Конкурентоспособность региона определяется по формуле, аналогичной (2.19). Только вместо показателей по стране будут подставляться показатели аналогичного названия конкретного региона. Нормативы конкурентоспособности (см. табл. 2.8) будут индивидуальными для каждого региона.
Для расчета и анализа конкурентоспособности товаров, организации (предприятия) и ее конкурентов исходные данные сводятся в таблицу, аналогичную форме табл. 2.9.
Показатели
| Фактические значения
показателей
конкурентов (наименование и год)
| Показатели организации
|
№ 1
| №2
| №3
| №4
| Фактически
(год)
| Прогноз
(год)
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Полезный эффект товара (интегральный показатель качества), наименования товаров, единица полезного эффекта
|
|
|
|
|
|
|
1.1. Показатели назначения
|
|
|
|
|
|
|
1.2. Показатели надежности
|
|
|
|
|
|
|
в т. ч.:
|
|
|
|
|
|
|
нормативный срок службы (использования, хранения)
|
|
|
|
|
|
|
коэффициент безотказности
|
|
|
|
|
|
|
коэффициент готовности
|
|
|
|
|
|
|
коэффициент сохраняемости
|
|
|
|
|
|
|
1.3. Показатели экологичности
|
|
|
|
|
|
|
1.4. Показатели эргономичности
|
|
|
|
|
|
|
1.5. Показатели эстетичности (дизайна)
|
|
|
|
|
|
|
1.6. Показатели технологичности
|
|
|
|
|
|
|
1.7. Показатели стандартизации и унификации
|
|
|
|
|
|
|
1.8. Показатели патентной чистоты и патентоспособности
|
|
|
|
|
|
|
1.9. Показатели совместимости и взаимозаменяемости
|
|
|
|
|
|
|
1.10. Номер сертификата, кем и когда выдан, срок действия
|
|
|
|
|
|
|
1.11. Показатели сервиса товара
|
|
|
|
|
|
|
2. Совокупные затраты за жизненный цикл единицы товара, всего
|
|
|
|
|
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
2.1. Затраты на стратегический маркетинг (на единицу конкретного товара):
|
|
|
|
|
|
|
у.е.
% от совокупных затрат
|
|
|
|
|
|
|
2.2. Затраты на НИОКР (то же)
|
|
|
|
|
|
|
2.3. Затраты на ОТПП (-"-)
|
|
|
|
|
|
|
2.4. Затраты на производство
|
|
|
|
|
|
|
2.5. Затраты на сервис
|
|
|
|
|
|
|
2.6. Затраты на эксплуатацию (использование) и ремонты (утилизацию) за нормативный срок службы товара
|
|
|
|
|
|
|
3. Качество сервиса товара
|
|
|
|
|
|
|
3.1. Имидж организации-изготовителя
|
|
|
|
|
|
|
3.2. Юридическая надежность организации
|
|
|
|
|
|
|
3.3. Финансовая надежность (устойчивость) организации
|
|
|
|
|
|
|
3.4. Качество информации о товаре
|
|
|
|
|
|
|
3.5. Качество упаковки товара
|
|
|
|
|
|
|
3.6. Качество обслуживания торговой организации
|
|
|
|
|
|
|
3.7. Качество доставки и установки (монтажа) товара
|
|
|
|
|
|
|
3.8. Качество гарантийного обслуживания товара
|
|
|
|
|
|
|
3.9. Качество ремонта товара
|
|
|
|
|
|
|
4. Удельный вес данного товара в объеме продаж организации, доли единицы
|
|
|
|
|
|
|
5. Показатели значимости рынков, на которых представлен товар [см. формулу (2.17)]
|
|
|
|
|
|
|
6. Параметры товарных рынков
|
|
|
|
|
|
|
6.1. Показатели взаимозаменяемости товара
|
|
|
|
|
|
|
6.2. Объем товарного рынка
|
|
|
|
|
|
|
6.3. Число субъектов и их доли на рынках
|
|
|
|
|
|
|
6.4. Барьеры входа на рынки
|
|
|
|
|
|
|
7. Удельная цена товара
|
|
|
|
|
|
|
8. Показатели, учитывающие конкурентные преимущества организации по сравнению с основным конкурентом, у которого этот показатель равен единице
|
|
|
|
|
|
|
На основе проведенного анализа конкурентоспособности товаров, организации-изготовителя и ее конкурентов определяются сильные и слабые стороны, направления формирования портфеля новшеств и инноваций.
Здесь мы идем от общего к частному, т. е. сначала определяем "узкие" места в целом (в функционировании организации), а потом приступаем к поиску путей их ликвидации.