О важности правильного отношения к инструменту 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О важности правильного отношения к инструменту



Помимо того, что мриданга - это личность (вечная спутница Господа), вайшнавы Бенгалии, проводят ей пуджу. Это авторитетная практика. Можно возносить Ей молитвы и приносить поклоны, предлагать благовония, и в знак почтения обходить вокруг, тогда Она постепенно начнет нам открываться. Поэтому, если мы изменим к ней свое отношение, к нам может прийти множество откровений, и мы сильно продвинемся в своей игре. Повторюсь, мриданга - это флейта Кришны. Его близкая, вечная спутница и, если мы правильно, смиренно к ней отнесемся, Она может пролить на нас свою милость. Это мой личный опыт.

Мриданга пранама мантра

В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами описывает что вайшнав, вознося молитвы Господу, может использовать не только молитвы составленные предшествующими ачарьями, но и свои собственные. Мриданга - это дорогая спутница Шри Кришны, и поклонение Своим преданным, Кришна ценит даже выше служения Себе. Приняв прибежище в этом утверждении Рупы Госвами, я попросил замечательного вайшнава (знатока санскрита) Шримана Харидева прабху, составить пранама мантру для мриданги в соответствии с правилами санскрита.

чаитанйабхишта - гитайа
сурасананта - рагайа
мридангайанамонамо
нитйанандаватарайа

Мои почтительные поклоны - намах; снова и снова - намонамах; божественному инструменту, воплощению - аватарайа; Господа Нитьянанды - нитйананд; Шри Мриданге - мридангайа; звуки и пение - гитайа; (которой) очень - абхи; дороги (Господу Шри) Чайтанье - чаитанйа (Махапрабху); бесконечные - ананта; мелодии и ритмы -рагайа; (которые исполнены) прекрасными - су; духовными вкусами -раса; (а) - безграничная - ананта; привязанность - рагайа (к Господу); очень - су; сладка - раса.

Литературный перевод

«Яснова и снова в почтении склоняюсь перед воплощением Господа Нитьянанды, Шри Мридангой. Бесконечные ритмы Мриданги исполнены прекрасных духовных вкусов и очень дороги Господу Шри Чайтанье Махапрабху».

Как выбрать мридангу

Это не такая простая вещь, ибо существует множество нюансов при выборе инструмента. Лучше всего, попросить о помощи какого-то опытного вайшнава, но если его нет, приведу несколько рекомендаций, которые могут помочь при выборе инструмента.

1) Кожа - лучше всего коровья. Она светлая, эластичная, на ней много пятен и меньше волос. Буйволиная кожа толще, грубее, более однородная, и как правило обильно покрыта волосами.

2) Объем корпуса - я замечал, что от толщины (ширины) корпуса мриданги значительно зависит ее звук: он более глубокий и шактичный. Бывают очень длинные мриданги «Бангладеш», но на мой взгляд, это вопрос удобства и вкусов музыканта.

3) Материал корпуса - лучший вариант это глина, потом дерево, пластик и железо.

4) Форма двух сторон - важный момент!

Маленькая сторона

Ободок на ней должен быть на одном уровне с мембраной или чуть выше, иначе вы просто будете разбивать себе пальцы. Бывает, что маленькая сторона мриданги имеет очень внушительные размеры и это сильно понижает высоту ее звука. В этом нет ничего дурного, просто вопрос нашего вкуса.

Большая сторона

• Ободок должен быть на одном уровне с мембраной.

• Внутренний ободок из кожи (в накладку на мембрану) по толщине не должен быть слишком тонким, это влияет на качество звука. Внутри него должен быть небольшой шнурок. Если его нет, его очень просто сделать самим и вставить круговыми движениями каратал. Для удобства игры и качества звука он должен быть не слишком узким и не слишком широким: приблизительно 2-2,5 см.

• Сама кожа мембраны не должна быть слишком тонкой. Внимательно осмотрите мембрану, чтобы на ней не было, пусть даже заклеенных, дырок.

• Иногда предприимчивые торговцы собирают «новую мридангу» из нескольких старых. В этом случае мы можем увидеть, что напыление на мембране было сделано еще раз, в накладку на старое. Не редко корпус такой «новой мриданги» обтягивают ремешками (иногда даже разноцветными) от старых мриданг. Будьте внимательны!

• Ширина мембраны, после внутреннего ободка, должна бы как минимум на длину вашей ладони: от начала до кончика вашего указательного пальца. В противном случае вам будет сложно извлекать некоторые звуки и технические приемы на этой стороне мриданги.

5) Напыление на мембранах - я замечал, что черная массала при игре держится намного дольше, чем коричневая, но это непринципиально. Можно купить в Индии массалу и регулярно наносить ее самому.

6) Трещины - аккуратно возьмите мридангу и потрясите ее влево и вправо. Если внутри вы услышите даже маленький перемещающийся осколок глины, значит в мриданге трещина. Не приобретайте такой «новый» инструмент.

Если вы приобретаете подержанный инструмент и это его единственный недостаток, вы можете его заклеить -. это не так важно. Все зависит от степени поломки.

Как ухаживать и хранить

1) Чистота - регулярно стирайте чехол, и ремешок, на котором держится мриданга. Так же неплохо регулярно чистить мембраны, в особенности, если вы разбили руки в кровь, это нужно сделать сразу. Очищать ее можно кусочком ваты и водой. Я понимаю, что это не очень саттвичный способ, но лучше всего мембраны очищает тройной одеколон. Делать это или нет - решайте сами.
Я слышал, что традиционно мембраны чистятся молоком, но у меня ничего не вышло.

2) Хранение - будет неправильно ложить мридангу на пол. Лучше всего использовать специальную подставку, или, в крайнем случае, подложите под инструмент чадар.

Кладите мридангу на бок, не ставьте ее на большую мембрану.

Чтобы инструмент не пересыхал, не нужно хранить его вблизи батареи или под воздействием прямых солнечных лучей.

3) Транспортировка - очень важно правильно переносить инструмент. В большинстве случаев мриданги разбиваются так: вы вешаете мридангу на плечо и не вписываетесь в один из углов. Поэтому переносить инструмент нужно впереди себя, как своего ребенка.

В случае перевозки инструмента позаботьтесь о том, чтобы он был герметично упакован, но лучше перевозите его на себе. Сдадите ли Вы своего ребенка в багаж?

4) Высота звука - большая сторона мриданги очень чувствительна, и реагируя на климат, может пересыхать или отсыревать.

• Если мембрана отсырела, и звук ее стал очень низким, это не значит, что нужно стучать ее ободком по полу. Лучше постучите себе по голове, пользы будет больше. Для правильного использования этого метода повышения звука, необходимо использовать деревянную киянку (молоток). Возьмите мридангу на руки и аккуратно и симметрично постукивайте киянкой по ободку.

Второй вариант повышения высоты мембраны это греть ее над огнем. Будьте осторожны, не перегревайте инструмент! Аккуратно, круговыми движениями подсушивайте мембрану, параллельно проверяя высоту ее звучания. Некоторые преданные используют для этих целей обогреватели и фен.

• Если мембрана пересохла, и вы хотите понизить ее звук, вам потребуется кусочек ваты и немного воды. Вам нужно нанести какое-то количество воды на мембрану, между внутренним ободком и массалой (напылением). Не заливайте воду под внутренний ободок, он может деформироваться. Не смачивайте водой массалу, она намного быстрее начнет трескаться и осыпаться. Не торопитесь, звук понизится не сразу. Нанеся слой воды, подождите пока кожа впитает его, и лишь потом наносите следующий. В отсутствии ваты, это можно делать руками.

5) Меры предохранения - очень важно в местах соединения несущего ремешка с мридангой, переделать изначальные кожаные крепления на веревку. Несколько раз я видел, как кожаные ремешки рвались прямо во время киртана и инструмент падал на пол, иногда получая серьезные травмы.

Важный момент!

Если вы хотите сберечь мридангу, то необходимо:

• правильно носить;

• правильно хранить;

• не размачивать большую мембрану слишком часто;

детям не давать!

Если вы все же пробили мембрану, или повредили корпус мриданги, не ждите осложнений: «Сразу же лечите инструмент!».

6) Одежда и украшение - очень важно одеть мридангу, Сшейте для мриданги красивый чехол, или просто оберните ее тканью, но принцип в том, что она должна быть одета (как Туласи деви). Так же можно украсить обе мембраны инструмента, в круговую написав на них святые имена или стихи на санскрите.

 

Техника игры

Постановка тела при игре

Прежде всего, необходимо научиться правильной постановке тела для игры на мриданге. Разберем два возможных варианта при игре на инструменте сидя.

Первый вариант: кладем левую ногу под правую так, чтобы правая ступня являлась продолжением левой ноги от бедра. Ставим мридангу на ноги, плотно прижимая ее к телу. Критерием того, что вы правильно сели будет являться то, что проводя левой рукой по большой мембране, ваша левая нога не будет мешать ей беспрепятственно опускаться на пол.

Второй вариант: кладем правую ногу под левую и выставляем ступню левой ноги вперед. Обязательно накрыть ее дхоти, чтобы мриданга не лежала на голой ноге. Правая половина мриданги располагается на правой ноге, а левая полностью лежит на левой стопе. При такой постановке тела очень удобно сидеть с прямой спиной. Можно играть долго и не уставать.

Постановка рук

Когда мы сели в одну из двух предложенных поз, локти не должны прижиматься к телу. Не нужно поднимать их слишком высоко, но в тоже время не прижимайте их, потому что это зажимает и сковывает руки во время игры.

Принцип игры длялевой и правой руки один и тот же. Берем левую кисть и немного сгибаем ее по направлению к полу, получается флажок. Не играйте всей рукой от плеча. Правильно играть так: рука должна быть чуть-чуть загнута (флажок), и нужно бить кистью, а не рукой.

Тот же самый принцип игры в правой руке. Хотя правая рука не должна быть загнута так сильно как левая, все равно должна играть кисть. Естественно, если вам надо играть громче, можно добавить немного плеча. Общий принцип состоит в том, что надо играть расслабленными кистями, а не руками.

Правая рука (маленькая мембрана)

Существует 3 варианта:

1-й вариант: мы бьем очень глубоко у основания пальцев. Получается резкий звук.

2-й вариант: мы бьем соединением между первыми и вторыми фалангами пальцев. Это самый распространенный вариант, потому что так можно играть и очень громко и тихо.

3-й вариант: мы бьем соединением между вторыми и третьими фалангами пальцев, то есть кончиками. Я, например, почти всегда играл так. Такая техника красиво звучит в бхаджанах, и благодаря ей, можно извлекать более деликатный и тонкий звук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.016 с.)