ПЛАН:
1. СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГОПОДХОДА
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ
3. СВОЙСТВА СИСТЕМ
4. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
3.1. СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА*
* При описании системного подхода использованы некоторые идеи и положения, опубликованные а работах:
Елисеев В.А. Научные основы управления промышленным предприятием. — Донецк, 1971;
Романов В.Н. Системный анализ для инженеров. — СПб, 1998;
Цыгичко В.Н. Руководителю — о принятии решений. — М.: 1996 и др.
Характерные черты развития социально-экономических систем:
• интеграция научных знаний, рост количества междисциплинарных проблем;
• комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;
§ усложнение решаемых проблем и объектов;
§ рост количества связей между объектами;
§ динамичность изменяющихся ситуаций;
§ дефицитность ресурсов;
§ повышение уровня стандартизации и автоматизации элементов производственных и управленческих процессов;
§ глобализация конкуренции, производства, кооперации, стандартизации и т.д.;
§ усиление роли человеческого фактора в управлении и др.
Перечисленные черты вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку, на наш взгляд, только на его основе можно обеспечить качество управленческого решения.
Системный подход — методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; 2) внутренняя структура — совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы.
Основные термины и понятия по системному подходу приведены в табл. 3.1.
Исследование сущности управления следует начинать, кок отмечает В.А. Елисеев, с определения его компонентов и взаимосвязей между ними и внешней средой, различая управление функционированием системы в заданных условиях и управление развитием системы. Цель управления в первом случае — ликвидация внутренних и внешних возмущений без изменения выходных параметров системы, а во втором — перемена входных и выходных параметров в соответствии с изменениями внешней среды.
Таблица 3.1
Основные термины и понятия в области системного подхода
Термины и понятия
| Сущность термина и понятия применительно к социально-экономическим системам
|
|
|
1. Система
| Целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий
особое единство с внешней средой м представляющий подсистему системы более высокого порядка (глобальной). Единство
системы с внешней средой определяет ее взаимосвязь с действием объективных экономических законов
|
2. Системный анализ
| Анализ на основе всестороннего изучения ее свойств с применением научных подходов для выявления слабых и сильных сторон системы, ее возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования и развития
|
3. Структура системы
| Совокупность компонентов системы, находящихся в определен
ной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы. Количество компонентов системы и их связей должно быть минимальным, но достаточным для выполнения главной цели системы
|
4. Содержание системы
| Вещественный субстрат системы, совокупность людей, средств
производства и предметов труда
|
5. Связи (в системе и
с внешней средой)
| Информационные и документальные потоки в системе между ее компонентами для принятия и координации выполнения управленческого решения. Информация должна быть необходимого объема и качества, в нужном месте и в нужное время
|
6. Вход системы
| Компоненты, поступающие в систему, — сырье, материалы,
комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т. п.
|
7. Энергия системы
| Люди и орудия труда, новшества, информация собственная.
Управление должно быть направлено на рациональное использование энергии
|
8. Вещество системы
| Предметы труда — все, что проходит обработку в системе
|
9. Выход системы
| Выпускаемый системой в соответствии с планом товар (продукция, услуги, новшества и т. п.)
|
10. Цель системы
| Конечное состояние системы или ее выхода, к которому оно
стремится в силу своей структурной организации. Целью, например, производственной системы может быть достижение требуемой массы вновь созданной стоимости путем выпуска конкурентоспособных товаров для потребителей
|
11. Внешняя среда
системы
| Компоненты макросреды (страны), инфраструктуры региона, в
котором находится система, и микросреды системы, с которыми она имеет прямые или косвенные связи. Компоненты входа и выхода системы к внешней среде не относятся, они относятся к внешнему окружению
|
12. Обратная связь
| Требования, рекламации, предложения потребителей по внедрению новшеств и другая информация, поступающая из сферы потребления изготовителю, либо непосредственно к поставщикам входа системы
|
13. Способ принятия
управленческого
решения
| Способ выбора методов сбора и обработки информации, формы мотивации в сочетании с методом принятия решения.
Определяет скорость и качество принятия решения
|
14. Организация
управления
| Нахождение оптимального сочетания энергии и вещества системы в пространстве и во времени, принятие, документальное
оформление, контроль и координация выполнения решения
|
15. Коррелятор организации управления
| Оператор накопления информации, контроля и регулирования
параметров функционирования системы. Чем точнее информация отражает структуру системы, тем выше уровень ее организованности
|
16. Информация
| Необходимое отраженное разнообразие. Необходимое — степень описания системы. Отраженное — отражающее содержание, структуру, связи и способ принятия решения
|
17. Аппарат сравнения
| Элемент системы, обеспечивающий контроль за ее функционированием в пределах установленных параметров. Служит основой построения программы функционирования и определяет правомерность совершаемого действия или процесса и его экономичность
|
18. Отношения
в системе
| Взаимосвязь между компонентами системы, обусловленная
выполнением главной цели. Рациональное построение памяти
системы как способности хранить информацию обеспечивает
минимальные затраты на принятие решений
|
19. Построение системы
| Определение количества компонентов системы, необходимого
для нормального функционирования по достижению ее целей,
структуризация компонентов по уровням иерархии (анализ) и
установление между ними связей. Правильность структуризации проверяется синтезом или сложением компонентов, начиная с нижнего уровня иерархии
|
20. Функционирование системы
| Организация взаимодействия энергии и вещества системы по
достижению запланированных целей; координация, учет и контроль, мотивация и регулирование взаимодействия компонентов системы
|
21. Развитие системы
| Процесс совершенствования системы на основе изучения
механизма конкуренции, законов воспроизводства, развития
потребностей, экономии времени и др., обеспечивающий выживание системы
|
22. Активаторы системы
| Операторы или факторы позитивного действия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать
|
23. Дезактиваторы
системы
| Операторы или факторы негативного действия на систему (например, угрозы), приводящие в итоге к ее разрушению
|
24. Поведение системы
| Способ взаимодействия системы с внешней средой и упорядочение связей в структуре системы для достижения ее целей.
Изучение механизмов действия объективных экономических законов, научных подходов к управлению и применение их к изучению свойств системы является предпосылкой ее оптимального или разумного поведения
|
25. Противоречия
в системе
| Действия компонентов системы с противоположными целями или функциями. Снижение противоречий способствует нормальному функционированию системы и ее развитию
|
26. Вмешательство
| Способ воздействия субъекта (более высокого уровня) управления на объект, способ регулирования производственных или управленческих процессов при существенных отклонениях от нормативов управления
|
27. Обучение системы
| Процесс накопления знаний и привития системе навыков в принятии рациональных управленческих решений
|
Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит, прежде всего, от количества изменений в системе и ее окружении. Все изменения имеют определенные закономерности или носят случайный характер.
В.А. Елисеев рассматривает сущность управления как совокупность организации управления, процесса управления и информация. На рис. 3.1 показаны взаимосвязи этих понятий.
Об организации управления можно говорить только в том случае, когда выделены цель и объект управления. Поэтому эффективность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления.
Рис. 3.1. Взаимосвязи информации, организации и процесса управления как элементов сущности управления
КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ
Системы характеризуются и отличаются одна от другой многими признаками и параметрами. Например, бывают закрытые и открытые системы, биологические и технические и т. д. Для оперативного нахождения особенностей систем предлагается их классификация (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Классификация систем
Признак классификации
| Наименование
| Содержание
| |
|
|
| |
1. Степень взаимодействия системы с внешней средой
| 1.1. Изолированные
системы (искусственные)
| Системы, не имеющие с внешней средой прямой и обратной связи, без входа и выхода
Пример: испытуемая в полностью закрытой емкости биологическая система (животное)
| |
| 1.2. Закрытые
системы
| Системы, имеющие с внешней средой только одну связь (в систему или из нее)
Пример: часы
| |
| 1.3. Открытые
системы
| Системы, имеющие с внешней средой прямую и обратную связи, вход и выход.
Примеры: страна, фирма, человек, машина и т.д.;
| |
2. Размер системы
| 2.1. Малые
системы
| Системы с количеством единичных компонентов менее 30.
Примеры: фирма с численностью сотрудников 25 человек; авторучка
| |
| 2.2. Средние
системы
| Системы с количеством единичных компонентов от 51 до 300.
Примеры: фирма с численностью сотрудников 250 человек; пылесос
| |
| 2.3. Большие сложные системы
| Системы с количеством единичных компонентов свыше 301
Примеры: корпорация с численностью сотрудников 15 тыс. чел.; автомобиль; человек
| |
3. Виды систем
| 3.1. Биологические
системы
| Живые организмы
| |
| 3.2. Технические
системы
| Изделия, состоящие из сборочных единиц и деталей, выполняющие заданные функции
| |
| 3.3. Социально-
экономические
системы
| Комплексные структуры, состоящие из экономических, производственно-технических и социальных структур, выполняющих разные цели.
Примеры: город, организация
| |
| Производственные
системы (как разновидность социально-экономических систем)
| Структуры, состоящие из функциональных и производственных подразделений, выпускающие продукцию или оказывающие услуги производственного характера
Пример: предприятие
| |
| 3.4. Экосистема
| Совокупность факторов природной среды, методов и средств обеспечения ее жизнедеятельности на Земле
| |
4. Степень свободы системы по
отношению к
внешней среде
| 4.1. Относительно
самостоятельные,
юридически и физически независимые
системы
| Системы, функционирующие самостоятельно и выполняющие заданные функции или цели
| |
| 4.2. Несамостоятельные системы
(подсистемы)
| Системы (подсистемы), входящие в глобальную систему жестко как неотъемлемый компонент.
Примеры: сотрудник отдела, двигатель автомобиля
| |
5. Уровень
специализации
системы
| 5.1. Комплексные
системы
| Системы, выполняющие весь комплекс функ
ций или работ по стадиям жизненного цикла
объекта.
Примеры: комплексное производственное
объединение, выполняющее все работы по
стадиям жизненного цикла выпускаемого
объекта (кроме собственного потребления)
| |
| 5.2. Специализирован-ные системы
| Системы, специализирующиеся на выполнении одной функции или работы на одной стадии жизненного цикла объекта.
Примеры: банк, маркетинговая организация, сборочное предприятие
| |
6. Продолжительность функционирования
системы
| 6.1. Системы кратковременного действия (жизни)
| Системы, функционирующие короткий промежуток времени, или разового применения.
Примеры: биологическая система — мотылек; техническая система — шприц
| |
| 6.2. Дискретные системы
| Системы, функционирующие определенный промежуток (интервал) времени.
Примеры: автомобиль, человек
| |
| 6.3. Долговременные системы
| Системы, длительность функционирования которых практически не ограничена.
Пример: Солнечная система
| |
7. Способ описания
системы
| 7.1. Детерминированные (функциональные)
| Системы, поведение которых точно описывается однозначной функцией
| |
| 7.2. Статистические
(вероятностные)
| Системы, поведение которых описывается в терминах распределения случайных величин или вероятностей
| |
| 7.3. Нечеткие (описательные)
| Системы, поведение которых описывается качественно, а не количественно
| |
8. Тип используемых в субстанции системы
величин
| 8.1. Физические
| Системы, имеющие вещественную субстанцию
| |
|
8.2. Абстрактные
| Системы, имеющие логическую, математическую и другие виды невещественной субстанции
| |
|
|
СВОЙСТВА СИСТЕМ
В любом источнике, в котором рассматривается сущность системного подхода, уделяется внимание свойствам систем как условию глубокого изучения их структуры и содержания для принятия качественного управленческого решения.
Однако количество рассматриваемых свойств систем незначительно. Как правило, раскрываются свойства целостности систем, иерархичности, взаимосвязи с внешней средой, надежности, оптимальности и др. Неполный охват свойств систем приводит к упрощению системного анализа и принятию некачественного решения. Поэтому нами сделана попытка полнее охватить свойства систем (табл. 3.3).
30 свойств систем предлагается подразделять на четыре группы:
1) свойства, характеризующие сущность и сложность системы;
2) свойства, характеризующие связь системы с внешней средой;
3) свойства, характеризующие методологию целеполагания системы;
4) свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы.
Таблица3.3
Свойства систем