роз, он рос впечатлительным мальчиком. Задание 3. Как меняется значение слова с переменой места ударения? Какой тип омонимов здесь представлен? Атлас, хаос, ирис, бронировать, характерный, кирка, мука, электрик, замок. Задание 4. Укажите омографы среди данных словосочетаний. 1. Пили воду, пили дерево; 2. красивый замок, замок с секретом; 3. красивые руки, у правой руки; 4. солдаты разместились на постой, постой-ка, друг; 5. много слив, техники осуществили слив отработанной жидкости; 6. наш запевала, она запевала первой; 7. девушка долго жала руку, осиного жала здесь не оказалось. Задание 5. В данных предложениях найдите омоформы, подчеркните их. 1.Это есть наш последний и решительный бой. Он хочет есть. 2. Был создан блок правых сил. Этот блок сконструировали уже давно. 3. Банка была наполнена до краев. У нового банка большие возможности. 4. Этот наряд действительно элегантен. Диспетчер выписал новый наряд. 5. Залив рыбу соусом, официант подал ее на стол. Финский залив – любимое место отдыха петербуржцев. 6. Мой брат окончил университет. «Мой скорее руки и садись обедать», - сказала мама. 7. Солидный том словаря стоял на полке. Дело в том, что сестра заболела. Задание 6. Определите, к какому «омо» - типу принадлежат данные слова. 1. зАмок – замОк, Атлас – атлАс, Ирис – ирИс; 2. от чего – отчего, по чему – почему, за чем – зачем, в даль – вдаль; 3. пила воду – острая пила, мой дом – мой руки, три человека – три морковь. Задание 7. Синонимами слова «……….» являются слова А) бурлить 1. клокотать 2. источать 3. кипеть 4. бушевать 5. дымиться Б)высокомерный 1. гордый, 2. важный 3. спесивый 4. эгоистичный 5. надутый 6. зазнавшийся В) циничный 1. пошлый 2. равнодушный 3. бесстыдный 4. язвительный 5. непристойный 6. равнодушный Г) мужество 1. решимость 2. смелость 3. отвага 4. храбрость 5. опрометчивость 6. безбоязненность 7. доблесть Д) единый 1. целостный 2. целый 3. единственный 4. монолитный 5. неделимый 6. единичный Е) контекст 1. окружение 2. позиция 3. сфера 4. область 5. высказывание Задание 8. Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения: Резюме - ________________ негативный - _______________________________ Адекватный - ________________________ апеллировать - _________________ Эксклюзивный - _______________________ инфантильный - __________________ лицензия - _________________ компетентный - ___________________ инфляция - ___________________ дайджест - ___________________ продюсер - __________________ грант - _____________ фэн - ________________. Задание 9. Подберите синонимы, начинающиеся с буквы «А»: Приключение - __________________ отвлеченный - _______________________ Ревизор - ______________________ бесформенный - _____________________ Несоразмерность - ________________ предоплата - _______________________ Пик, высшая точка - _______________ одобрение зала - ____________________ Дипломат - ______________________ отклонение от норм - ________________ Задание 10. Подберите синонимы с первой буквой «Э»: Происхождение - ____________________ контроль знаний - _________________ Развитие - _________________ исследовательский опыт - ___________________ Себялюбие - ________________ чувство - _______________________________ Диковинный - _________________ ощущение чужих эмоций -_______________ Вывоз товаров - _______________ развязка - ______________________________ Простейший - ____________________ правила поведения - _________________ Равнозначный - __________________ тонко чувствующий - _________________ Задание 11. Подберите синонимы – эвфемизмы к данным выражениям: 1. Вы дурак. - ________________________________________________________ 2. Вы льстец - ________________________________________________________ 3. Вы лентяй - ________________________________________________________ 4. Вы трус - ________________________________________________________ 5. Вы пьяница - ______________________________________________________ 6. Вы лжец - _________________________________________________________ 7. Вы обжора - _______________________________________________________ Задание 12. Укажите, с какими падежами могут употребляться данные синонимы. Иметь – обладать __________________, заверить – засвидетельствовать ____________________, удостоверить – скрепить ________________________, подвластный – подначальный _______________________, начать – приступить ____________________, загнанный – задавленный ______________________, утратить – лишиться _____________________, рад – доволен ______________________, готов – подготовлен _________________, отзыв – рецензия ________________________. Задание 13. Н.Г. Чернышевский писал, что в русском языке развился богатый синонимический ряд (до трех сотен) для обозначения понятия «бессмыслица». Какие слова вы можете назвать? Запишите их. ____________________________________________________________________ Задание 14. Назовите слово, синонимичное понятию «луна» и омонимичное понятию «двенадцатая часть года». __________________________________ Задание 15. Образуйте однокоренные антонимы к данным словам. Типичный - __________________, логичный - ______________, народный - ____________________, политичный - _________________, гуманный - ____________________, реклама - _______________, пропаганда - _________________, утопия - _______________, революционный - _________________, людный - ______________, крайний - ______________, конечный - __________________, звучный - _______________, друг - ______________, красивый - _________________, люди - ___________________. Задание 16. Приведите к данным словам антонимы, начинающиеся на букву «А»: Синтез - _______________________ неряшливый - _________________________ Вера в Бога - ___________________ эгоист - ______________________________ Симпатия - ____________________ зловоние - ____________________________ Пассивность - _________________ интерес к жизни - ______________________ Неологизм - ___________________ беспримерный - _______________________ Задание 17. Прочитайте следующие слова, устно рассмотрите их возможные значения и подберите к каждому не менее двух антонимов. Тусклый ___________________________________________________________ Покладистый _______________________________________________________ Возлюбленный _____________________________________________________ Возвышенный ______________________________________________________ Случайный _________________________________________________________ Добродетельный ____________________________________________________ Чрезмерный ________________________________________________________ Преждевременный ___________________________________________________ Откровенный ________________________________________________________ Трудолюбие _________________________________________________________ Отвага _____________________________________________________________ Совесть ____________________________________________________________ Разум ______________________________________________________________ Потеря _____________________________________________________________ Собирать ___________________________________________________________ Разрушать __________________________________________________________ Нарочно ____________________________________________________________ Задание 18. Вспомните пословицы, построенные на принципе антонимии: 1. Ученье …________________________________________________________ 2. Мягко стелет …. _________________________________________________ 3. Старый друг … __________________________________________________ 4. Один за … _______________________________________________________ 5. Делу время … ____________________________________________________ 6. Готовь сани … ____________________________________________________ 7. За что купил … ____________________________________________________ 8. Начал за здравие … ________________________________________________ 9. Не было бы счастья … ______________________________________________ Задание 19. Вспомните названия художественных произведений, в состав которых входят антонимы.__________________________________________ Задание 20. Устно прокомментируйте значения слов – паронимов в скобках и правильно употребите их в данных словосочетаниях. 1. (Обманный, обманчивый) маневр, тишина 2. (элитарный, элитный) гостиница, щенок 3. (вековой, вечный) дуб, мерзлота 4. (тайный, таинственный) сговор, незнакомец 5. (частный, частичный) урон, мнение 6. (насильный, насильственный) выдворение, смерть 7. (искусный, искусственный) мастер, цветы 8. (ветряной, ветреный) человек, мельница 9. (чувствительный, чувственный) человек, взгляд Задание 21. Прочитайте следующие словосочетания и правильно употребите слова – паронимы, данные в скобках. 1. Входить в дом (ощупью, на ощупь) Скользкий (ощупью, на ощупь) 2. (Выказывать, высказывать) свое мнение, нетерпение 3. (Предоставить, представить) к награде, слово 4. (Выявить, проявить) недостатки, сочувствие 5. (Рыбный, рыбий) кость, суп 6. (Достигать, настигать) берега, соглашения 7. На (изначальном, начальном) этапе 8. (Заглавный, главный) роль, инженер 9. (Ревностно, ревниво) относиться к другу, трудиться на своем поприще 10. (Житель, жилец) нашей квартиры, нашего города 11. (Целый, цельный) впечатление, яблоко 12. (Эффектный, эффективный) кинотрюк, метод 13. (Многозначный, многозначительный) взгляд, ответ 14. (Командированный, командировочный) документ, в область Задание 22. Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов. Водяной стадион, костяная фишка, переменчивый ток, аналитический ум, динамический стереотип, придворный этикет, электронный микроскоп, тыльный госпиталь, песчаный берег, ледовый поход, злачные растения, идеалистические взгляды, экстремистские условия, туристический лагерь, шутливая пьеса, экономные методы управления, враждебная пуля, болотная низина, глубинный колодец, деловой стиль, органическое единство, криминальная обстановка, элитный чай, элитарная порода кошек. Задание 23. Укажите, к какому типу лексических единиц относятся данные пары слов. 1. Рассвет, расцвет 2. дерзкий, безрассудный 3. надеяться, отчаяться 4. дрожать, трепетать 5. влиятельный, авторитетный 6. полоскать (белье), поласкать (котенка) 7. эффектная (поза), эффективный (метод). Задание 24. Определите, какие из высказываний являются ошибочными. 1. Лексикология изучает словарный состав языка. 2. Слово является номинативным средством языка. 3. Слово в русском языке может иметь только одно лексическое значение. 4. Многозначными называются слова, имеющие 2 и более лексических значения. 5. Многозначными могут быть только имена существительные. 6. Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. 7. Паронимы – это однокоренные слова, как правило, одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению. 8. Синонимы – это слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. 9. Многозначные слова и омонимы – это одно и то же. 10. Заимствованная лексика – это слова, записанные на иностранном языке. 11. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, которое выражает целостное значение и по функции соотносится с отдельным словом. 12. Фразеологизмы не могут иметь синонимов и антонимов. 13. Все фразеологизмы исконно русские по происхождению. Задание 25. Исправьте допущенные речевые ошибки. Определите их тип. 1. На все вопросы своих адресатов газета отвечает незамедлительно. 2. В Индии его долгое время мучила ностальгия по родине.3. Ваше мнение не играет никакого значения в данной ситуации. 4. В тот год началась гражданская интервенция. 5. Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «МАКС». 6. Он взял себе львиную часть заработанного. 7. Директору срочно нужно было поставить свою роспись на важном документе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.01 с.) |