Каждое из употребленных здесь слов имеет смысл, но в целом стихотворение бессмысленное или, скорее, наглухо зашифрованное. В чем причина этого. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каждое из употребленных здесь слов имеет смысл, но в целом стихотворение бессмысленное или, скорее, наглухо зашифрованное. В чем причина этого.



(1 балл)

Задание № 25.

В.В. Вересаев в «Невыдуманных рассказах» вспоминает такой популярный анекдот: «Услышал городовой,как на улице кто-то сказал слово «дурак», - и потащил его в участок.

- За что ты меня?

- Ты «дурак» слово сказал.

- Ну да, сказал! Так что же из того?

- Знаем мы, кто у нас дурак!»

Не оказывается ли здесь слово «дурак» ситуативным? (1 балл)

Задание № 26.

Аристотель разбирал в числе софизмов вопрос: «Если видит это, то видит ли само это?» Как истолковать этот вопрос? (1 балл)

Задание № 27.

У обочины одной дороги стоял указатель «К устью реки Белой». У обочины другой дороги тоже стоял указатель «К устью реки Белой». Турист задумался и затем спросил у стоявшего неподалеку местного жителя: «Если обе дороги ведут к устью реки Белой, то не все ли равно, по какой дороге мне идти?» - «Мне все равно».-ответил местный житель. Отчего одно и то же утверждение «Мне все равно, по какой дороге идти» в устах двух разных людей звучит по-разному? (1 балл)

Задание № 28.

Отец мне сказал, что мы происходим от обезьяны, - говорит ученик.

- Помолчите, - останавливает его учитель. - История вашей семьи меня не интересует. В чем здесь причина непонимания? (1 балл)

Задание № 29.

Какие из следующих понятий следует отнести к неясным: «логика», «наука о мышлении», «предложение», «бессмысленное утверждение», «осмысленное утверждение». (1 балл)

Задание № 30.

Понятия бывают неточными по своему объему. Они могут быть неявными по содержанию. Возможен случай, когда понятие оказывается одновременно неточным по объему и неясным по содержанию. Относится липонятие «игра»к точным и ясным? При размышлении над этим вопросом целесообразно учесть следующее. Мы говорим не только об играх людей, но и об играх животных и даже об игре стихийных сил природы. Если брать только игры человека, то игрой будут и футбол, и шахматы, и действия актера ни сцене, и беспорядочная детская беготня, и выполнение стандартных обязанностей, предполагаемых такими нашими «социальными ролями», как «роль брата», «роль отца» и т. п., и действия, призванные кому-то что-то внушить, и т. д. В случае многих ситуаций невозможно решить, делается что-то всерьез или же это только игра. Всякая ли игра должна иметь, правила? Во всякой ли игре, помимо выигравших, есть и проигравшие? Даже на эти важные вопросы не так просто ответить. Швейцарские психологи Ж. Пиаже и Б. Инельдер в книге «Психология ребенка» пишут, что дети, проявляющие эгоцентризм н коммуникативной деятельности, проявляют его и в своих играх- Когда играют взрослые, то все придерживаются правил, известных участникам игры, «все взаимно следят за соблюдением правил, и - что самое главное - парит общий дух честного соревнования, так что одни участники выигрывают, а другие проигрывают согласно принятым правилам». Маленькие дети играют совсем по-другому: «Каждый играет согласно своему пониманию игры, совершенно не заботясь о том, что делают другие, и не проверяя действий других... Самое главное заключается в том, что никто не проигрывает и в то же время вес выигрывают, поскольку цель игры заключается в том, чтобы получить удовольствие от игры, подвергаясь в то же время стимуляции со стороны группы...» (1 балл)

Задание № 31.

Не следует ли понятия «театр» и «пейзаж» отнести к содержательно неясным и объемно неточным? В большой книге Э. Пави «Словарь театра» нет определения самого понятия «театр», зато обсуждаются такие темы, как театр абсурда, бедный театр, театр бульваров, театр в кресле, театр в театре, театр герильи, документальный театр, женский театр, театр жестокости, театр мира, пластический театр, театр улицы и т. д. Один из героев В. Шекспира говорит: «Жизнь есть театр, и люди в нем актеры...» Энциклопедические словари обходят стороной общее понятие «пейзаж» и говорят о пейзаже лишь как о жанре в искусстве живописи. При этом пейзаж истолковывается очень широко, так что им иногда оказывается даже натюрморт. Пейзаж в более общем смысле может иметь значение географическое, биологическое, психологическое, социальное, философские, эстетическое... (1 балл)

Задание № 32.

Понятия «лысый» и «куча» являются, как показал еще Евбулид, объемно неточными: они обозначают классы объектов с расплывчатыми, нечеткими границами. Употребление подобных понятий способно нести к парадоксам. Воспроизведите парадокс неточных понятий применительно к понятиям «лысый» и «куча». Покажите вначале, что лысых людей и куч вообще нет, а затем, что все люди являются лысыми и что всякая куча, сколько бы составляющих ее частиц мы ни убрали, останется кучей. (1 балл) Примечание: описание парадоксов «лысый» и «куча» можно найти в специальной литературе.

Задание № 33.

Воспроизведите парадокс неточных понятий на примере понятий «высокий человек», «толстый человек» и «предмет, вызывающий слышимый звук при падении на землю». (1 балл)

Задание № 34.

Хорошим примером того, что неточные понятия способны приводить к неразрешимым спорам, может служить любопытный судебный процесс, состоявшийся в 1927 г. в США. Скульптор К. Бранкузи обратился в суд с требованием признать свои работы произведениями искусства. В числе работ, отправляемых в Нью-Йорк на выставку, была и скульптура «Птица». Сейчас она считается «классикой абстрактного стиля». Она представляет собой модулированную колонну из полированной бронзы около полутора метров высоты, не имеющую никакого внешнего сходства с птицей. Таможенники категорически отказались признать абстрактные творения Бранкузи художественными произведениями. Они проколи их по графе «Металлическая больничная утварь и предметы домашнего обихода» и наложили на них большую таможенную пошлину. Возмущенный Бранкузи подал в суд... Таможню поддержали художники - члены Национальной академии, отстаивавшие традиционные приемы в искусстве. Они выступали на процессе свидетелями защиты и категорически настаивали на том, что попытка выдать «Птицу» за произведение искусства просто жульничество. Этот конфликт рельефно подчеркивает трудность оперирования понятием «произведение искусства». Скульптура по традиции считается видом изобразительного искусства. Но степень подобия скульптурного изображения «оригиналу» может варьироваться в очень широких пределах. В какой момент скульптурное изображение, все более удаляющееся от «оригинала», перестает быть произведением искусства и становится «металлической утварью»? Можно ли вообще ответить на подобного рода вопрос? Не следует ли понятие «скульптурное изображение», как и понятие «произведение искусства», отнести к неточным? (1 балл)

Задание № 35.

Содержательная ясность какого-то текста определяется тем, насколько ясны входящие в него понятия. Далее приводится один из средневековых алхимических рецептов получения «философского камня», способного якобы превращать неблагородные металлы в золото. Является ли этот рецепт ясным? Можно ли, следуя ему, осуществлять определенные химические реакции?

«Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Дигерируй [нагревай с жидкостью без доведения ее до кипения] этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Непроницаемые тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост, Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и. приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы оп пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно раздели, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови». (1 балл)

Задание № 36.

После популярной лекции, прочитанной известным физиком, одна из слушательниц обращается к лектору:

- Господин профессор, если я поняла вас правильно, энергия всегда сохраняется. Но не могли бы вы уточнить, где именно?

Нет ли в этом вопросе ошибки гипостазирования? Можно ли энергии приписывать предметное существование и пытаться указать то место в пространстве, в котором она располагается? (1 балл)

Задание № 37.

В одном объявлении было сказано: «Строю козни из материала заказчика».

Можно ли козни представлять в качестве особого, обладающего определенными пространственно-временными координатами предмета? Какой смысл надо придать выражению «из материала заказчика», чтобы не было намека на ошибку гипостазирования? (1 балл)

Задание № 38.

Жена послала мужа погулять с ребенком во дворе, а сама занялась стиркой. Немного погодя с улицы донесся крик малыша.

- Что там происходит с ребенком? - крикнула она из окна.

- Не знаю, что с ним делать, дорогая. Он вырыл в песке яму и хочет занести ее домой.

Является ли «яма в песке» особым предметом, который можно было бы переносить с места на место? (1 балл)

 

Задание № 39.

Умирает ли дом, если после него остаются

только дым да объем, только запах бессмертный жилья?

Как его берегут снегопады,

наклоняясь, как прежде, над крышей,

которой давно уже нет,

расступаясь в том месте, где стены стояли…

Умирающий больше похож на себя, чем живущий.

И. Жданов

Является ли исчезнувший дом, от которого остались только «дым, объем и запах», таким же домом, как и существовавший когда-то дом? Как понять утверждение о том, что снегопад расступается над тем местом, где раньше стоял дом? (1 балл)

Задание № 40.

В рассказе Т. Толстой «Поэт и муза» одним из действующих лиц оказывается скелет человека - так сказать, абстракций отвлечение от живого человека. «Гриша замолчал и недели две ходил тихий, и послушный. А потом даже повеселел, пел в ванной, смеялся, только совсем ничего не ел и нее время подходил к зеркалу и себя ощупывал. «Что это ты такой веселый?» - допрашивала Нина. Он открыл и показал ей паспорт, где голубое поле было припечатано толстым лиловым штампом «Захоронению не подлежит». «Что это такое?» - испугалась Нина, и Гришуня опять смеялся и сказал, что продал свой скелет за шестьдесят рублей Академии наук, что он свой прах переживет и тленья убежит, что он не будет, как опасался, лежать в сырой земле, а будет стоять среди людей в чистом, теплом зале, прошнурованный и пронумерованный, и студенты - веселый народ - будут хлопать его по плечу, щелкать по лбу и угощать папироской; вот как он хорошо все придумал....И после его смерти она очень переживала, и подруги ей сочувствовали, и на работе ей прощали и пошли навстречу и дали десять дней за свои счет. И когда все процедуры были позади, Нина ездила по гостям и рассказывала, что Гриша теперь стоит во флигельке как учебное пособие, и ему прибили инвентарный номер, и она уже ходила смотреть. Ночью он в шкафу, а так все время с людьми».

Здесь об умершем человеке говорится так, как если бы он был живым, занимал определенное место и общался с другими людьми. Не похоже ли это на гипостазирование? (1 балл)

Задание № 41.

«Как вы представляете себе гипертонию? - пишет психолог В. Л. Леви. - Я, например, не иначе как в виде нудной и требовательной тетки, с маленькими злющими глазками, тройным подбородком и торчащими усиками. Ходит за людьми, толстой лоснящейся ручищей, пахнущей селедкой, хватает за сосуды и сжимает, и давит...» Какая ошибка допускается теми, кто принимает подобные представления всерьез? (1 балл)

Задание № 41.

О скупости шотландцев ходит много шуток, которые, впрочем, они сами тоже с удовольствием рассказывают, а какие-то ил них, возможно, сами и сочиняют.

Вот три из таких шуток.

а) Шотландец приехал в Лондон навестить своего сына-ученика, который сразу же похвалился отцу:

- Я сегодня сэкономил целых тридцать пенсов!

- Молодец, сынок! А как это тебе удалось?

- Утром я не сел в трамвай, а чтобы не опоздать,бежал за Ним до самой школы,

- Эх, ты! Надо было бежать за такси, так сэкономил бы еще больше, - отругал его отец.

б) Много лет назад в небольшом шотландском городке открыли автобусную линию с тарифом в десять пенсов. Но люди продолжали ходить пешком. Городской совет вынужден был снизить плату за проезд наполовину, но жители взбунтовались:

- Мы против снижения платы. Раньше мы экономили по десять пенсов, а сейчас только по пять.

в) Шотландец сходит с поезда и спрашивает таксиста:

- Сколько вы возьмете за проезд до центра?

- Два фунта. Садитесь!

- Спасибо, я спросил только для того, чтобы узнать, сколько я сэкономил.

В этих трех эпизодах речь идет об экономии. Можно ли сэкономленную сумму представлять в форме отдельного предмета? Можно ли положить ее, вместе с другими деньгами, в карман или в банк? Можно ли по рассеянности потерять сэкономленные деньги? Когда человеку неизвестна, допустим, стоимость проезда на такси до определенного места, то сколько он сэкономите если дойдет до него пешком? (1 балл)

Задание № 42.

В сказке Л. Кэрролла об Алисе Черная Королева экзаменует Алису по арифметике:

«- А вот еще пример на вычитание. Отними у собаки кость - что останется?'' Алиса задумалась.

- Кость, конечно, не останется - ведь я ее отняла. И собака тоже не останется - она побежитза мной, чтобы меня укусить... Ну, и я, конечно, тоже не останусь!

- Значит, по-твоему, ничего не останется? - спросила Черная Королева.

- Должно быть, ничего.

- Опять неверно, - сказала ЧернаяКоролева. - Останется собачье терпение.

- Не понимаю...

- Это очень просто, - воскликнула Черная Королева. - Собака потеряет терпение, верно?

- Может быть, - отвечала неуверенно Алиса.

- Если она убежит, ее терпение останется, верно? - торжествующе воскликнула Королева.

- А может, оно тоже убежит, только в другую сторону? спросила без тени улыбки Алиса».

Какая семантическая ошибка допускается в ходе этого экза1 мена? Почему, собственно. Черная Королева думает, что он" устраивает экзамен именно по арифметике? (1 балл)

Задание № 43.

Незачем учитьвсе части речи, - говорит ученик. - Вполне достаточно знать только имена существительные. Других частей речи просто нет.

- А глагол, а наречие?

- Глагол-это существительное, наречие - тоже.

- Если так рассуждать, то и прилагательное, и местоимение - имена существительные?

- Конечно, и они существительные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.038 с.)