Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состояние природы и сезоны годаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные состояния природы это: зной, холод, ветер, штиль, туман, дождь, снег и т.д., каждому из них соответствуют определенные раги. Интересно, что легендарный саксофонист Джон Колтрейн так же применял принцип выражения музыкой определенного состояния природы. Например, в его произведении «После дождя», он выражает это состояние природы. Вне всякого сомнения, проследив развитие творчества великого музыканта видно, что с какого-то момента музыка Колтрейна - это музыка раг. Он слушал музыку раги и воплощал ее в джаз. Все это описано в его биографии. На эту тему можно написать отдельную статью. Существует описания, как исполняя рагу дождя, музыканты прошлого влияли на природу и вызывали, например, дождь, а сыграв огненную рагу, влияли на солнце. Это реальность и неоспоримый факт - звук это самый сильный способ воздействия на это мир, но эффект этого зависит от мастерства и сознания (качеств) исполнителя. В прошлом ведические музыканты обладали этим искусством. Веды объясняют этот феномен тем, что за каждым явлением природы стоят высокоразвитые существа - полубоги, управляющие этими стихиями. Солнцем повелевает Сурья, дождем Индра (по-гречески Зевс), воздухом Ваю и т.д. И подобно тому как рага влияет на наше сознание, она влияет на полубогов, вызывая в них определенные чувства, что и приводит к (физическим) грубым изменениям в природе. Также описывается соответствие раг с сезонами года. Веды делят год на шесть сезонов: лето, зима, осень, весна, сезон дождей и сезон сбора урожая, и в каждый из них исполняются свои раги.
Время - Самайа Это следующий немаловажный фактор для исполнения раги. «Бхакти - ратнакара» утверждает: «Когда рага звучит в неправильное время все потеряно. Но если это сделано при игре серии раг, по приказу царя, или на театральной сцене - это допустимо. Однако, если это произошло из-за жадности или заблуждения, то сразу же должна быть воспроизведена сладкая Гурджари рага для нейтрализации неблаготворных последствий этой ошибки. Три раги: Васанта, Рама кели и Гурджари - могут играться в любое время суток. В этом нет никакого недостатка». Итак, каждую рагу предписано исполнять в определенное время суток. Мы кратко опишем некоторые из них: 1) Сандхья-пракаша. Сандхья - это три переходных временных состояния: рассвет, полдень и сумерки. В это время происходит смена тонких влияний природы с благости на страсть, со страсти на невежество (см. ниже три гуны). В это время людям предписывается совершать сандхья вандану - повторение молитв, для того чтобы перейти в следующий временной промежуток в правильном состоянии сознании. Именно в это время брахманы (люди, занимающиеся духовной практикой) повторяют мантру Гаятри на священном шнуре. 2) Сурьямша. Сурья - это солнце. Сурья амша - это время суток, освещенное лучами солнца. 3) Чандрамша. Чандра - это луна. Чандрамша - это время суток, освященное сиянием луны. Существуют также более тонкие градации каждого из этих временных промежутков. Утро - это лучшее время для духовной практики и утренние раги: Байрав, Байрави, Билавалии т.д. соответствуют этому настроению. Вечером не должны играться дневные бодрые раги, чтобы ум человека успокоился, отдыхая от бурного дня, и подготовился к отходу ко сну. Формула очень проста: утро - для духовной практики, день для работы, а вечер - для отдыха. Эти три составляющих дня связанны с тремя гунами (качествами) материальной природы. Утро - гуна благости. Эта гуна проявляет спокойствие, счастье, и знание. Не зря говорят: «Утро вечера мудренее», «Кто рано встает тому Бог дает». Во всех преданиях нечистая сила с наступлением утра теряет силу. Утром наш ум спокоен, природа еще не пробудилась, и мы можем спокойно заниматься молитвой и медитацией. День - время гуны страсти. Активная деятельность и работа, а вечер гуна невежества - сон и отдых. Активность по ночам, сон по утрам и лень днем разрушает как грубое, так и тонкое тело человека, приводя его к разного рода болезням и депрессиям. Это вселенский ритм жизни, и правильно сыгранные раги позволяют человеку гармонично настроить его сознание и жить в соответствии с этим ритмом.
Духовный аспект времени Одна из главных целей музыканта - это передать желаемые им эмоции, или состояние, слушателям. На материальной платформе это: 9 основных рас, испытываемых человеком, сезон года, состояние природы и время. Духовное видение и цель музыканта - передача эмоций переживаемых Господом в общении с Его преданными. Какую они испытывают расу (эмоциональные переживания) в своих взаимоотношениях, в какое время суток, при разном состоянии природы и в разные сезоны года. Как уже упоминалось, все эти вещи так же проявлены на духовной платформе. В этом смысл слова надаупасана (нада - звук, упасана - поклонение) - поклонение Богу через звук. До сих пор в храмах Индии целые ансамбли исполняют раги для удовлетворения Божеств. В некоторых храмах это делается регулярно. Авторитетная форма Божества описана в Ведах, и Господь лично проявляется в таком Божестве для принятия поклонения своих преданных. Это один из основных процессов бхакти йоги описанный в священных писаниях. Это подобно поклонению иконам в православной традиции. Через этот акт мы связываемся с этой личностью, и можем вступить с ней в общение. Поклоняясь Божеству, бхакти йоги учатся относиться к Богу как к личности, а личность означает присутствие разнообразных настроений, поэтому раги исполняются так же в соответствии с этим. Это подобно служению царю, который пребывает в определенном настроении, а придворные музыканты прославляют его деяния, имя, качества, усиливая таким образом переживаемые им чувства. Итак, в соответствии с писаниями восемь временных промежутков игр Господа описываются так:
Развлечения на исходе ночи: 3:36-6:00; 2) Пратах-лила. Утренние развлечения: 6:00-8:24; 3) Лурвахна-лила. Предполуденные развлечения: 8:24- 10:48; 4) Мадхьяхна-лила. Полуденные развлечения: 10:48-15:36; 5) Апарахна-лила. Послеполуденные развлечения: 15:36- 18:00; 6) Саям-лила. Развлечения на закате солнца: 18:00-20:24; 7) Прадоша-лила. Вечерние развлечения: 20:24-22:48; 8) Ниша-лила. Ночные развлечения: 22:48-3:36.
Каждый из этих временных промежутков именуется прахара, и в каждый из них играется большое количество раг, где учитываются все тонкости. Например, Мадхьяна лила (полуденные развлечения). Непосредственно до полудня будет играться один тип раг, в период сандхьи (временного стыка) - другие и т.д. Так же это будет строго соответствовать сезону года, состоянию природы, и эмоциям переживаемым Господом в этих играх. Таким образом, на протяжении всего дня музыкант может полностью погружаться в размышления о Боге и одухотворять свое сознание. Все подробности деяний Господа подробным образом описаны в ведических текстах. Итак, мы поговорили о внутренней составляющей раги, что она выражает, теперь поговорим о внешней - как это выражено технически. Тхата В современной Индии существуют две музыкальных традиции вышедших из Вед: хиндустани (северная школа) и Карнатака южная. В карнатаке раги классифицируют в определенные семейства - мелы. Всего их насчитывается 72. В хиндустани для удобства раги сгруппировали в 10 основных тхатов, по схожести в общей окраске. Порядок тхатов был предложен легендарным пандитом Вишну Нараяна Бхаткхандом и используется до сих пор. Тхаты подобны трем основным цветам, при смешении которых образуются многочисленные варианты. Тхаты названы по именам известных раг. Например: • Билавал тхат: Са Ре Га Ма Па Дха Ни Са; • Кальяна тхат: Са Ре Га М*а Па Дха Ни Са; • Кхамадж тхат: Са Ре Га Ма Па Дха Ни Са и т.д. Тхаты подобны краскам, в которых три основных цвета, и если их смешивать получиться множество оттенков и настроений:
Джати Каждая рага имеет определенный математический состав свар (нот), который именуется термином джати (букв, происхождение, семья, вид).
Джати раги именуются так: Санкирна раги могут быть: • А удава сампурна - в восхождении 5 ступеней в нисхождении 7; • Сампурна шадава - в восхождении 7 ступеней в нисхождении 6 и т.д. Исключением является трехступенная рага Малашри. Сампурна раги: «Бхакти - ратнакара» говорит, что благо от прослушивания этих раг очень велико. Они дают долгую жизнь, благочестие, славу, расширение царства. Сампурна раги подобны олицетворенному нектару. Существуют особые сампурна раги, воспроизведя которые можно разрушить всю вселенную. Шадав раги: • Гауда; • Деш; • Малари; • Шриканта; • Мадхукари. Эти раги приносят привлекательность, добродетель, славу и героизм в битве. Аудава раги: • Шиваранджани; • Мадхьямади; • Дета пала; • Гандхара; • Бхупали. Эти раги разрушают болезни, влияние врагов, страх, скорбь, и успокаивают неблагоприятное влияние планет. Санкирна раги: • когда Деш рага смешивается с Малари рагой проявляется Пурави рага; • Гаури и Шри рага образуют Гауда рагу; • при смешении Балави и Деш раги образуется Ассавари рага к т.д. Все это описывается в «Бхакти - ратнакаре». Ароха - Авароха
Помимо джати (количественного состава), каждая рага имеет свою закономерную последовательность движения свар вверх и вниз, что именуется как ароха и авароха соответственно. Здесь уже могут проявиться отдельные специфические обороты раги. Например, джати раги может быть шадав (6 ступеней), но ароха (восхождение) этой раги может быть по одним 6 ступеням, а авароха (нисхождение) по другим.
Пракрити
Пракрити - переводится как природа. Этот термин указывает на развитие раги в верхнем (уттаранга) или нижнем (пурванга) регистре. Это важный момент. Поскольку существуют раги внешне очень похожие друг на друга, их тонкое отличие может заключаться лишь в их развитии в определенном регистре. Это можно сравнить с греческими ладами: ионийский, дорийский, фригийский и т.д., которые все строятся на обычной мажорной гамме, но от разных ступеней. Наука раги очень тонка, поэтому: развитее ее не в том регистре, акцент не на ту свару (ноту), или нехарактерный мелодический оборот, сразу же может увести нас в другую рагу с иной расой (настроением), несмотря на внешнею схожесть джати обоих раг. Поскольку главная цель раги - генерировать в нас определенное настроение, то для разъяснения этого момента можно привести такой пример: человек может плакать от разлуки с любимым человеком или от случившегося горя. И то, и то слезы. Но вопрос от чего? Эту тонкую разницу и должна выражать рага.
Пакад и Чалан
Рага предполагает выписку характерных мелодических рисунков в двух видах: кратком - пакад, и более развернутом - чалан. Пакад (букв. «поймать») - это короткий характерный мелодический рисунок раги, который характеризует (ловит) ее особенности и позволяет отличить эту рагу от других. Чалан (букв. «движение») - нотный рисунок, в более развернутом, чем пакад виде. Поскольку некоторые особенности раги проявляются только в ее характерном мелодическом движении, чалан более полно демонстрирует мелодический материал и его развитие. Можно сказать что чалан - это представленный в движении пакад. И пакад и чалан имеет тяготение к определенным сварам раги и строятся вокруг них.
Вида свар (нот)
Главная из этих нот раги именуется Вади. Ее сравнивают с царем. Вади - это ведущая, опорная свара характеризующая рагу. Вторая опорная свара раги, именуется самвади и сравнивается с министром, во всем содействующим царю. Все остальные ноты раги именуются анувади - последователи царя или премьер-министры. Вивади - это враги раги (диссонирующие ноты). Хотя их и называют врагами, тем не менее они иногда используются в раге, для предания ей особого вкуса. В этом случае они должны указываться при письменном обозначении раги. Вади и Самвади - это два основных звука, вокруг которых обыгрывается вся рага. Естественно, что в каждой раге они будут различаться. Как правило, это Шуддха свары (неальтерируемые ноты), с расстоянием в кварту или квинту, хотя встречаются и другие варианты.
Итог Итак, при описании раги ее можно разобрать на две категории и подгруппы: 1) Внутренняя - эмоциональная: Раса (эмоции), Самайа (соответствие со временем суток), сезоны года, состояние природы и соответствие с духовной реальностью деяний Бога. 2) Внешняя - техническая: принадлежность к определенному тхату (основные лады), докати (математический состав), Ароха - Авороха (восходящее и нисходящее движение), пракрити (развитие в определенном регистре), пакад и чалан (характерные мелодические рисунки раги), вади - самвади (опорные звуки), анувади (все остальные ноты раги), и если есть необходимость, указываются вивади (диссонирующие ноты - враги).
Музыкальная культура Традиционно ведическую музыку разделяют на 2 категории: 1) Деши сангит - музыка данной местности, народная музыка. 2) Шастрия сангит - классическая музыка, строго подчиняющаяся законам, описанным в музыкальных трактатах. Интересный момент: если проанализировать народную музыку всех стран мира, мы увидим, что каждая из них основывается на определенной раге и тале (ритме) изначально имеющим место в ведической культуре. При обнаружении этого феномена можно еще раз убедиться в том, что в былые времена существовала единая культура на всей планете. Культура знания, культура Вед, Чтобы не быть голословным приведу несколько конкретных примеров: 1) Бхупали рага: Башкирия, Татария, Япония, Китай - их народная музыка основывается на Аудав (5 ступенной): • Са Ре Га Па Дха Этот лад у музыкантов именуется как пентатоника, поскольку обладает пятью устойчивыми тоническими ступенями. Это позволяет легко импровизировать, не боясь сыграть диссонирующую ноту, ведь все пять ступеней тоники (устойчивые). Это обуславливает процесс повсеместного распространения пентатоники в джазе (особенно со времен Джона Колтрейна) и в попсовой музыке. Я знаю многих поп гитаристов исаксофонистов, которые преимущественно играют только пентатонику в 12 тональностях. 2) Байрав рага: • Са Ре Га Ма Па Дха Ни. Эта рага хорошо прижилась в Африке, Турции, и т.д. 3) Байрави рага: • Са РеГа Ма Па ДхаНи. Эта рага из Испании. Итак, при подробном анализе этой темы в этом списке себя найдут все музыкальные культуры мира ибо у них единый корень.
Гуру Поскольку исполнение раги - это тонкое искусство выражать эмоции, для того чтобы овладеть им традиционно принимали учителя - гуру. Да и как возможно научиться выражать тончайшие эмоции в музыке по книгам? Необходима живая личность. Это нужно прочувствовать в общении и служении своему гуру исполняя данную им садхану (практику). Это метод, которому следовали веками и достигали успеха. Один из главных принципов обучения у гуру - это слушание. Обучение на слух дает возможность уловить тончайшие шрути (микротона), разнообразные виды глиссандо и т.д. Этого не заменит никакая нотная запись. Поскольку музыка раги импровизационна, и ее суть передать определенные эмоции, сам факт фиксации ее возможных вариантов, схож с чтением заранее заготовленного текста при сокровенном общении двух личностей. Импровизация Хотя каждая рага строится по определенным принципам, в ней существуют безграничные возможности для импровизации. Импровизация схожа с медитацией, и она отнюдь не безлична. Это общение со слушателями, взаимообмен, отношения. Музыкант стремится нарисовать эмоциональную картину (воплотить ее в звук), а слушатель хочет воспринять и пережить ее. Успех обоих - это взаимопонимание. Любой музыкант на своем сценическом опыте подтвердит, как хочется чтобы люди прониклись тем настроением, которое ты стремишься передать. В своем высшем выражении импровизация должна стать отношениями и взаимообменом с Самим Богом. Ом - вечно звучащий Это важный момент в исполнении раги. В классической музыке используют такое понятие как астенатный бас. Это означает, что в нижней октаве (например на пианино) постоянно играется (тянется) тоника (основной звук). Это создает эффект постоянного звучания. А сверху, на этот звук, накладываются все остальные ноты произведения. Получается, вроде простой полифонии (одновременное звучание двух и более голосов). В соответствии с Ведами принцип астенатного баса исходит из слога Ом (а - у - м). Веды утверждают, что весь мир вибрирует на слог Ом. С этой пранавы - Ом, начинаются все ведические гимны. Это звуковое воплощение Господа, и поскольку Господь всепроникающий, и на Нем зиждется все творение, весь мир вибрирует на трансцендентный слог Ом. Великие йоги мистики в своей медитации начинают явно слышать это. Подобно тому, как весь мир зиждется на слоге Ом, тоническая нота раги олицетворяет этот звук, и вся рага зиждется на нем. Повторение слога Ом умиротворяет ум, настраивая его на эту вселенскую вибрацию, и дает человеку духовный опыт. Этот же принцип используется и в рагах. Как правило, звучание слога Ом символизирует звук Тампуры. Этот четырехструнный аккомпанирующий инструмент настраивается как: • Са Ма Ма Са В соответствии с тональностью звуки могут меняться, но, До диез мажор (Ре бемоль мажор), считается особой тональностью и утверждается что именно на этой высоте слог Ом звучит во всем мире. Стабильное звучание Тампуры на одной мелодической высоте настраивает человека на определенную тональность, умиротворяет его ум, сосредотачивает и помогает ему погрузиться в расу выражаемую этой рагой.
Музыкальные формы раги
Это очень сложная наука, в которой невозможно разобраться без гуру, но общеизвестные закономерности таковы. Рага исполняется с помощью огромного количества музыкальных форм именуемых прабандха. Два вида прабандх именуют как: • Нибаддха Гана (связанная, заранее сочиненная, закрепленная форма); • Анибаддха Гана (не связанная), импровизационная. Прабандхи делятся на тхату (составные части). Один из главных музыкальных трактатов «Бхакти-ратнакара» описывает 26 видов прабандх, а «Брихаддеша» 40. Самые известные виды прабандх - это: дхрува, мадрака, вардхаманака, брахма-гити, магадхи, ардха-магадхи, самбхавита и т.д. Со временем прабандхи развились в классические стили рагасангит. Самый распространенный вокальный стиль, выросший из прабандхи, именуется Дхрупада и состоит из 4 частей: Алапа, Джор, Гата и Джахала (мы уже описывали это в первой статье). Прабандхи порождают гиту (песню). Раги максимально проявляются в гите. Гита делится на шесть анг (частей): Как правило, гита имеет две части мелодии: Здесь мы остановим наше описание, поскольку очень сложно описывать музыкальные формы и стилистику музыки с помощью слов. Это знание нужно воспринимать от гуру и на слух. Аланкары - украшения
По предписаниям Вед, рага не должна долго звучать без аланкар. Простого звукоизвлечения нот раги недостаточно, чтобы передать ее расу. Рагу должны украшать различные мелодические приемы: • использование 22 шрути (микротонов); Существуют определенные предписания, как использовать эти приемы для разных раг. При использовании этих элементов рага раскрывается и оживает. В качестве примера разберем один из них - Аланкары. Аланкары описываются в связи с термином варна. Первая свара (нота) мелодии называется варной. Существует 4 варны: Семь варна свар (нот, ступеней) это - Са Ре Га Ма Па Дха Ни Са. Поскольку Веды утверждают, что материальное творение возникло из звука, я убежден, что 4 музыкальные варны связаны с 4 социальными варнами (социальное устройство ведического общества): 1. Стхай варну (неизменную) можно сравнить с брахманами (ниже мы более подробно рассмотрим Брахманов, Кшатриев, Вайшей и Шудр), людьми, погруженными в вечную, неизменную деятельность. 2. Ароха варну ( восходящую) с кшатриями, строящими свою жизнь на принципах брахманической культуры и ведущими общество вперед. 3. Авароха варну (нисходящую) с вайшьями, заботящимися о материальной (временной) составляющей жизни. 4. Санчари варну (смешанную) с шудрами ведомыми высшими варнами. В совокупности все социальные варны взаимодействуют для служения Господу, и подобное разделение общества можно встретить в любом социуме. Таким образом, еще раз можно проследить параллель музыкального и материального творения. Этот момент мы уже рассматривали при объяснении термина нада. Музыка может отражать не только материальное, но и духовное творение. Музыка - это язык способный выразить все сферы бытия любого уровня. В этом мистицизм музыки. Что касается музыкальных варн, то каждой варне предписывается свой аланкар: • Стхайи варна - имеет 26 аланкар; • Арохи варна - 12 (восходящие аланкары); • Аварохи варна - 12 (нисходящие аланкары); • Санчари Варна - 12 (движение аланкар в любом направлении). Вместе они составляют 62 аланкара с множеством видов. Приведем один пример аланкара - Бхадра аланкар: СаРеСа, РеГаРе и т.д. Это очень красивый аланкар. При его многократном повторении в нисходящем движении (авароха), он создает очень красивый вокальный прием: ГаМаГа РеГаРе Са. Все это подробно описывается в «Бхакти-ратнакаре».
Сознание исполнителя
Это самый важный и самый сложный момент в исполнении. Все остальное является более или менее внешним, потому что ведическая культура - это прежде всего культура правильного сознания. Это сравнимо с выбором спутника жизни. К примеру, мы хотим жениться на женщине, которая умеет делать множество замечательный вещей: шить, вязать, готовить и т.д., но главным фактором в нашем выборе совместной жизни с этим человеком будет являться его характер, его качества, даже не внешность. Как говорится: «Женятся на лице, а живут с человеком». Итак, сознание исполнителя: Традиционно музыканты считаются принадлежащими к касте (сословию) шудр (рабочий класс), что определялось отнюдь не кастовой системой, а качествами человека. Рассмотрим их. Шудра - это личность, взаимодействующая с грубой материей, он делает что-то руками с мертвыми материальными элементами, не проявляющими признаки жизни. Вайшья (торговцы, и сельхозработники) - взаимодействует с растениями и животными, то есть уже с живыми элементами, проявляющими признаки жизни. Это более высокое сознание и более высокая ответственность. Если не полить вовремя железо или кусок глины оно не засохнет и не умрет, а если не полить вовремя растение, или не покормить корову, будут проблемы. Ключевой момент - это способность человека брать определенный уровень ответственности. Именно это определяет его варну (касту). Кшатрий (правитель) - взаимодействует и управляет людьми. Брахман - взаимодействует с сознанием людей. Брахманы - это высший слой общества, с высшей степенью ответственности, проявленной в поддержании идеологии (ценностей) общества, посредством личного примера и обучения. Брахман - это личность, ведущая себя идеальным образом и обладающая знанием, не только материальным, но и духовным. Но, вернемся к музыкантам. Самый тонкий материальный элемент - это звук. Кто манипулирует этим элементом при помощи рук? Правильно, шудра. Но, если музыкант играет музыку в знании, не ради чувственного наслаждения и похвалы, а для удовлетворения Бога, и ради возвышения сознания людей, этот мотив автоматически переносит его в сферу брахманической деятельности, и даже выше. В противоположность этому сознание шудры таково: «Как я сыграл, как я сделал, как я смастерил и т.д.» Не деятельность определяет сознание, а сознание деятельность. Хотя естественно внешняя форма музыки также будет изменяться, в соответствии с ее внутренним содержанием. Именно в этом одна из главных целей истинного музыканта - одухотворить процесс музыкального исполнения, посредством изменения своего сознания. Только такая музыка имеет смысл и может принести истинное благо как слушателю, так и исполнителю. В завершение хочется привести цитату А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады из его комментария к «Шримад Бхагаватам» 3.20.38: «Музыка и танцы, которые служат для чувственных удовольствий, следует считать демоническими, но те же музыка и танцы, используемые в киртане для прославления Верховного Господа, становятся трансцендентными и вдыхают в человека новую жизнь, исполненную духовного блаженства». В этом суть музыки и ее сокровенный смысл.
Тала
Однажды Шрила Прабхупада (великий святой современности) прогуливался вместе со своими учениками по улицам города. Поравнявшись с группой играющих уличных музыкантов, он остановился и стал смотреть на них своим проникновенным взглядом. Один из учеников спросил: «Свамиджи, а правда ведь, музыка - это универсальный язык?» - «Не музыка - ответил он - Ритм».
Универсальный язык Итак, в этой статье мы поговорим с вами об искусстве ритма. В ведической музыке этот раздел именуется Таладхьяя. Подобно тому, как торт немыслим без сахара, музыка немыслима без ритма. И если она и может существовать без него отдельно, то лишь как специя, но не как основное блюдо. Поэтому в «Бхакти-ратнакаре» говорится: «Гита (песня) должна иметь тала (ритм). Гита без тала не является совершенной. Она подобна судну без рулевого». Многим людям намного более понятен язык ритма, чем язык мелодий. Ритм понимают все, даже африканские племена мумба-юмба, играющие на больших барабанах. Например, вы музыкант. Вы можете приехать в любую незнакомую страну, встать посреди улицы и начать ритмично играть на своем барабане, и если вы действительно грамотно сделаете это, не сомневайтесь, вы сразу же привлечете к себе толпу людей. Большинство людей намного более остро реагируют на ритм, чем на мелодии. Это обусловлено тем фактом, что ритм неразрывно связан с такой глубинной потребностью каждой человеческой души как танец. Как только мы слышим ритмичную музыку, нам сразу же хочется начать прихлопывать и притоптывать. В глубине сердца каждый хочет петь и танцевать. «Брахма-самхита», описывая обитель Господа, говорит: «Каждый шаг там - танец, каждое слово - песня, а каждый день - праздник». Поэтому, для каждой души это две самых естественных склонности: петь и танцевать. Как правило, современный человек делает это, когда пьян. Но чистая душа поет и танцует, опьянев от трансцендентной любви к Богу, И действительно, когда мы влюблены, нам хочется петь и танцевать, не обращая внимания на окружающие нас условности. Я думаю, что это состояние в своей жизни испытывал каждый. В особенности, петь и танцевать, любят молодые парни и девушки. В былые времена на Руси не было дискотек. Народ водил хороводы, и распевал совместно песни, в любой народной традиции присутствуют два этих элемента. В Ведах описывается как вечно юный Господь, испытывая духовное счастье, поет, танцует и играет на флейте вместе со своими возлюбленными преданными. Это одна из вечных игр Господа. Ритм - это сокровенное явление. Это понятие пронизывает собой все творение. В движении планет присутствует определенный ритм, в смене циклов времен года, дня и ночи и т.д. В конце концов, сердце человека бьется в определенном ритме, и в нем же звучит наше дыхание. Так же ритм всегда неразрывно связан с понятием времени. Каждый человек живет в своем ритме: кто-то в очень быстром, кто-то в медленном. Если рассмотреть нашу жизнь с точки зрения астрологии, то вся она представляет собой определенный цикл или ритм сменяющих друг друга событий. Сбалансированный ритм жизни позволяет нам войти в гармонию с природой, Богом и с самим собой. Понятие ритма так же важно в философии. Например, в былые времена вся ведическая философия писалась в стихах, каждый из которых звучит на свой метрический размер. Все ведические мантры так же исполнялись в определенном ритме, и поскольку ведическая культура существует с начала творения, искусство ритма - старо как мир.
Определение тала Музыкальный ритм на санскрите именуется термином тала. Как утверждается в «Бхакти-ратнакаре», тала рождается из раги. В «Сангита-саре» понятие тала описывается следующим образом: «Слог "та" - исходит от тандава (неистового космического танца Шивы), а второй - ла, от ласья (его женская противоположность, пленительный танец богини Парвати). Слово "тала " появляется в результате соединения Шивы и Парвати». «Буква "т" - это Карттикея. Буква «а» - это Господь Вишну. Слог "ла" - это Марута. Эти три личности присутствуют в слове тала». Таково эзотерическое описание термина тала. Теперь экзотерическое, музыкальное определение. Слово «тала» происходит от санскритского глагольного корня «тал» - (установить). Наиболее полное определение тала таково: Тала - это цикличный ритмический рисунок с фиксированным количеством долей, выражающий определенную эмоцию (расу). Давайте подробно, по частям, разберем это определение: 1. Тала - это цикличный... Каждый тал имеет определенную цикличную музыкальную форму. Этот цикл именуется авартан. Авартан - это одно полное проявление тала во времени. Один цикл тала сменяется другим, и каждый раз в ритме возникает ощущение возвращения, повторения. Это своего рода медитация. По-простому цикл тала можно изобразить в виде круга: (см. рисунок)
Это простое обозначение 16-дольного тин тала. Чтобы лучше понять, что означает ощущение цикла (возвращения) в тале, можно привести такой пример. Существует такое понятие как линейный ритм. Например, вода, капающая из крана, или тиканье часов. Это тоже ритм, но это не тала. При его извлечении не возникает ощущения возвращения, ощущение повтора. Тогда как при игре тала мы постоянно возвращаемся назад, и он имеет постоянную, фиксированную, цикличную форму. В отличие от линейного ритма это придает талу эмоциональную окраску. 2....ритмический рисунок с фиксированным количеством долей... Каждый тал состоит из разного количества долей, которые группируются определенным образом. Это в свой черед определяет его характерный ритмический рисунок. Веды упоминают более 108 тал, которые включают в себя все ритмы мира (мы уже упомянули об этом в первой статье). В одном цикле тала бывает от 3 до 108 ударов или долей. В зависимости от тала эти доли могут быть разной длины. Длительности ударов именуются как таланги. В наиболее известных талах бывает: 6, 7, 8, 10, 12, 14 и 16 долей. Есть также комбинации из 9, 11, 13, 15, 17 и 19 ударов, которые исполняются в редких случаях наиболее выдающимися музыкантами, и при их первом прослушивании (а иногда и при втором и даже при третьем) составляет сложность определить где у них начало и где конец, не говоря уже о том, чтобы петь и играть под эти ритмы. Хотя, например, в Греции до сих пор при исполнении народной музыки поют и танцуют на 7 и 9-дольные талы: • / раз два / раз два / раз два три /; • / раз два / раз два / раз два / раз два три /. В народной музыке Турции также сохранились ритмы с нечетным количеством долей. Важный момент: талы с одинаковым количеством долей различаются внутренним делением и акцентами. Например, Дхамар тал состоит из 14 ударов, сгруппированных следующим образом: • /5/5/4/; Ади Чаутал состоит из того же количества ударов, но они разделены иначе: • /2/4/4/4/; Чанчар тал, разделен так: • / 3 / 4 / 3 / 4 /; Кахарва тал группируется как: • / 4 / 4 /;<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.141.69 (0.018 с.) |