Патентно-правовые показатели товара. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патентно-правовые показатели товара.



Патентно-правовой уровень промышленного изделия оценивается при помощи двух безразмерных показателей: патентной защиты (или патентоспособности) и патентной чистоты*.

* Сборник нормативно-технических документов по оценке уровня качества продукции. — М.: Изд-во стандартов, 1975.

 

Официальным документом, свидетельствующим о патентной защите и патентной чистоте изделия, является патентный формуляр, выполняемый в соответствии с ГОСТ 2.110—68.

Показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном изделии (в том числе и созданных при его разработке), то есть характеризует степень защиты изделия принадлежащими отечественным фирмам авторскими свидетельствами в стране и патентами за рубежом с учетом значимости отдельных технических решений.

Показатель патентной чистоты характеризует возможность беспрепятственной реализации товара на внутреннем и внешнем рынках.

Товар обладает патентной чистотой в отношении данной страны, если он не содержит технических решений, подпадающих под действие патентов, свидетельств исключительного права на изобретения, показные модели, промышленные образцы и товарные знаки, зарегистрированных в этой стране.

При определении показателя патентной чистоты товара необходимо учитывать, что товары, выпускаемые для реализации только внутри страны, не должны нарушать действующие патенты исключительного права, выданные в Российской Федерации или CCCР, а изделия, которые могут стать объектами экспорта, не должны нарушать действующие патенты третьих лиц, выданные в предполагаемых странах экспорта.

Для вновь разрабатываемых товаров это требование можно выполнить, обеспечив им патентную чистоту в отношении стран, занимающих ведущее положение в мире в данной области.

Показатели качества сервиса товара.

Качество сервиса товара является одним из факторов конкурентного преимущества. Необходимо не только создать качественный товар с оптимальными затратами, но и обеспечить простоту, надежность и экономичность его испытаний, упаковки, транспортирования, монтажа, обслуживания и утилизации. Документы и персонал должны гарантировать достоверность информации, рекламы, маркировки товара. Перечень показателей качества сервиса определяется особенностями товара и конкретными требованиями потребителей.

10. Наличие сертификата соответствия и знака соответствия на товар (см. п. 6.6).

Передовые фирмы считают, что качество — самое важное стратегическое оружие /16/.

В настоящее время самый высокий уровень качества достигнут в Голландии, Швейцарии, Германии и скандинавских странах, Японии, США.

Германия сохраняет за собой высокие позиции в отношении качества промышленной продукции (при недостаточной производительности), а скандинавские страны держат мировое первенство по качеству оказываемых услуг. Франция и Англия уделяют особое внимание как качеству, так и производительности. Италия, Испания приближаются к лидерам.

Япония, США делают упор на обеспечение конкурентоспособного качества, требующего не только внедрения систем управления качеством (Всеобщее руководство качества — ТОМ) на основе стандартов, но и внимания к другим аспектам (стратегическому маркетингу, автоматизации систем менеджмента и др.).

Философия обеспечения качества Деминга, стратегия непрерывного улучшения качества Джурана, системы качества по международным стандартам ISO серии 9000, основы сертификации описаны автором /31/.

Ресурсосбережение

 

Уровень развития общества определяется эффективностью использования природных ресурсов, труда и капитала. Ресурсоемкость товара является важнейшим фактором достижения его конкурентоспособности. Показатели ресурсоемкости отдельных видов товаров подразделяются на:

• абсолютные;

• структурные;

• относительные;

• удельные.

Эти показатели ресурсоемкости должны прогнозироваться и анализироваться как в стратегическом маркетинге, так и в производственном менеджменте.

К абсолютным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели по стадиям жизненного цикла — затраты на:

> стратегический маркетинг (на единицу товара);

> НИОКР (на единицу товара);

> организационно-технологическую подготовку производства нового товара;

> производство товара;

> подготовку товара к функционированию;

> эксплуатацию и техническое обслуживание товара;

> восстановление (ремонт) товара;

> утилизацию (экономию) товара.

К структурным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие долю укрупненного вида ресурса на каждой стадии жизненного цикла единицы товара или за его жизненный цикл:

> структура затрат по стадиям жизненного цикла товара, %;

> сырье и материалы, % от полных затрат на этой стадии жизненного цикла товара;

> комплектующие покупные изделия или запасные части, % от полных затрат;

> топливно-энергетические ресурсы в натуральном выражении и % от полных затрат;

> заработная плата промышленно-производственного персонала фирмы, приходящаяся на единицу товара, % от полных затрат;

> амортизация основных производственных фондов в расчете на единицу товара на данной стадии, %.

К относительным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели расхода ресурса на единицу параметра объекта или технологические потери ресурса. Например, расход топлива на 100 км пробега конкретного автомобиля, расход конкретного вида угля на выработку 1 кВт∙ч электрической энергии, процент усушки при транспортировании сельскохозяйственной продукции, процент технологических потерь конкретного вида ресурса на конкретной стадии жизненного цикла, коэффициент использования конкретного вида ресурса и др.

К удельным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие расход абсолютного значения конкретного вида или совокупности ресурсов на отдельной стадии жизненного цикла товара на единицу его полезного эффекта.

Например, удельная материалоемкость создания товара определяется по формуле

 

 

где Муд.с — удельная материалоемкость создания товара, кг/единица полезного эффекта или денежное выражение материальных затрат/ единица полезного эффекта товара;

Мм — затраты на маркетинговые исследования по данной группе товара, соответственно в натуральном или денежном выражении;

Мниокр — затраты на проведение НИОКР по данной группе товара, соответственно в натуральном или денежном выражении;

Мотпп — затраты на организационно-технологическую подготовку нового товара, соответственно в натуральном или денежном выражении;

N — предполагаемое количество товара, которое будет выпущено по данной конструкторской (технологической) документации, шт. (или др. измерители);

Пс — суммарный полезный эффект использования товара за его нормативный срок службы, единица полезного эффекта в натуральном, денежном выражении или в баллах.

 

Удельная материалоемкость производства товара определяется по формуле

 

 

где Мпр — расход материалов на производство единицы товара в натуральном либо стоимостном выражении.

 

Удельная материалоемкость подготовки товара к функционированию определяется по формуле

 

 

где Мподг — расход материалов на подготовку товара к функционированию (на транспортирование, монтаж, строительство, при необходимости технической и ремонтной базы, отладку и пуск) в натуральном либо стоимостном выражении.

 

Удельная материалоемкость эксплуатации и технического обслуживания товара за его нормативный срок службы определяется по формуле

 

где Тсл — нормативный срок службы товара, лет;

Мэ.t — расход материалов на эксплуатацию товара в году t, в натуральном либо стоимостном выражении;

Mo.t — расход материалов на техническое обслуживание в году t.

 

Удельная материалоемкость восстановления (ремонтов) товара за его срок службы определяется по формуле

 

 

где Мр.t — расход материалов на восстановление (ремонт) товара в году t, в натуральном либо стоимостном выражении.

 

Удельная материалоемкость товара за его жизненный цикл определяется по формуле

 

 

По аналогичным формулам определяются удельные показатели по расходу остальных элементов структуры ресурсоемкости товара:

удельная энергоемкость (по стадиям жизненного цикла, в натуральном выражении по видам энергии и стоимостном выражении);

удельная зарплатоемкость (трудоемкость);

удельная фондоемкость (отношение амортизации основных производственных фондов, приходящихся на единицу товара, к его полезному эффекту).

Удельные показатели по совокупности ресурсов определяются аналогично. Например, удельные затраты по созданию товара определяются по следующей формуле:

 

 

где Зм, Зниокр, Зотпп — соответственно сметные стоимости маркетинговых исследований, НИОКР, ОТПП.

 

Удельная себестоимость товара или удельные производственные затраты

 

 

где С—себестоимость товара.

 

Удельные затраты по подготовке товара к функционированию

 

 

где Зподг — стоимость подготовки к функционированию.

 

Удельные затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание товара за срок его службы

 

 

где Зэ.t — затраты на эксплуатацию товара в году t;

Зo.t — затраты на техническое обслуживание в году t.

 

Удельные затраты на восстановление (ремонты) товара за срок его службы

 

 

где Зр.t — затраты на ремонты товара в году t.

 

Удельные затраты за жизненный цикл товара

 

 

По сложным товарам рекомендуется анализировать структуру затрат на каждой стадии жизненного цикла по ведущим блокам (агрегатам) товара, с применением метода функционально-стоимостного анализа.

Анализ частных показателей ресурсоемкости товара позволяет найти узкие места по сравнению с товарами конкурентов. Однако окончательное решение может быть принято только по комплексному показателю либо его обратному значению — эффективности товара.

Факторы ресурсосбережения, механизм действия закона масштаба, показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов были рассмотрены в п. 2.2 "Закон экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.019 с.)