Принцип
| Содержание принципа
|
|
|
1. Воспроизводства
системы жизнеобеспечения
| Функционирование и развитие экономики как системы хозяйствования должно обеспечивать сохранность экосистемы, ресурсосберегающее воспроизводство всех компонентов системы
|
2. Правовой регламентации управления
| Экономико-правовое регулирование процессов управления
объектами, соблюдение международных и государственных
нормативных актов, регламентирующих процессы во всех
сферах экономики, снижение субъективизма в управлении — должны обеспечивать законность управления
|
3. Социальной ориентации развития экономики
| Конечная цель функционирования и развития экономики —
повышение благосостояния населения и качества жизни,
гармоничное развитие личности, раскрытие человеческих
возможностей
|
4. Научной обоснованности системы
управления
| Учет при формировании системы экономических законов и
закономерностей развития природы и общества, законов
мышления, применение научных подходов и методов моделирования способствуют повышению стабильности системы
управления. При разработке и реализации решений следует стремиться применять 13 научных подходов: системный,
маркетинговый, функциональный, воспроизводственный,
нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, процессный, оптимизационный, директивный, поведенческий, ситуационный
|
5. Системного подхода
к управлению
| Предполагает рассмотрение любого экономического объекта как системы, совокупности взаимосвязанных элементов
(подсистем), имеющей выход (цель), вход (ресурсы), связь с
внешней средой, обратную связь. Подход дает возможность
учесть все необходимые взаимосвязи и взаимодействия в
системах управления, позволяет при постановке целей все
сторонне взвешивать факторы и направлять механизмы
управления на достижение целей
|
6. Ориентации экономики на инновационный путь развития
| Структурные источники экономического развития страны —
развитие на основе: факторов производства, инвестиций,
инновационной деятельности. Для повышения конкурентоспособности страны ее экономическое развитие необходимо ориентировать на инвестирование инноваций пре
имущественно в новые технологии и менеджмент
|
7. Сохранения собственных сырьевых ресурсов
| Стратегия ресурсосбережения страны должна быть нацелена на сохранение собственных сырьевых ресурсов, рациональное их использование, импорт и экспорт новых технологий
|
8. Ранжирования объектов управления по их важности
| Позволяет определить важность, весомость, ранг объектов (проблем, факторов) по их эффективности, актуальности, масштабности, степени риска. Ресурсы всегда ограничены, поэтому они должны сначала вкладываться в решение наиболее важной проблемы
|
9. Единства теории и практики управления
| Любое управленческое решение в области функционирования и развития экономического объекта должно отвечать логике, принципам и методам управления и решать одну из практических задач
|
10. Сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления
| Выявление сильных и слабых сторон объекта управления позволяет субъекту формировать стратегию развития на основе прогнозирования, добиваться превосходства в какой-либо области деятельности или выпуске товара (выполнении услуги) по сравнению с конкурентами
|
11. Рационализации уровня специализации, универсализации и централизации управления
| Углубление специализации работ позволяет увеличить программу и использовать эффект масштаба, снизить себестоимость единицы товара. При невозможности увеличения программы работ используется принцип универсализации, т.е. поручение одному элементу системы выполнение нескольких однородных работ. Универсализация требует высокой квалификации работников, ведет к централизации управления. Инструментом углубления специализации и использования эффекта масштаба является унификация и стандартизация
|
12. Организованности управленческих процессов
| Для обеспечения высокого уровня организованности необходимо анализировать и повышать пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, автоматичность управленческих процессов
|
13. Рационального сочетания форм управления
| В зависимости от особенностей объекта управления, его структуры и целей управление можно подразделить на три вида: государственное, корпоративное и предпринимательское управление.
Государственное управление характеризуется жестким нормативным регулированием средств, методов и процессов управления. Применяется, в основном, для управления государственными структурами.
Корпоративное управление — форма, в которой: а) усилены интеграция компонентов по стадиям жизненного цикла объектов управления и адаптивность системы; б) обеспечены более высокая культура и гармония персонала; в) достигается получение эффекта синергии.
Предпринимательское управление характеризуется адаптивностью управления в условиях высокой неопределенности, более широким применением поведенческого и ситуационного подходов.
|
14. Обеспечения сопоставимости вариантов управленческих решений при их выборе
| Альтернативные варианты управленческого решения приводятся в сопоставимый вид по следующим восьми факторам: времени, качества, масштаба, уровня освоенности, инфляции, риска и неопределенности, методу получения информации, условиям применения объекта
|
Применение рассмотренных принципов управления экономикой представляет определенную трудность. Поэтому количество соблюдаемых принципов управления зависит от стоимости объекта и его назначения. Чем дороже объект управления и выше уровень его иерархии, тем глубже должны изучаться и применяться принципы управления. Например, при разработке крупных инновационных проектов, обеспечивающих ускорение темпов научно-технического прогресса, экономию ресурсов и повышение качества жизни, следует руководствоваться всеми рассмотренными принципами. При принятии оперативных решений, наоборот, основными критериями их качества являются опыт и интуиция принимающего решение.
Перечисленные принципы управления экономикой для стратегического маркетинга являются первичными, так как без их анализа и соблюдения затруднительно будет получить эффект от маркетинга. Наряду с этим некоторые принципы управления экономикой (например, 4—6, 8—10, 12 и 14-й) приемлемы и для стратегического маркетинга. Поэтому при проведении стратегического маркетинга, особенно при разработке нормативов конкурентоспособности, следует руководствоваться перечисленными принципами.