Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наша собственная стильная игра↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы обретаем чувства стиля тогда, когда начнем улавливать не просто внешнюю технику исполнения, а эмоцию, настроение, или вкус стоящий за ней. В нашей философии это именуется термином бхава (настроение) и пропитаться ей (бхавой) можно лишь в общении с теми у кого она есть. Внешняя форма (рупа) может быть одна и та же, но настроение (бхава) разное. Наверняка вы обращали внимание на то, что профессионалы могут играть очень просто, но при этом люди все равно заворожены их игрой. Внешне мы можем повторить все то же самое, но при этом наше исполнение может вызвать прямо противоположный эффект. Почему? Потому что один способен передать своей игрой эмоции (расу), а другой нет. Поэтому, если мы хотим научиться играть стильно (вкусно), нужно: слушать, слушать и еще раз слушать профессиональных музыкантов. Общаться с ними и служить им. Чувство стиля - это тонкая вещь и она перенимается лишь в процессе общения.
Стильный аккомпанемент С этим моментом немного проще, потому что существуют определенные закономерности и традиции как, и что подыгрывать ведущему на киртане. Хотя, несомненно, в конце концов, и это нужно будет научиться чувствовать, но нужно же с чего начинать. Итак, стильный аккомпанемент - это, когда я своей игрой поддерживаю и углубляю то настроение киртана, которое задает его ведущий. Профессионал - это не тот, кто играет много и сложно, а тот, кто во всё привносит гармонию своей игрой. Например, мы пришли на харинаму и наше служение играть на мриданге. Ведущий киртана начинает петь простую бенгальскую мелодию из двух частей, преданные синхронно танцуют, а мы начинаем играть сложные Вриндаванские ритмы и техаи которые недавно разучили, слушая самых лучших мридангистов из группы киртана Аиндры прабху. Знакома вам такая ситуация? Как звучит? Гармонично? Все будут довольны? Вместо того чтобы играть просто и четко держать ритм, для удобства танца, мы просто хотим показать себя. Простота не является абсолютным правилом для харинам, ибо иногда ведущему может нравиться сложная игра на караталах и мриданге, но как правило, он и поет в этот момент по-другому. Иногда, «сольный концерт для мриданги и хора преданных» можно услышать на утренних храмовых мангала арати. Я думаю, вы все понимаете, о чем идет речь. Другой пример: ведущий киртана поет простую протяжную мелодию из двух частей, а мы начинаем играть какие-то ломаные ритмы и рваные техаи. Это может быть уместно, когда ведется энергичный киртан стоя, и преданные танцуют, но в данном случае нужно играть что-то более ровное, мелодичное, и стабильное постепенно раскачивая ритм. Исключением является кульминация такого киртана, когда приемлемо любое разнообразие, но никак не в начале и даже не в середине его. Повторюсь, это не является абсолютным правилом. У разных киртаний (вокалистов) могут быть разные вкусы, но принцип один: если мы не улавливаем настроение ведущего и не пытаемся подчеркнуть и углубить своей игрой его эмоции - то мы не музыканты, даже если мы думаем о себе очень много и можем играть очень быстро и сложно. Профессионал - это не тот, кто играет много и сложно, а тот, кто во всё привносит гармонию своей игрой. Если же киртан исполняется в стиле Аиндры прабху, или Адити дукхаха прабху, в котором всегда присутствует очень много музыкальных красок и разнообразия - можно «отвести душу». Да и то, уверяю вас, что даже Аиндра прабху не любил людей с ложным эго. Повторюсь третий раз, поскольку это очень важно: «Профессионал - это не тот, кто играет много и сложно, а тот, кто во всё привносит гармонию своей игрой». Принцип простой: мы последователи и слуги, а не наслаждающиеся и лидеры. В этом настроении суть стильного аккомпанемента.
ВНИМАНИЕ! Если вы утвердились в четырех вышеописанных ступенях, поздравляю вас! Это музыкальная ништха, середина пути. Теперь вы можете осторожно продвигаться дальше. Переход на следующие четыре этапа развития музыканта, знаменует начало принципиально нового уровня нашего развития. Как правило, про таких людей говорят: «Талант от Бога!». Да, именно от Него. Но это не означает, что все это низошло на них просто так, по воле случая. Все это, результат их длительных усилий (аскез), силы желания и милости Бога. Но, в конечном счете, если быть честным до конца, это должно снизойти на нас по милости Кришны. Он источник всех талантов.
Импровизация
Итак, со временем, по мере роста нашего профессионализма, и когда мы утвердились в первых четырех ступенях музыкального образования, мы можем начинать импровизировать, то есть становится спонтанными в своей игре. Это подобно постепенному переходу от вайдхи (регулируемой практики) к рагануга (спонтанной практике) садхана бхакти. Но быть спонтанным - не значит, что наша «спонтанность» будет нравиться только нам, а не всем собравшимся преданным. Это не спонтанность - это эгоизм и сахаджия. Например, эта «спонтанность» может выразиться в виде: 1) Чрезмерно громкой игры на караталах и мриданге; 2) В выдумке, каких-то своих, странных мантр; 3) В навязывании солисту определенной манеры исполнения, то есть нестилизованной игры.
Важный момент! С удовольствием повторюсь. Например, если это утренняя служба или харинама, то как правило, играть надо просто и четко, выдерживая ритм. Но при исполнении киртанов в стиле Аиндры прабху, возможны сложные, постоянно меняющиеся мантры и частые, длинные техаи. Это очень важно! Не нужно устраивать мастер класс по игре на мриданге, сыграв все, что вы знаете за пять минут, пока на утренней службе поется Нрисимха-пранама. 4) В постоянном замедлении или ускорении темпа киртана. Что же такое правильная спонтанность? Настоящая спонтанность означает; во время киртана, мы должны улавливать эмоций солиста и своей игрой подчеркивать ту эмоцию, которую он пытается выразить. Вы становитесь, спонтанным в команде. Это и есть истинная, правильная спонтанность. Прежде всего, нас должно заботить звучание группы в целом. Все играют под солиста, в команде, и вместе пахтают нектар святого имени для удовлетворения Кришны. И если при этом нужно играть очень просто и тихо, то вы выдерживаете это настроение, если нужна «техника и шакти», то вы даете это. Это и есть правильная спонтанность - смирение. Парадоксальный факт, но иногда бывает очень сложно петь киртан со «спонтанными» профессионалами.
Важный момент! Наша спонтанность должна быть основана на мелодических и ритмических приемах, которые уже есть в нашей музыкальной традиции. Чтобы играть спонтанно, нужен большой багаж аланкаров, мантр и различных техаев. Если мы не знаем их, то наша «спонтанность» может восприниматься очень странно, так что занятий по какой-либо системе нам все равно не избежать. Для этого очень важно слушать профессиональных музыкантов. Через слушание нам постепенно откроется все. Таков ведический процесс познания - шраванам. На первых порах лучше всего выучивать какие-то техаи и аланкары отдельно, а потом аккуратно вставлять их в киртан. И напоследок, все же хочется напомнить:
Не увлекайтесь спонтанной Сначала правильная основа, а потом спонтанность. Иначе, как я уже упоминал, наша «спонтанность» будет удовлетворять только нас, а не всех собравшихся преданных. В нашей философии, это называется красивым термином сахаджия. Для начала научитесь хорошо играть и петь простые вещи, а потом, через слушание и смирение, вам откроется все. Как однажды сказал Шрила Прабхупада: «Сначала работа - самадхи потом». Сочинительство
Однажды, Моцарта спросили: «Как вы сочиняете такую красивую музыку?». Он улыбнулся: «Я не сочиняю, я просто слышу ее и записываю». Все это - результат длительных аскез и милости Бога. Раскажу несколько забавных историй из своей жизни. Мне доводилось знавать одного человека, мечтающего стать великим композитором, автором таинственной оперы под скандальным названием "Отец-потец". Когда однажды, по воле случая, я попал к нему в квартиру, там не было видно пола, ибо он весь был завален «гениальными» нотными листами с новыми «шедеврами». Хотя по факту, он был человеком очень мягкого сердца. Я никогда не чувствовал себя хоть как-то ущемленным в его обществе. В другой раз, в нашем музыкальном училище, проходил конкурс композиторов, на который случайно попал ваш покорный слуга. Незабываемое впечатление на меня оказало произведение под мистическим названием «Что-то страшное грядет». Парадоксально, но именно оно заняло первое место в конкурсе. Когда я слушал эту композицию, у меня возникло ощущение, полностью описываемое ее названием. Лишь из страха перед заведующим отделения я с трудом сдерживал свой нервный смех. Автор произведения, имел репутацию «серьезного человека» и так или иначе жюри не стало ее подрывать. Так вот. Очень часто, сочиняя свои новые гениальные мелодии и техаи, мы хотим идти по стопам этих, так называемых, ачарьев. Россия - страна непризнанных гениев. Но нужно ясно понимать, что настоящая музыка, подобно стихам, должна в какой-то момент снизойти на нас, как результат нашей медитации, искреннего труда и главное, милости Бога.
Собственная манера игры Своя ярко выраженная манера игры и пения - это очень редкое явление даже у профессиональных музыкантов. Таких людей всегда единицы. Как правило, все работают под кого-то.
1) Это результат сильного желания этой личности и длительных аскез, когда весь наш опыт суммируется в виде этой индивидуальности. По-простому говоря, он (она) это заслужил. 2) Полная психологическая раскрепощенность, когда музыкант не боится быть самим собой. Ложное эго постоянно будет толкать нас играть чужие роли, чувствуя собственную неполноценность, но в какой-то момент мы просто отвергнем все это и начнем честно выражать себя, не боясь мнения толпы. Если быть откровенным, своя уникальная исполнительская манера - это всегда дар Бога. Талант - искра Божья в человеке. А если быть честным до конца, то это и есть Он, а точнее искра Его великолепия проявленная через нас.
Эмоции и настроение Настроение служения - это самый ценный дар Бога и редкое сокровище в этом мире. Даже если музыкант успешно миновал все семь предыдущих ступеней своего развития, он может с большим энтузиазмом продолжать заниматься музыкой для себя. Обычные люди никогда не идут дальше этого. Максимальный уровень, на который могут подняться музыкальные гении этого мира - это гьяна. Но за пределами гьяны вечно сияет царство бхакти, и доступ туда лежит не через личные достижения, ибо научиться настроению служения труднее всего. Как? Вы все знаете это. Слушание Шримад Бхагаватам и служение возвышенным преданным, черпающим единственный смысл своей жизни в радости Кришны. Смиренное сердце и желание служить. Что касается эмоциональности, то нам следует стараться петь и играть на инструментах именно так. Потому что в этом суть музыки - выражение своих эмоций и любви к Кришне. Если быть честным, то всегда можно почувствовать, где мы перегибаем палку и просто начинаем играть на публику. Кришна всегда дает нам эти подсказки из сердца. Наше дело маленькое: просто научится слышать, когда и что Он нам говорит. Слышать, и просто быть самим собой. Если нет любви, то фисгармония не помощник. Также, чтобы научится петь и играть эмоционально, важно смотреть, как не боятся выражаться, воспевая святое имя, старшие вайшнавы: Е.С.Шиварама Махарадж, Говинда Махарадж, Аиндра прабху, Адити дукхаха прабху, Локанатх Махарадж и т.д. Самое главное, постепенно начнет происходить само собой, по мере наших искренних попыток практиковать сознание Кришны. По мере нашей зрелости, прожитых испытаний и уроков от Кришны, милости нашего духовного учителя и вайшнавов, в нашем сердце начнет пробиваться самое ценное - чувство разлуки с Господом. Иногда, бережно охраняемое Богом, оно будет изливаться в одиночестве, а иногда на киртане в кругу любящих преданных. Мы будем искренне звать Кришну, и все остальное будет казаться неважным, кроме стремления нашей пробудившейся души снова быть с Ним. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обучайте других! Это очень важный момент. Обучая других, мы сами более глубоко понимаем то, о чем рассказываем. Иногда понимание какого-то момента приходит только в этом процессе обучения. Это очень важный принцип! Если мы что-то отдаем, милостивый Кришна всегда даст нам взамен какое-то новое понимание. Это вечный принцип. Поэтому делитесь реализациями, не будьте скупцами! Обычно, когда что-то дается нам с большим трудом, нам жалко расставаться с этим. Так действует ложное эго. Оно боится, что, раскрыв кому-то свои секреты, мы потеряем сферу нашего влияния и контроля (пратиштха). Но этот принцип жизни далеко не брахманический, не говоря уже о духовном. Когда я начал учится вайшнавской музыке, было замечено, что далеко не все хотят показывать свои исполнительские секреты. Я сам такой же. Сознаюсь честно - грешен. Но, в конце концов, чья это интеллектуальная собственность? Давайте просто делать это! Давайте щедро делиться тем ценным, что Кришна дал нам! Тогда, несмотря на собственную скупость, мы очень быстро заметим, что через очень короткое время мы обретем новые реализации по пению и игре. Мы ничего не потеряем, обучая других, и дадим преданным шанс улучшить свое служение. И, как говорит Бхактивинод Тхакур, приобщая других к служению Кришне, мы получим свои «проценты». ПОСЛЕСЛОВИЕ Итак, в этой книге я описал часть своего опыта, накопленного за семь лет изучения и преподавания ваишнавской музыки в российском ИСККОН. Я описал базовые принципы ведической музыки, киртана и игры на вайшнавских музыкальных инструментах, углубившись в детали ровно настолько, насколько позволил мне Бог. Пусть это будет вашей работой, о пытливый читатель! Я молюсь Господу, чтобы нашелся искренний человек, который бы изучил и раскрыл все наше музыкальное наследие, достойно представив его членам ИСККОН, исправив, таким образом, все мои возможные ошибки. Если я могу благословлять, то все мои благословения уже даны этому человеку. Если этот скромный труд подтолкнет кого-то на это служение, я буду искренне рад. Надеюсь, что милостивые вайшнавы останутся довольны моими попытками служить им и благословят меня на честное служение гуру и Кришне. Вся слава Шриле Прабхупаде! «Мы используем мридангу и караталы и этого достаточно. Шрила Прабхупада (Письмо Джагадиша Пандиту 28дек.1974 г.) * такая форма записи означает что можно играть либо тен либо те.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.27 (0.01 с.) |