Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыка как часть нашей жизни

Поиск

 

В «Чайтанья Шикшамрите» ШрилаБхактивинод Тхакур описывает четыре основных потребности человеческого общества: физические, умственные, социальные и духовные. Музыка может относиться как к духовной, так и к социальной (эмоциональной) части жизни человека.

Существует описание двух видов музыки:

1. Араньягана гхана - духовная трансцендентная музыка. Направленная исключительно на поклонение Господу и для исполнения религиозных обрядов. Её исполняли квалифицированные брахманы, в соответствии со строгими правилами и предписаниями шастр.

2. Грамагейа гхана - народная музыка, но, тем не менее, основанная на гуне благости (авторитетные талы, раги и т.д.). Музыка для свадьбы, дня рождения и т.д. Правила ее исполнения были не слишком строгими. Она была ориентирована на характер проводимых в деревне мероприятий.

Музыка всегда была, есть и будет неотъемлемой частью человеческого бытия.

Важный момент!

Далее, в четырех последующих разделах этой книги, в качестве объяснения разных аспектов музыки, я приведу свои статьи, написанные для журнала о ведической культуре. При написании этих статей, помимо желания показать, что я очень умный, я преследовал несколько целей;

1. Показать обычным людям, что ведическая музыка это наука, притом реальная наука.

2. Пробудить в людях интерес к изучению «Шримад Бхагаватам», и других ведических писаний, на которые я регулярно ссылаюсь.

3. Подчеркнуть понимание того, что Бог - это Личность.

4. Так или иначе, как-то вдохновить на преданность Ему. Принимая во внимание эти моменты, вы проще сможете понять язык и стиль написания, особенно 2, 3 и 4-й глав.

 

 

Обзор

 

Музыка икультура

Музыка - это один из немаловажных аспектов ведической культуры, культуры правильных эмоций, а искусство, в частности музыка это всегда деятельность, связанная с эмоциями. В «Шримад Бхагаватам» говорится, что семь музыкальных нот (шаджа, ришабха, гандхара, мадхьяма, панчама, дхайвата и нишада свары) - это воплощение чувственной деятельности.

Брахмы, первого живого существа и творца вселенной. Вибрации различных типов музыки, или ораторского искусства открывают внутренние чувства других живых существ, поэтому проявление чувств естественно выражать с помощью музыки и пения. Итак, Веды утверждают, что искусство вообще, и музыка в частности, способны пробуждать определенные эмоции. Еще до недавнего времени в Индии все аспекты искусства, в том числе и музыка, были связанны с Богом. Являясь неотъемлемым атрибутом и естественной потребностью людей, музыка помогала человеку помнить о Боге, таким образом, возвышая его сознание.

Любая культура всегда несет в себе определенные эмоции, но одни эмоции призваны возвысить сознание человека, а другие стягивают его вниз, стимулируя, в нем низшую природу. За примерами далеко ходить не надо, достаточно посмотреть на «современную культуру», в которой мы живем. Несложно заметить, что, чем дальше человечество деградирует, развивая в себе порочные качества, тем сильнее музыка грубеет и становится менее мелодичной. Даже музыка молодости наших родителей разительно отличалась от современной. Музыка всегда есть отражение сознания людей, поэтому нет ничего более ужасного, чем дурная музыка, так же как нет ничего более ужасного, чем общение с дурными людьми. Ведь слушание - это форма общения. Конечно, можно возразить: «А как же классика? Моцарт, Бетховен?» Вне всякого сомнения, классика - музыка куда более высокого порядка. Но мы говорим, прежде всего, о современной популярной музыке, являющейся потребностью и непосредственным отражением сознания людей. Классическая музыка, уже давно отошла на страницы истории. Что касается джаза, то, как изрек знаменитый трубач Майлс Дэвис после появления Битлз: «Джаз умер», и теперь он, также как и классика - удел немногих меломанов в ресторанах, джаз клубах, и изредка, концертных залах. По сути дела и джаз, и большая часть классики - это популярная музыка (попса), просто более ранних времен. Еще в 20 веке в своих клубах и ресторанах Европа танцевала под джаз, а еще раньше - под классическую музыку на придворных балах. Лишь под влиянием времени джаз и классика перебралась с клубов и балов на стулья филармоний, став уделом редких меломанов и ценителей. Народная музыка оказалась намного более живучей, чем все остальные, но и она стремительно умирает под натиском современной, непостоянной, видимо, вследствие своей женской природы, «попсы». Она полноправная королева современных человеческих сердец. И эта современная капризная королева, все меньше и меньше уделяет внимания мелодизму и смыслу в своих песнях, при этом все больше выдвигая на передний план ритм, как правило, не очень созидательного характера. Иногда, особенно на рок-концертах, люди перевозбуждаются так сильно, что начинают бить друг друга, и крушить все вокруг. И если все пойдет так и дальше, то не нужно удивляться, если в скором времени мы придем к диким танцам вокруг костра. При этом будем поедать чью-то плоть, под аккомпанемент большого африканского барабана. И даже если не вся современная музыка имеет разрушительный характер, то все равно, практически всегда она лишена всякого смысла, так как пережевывает извечные мирские темы, не приближая человека к чему-то высшему. А ведь в этом истинное предназначение музыки.

 

Ведическая музыка

 

В противоположность выше сказанному, в ведической музыке в высшей степени развит мелодизм, ритм и смысл. Подробно остановимся на каждом из этих аспектов.

Прежде всего смысл, так как это основа разумного человеческого бытия. В своих корнях ведическая музыка глубоко духовна, так как основана на гимнах Сама веды, прославляющих Господа и Его энергии. Традиционно музыка понималась как надопасана. Нада - переводится как звук, а упасана - поклонение. Таким образом, музыка - это обряд поклонения Богу. Несложно вспомнить И. С. Баха, составившего «Хорошо темперированный клавир». На основе именно этого произведения возникла вся западноевропейская музыка, с ее мистическими органными композициями для игры в храмах. Любопытно, что любимый звукоряд, на который писал композитор: Соль, Ля, Си бемоль, До, Ре, Фа диез - традиционно именуется как Шадав Сарасвати рага, с разницей лишь в начале первой ступени звукоряда: До, Ре, Фа диез, Соль, Ля, Си бемоль. Традиционно, эта рага исполняется вечером. Это одна из самых красивых и мистических вечерних раг. Исходя из этого, мы можем по праву считать И.С. Баха одним из ведических композиторов. По утверждению историков он был глубоко верующим человеком и в конце каждого произведения подписывал: «Посвящается Богу». Быть может именно с этим связанно то, что массово великого композитора признали лишь через много лет после его ухода. И в те далекие времена люди хотели слушать легковесную «попсу». Но, истинное предназначение музыки - это возвысить сознание человека, соединив его через звук с духовной реальностью и Богом.

Что касается мелодизма, то здесь ведической музыке нет равных. Достаточно хотя бы раз, послушать профессиональных индийских певцов, и мы убедимся в истинности этих слов. Гибкость их голоса и многообразие вокальных приемов делает их ярким алмазом в сокровищнице мирового вокала. Для большего понимания этого момента, мы кратко остановимся на термине рага. У этого слова есть множество значений, но в данном контексте оно означает следующее: «Рага - это музыкальный звукоряд, который окрашивает сердце человека в определенный «цвет» или эмоцию (расу)». Веды утверждают, что существует 8.400.000 раг и 16.000 из них - основные. Все эти раги отражают разнообразный спектр эмоций и явлений: сезон года, состояние природы, время суток и, в конечном счете, все возможные эмоции человека воспринимающего все эти явления. Поскольку раги выражают определенные эмоции (расу), при должном понимании с их помощью можно выразить абсолютно все, в том числе и то, что сейчас вы ощущаете, читая этот журнал. Веды утверждают, что раги нисходят непосредственно из духовного мира и передают неповторимые ощущения соприкосновения с абсолютной реальностью. Духовная обитель описывается в Ведах как место, где каждое слово - песня, каждый шаг - танец, а каждый день - праздник. Чем тоньше мы играем и поем, тем более тонко мы можем выразить наши эмоции, и, поскольку духовная реальность бесконечно более тонка, чем грубая материя, то и выражение духовных эмоций бесконечно более превосходит ее в своем внешнем проявлении, то есть в пении и игре. Чтобы глубже понять этот момент, мы приведем краткое описание одной из игр Господа Шри Кришны, данное в Ведах.

«Кришна и Гопи радостно пели разнообразные песни, некоторые из них были гармоничными и приятными на слух, тогда как другие были нескладными и звучали на искажённые мотивы. Они пели в известном райском размере гандхарвов, который не был доступен простым смертным. Также они пели на 22 пограничных нотах (полу и четверти тона), 7 главных нотах, 49 тональностях, 15 видах трелей, 21 виде постепенно затихающего голоса и многих других уникальных стилях пения раг. Вринда-деви раздавала каждой Гопи караталы, ударные, струнные и духовые инструменты. Они играли на мридангах и даммару (маленькая мриданга Господа Шивы в форме X), караталах, 3 видах флейт, 7 видах струнных инструментов, таких как вина и свара миндалика».

(Говинда лиламрита)

 

«Во время этой трансцендентной игры каждая из гопи спела свою рагу, выразив тем самым свою особую любовь к Кришне. Впоследствии эти 16.000 раг распространились по всей вселенной и стали основными».

(Шримад Бхагаватам)

 

Иными словами, ведическая музыка является неискаженным отражением духовной реальности, именно поэтому она так сложна, тонка и разнообразна. Как, например, если в европейской музыкальной системе существует 12 полутонов, то в ведической системе и по сей день обучают 22 полу- и четверти тонам. Именно поэтому индусы поют так неподражаемо тонко.

Что касается ритма, то в ведической музыке есть уникальные по сложности и ритмической изысканности талы. Тала - это ритмический рисунок или по-европейски размер. В наиболее известных талах бывает следующее количество долей: 6 - Дадра тал, 7 - Рупак тал, 8 - Кахарва тал, 10 - Джап тал, 12 - Эк тал, 14 - Дхамар и 16 - Тин тал. Также есть комбинации из 9, 11, 13, 15, 17 и 19 долей, которые исполняются в редких случаях наиболее выдающимися мастерами. Европейские ритмы, как правило, более квадратны и имеют четное количество долей 4, 8, 16. Хотя бывает и 3 и 6, но чаще всего, особенно в популярной музыке, используются только квадратные ритмы. Как правило, нашему сознанию привычна и понятна квадратная музыка. В этом можно убедиться на собственном опыте, пытаясь проникнуть в глубины ведической музыки. Она кажется нам слишком сложной. Но, чем тоньше сознание человека, тем тоньше выражение этого сознания вовне, в разных аспектах жизни. Ведическая музыка - это музыка тонкого духовного сознания, а не грубого материального тела.

Древние музыкальные тексты утверждают, что существует 108 разных тал, которые имеют от 3 до 108 долей. Современные индийские музыканты используют около 20 талов. Остальные талы очень сложны для восприятия даже профессиональных музыкантов. При первом прослушивании такого тала иногда сложно определить где у тала начало, а где конец, не говоря уже о том чтобы петь и играть под этот ритм. Итак, Веды упоминают 108 тал, и эти талы включают в себя все ритмы мира. Например, ритм современного рэпа и фьюжена - это традиционный 8-дольный Натья тал 2/2/4 (в переводе с санскрита танцевальный ритм). Раз - два / Раз - Два /Раз - Два - Три - Четыре... Попробуйте повторить несколько раз. А знаменитый гимн советского союза игрался на 6-дольный Гарба тал 2/2/2. Более подробно мы рассмотрим понятие тала и раги в специальных статьях.

Еще одно важное отличие ведической музыки - это ее импровизационность. С появлением нотописи, люди постепенно стали терять культуру выражениях своих эмоций в звуке, заменяя их чужими эмоциями на бумаге. Это тонкая форма проявления имперсонализма. В наш век все склонно идти под шаблон и конвейер. Современный человек боится быть личностью, это проявляется в том числе и в музыке. Но что мы чувствуем, когда нам приходится играть по бумажке чьи-то эмоции, написанные композитором, возможно не в лучшем расположении духа? Именно поэтому, в свое время, меня привлек импровизационный джаз.

Ведическая музыка также импровизационна, и в этом ее жизненность и привлекательность для исполнителя. И хотя она строится по определенным канонам, в их пределах остаются безграничные возможности для самовыражения. Для примера приведем одну из традиционных музыкальных форм именуемой «Дхрупад»:


1. Алапа - медитативное вступление исполняемое спонтанно. Солист плавно импровизирует, вводя слушателей в характер заданной раги. Плавные переливы тампуры (безладовый 4-струнный инструмент) задают тональность и создают мистический фон, умиротворяя своей игрой ум слушателей.
2. Джор - постепенно проявляется основная тема или кусочки будущей темы, продолжаемые спонтанно обыгрываться солистом. Пока еще не присутствует четкий ритм. Ударные инструменты играют трели.
3. Гата - знаменует начало четкого ритма. Задается основная тема, вступает ритм секция: караталы, мриданги или таблы. Задается тал. С этого момента и далее Гата, имеющая определенную фиксированную форму (например, 16 тактов), становится для музыканта той темой, к которой он должен вернуться после импровизации. Солист импровизирует на заданную им рагу в этом тале. Это своего рода медитация и индивидуальное раскрытие музыкантом настроения раги. В этом смысле есть схожесть раскрытия раги с модальным джазом, разработанным прославленным саксофонистом и композитором Джоном Колтрейном. При исполнении этой музыки, вначале задается тема, на один определенный музыкальный лад, а дальше идет длительная импровизация на него. Но, все же есть некоторое отличие модального джаза от раскрытия раги в гате, например в ритме. Я не слышал, чтобы тот же Джон Колтрейн, исполняя модальный джаз, использовал вариации с размерами и темпами в одном произведении. Как правило он задавал один темп и размер, и он не менялся на протяжении всего произведения. Но в гате можно использовать и то, и другое. Темп постепенно нарастает, может измениться тал (размер). Например, с гарба тала на кахарва тал. Также, помимо игры на 22 микротонах, ведические музыканты используют многочисленные технические приемы, у которых нет аналогов в западной музыке. В какой-то момент, я сделал для себя удивительное открытие. Когда я впервые услышал, как звучит шенай (традиционный ведический духовой инструмент), я узнал в нем неизменные ходы сопрано-саксофона знаменитого Джона Колтрейна. Весь мир считал его великим гением со своей уникальной манерой игры на саксофоне, а он, как выяснилось, просто подрожал игре майпурских шенаистов. Прослушав их записи, вы сможете убедиться в этом сами. Справедливости ради нужно сказать, что его гениальный вклад в джаз трудно переоценить. Любопытно, что из биографии Джона Колтрейна мы узнаем, что последние годы жизни он был вегетарианцем, каждое утро он медитировал, читал Бхагавад-гиту и мечтал съездить в Индию, для чего переписывался с ситаристом Рави Шанкаром. Великого саксофониста тянуло на мистический восток.

Что же касается гаты, то постепенное ускорение ритма приводит нас к кульминации в четвертой части исполнения, именуемой Джахала.

4. Джахала - это кульминация. В ней рага становится все более волнующей. Инструменты и голос поют и играют стремительные пассажи. Часто бывает быстрый диалог (перекличка) солиста и ударных инструментов. Также в джахале используют очень красивый вокальный прием, когда в быстром темпе солист поет рагу протяжно, а хор параллельно, подпевает какой-то небольшой кусок темы в накладку.

Сочетание глубокого смысла, импровизационности, многочисленных технических приемов, тонкости мелодий и несравненных ритмов, не оставляет сомнений в том, что ведическая музыка достойна того, чтобы ее слушали и обучались ей.

 

Ведическая музыка как наука

Музыка - это наука. Любая наука описывает взаимодействие различных явлений. Музыка - это наука о взаимодействии музыкальных звуков. Существует ряд ведических текстов описывающих предмет музыки. Самые знаменитые из них это: «Бхакти-ратнакара», «Сангита-макаранда», «Сангита-сара», «Гандхарва-веда»,«Натья-шастра» и т.д.

Ведические писанияименуют музыку термином сангита видйа, и выделяют в ней три основных раздела: гита - пение, вадья - игра на музыкальных инструментах, и нритья - танец. Иногда эти три основных раздела расширяют до семи и именуют саптанга;
1. Сурадхьяя - раздел, который трактует звуки (нада). Семь основных нот - свары, полутона - шрути и т.д.
2. Рагадхьяя - раздел, раскрывающий раги и мелодии.
3. Таладхьяя - раздел, повествующий о ритме.
4. Астадхьяя - раздел, описывающий игру на музыкальных инструментах, таких как: вина, тампура, эсрадж, саптасар, караталы, мриданга, пакадж, шенай и т.д.
5. Нритьядхьяя - раздел, описывающий танцы (поскольку танец неразрывно связан с пением и игрой).
6. Чештадхьяя - раздел, объясняющий движения пальцев и рук (мудры, жесты) в ритме танца или пения.
7. Артхадхьяя - раздел, посвященный пониманию смысла и эмоций (расы) мелодий и ритма.

Таковы основные разделы, изучаемые в ведической школе музыки.

В 10-й песни «Шримад-Бхагаватам» описывается, как Господь Кришна, являя свои земные игры, обучался в гурукуле (школе) 64 видам искусств, которые шли в следующем порядке:
1) Гита - пение;
2) Вадья - игра на 4 типах музыкальных инструментов;
3) Удака вадья - игра на глиняных горшках, по-разному наполненных водой;
4) Вина дамарука вадьяни - изготовление разных инструментов;
5) Нритья - танец и т.д.

Таким образом, изучение музыки занимало не последнее место в ведическом образовании. И так как музыка - это важная часть ведического знания, логично будет сказать несколько слов о методе ведического образования. В ведической культуре знание передавалось из уст в уста, и музыка не исключение. Этот принцип называется парампара - цепь учителей. У каждого гуру есть гуру, а у него свой и так вплоть до Верховного Господа, источника всего знания и четырех вед. Ценность этой традиции в том, что любое знание было связанно с личностью, ученик же естественным образом чувствует благодарность к той личности, от которой исходит знание. Такой подход позволял музыканту не только чему-то научиться на практике, но и развить в себе божественные качества. Например, смирение и терпение.

Поскольку уже неоднократно упоминалось о том, что цель музыки возвысить сознание человека, немного поговорим о влиянии музыки на наше сознание.

Музыка и сознание

Музыкальному звуку, как божественному дару, свойственна способность сильного воздействия, как возвышающего, так и разрушительного характера, ибо музыка, и вообще звук, сильнее всего влияют на сознание людей. Например, если мы слушаем грустную музыку, нам становится грустно; если радостную, то это настроение переходит к нам. Агрессивная музыка вызывает в человеке агрессию, а медитативная умиротворяет. Влияние звука на человека очень хорошо известно всем кто занимается рекламой. Если мы возьмем самую ненужную вещь, и начнем рекламировать ее через звук, особенно, если придумать четверостишье с запоминающимся напевом, то люди начнут ее хотеть. На этом принципе основана вся современная рекламная индустрия. Мы начинаем желать то, о чем слушаем, и становимся тем, что слушаем. Музыка - это своего рода проводник, позволяющий пробудить в сердце человека определенные эмоции. Поэтому главная задача любого музыканта - генерировать желаемые им эмоции в слушателе. А слушатель, в свой черед, останется удовлетворенным именно при ощущении пережитых эмоций. Исполнитель должен вести за собой слушателя. В идеале, оба они должны одновременно воспринимать одну картину, воплощенную в звуке.

Также у каждой мелодии есть тонкая форма или образ. Этим обусловлен факт того, что одна и та же мелодия может нравиться, или не нравиться разным людям. Это означает, что внутреннее состояние человека резонирует, или не резонирует с тонким образом, посылаемым со звуками музыки. Каждый ритм и мелодия несут в себе определенную гуну - качество. Это качество, попадая в наше сознание, окрашивает его в определенный цвет и проявляет в нас определенные мысли, эмоции и желания. Три основных качества и связанных с ними желаний таковы:
1) Тамас (невежество) - разрушение, иллюзия;
2) Раджас (страсть) - созидание, наслаждения;
3) Саттва (благость) - поддержание, умиротворение. Помимо этих трех качеств, музыка может нести в себе духовную энергию и духовный образ. В Ведах этот феномен именуется как нада брахман (духовная реальность, воплощенная в звуке). Поэтому, очень важно быть осторожным и понимать, что от того, что мы слушаем, будет зависеть то состояние сознание, которое мы в себе разовьем.

Одно из самых мощных средств музыкального выражения - это песня. Она сочетает в себе сразу два самых прекрасных искусства - музыку и стихи. Еще несколько сот лет назад, мудрецы Индии, почти всегда излагали свою философию в стихах, а музыка использовалась, чтобы более ярко передать слушателям смысл философских стихов. Многие стихи на санскрите, поются на разные мелодии, и музыка помогает проще запомнить и глубже понять стих. Для простых людей бывает достаточно сложно понять философию, поэтому мудрецы писали бхаджаны (песни), где правильно подобранная музыка помогала войти человеку в определенное состояние и понять какую-то философскую истину. Например, если бхаджан (песня) был о раскаянии человека перед Богом, то и музыка была соответствующей.

Итак, слушание - это самое мощное средство влияния на глубинные сферы человеческой личности. Поэтому, в конечном счете, нужно научиться петь и играть музыку ради удовлетворения Верховного Господа. И тогда, действуя на самом глубинном уровне нашего сознания, музыка сможет дать нам истинное удовлетворение и счастье. Последнее утверждение знаменитого ведического философского трактата «Веданта-сутра» гласит:

 

анавритти шабдат
анавритти шабдат
анавритти шабдат

«Духовного бытия (освобождения) можно достичь через трансцендентный звук».

 

Нада, Свара, Шрути

Нада

Очень сложно описывать феномен музыки с помощью слов. Как сказал один философ: «Там где заканчиваются слова, начинается музыка». И, тем не менее, мы с вами попытаемся продолжить анализ ведической музыки на основе самих Вед.

Музыка, и звук вообще, сильнее всего влияет на глубинные сферы нашей личности. В зависимости от того, что мы слушаем, мы развиваем определенный тип сознания. Так же музыка способна пробуждать в нас определенные эмоции. И с помощью нее же, лучше всего можно выразить наши эмоции. Таким образом, музыка и эмоции неразрывно связанны друг с другом, по в одном случае музыка является причиной, а в другом следствием.

Уже упоминалось, что любая наука описывает взаимодействие различных объектов. Музыка - это паука о взаимодействии музыкальных звуков. Первый из семи разделов ведической музыки именуется - Сурадхьяя. Этот раздел трактует звуки (нада), семь основных нот - свары, полутона - шрути и т.д. и именно этой теме будет посвящена эта статья.

Подобно тому, как корова является источником молока, сливок, сметаны и масла, Веды описывают звук как источник музыки:

«Звук - это источник гиты (песни) и других вещей. Звук - это сам Господь Хари (нада брахман). Кто может понять истинную природу звука? Без звука нет гиты, без звука нет свары, без звука нет раги, вся вселенная наполнена звуками. Без звука нет знания, без звука нет ничего благоприятного, звук - это сияние Брахмана, звук - это сам Господь Хари. Даже Богиня Сарасвати не знает, до каких пределов простирается океан звука. Музыканты, опасаясь потонуть в океане звуков, даже сегодня изо всех сил прижимают Вину к своей груди».

(«Бхакти-ратнакара»)

В «Махабхашье» Патанджали муни, описывается два вида звука:
1. Анахата-нада - тонкий звук, звук желания, содержащий в себе определенную энергию, потенцию. Он сравнивается со спящей в клубке змеей, которая мгновенно вздымается, если ее потревожить. Проходя через различные надии и чакры в теле, он раскрывается в реальном звучании и именуется как Ахата-нада.
2. Ахата-нада -это более грубый, слышимый звук. Это - любой звук, который мы слышим в природе или издаем сами. Он может быть как музыкальным, так и немузыкальным. Ахата-нада, насыщенный неиссякаемой энергией Сарасвати, умиротворяет страждущие сердца людей разнообразием выраженных тонов, полутонов, цветов, высот, узоров, гармоний и мелодий.

«Шримад-Бхагаватам» описывает, что семь основных нот (Са, Ре, Га, Ма, Па, Дха, Ни) являются проявлением чувственной деятельности Брахмы, поэтому музыка непосредственно связана с эмоциями.

«Бхакти-ратнакара» более подробно описывает процесс проявления звука:

«Из огня, воздуха и эфира рождается звук. Звук изначально происходит из области, которая находится ниже пупка. Постепенно возвышаясь от пупка, он, в конце концов, исходит из уст. Звук проявляется, проходя через множество мест в теле. Таково краткое описание творения звука. Слог На исходит из дыхания жизни, слог Да исходит из огня в желудке. Из них обоих происходит слово Нада. Поэтому звук, Нада, рожден одновременно из дыхания, и из огня. Рожденный из огня и воздуха, звук идет вверх и, в конце концов, проявляется через уста».

(«Бхакти-ратнакара»)

Итак, мы видим, что появление звука описывается в связи с личностью. Как сказано в Библии: «Вначале было слово», и его произнес Господь - Верховная Личность Бога. Потенцией произносить слова обладают лишь личности. Как описывает «Шримад-Бхагаватам», все творение произошло из звука. Все, что мы видим, является ни чем иным как отвердевшей формой звука. Из звука произошел эфир (пространство), из эфира воздух, из воздуха огонь, из огня вода, а из воды земля. Принцип в том, что из тонкого звука обладающего определенной энергией, исходят все грубые элементы творения. Это не так уж сложно понять: сначала мы желаем чего-то (звук, исходящий с уровня души), потом это проявляется в нашем уме в форме мыслеобраза (тонкий материальный звук), далее мы говорим об этом (грубый материальный звук) и начинаем действовать. Таким образом, наше желание может реализоваться. Этот универсальный принцип творения, применим во всех сферах жизни.

Звук или вибрация - это основа существования этого мира, и с помощью звука же мир разрушается. «Шримад Бхагаватам» описывает, как в свой срок, Господь Шива разрушает весь материальный мир с помощью безумного танца и музыки. Таким образом, звук - это универсальный принцип бытия. Подобно тому, как духовный звук разворачивает материальное творение, музыкальный звук проявляет музыку.

Сам принцип музыкальности так же исходит из Бога. Например, одно из самых знаменитых ведических произведений это «Бхагавад-гита». В переводе с санскрита гита означает песня, а Бхагавад - божественная. «Бхагавад-гита» - это песнь Бога. Господь изложил трансцендентную философию в стихах, пропев их удивительным образом.

Ведическая поэзия так же напрямую связанна с музыкой, и в былые времена речь людей была на много более музыкальной и поэтичной. Эти два элемента - признак развитого сознания. Как мы уже упоминали ранее, ведические ученые всегда излагали философию в стихах. Например, один из самых известных ведических эпосов «Рамаяна», написанный прославленным мудрецом Вальмики муни, и по сей день поется на просторах Индии.

Звук содержит в себе разнообразные энергии, и в зависимости от кого исходит звук (какое у него сознание), он будет нести в себе энергию и опыт этой личности. Так, например, слушая слова человека, опытного в какой-то сфере, мы можем обрести его многолетний опыт за несколько минут. Проклятия, благословения - это реальность, действующая и в наше время.

В «Атхарва веде» подробным образом описано, как созидать, или разрушать с помощью звука, проводя различные ягьи (жертвоприношения) и повторяя при этом определенные мантры. Суть этой науки в том, что с помощью звука можно влиять на грубую и тонкую материю, получая желаемый результат. В частности в наше время остатки этой науки сохранились в «Аюрведе» (наука о жизни, медицина). Музыкальная терапия ее древняя часть. Она именуется как гандхарвотерапия. Это один из наиболее эффективных путей управления кровяным давлением, восстановления работы печени, избавления от бессонницы, высокого и низкого кровяного давления, шизофрении, эпилепсии и т.д. В ней упоминаются раги помогающие бороться со старением и болью. Известен случай, когда мудрец Тьягараджа возвратил с помощью музыки умершего человека к жизни.

Все это, описание различных аспектов действия звука на грубую и тонкую материю. Но, свое высшее выражение звук находит в воспевании различных трансцендентных мантр и гимнов во славу Верховного Господа. Это самое сильное средство для излечения всех физических и духовных проблем, ибо духовный звук содержит в себе духовную энергию и духовный опыт, оживляющий нашу душу. Этот звук, разрушает основу всех страданий - отождествление себя с материей. Поэтому музыка - это важная часть духовной культуры, причем в наш век она очень важна. Мы поговорим об этом в отдельной статье.

Итак, традиционно звуки разделяют на музыкальные и немузыкальные. Мой преподаватель сольфеджио слышала, на какой ноте крутится вентилятор, шумит дождь в окне и т.д., поэтому рискну предположить, что все звуки имеют музыкальную природу, так как изошли из изначального музыканта Шри Кришны, вечно играющего на флейте. А неспособность это услышать - это всего лишь проблема нашего восприятия.

«Бхакты-ратнакара» разделяет музыкальные звуки на три вида:
1. Прани - (прана - жизненная энергия, сила) исходящие из живого существа. Звуки прани производятся непосредственно телом.
2. Апрани - из неживого существа. Например, виной или другим музыкальным инструментом.
3. Прани апрани йога - из сочетания живого и неживого существа. Например, флейта или шенай.

Таким образом, существуют три вида музыкальных звуков. Эти три вида звуков делятся еще на три категории, в соответствии с высотой их звучания. Я думаю, что этот момент хорошо будет понятен вокалистам:
1. Мандра - низкий звук, исходящий из груди. Грудной резонатор. На музыкальных инструментах звуки типа мандара соответствует нижнему регистру.
2. Мадхья - звук средней высоты исходящий из горла. Горловой резонатор. На музыкальных инструментах средний регистр соответственно.
3. Тара - высокий звук, исходящий из головы. Головной резонатор. На музыкальных инструментах верхний регистр соответственно.

Звуки типа мадхья в два раза выше, чем звуки мандра, а звуки тара в два раза выше, чем звуки мадхья.

Важный момент!

Почему все звуки рассматриваются с точки зрения вокала? Потому что вокальное искусство - это изначальный прародитель всех остальных музыкальных инструментов. Вокал - означает личность, а все сущее изошло из Верховной Личности Бога. Наиболее привлекательные музыкальные инструменты имитируют звук человеческого голоса. Как, например, прорыв в мировой музыкальной карьере эстрадной гитары произошел именно тогда, когда изобрели «дисторшн» - приспособление, обрабатывающее звук гитары делая его: протяжным, долгим, похожим на пение человеческого голоса. С тех пор, гитара заняла одну из главных позиций на эстрадной сцене. Дальнейшую трансформацию звука в музыку «Бхакти-ратнакара» описывают так:

«Из Нада происходит множество Шрути (микротонов), из Шрути рождаются Свары (ноты), которые начинаются с Шаджа Свары. Из свар проявляются граммы (прим. Автора: не сложно догадаться - гаммы) и т. д.»

Все это, более подробно, мы рассмотри ниже.

Шрути

Подобно тому, как из тонкого звука проявляются все грубые элементы, процесс музыкального творения, так же проявляется из звука:

«Из Нада проявляются шрути (микротона). Существуют 22 вида шрути, которые представляют собой звуки движимые праной (жизненным воздухом). Они возникают из сердца и проходят через 22 надии (энергетических канала в теле) и, изгибаясь, путешествуют вверх, проявляясь в в и не и других музыкальных инструментах. В горле сдавленном от слизи не могут проявиться шрути».

(«Бхакти-ратнакара»)

Слово шрути переводится, как услышанное. Веды именуют как шрути, то есть услышанные из трансцендентного источника. Подобному тому, как семь цветов радуги имеют различные переходные оттенки, семь основных нот (Шаджа, Ришабха, Гандхара и т.д. см. ниже) имеют тонкие шрути (микротона) соединяющие их друг с другом. Шрути - это тонкие оттенки семи основных нот. Свары подобны детям, а шрути - отцу. Свары рождаются от шрути. На санскрите имена шрути даны в родительном падеже:
4 шрути относятся к Шаджа сваре: Нанди, Вишала, Сумукхи и Вичитра;
3 шрути Ришабха свары: Читра, Гхана и Чаланика;
2 шрути Гандхара свары: Сараса и Мала;
4 шрути Мадхьяма свары: Магхави, Шива, Матангика и Майтреи;
4 шрути Панчама свары: Балантри, Кала, Каларава и Шарнгхарави;
3 шрути Дхайвата свары: Джая, Раса и Амрита;
2 шрути Нишада свары: Матра и Мадхукари.

Такая вот музыкальная семья.

В «Натья-шастре» четыре шрути получили такие названия: чхандовати - приятная, желанная; раудри - гневная, необузданная; дайавати - сочувствующая и рамья - ночная. Глядя на бегущую реку мы не видим в ней рыбы, подобно этому, в течении музыки бывает сложно различить шрути. Кто может понять шрути? Ведь они исходят из самого сердца, передавая тончайшие оттенки эмоций личности. Когда Шри Кришна играет на своей флейте, то даже Брахма и Шива приходят в замешательство от тонкости и красоты Его игры. Существа с более развитым, чем люди сознанием, могут улавливать более чем 22 шрути. Говорят, что В. Моцарт слышал массу оттенков каждого звука. Гопи (спутницы Кришны), чьи тела состоят из духовной энергии, слышат одну 32-ю свары. На это указывает «Говипда-лиламрита». Это отражения их тонкого сознания.

«Бхакти-ратнакара» описывает, что все олицетворенные шрути сопровождаемые семью основными нотами, прославляют свою удачу, участвуя в лилах (божественных играх) Бога, воспевая Его славу. Во время этих игр проявлены истинные духовные эмоции и духовная природа шрути.

Наш европейский слух, чаще всего воспринимает лишь 12 полутонов, а остальные ноты мы обычно относим к категории фальши. Но это не фальшь - это шрути, которыми не умеют правильно пользоваться. Например, скрипка, как таковая, не является традиционным ведическим инструментом, но она очень хорошо прижилась в Индии. Потому что это безладовый инструмент. В ней нет строго зафиксированных ладами свар (основных нот), и н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 984; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.245.158 (0.015 с.)