Установите правильность деления понятий (в случае неправильного деления укажите, какое правило нарушено). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Установите правильность деления понятий (в случае неправильного деления укажите, какое правило нарушено).



Люди делятся на мужчин, женщин и детей – деление выполнено неверно, допущена ошибка, связанная с нарушением привила «деление должно производиться только по одному основанию». В данном примере - первое основание деления – «половая принадлежность человека», а второе основание – «возраст человека».

Постройте классификацию понятия «периодическое издание»

 
 


Рисунок 4. Пример классификации понятия «периодическое издание».

Аудиторная самостоятельная работа №7

«Определение и деление понятий»

Примечание: в заданиях 1-4 каждый правильный вариант ответа оценивается в 1 балл.

Задание №1. Укажите, какие приемы, сходные с определением, употреб­лены в следующих текстах:

1. «Слово еири фактически непереводимо... Поэтому лучше всего перечислить некоторые характеристики гири... Гири — это обязанности человека по отношению к другому. Содержание и интенсивность исполнения этих обязанностей зависят от социального статуса. Есть гири ребенка по отноше­нию к родителям, ученика к учителю, подчиненного к началь­нику, должника к заимодавцу и т.д. Человек не имеет права требовать от другого исполнения обязанностей гири. Он должен ждать, когда тот добровольно станет их осуществлять...Отношения гири неизменны. Раз возникнув между людьми, они продолжают жить до конца их дней... ...Гири коренится в глубинах сознания японца, оно слилось с его глубинным чувством и интеллектом. Поскольку гири — явление эпохи феодализма, оно прежде всего строилось на иерархической основе: подчиненный всегда проявлял гири по отношению к господину. Последний тоже осу­ществлял гири в сторону нижестоящих, но его гири было совсем другим, покровительственным... По современным понятиям, гла­ва фирмы или учреждения нарушает нормы гири, если он обща­ется с подчиненными только в сфере профессиональной деятель­ности. Гири требует от руководителя интересоваться личной жиз­нью, семейными делами подчиненного. В свою очередь подчинен­ные, как велит им гири, склонны без понукания и подстегивания оказать начальнику услугу в его личных делах, например помо­гать ему в самых различных домашних делах.Те, кто отступают от норм гири, теряют лицо. Их престиж в глазах окружающих сильно падает...». (Пронников В А., Ладанов ИД. Японцы. М., 1983. С. 115-117.)

2. «Маленькая рыбка сказала морской королеве: «Я посто­янно слышу о море, где оно — я не знаю». Морская королева ответила: «Ты живешь, движешься, обитаешь в море. Море и вне тебя, и в тебе самой. Ты рождена морем, и море поглотит тебя после смерти». (Там же. С. 44.)

3. В старой книге «Свойства порядочного человека» напи­сано: «Он соединяет благовоспитанность с физическими и ум­ственными достоинствами. Он должен выглядеть изящно, быть хорошим танцором, наездником, охотником, но при этом обла­дать ученостью, остроумием, умением вести беседу и знанием света. Под «знанием света» подразумевается: любезно, но крайне почтительно обходиться с дамами; молчать о своих до­брых качествах, но с готовностью хвалить чужие; не злосло­вить ни о ком; при любых обстоятельствах хранить выдержку и полное самообладание». (Цит. по: Ивин АЛ.. Искусство пра­вильно мыслить. М., 1986. С. 58.)

4. «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, ху­денький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в го­лове, — один из тех людей, которых, в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно». (Гоголь Н.В. Ревизор. М., 1956.)

5. «Развитие понимается как частный случай изменения объектов. Так как общее понятие о развитии дать весьма за­труднительно (оно не известно), то понятие о развитии дается применительно к каждой из областей действительности: развитие в неорганической природе есть изменение, характеризующееся усложнением структуры, появлением новых свойств и отношений. Однако термин «развитие» в этойобласти очень условен. О развитии здесь скорее всего можно судить лишь относительно изменений, способствующих возникновению органической природы; развитие в органической природе — изменения, характеризующиеся становлением более совершенного приспособления к внешней среде и более совершенным ее отражением; развитие в обществе — изменения, характеризующиеся возникновением более совершенных производительных сил и производственных отношений; развитие в познании — изменения, характеризующиеся возникновением более высоких форм и методов отражения действительности, ее более точным и полным отображением». (Петров ЮЛ. Рукописный текст.)

6. «Как ведут себя стулья. Хороший стул — это почти со­вершенное изделие. Это не должно нас удивлять, ибо на его сиденье мы проводим значительную, может быть даже боль­шую, часть нашей жизни. С помощью стула мы выполняем целый ряд необходимых в жизни действий — сидим во время еды, работы, при чтении, во время развлечения, отдыха. Как нам хочется посидеть после длительной прогулки! Необходи­мость стула очевидна, и часто он бывает более необходим, чем, скажем, кровать. Стул появился на заре истории, так как у человека возникла потребность посидеть, и выполнял роль протеза для уставшего тела. Изобретателя стула, как и колеса, никто не знает. В отличие от колеса стулу предшествовали различные естественные «сиденья»: камни, пни, неровности ландшафта. Однако их нельзя было переносить. Важнейшим же признаком стула является возможность его перемещать.

Психологическая функция стула многогранна. Стул может оформлять угол помещения, организовывать пространство для работы и отдыха. Может действовать успокаивающе, но может возбуждать и страх, если это зубоврачебное кресло. Стул может привлекать и угрожать: стулья у гостей, стулья на ковре у на­чальника. Существует, наконец, стул смерти — электрический стул. Разные стулья вызывают разное психическое состояние — от удобного отдыха до длительного и утомительного сидения. Ко­нечно, стул может служить не только для сидения на нем. С его помощью делают физические упражнения, на него встают, когда вешают белье, вбивают гвоздь в стену, он может нравиться и не нравиться. Существуют стулья, олицетворяющие строго опреде­ленные символы: королевский трон, стул в президиуме, стул для подследственного, стул режиссера и другие важные виды стульев, которые не только организуют пространство, но и «говорят» с на­ми на четком языке символов». (Черноугиек М. Психология жиз­ненной среды. М., 1989. С. 36.)

7. «Стул является временным костылем для прямоходяще­го существа, позвоночник которого требует отдыха, восстанов­ления сил. Поскольку наши верхние конечности служат для работы, а нижние — для ходьбы, то нам крайне необходим протез. В результате оказывается, что стул с физиологической и анатомической точек зрения, а также в психологическом и социальном аспектах необходим человеку. Стул часто бывает тем предметом, в котором человек нуждается в первую оче­редь. Это символ цивилизации и символ взаимодействия чело­века с жизненной средой». (Черноушек М. Психология жиз­ненной среды. М., 1989. С. 41.)

Задание №2. Установите, к какому виду относится каждое из следующих определений.

1. Мошенничество — это завладение личным имуществом граждан или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

2. Прибыль — разница между выручкой предприятия за реализованную продукцию и издержками на ее производство.

3. «Человек — смеющееся животное». (Аль-Фараби.)

4. Щелочь — это жидкость, при погружении в которую лакмусовой бумажки последняя окрашивается в синий цвет.

5. Фасовать — раскладывать на части определенного веса или объема.

6. Вес — тяжесть чего-нибудь, определяемая какой-нибудь мерой.

7. Федерация — государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств.

8. Окружность — замкнутая кривая, образованная движением точки, не меняющей расстояния от другой неподвижной точки.

 

Задание №3. Являются ли правильными следующие определения? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена?

1. Преступник — это лицо, совершившее преступление.

2. «Термином «экологический кризис» мы условимся на­зывать ситуацию, определяющей характеристикой которой является несоответствие потребностей человека с теми возможно­стями, которые могзсет ему предоставить природа». (Число и мысль. 1982. Вып. S. С. 60.)

3. Как известно,, категориями называются такие понятий» в которых отражаются и фиксируются действительные связи я отношения наиболее? широкой общности.

4. Что такое возможность? — Потенциальная действительность. Что такое действительность? — Реализованная возможность..

5. Прекрасное есть закон в его ограниченном пространством и конкретной исторической формой

6. Сущность — это суть вещи, выражающая ее сущность.

7. Дадаизм — художественное хулиганство.

8. Человек — это живое существо, имеющее мягкие мочки ушей.

9. Метагалактика — это совокупность звездных систем- галактик, движущихся в наблюдаемой нами части Вселенной.

10. Либеральный человек — это человек, имеющий либеральные убеждения.

11. «Человек — животное, способное к совершению купли и продажи». (Аль-Фараби.)

12. «Душа — то, что у человека болит, когда тело здорово»- (О. Андрей Кураев.)

13. «Глагол — самая огнепышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка».

14. Противозаконное действие — это действие, запрещенное законом.

15. Прибыль — разница между выручкой предприятия за реализованную продукцию и издержками на ее производство.

Задание №4. Установите, к каким видам относятся следующие деления.Являются ли они правильными? Если деление является неправильным, то какие правила нарушены, какие ошибки допущены?

1. Дети делятся на две категории — на невоспитанных и наших.

2. Метеориты бывают железные, каменные и смешанные.

3. Сделки могут быть односторонними, двусторонними, многосторонними и письменными.

4. В книге можно выделить введение, заключение, основную часть и список литературы.

5. В эволюции органического мира выделяются два вида от­бора: естественный и искусственный.

6. Щелочи делят на активные и малоактивные.

7. Растения размножаются семенами, черенками, клубнями, отводками, усами, луковицами, частями корня.

8. Признаки весны: потепление, таяние снега, осадки в виде снега и дождя. Распускание листьев, цветение растений. Появле­ние насекомых, прилет птиц. Люди ведут сев и посадку растений.

9. Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет игры или ее содержание, игровые дей­ствия, роли, правила.

10. Игрушки делятся на образные, технические, игрушки-заба­вы, маскарадно-елочные, спортивно-моторные, музыкальные и озвученные, театральные, дидактические, строительный мате­риал, игрушки-самоделки.

Примечание: минимально необходимое количество баллов – 20

 

Тема 3 (окончание)

 

Информационный материал

В логике разработаны операции, которые позволяют из двух или нескольких
классов образовывать новые классы. Такими операциями являются:
объединение классов (сложение), пересечение классов (умножение)
и образование дополнения к классу (отрицание).
Операция объединения классов (сложение) заключается в объединении
двух или нескольких классов в один класс, состоящий из элементов
слагаемых классов.

Рисунок 5. Графическое представление операции сложения классов.

Операция пересечения классов (умножение) заключается в отыскании
элементов, общих для двух или нескольких классов (множеств) (рис. 7).

 


 

 
 

 


Рисунок 6. Графическое представление операции пересечения классов.

 

Образование дополнения (отрицание). Дополнением к классу А называется класс не-А (А’),который при сложении с Аобразует универсальную область. Эта область представляет собой универсальный класс и обозначается знаком 1. Чтобы образовать дополнение не-А (или А’), нужно класс А исключить из универсального класса: 1- А = А’. Образование дополнения состоит в образовании нового множества путем исключения данного множества из универсального класса, в который оно входит (рис. 7).

 
 

 

 


Рисунок 7. Графическое представление операции образования дополнения к классу.


Сложение:

1) наказание, лишение свободы на определенный срок, исправительные работы;

А - наказание;

В – лишение свободы на определенный срок;

С - исправительные работы.

А+В+С=А.

 

С
2) эрудиция, невежество;

А - эрудиция;

В – невежество;

С – уровень образованности.

А+В+С=С.

 

 

3) действие, бездействие;

В
А - действие;

Не-А – бездействие;

В – отношение к деятельности.

А+не-А+В=В.

 

4) четное число, рациональное число;

А - четное число;

В – рациональное число;

С – число.

А+В=С.

 

С
5) хищное животное, теплокровное животное.

А - хищное животное;

В – теплокровное животное.

С – животное.

А+В=С.

Пересечение:

1) наказание, лишение свободы на определенный срок, исправительные работы;

А - наказание;

В – лишение свободы на определенный срок;

С - исправительные работы.

А+В+С= .

2) эрудиция, невежество;

А - эрудиция;

В – невежество.

А+В = .

 

3) действие, бездействие;

А - действие;

Не-А – бездействие.

А+не-А= .

 

 

4) четное число, рациональное число;

А - четное число;

В – рациональное число.

А*В=С.

5) хищное животное, теплокровное животное.

А - хищное животное;

В – теплокровное животное.

А*В=С.

А’ - уголовное право; U - правовые науки; не- A’ – правовые науки, не являющиеся уголовным правом
в) Образуйте дополнение к классу:

U  
правовые науки, уголовное право.

 

 

Домашняя самостоятельная работа №3

«Обобщение и ограничение понятий, операции с классами»

Задание №1. Обобщить и ограничить следующие понятия: кошка, вулкан, город на Урале, выдающийся современный ученый.

(максимальное количество баллов - 5)

Задание 2. Правильно ли проведены ограничения понятий?

Строение - комната; строение - беседка; населенный пункт - столица - центр столи­цы - центр современной столицы? (максимальное количество баллов - 3)

Задание 3. Правильно ли проведены обобщения понятий?

береза - лиственное дерево - смешанный лес - лес; улица - квартал - поселок городского типа - город - насе­ленный пункт.

(максимальное количество баллов - 2)

Задание 4. Правильно ли проведены обобщения понятий “верблюд” и “соболь”?

Верблюд - самое выносливое и неприхотливое домашнее, жи­вотное пустыни; выносливое и неприхотливое домашнее живот­ное пустыни; домашнее животное пустыни; домашнее животное; животное.

Соболь - ценный пушной зверек, пушной зверь, зверь.

(максимальное количество баллов - 2)

Задание №5. Правильно ли произведено ограничение понятия “птица”? Степная птица, редкая степная птица, редкая степная птица вы­сотой около метра (дрофа). (1 балл)

Примечание: минимально необходимое количество баллов – 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.067 с.)