Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема 3. Системный подход к управлению
Содержание книги
- Состояние и стратегические тенденции развития экономики некоторых стран
- Принципы управления экономикой
- Цепочка: потребности, ценности, товары, рынки, потребители
- Структура затрат за жизненный цикл грузовых автомобилей типа газ 51
- Стратегический маркетинг как первая стадия жизненного цикла объектов и первая общая функция управления
- Классификация видов маркетинга
- Классификация объектов стратегического маркетинга
- Тема 2. Повышение конкурентоспособности цель стратегического маркетинга
- Закон экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда
- Рассмотрим показатели использования основных видов ресурсов.
- Основы измерения конкурентоспособности разных объектов
- Показатели конкурентоспособности страны и их значимость
- Нормативы по частным показателям конкурентоспособности страны
- Отрасль, регион (республика, край, область и т.п.)
- Механизм действия закона конкуренции
- Стандартизация как один из инструментов управления конкурентоспособностью
- Конкурентные преимущества объектов: сущность, классификация, управление
- Классификация конкурентных преимуществ объектов
- Тема 3. Системный подход к управлению
- Правила применения системного подхода
- Показатели товара по уровням иерархии (фрагмент)
- Тема 4. Научные подходы к управлению
- Различия функционального и предметного подходов к развитию структуры фирмы
- Структура системы стратегического маркетинга
- Сферы и факторы макросреды фирмы
- Влияние факторов инфраструктуры региона на удовлетворение потребностей населения и улучшение работы фирмы
- Сравнительная характеристика методов управления
- Правовое регулирование деятельности компании и ее хозяйственных отношений стратегического характера
- Классификация товаров (фрагмент) по признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта
- Показатели эстетичности товара.
- Источники экономического эффекта и возможные потери от унификации объектов по стадиям их жизненного цикла
- Патентно-правовые показатели товара.
- Повышение качества сервиса товаров
- Организационно-техническое развитие производства
- Социальное развитие коллектива и охрана окружающей природной среды
- Инвестиционная деятельность организации по развитию производства
- Принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления
- Сущность, принципы и классификация методов прогнозирования
- Краткая характеристика методов прогнозирования управленческих решений
- Результаты экспертной оценки
- Сущность нормативного метода
- Тема 7. Функционально-стоимостный и другие виды анализа в стратегическом маркетинге
- Классификация основных методов и приемов анализа и область их применения
- Основные параметры корреляционно-регрессионного анализа
- Расчет прямых производственных затрат на изготовление изделия, узлов, деталей
- Правило пятое — полнота выявления функций.
- Системный анализ организации
- Оценка структуры балансов предприятий
- Прогнозирование спроса и развития ценностей организации
- Стратегическая сегментация рынка и позиционирование товара
Похожие статьи вашей тематики
ПЛАН:
1. СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГОПОДХОДА
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ
3. СВОЙСТВА СИСТЕМ
4. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
3.1. СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА*
* При описании системного подхода использованы некоторые идеи и положения, опубликованные а работах:
Елисеев В.А. Научные основы управления промышленным предприятием. — Донецк, 1971;
Романов В.Н. Системный анализ для инженеров. — СПб, 1998;
Цыгичко В.Н. Руководителю — о принятии решений. — М.: 1996 и др.
Характерные черты развития социально-экономических систем:
• интеграция научных знаний, рост количества междисциплинарных проблем;
• комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;
§ усложнение решаемых проблем и объектов;
§ рост количества связей между объектами;
§ динамичность изменяющихся ситуаций;
§ дефицитность ресурсов;
§ повышение уровня стандартизации и автоматизации элементов производственных и управленческих процессов;
§ глобализация конкуренции, производства, кооперации, стандартизации и т.д.;
§ усиление роли человеческого фактора в управлении и др.
Перечисленные черты вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку, на наш взгляд, только на его основе можно обеспечить качество управленческого решения.
Системный подход — методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; 2) внутренняя структура — совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы.
Основные термины и понятия по системному подходу приведены в табл. 3.1.
Исследование сущности управления следует начинать, кок отмечает В.А. Елисеев, с определения его компонентов и взаимосвязей между ними и внешней средой, различая управление функционированием системы в заданных условиях и управление развитием системы. Цель управления в первом случае — ликвидация внутренних и внешних возмущений без изменения выходных параметров системы, а во втором — перемена входных и выходных параметров в соответствии с изменениями внешней среды.
Таблица 3.1
Основные термины и понятия в области системного подхода
Термины и понятия
| Сущность термина и понятия применительно к социально-экономическим системам
|
|
| 1. Система
| Целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий
особое единство с внешней средой м представляющий подсистему системы более высокого порядка (глобальной). Единство
системы с внешней средой определяет ее взаимосвязь с действием объективных экономических законов
| 2. Системный анализ
| Анализ на основе всестороннего изучения ее свойств с применением научных подходов для выявления слабых и сильных сторон системы, ее возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования и развития
| 3. Структура системы
| Совокупность компонентов системы, находящихся в определен
ной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы. Количество компонентов системы и их связей должно быть минимальным, но достаточным для выполнения главной цели системы
| 4. Содержание системы
| Вещественный субстрат системы, совокупность людей, средств
производства и предметов труда
| 5. Связи (в системе и
с внешней средой)
| Информационные и документальные потоки в системе между ее компонентами для принятия и координации выполнения управленческого решения. Информация должна быть необходимого объема и качества, в нужном месте и в нужное время
| 6. Вход системы
| Компоненты, поступающие в систему, — сырье, материалы,
комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т. п.
| 7. Энергия системы
| Люди и орудия труда, новшества, информация собственная.
Управление должно быть направлено на рациональное использование энергии
| 8. Вещество системы
| Предметы труда — все, что проходит обработку в системе
| 9. Выход системы
| Выпускаемый системой в соответствии с планом товар (продукция, услуги, новшества и т. п.)
| 10. Цель системы
| Конечное состояние системы или ее выхода, к которому оно
стремится в силу своей структурной организации. Целью, например, производственной системы может быть достижение требуемой массы вновь созданной стоимости путем выпуска конкурентоспособных товаров для потребителей
| 11. Внешняя среда
системы
| Компоненты макросреды (страны), инфраструктуры региона, в
котором находится система, и микросреды системы, с которыми она имеет прямые или косвенные связи. Компоненты входа и выхода системы к внешней среде не относятся, они относятся к внешнему окружению
| 12. Обратная связь
| Требования, рекламации, предложения потребителей по внедрению новшеств и другая информация, поступающая из сферы потребления изготовителю, либо непосредственно к поставщикам входа системы
| 13. Способ принятия
управленческого
решения
| Способ выбора методов сбора и обработки информации, формы мотивации в сочетании с методом принятия решения.
Определяет скорость и качество принятия решения
| 14. Организация
управления
| Нахождение оптимального сочетания энергии и вещества системы в пространстве и во времени, принятие, документальное
оформление, контроль и координация выполнения решения
| 15. Коррелятор организации управления
| Оператор накопления информации, контроля и регулирования
параметров функционирования системы. Чем точнее информация отражает структуру системы, тем выше уровень ее организованности
| 16. Информация
| Необходимое отраженное разнообразие. Необходимое — степень описания системы. Отраженное — отражающее содержание, структуру, связи и способ принятия решения
| 17. Аппарат сравнения
| Элемент системы, обеспечивающий контроль за ее функционированием в пределах установленных параметров. Служит основой построения программы функционирования и определяет правомерность совершаемого действия или процесса и его экономичность
| 18. Отношения
в системе
| Взаимосвязь между компонентами системы, обусловленная
выполнением главной цели. Рациональное построение памяти
системы как способности хранить информацию обеспечивает
минимальные затраты на принятие решений
| 19. Построение системы
| Определение количества компонентов системы, необходимого
для нормального функционирования по достижению ее целей,
структуризация компонентов по уровням иерархии (анализ) и
установление между ними связей. Правильность структуризации проверяется синтезом или сложением компонентов, начиная с нижнего уровня иерархии
| 20. Функционирование системы
| Организация взаимодействия энергии и вещества системы по
достижению запланированных целей; координация, учет и контроль, мотивация и регулирование взаимодействия компонентов системы
| 21. Развитие системы
| Процесс совершенствования системы на основе изучения
механизма конкуренции, законов воспроизводства, развития
потребностей, экономии времени и др., обеспечивающий выживание системы
| 22. Активаторы системы
| Операторы или факторы позитивного действия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать
| 23. Дезактиваторы
системы
| Операторы или факторы негативного действия на систему (например, угрозы), приводящие в итоге к ее разрушению
| 24. Поведение системы
| Способ взаимодействия системы с внешней средой и упорядочение связей в структуре системы для достижения ее целей.
Изучение механизмов действия объективных экономических законов, научных подходов к управлению и применение их к изучению свойств системы является предпосылкой ее оптимального или разумного поведения
| 25. Противоречия
в системе
| Действия компонентов системы с противоположными целями или функциями. Снижение противоречий способствует нормальному функционированию системы и ее развитию
| 26. Вмешательство
| Способ воздействия субъекта (более высокого уровня) управления на объект, способ регулирования производственных или управленческих процессов при существенных отклонениях от нормативов управления
| 27. Обучение системы
| Процесс накопления знаний и привития системе навыков в принятии рациональных управленческих решений
|
Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит, прежде всего, от количества изменений в системе и ее окружении. Все изменения имеют определенные закономерности или носят случайный характер.
В.А. Елисеев рассматривает сущность управления как совокупность организации управления, процесса управления и информация. На рис. 3.1 показаны взаимосвязи этих понятий.
Об организации управления можно говорить только в том случае, когда выделены цель и объект управления. Поэтому эффективность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления.
Рис. 3.1. Взаимосвязи информации, организации и процесса управления как элементов сущности управления
КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ
Системы характеризуются и отличаются одна от другой многими признаками и параметрами. Например, бывают закрытые и открытые системы, биологические и технические и т. д. Для оперативного нахождения особенностей систем предлагается их классификация (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Классификация систем
Признак классификации
| Наименование
| Содержание
| |
|
|
| | 1. Степень взаимодействия системы с внешней средой
| 1.1. Изолированные
системы (искусственные)
| Системы, не имеющие с внешней средой прямой и обратной связи, без входа и выхода
Пример: испытуемая в полностью закрытой емкости биологическая система (животное)
| | | 1.2. Закрытые
системы
| Системы, имеющие с внешней средой только одну связь (в систему или из нее)
Пример: часы
| | | 1.3. Открытые
системы
| Системы, имеющие с внешней средой прямую и обратную связи, вход и выход.
Примеры: страна, фирма, человек, машина и т.д.;
| | 2. Размер системы
| 2.1. Малые
системы
| Системы с количеством единичных компонентов менее 30.
Примеры: фирма с численностью сотрудников 25 человек; авторучка
| | | 2.2. Средние
системы
| Системы с количеством единичных компонентов от 51 до 300.
Примеры: фирма с численностью сотрудников 250 человек; пылесос
| | | 2.3. Большие сложные системы
| Системы с количеством единичных компонентов свыше 301
Примеры: корпорация с численностью сотрудников 15 тыс. чел.; автомобиль; человек
| | 3. Виды систем
| 3.1. Биологические
системы
| Живые организмы
| | | 3.2. Технические
системы
| Изделия, состоящие из сборочных единиц и деталей, выполняющие заданные функции
| | | 3.3. Социально-
экономические
системы
| Комплексные структуры, состоящие из экономических, производственно-технических и социальных структур, выполняющих разные цели.
Примеры: город, организация
| | | Производственные
системы (как разновидность социально-экономических систем)
| Структуры, состоящие из функциональных и производственных подразделений, выпускающие продукцию или оказывающие услуги производственного характера
Пример: предприятие
| | | 3.4. Экосистема
| Совокупность факторов природной среды, методов и средств обеспечения ее жизнедеятельности на Земле
| | 4. Степень свободы системы по
отношению к
внешней среде
| 4.1. Относительно
самостоятельные,
юридически и физически независимые
системы
| Системы, функционирующие самостоятельно и выполняющие заданные функции или цели
| | | 4.2. Несамостоятельные системы
(подсистемы)
| Системы (подсистемы), входящие в глобальную систему жестко как неотъемлемый компонент.
Примеры: сотрудник отдела, двигатель автомобиля
| | 5. Уровень
специализации
системы
| 5.1. Комплексные
системы
| Системы, выполняющие весь комплекс функ
ций или работ по стадиям жизненного цикла
объекта.
Примеры: комплексное производственное
объединение, выполняющее все работы по
стадиям жизненного цикла выпускаемого
объекта (кроме собственного потребления)
| | | 5.2. Специализирован-ные системы
| Системы, специализирующиеся на выполнении одной функции или работы на одной стадии жизненного цикла объекта.
Примеры: банк, маркетинговая организация, сборочное предприятие
| | 6. Продолжительность функционирования
системы
| 6.1. Системы кратковременного действия (жизни)
| Системы, функционирующие короткий промежуток времени, или разового применения.
Примеры: биологическая система — мотылек; техническая система — шприц
| | | 6.2. Дискретные системы
| Системы, функционирующие определенный промежуток (интервал) времени.
Примеры: автомобиль, человек
| | | 6.3. Долговременные системы
| Системы, длительность функционирования которых практически не ограничена.
Пример: Солнечная система
| | 7. Способ описания
системы
| 7.1. Детерминированные (функциональные)
| Системы, поведение которых точно описывается однозначной функцией
| | | 7.2. Статистические
(вероятностные)
| Системы, поведение которых описывается в терминах распределения случайных величин или вероятностей
| | | 7.3. Нечеткие (описательные)
| Системы, поведение которых описывается качественно, а не количественно
| | 8. Тип используемых в субстанции системы
величин
| 8.1. Физические
| Системы, имеющие вещественную субстанцию
| | | 8.2. Абстрактные
| Системы, имеющие логическую, математическую и другие виды невещественной субстанции
| | | |
СВОЙСТВА СИСТЕМ
В любом источнике, в котором рассматривается сущность системного подхода, уделяется внимание свойствам систем как условию глубокого изучения их структуры и содержания для принятия качественного управленческого решения.
Однако количество рассматриваемых свойств систем незначительно. Как правило, раскрываются свойства целостности систем, иерархичности, взаимосвязи с внешней средой, надежности, оптимальности и др. Неполный охват свойств систем приводит к упрощению системного анализа и принятию некачественного решения. Поэтому нами сделана попытка полнее охватить свойства систем (табл. 3.3).
30 свойств систем предлагается подразделять на четыре группы:
1) свойства, характеризующие сущность и сложность системы;
2) свойства, характеризующие связь системы с внешней средой;
3) свойства, характеризующие методологию целеполагания системы;
4) свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы.
Таблица3.3
Свойства систем
Свойство
| Характеристика, описание свойства
|
|
| 1 группа — свойства, характеризующие сущность и сложность системы
| 1. Первичность
целого (системы)
| В теории систем исходным моментом является предположение, что системы существуют как целое, которое затем можно членить на компоненты. Эти компоненты существуют лишь в силу существования целого. Не компоненты составляют целое, а наоборот, целое порождает при своем членении компоненты системы. Первичность целого — основной постулат теории систем. В целостной системе отдельные части
функционируют совместно, составляя в совокупности процесс функционирования системы как целого
| 2. Неаддитивность
системы
| Принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее компонентов и невыводимость свойств целостной системы из свойств компонентов. Каждый компонент может рассматриваться только в его связи с другими компонентами системы. Однако функционирование системы не может быть сведено к функционированию отдельных ее компонентов. Совокупное функционирование разнородных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые функциональные свойства целого, не сводящиеся к сумме свойств его компонентов
| 3. Размерность
системы
| Количество компонентов системы и связей между ними. В зависимости от количества компонентов системы подразделяются на малые, средние и большие
| 4. Сложность структуры системы
| Сложность структуры системы характеризуется следующими параметрами: количеством уровней иерархии управления системой; многообразием компонентов и связей; сложностью поведения и неаддитивностью свойств; сложностью описания и управления системой; количеством параметров модели управления, ее видом; объемом информации, необходимой для управления и др.
| 5. Жесткость
системы
| Жесткость системы характеризуют следующие параметры: степень изменения параметров системы за заданный период; степень влияния на функционирование системы объективных законов и закономерностей; степень свободы системы и др.
| 6. Вертикальная
целостность системы
| Количество уровней иерархии, изменения в которых влияют на всю систему; степень взаимосвязи уровней иерархии; степень влияния субъекта управления на объект; степеньсамостоятельности подсистем системы
| 7. Горизонтальная обособленность системы
| Количество связей между подсистемами одного уровня, их зависимость и интегрированность по горизонтали
| 8. Иерархичность
системы
| Каждый компонент (подсистема) может рассматриваться как подсистема (система) более глобальной системы. Например, цех является подсистемой организации как системы, а организация является подсистемой системы более высокого уровня — отрасли или региона и т.д. Свойство иерархичности систем проявляется при структуризации (построении дереза) и декомпозиции целей организации, показателей товаров и т.д.
| 9. Множественность
(разная глубина)
описания системы
| В силу сложности системы невозможно познать все ее свойства и параметры. Поэтому при анализе рационально ограничиться определенным уровнем иерархии структуры системы
| II группа — свойства, характеризующие связь системы с внешней средой
| 10. Взаимозависимость
системы и внешней
среды (принцип
"черного ящика")
| Система формирует и проявляет свои свойства только в процессе функционирования и взаимодействия с внешней средой. Система реагирует на воздействия внешней среды, развивается под этими воздействиями, но при этом сохраняет качественную определенность и свойства, обеспечивающие относительную устойчивость и адаптивность функционирования ее. Без взаимодействия с внешней средой открытая система не может функционировать. Рассматривая систему как "черный ящик", сначала анализируют и формулируют параметры "выхода" системы, затем определяют воздействие внешней среды на систему, требования к ее "входу", анализируют параметры канала обратной связи и в последнюю очередь — процесса в системе
| 11. Степень самостоятельности системы
| Количество связей системы с внешней средой в среднем на один ее компонент или иной параметр. Скорость отмирания, деления или объединения компонентов системы без вмешательства внешней среды
| 12. Открытость
системы
| Интенсивность обмена информацией или ресурсами с внешней средой; количество систем внешней среды, взаимодействующих с данной системой; степень влияния других систем на данную
| 13. Совместимость
системы
| Степень совместимости системы с другими системами внешней среды (мокро- и микросреды, инфраструктуры региона) по правовому, информационному, научно-методическому и ресурсному обеспечению. Инструмент обеспечения совместимости — стандартизация всех объектов на всех уровнях иерархии управления
| III группа - свойства, характеризующие методологию целеполагания системы
| 14. Целенаправленность системы
| Означает построение дерева целей социально-экономических и производственных систем, дерева показателей эффективности технических систем и др. Например, критерием функционирования организации является максимизация вновь созданной стоимости как суммы фонда оплаты труда персонала и прибыли при условии выполнения законодательства на основе обеспечения конкурентоспособности товаров и организации
| 15. Наследственность
системы
| Характеризует закономерность передачи доминантных (преобладающих, наиболее сильных) и рецессивных признаков на отдельных этапах развития (эволюции) от старого поколения системы к новому. Выделение доминантных признаков системы позволяет повысить обоснованность направлений ее развития. Доминантные и рецессивные признаки, по сути, являются объективными. Субъективность процесса управления этими признаками проявляется в их исследовании, выделении доминантных признаков системы и инвестировании в их развитие. Это трудная комплексная задача. Поэтому в настоящее время изучением наследственности социально-экономических систем занимаются очень мало
| 16. Приоритет
качества
| Практика показывает, что выживают те технические, социально-экономические системы, которые из всех факторов функционирования и развития отдают приоритет качеству разных объектов (подсистем)
| 17. Приоритет интересов системы более высокого уровня
| Сначала должны удовлетворяться (выполняться) интересы (цели) системы более высокого (глобального) уровня, а затем - ее подсистем
| 18. Надежность
системы
| Надежность системы (например, организации) характеризуется: а) бесперебойностью функционирования системы при выходе из строя одного из компонентов; 6) сохраняемостью проектных значений параметров системы в течение запланированного периода; в) устойчивостью финансового состояния организации; г) перспективностью экономической, технической, социальной политики, обоснованностью миссии организации. Надежность технических систем характеризуется безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью свойств качества системы в течение запланированного (заданного) срока. Надежность социобиологических систем (человека) определяется наследственностью, темпераментом, характером, воспитанностью, интеллигентностью, состоянием здоровья, параметрами внешней среды. Очевидно, что большинство факторов надежности систем субъективны, управляются они специалистами и менеджерами
| 19. Оптимальность
системы
| Характеризует степень удовлетворения требований к системе, выполнения запланированных целей, обеспечивающих наилучшее использование потенциала системы
| 20. Неопределенность
информационного
обеспечения системы
| Отражает случайный, вероятностный характер стратегических, тактических и оперативных ситуаций, параметры которых влияют на выполнение миссии организации и достижение запланированных целей. Своевременность, достоверность, достаточность, надежность и другие параметры информационного обеспечения, а также период упреждения
(прогноза) являются основными факторами степени соответствия прогнозных целей фактическим
| 21. Эмерджентность
системы
| Цели (функции) компонентов системы не всегда, совпадают с целями (функциями) системы
| 22. Мультипликативность системы
| Результаты проявления некоторых свойств системы; (например, ее безотказности) определяются не сложением, а умножением относительных значений данного свойства каждого компонента системы
| IV группа - свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы
| 23. Непрерывность
функционирования
и развития системы
| Система существует, пока функционирует. Все процессы в любой системе взаимообусловлены. Функционирование компонентов определяет характер функционирования системы как целого, и наоборот. Одновременно система должно быть способной к обучению и саморазвитию. Источники развития (эволюции) социально-экономических систем: противоречия в разных сферах деятельности; конкуренция; многообразие форм и методов функционирования и др.
| 24. Альтернативность
путей функционирования и развития системы
| В зависимости от конкретных параметров ситуаций при стратегическом планировании и оперативном управлении возможны несколько альтернативных путей достижения конкретной цели. Отдельные наиболее непредсказуемые фрагменты, например, программы, плана, сетевой модели и т.д. в связи с высокой неопределенностью ситуации рекомендуется разрабатывать по нескольким альтернативным путям, которые могут носить как объективный, так и субъективный характер
| 25. Синергичность
системы
| Эффективность функционирования системы не равна сумме эффективностей функционирования ее подсистем (компонентов). При отлаженном позитивном взаимодействии подсистем (компонентов) достигается положительный эффект синергии — эффект взаимодействия, к получению которого должны стремиться менеджеры. Если сумма эффективностей подсистем больше эффективности системы, эффект синергии отрицательный
| 26. Инерционность
системы
| Это свойство системы характеризуется скоростью изменения ее выходных параметров в ответ на изменения входных параметров и параметров ее функционирования, средним временем получения результата при внесении изменений в параметры функционирования
| 27. Адаптивность системы
| Характеризует способность системы нормально (в соответствии с заданными параметрами) функционировать при изменении параметров внешней среды, приспособляемость системы к этим изменениям. Порог адаптации определяется максимальным уровнем (в процентах или долях) изменения параметров внешней среды, при котором система продолжает нормально функционировать
| 28. Организованность
системы
| Организованность характеризуется степенью приближения в заданных условиях показателей пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности, ритмичности и других параметров организации производственных и управленческих процессов к оптимальному уровню. Неорганизованные системы быстрее разрушаются
| 29. Уровень стандартизации системы
| Внедрение новых информационных, финансовых, производственных, управленческих и других технологий, развитие глобальной конкуренции основывается на идеях и принципах стандартизации, которая обеспечивает совместимость и взаимозаменяемость данной системы с другими системами. Роль стандартизации особенно повышается в условиях развития международной кооперации на основе международных
стандартов
| 30. Инновационный
характер развития
системы
| Инновационная деятельность организации, направленная на использование природных факторов, труда и капитала для разработки и внедрения результатов НИОКР, патентов и ноу-хау, является главным условием экономии ресурсов, повышения конкурентоспособности товаров и жизненного уровня населения. Инновационный путь - единственный для развития систем
|
|