Тема 30. Служебные части речи. Модальные слова. Междометия. Звукоподражательные слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 30. Служебные части речи. Модальные слова. Междометия. Звукоподражательные слова



Лекции – 2 часа, практические занятия – 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Служебные части речи, их свойства и функции.

2. Разряды предлогов по структуре, по типу выражаемых отношений пространственные, временные, причинные, целевые и др.).

3. Разряды союзов по структуре. Союзные слова.

4. Разряды частиц по значению, структуре.

5. Особый статус модальных слов в морфологической системе. Разряды по значению.

6. Междометия и звукоподражательные слова.

Понятия: Служебные слова. Предлоги. Союзы. Союзные слова. Частицы. Модальные слова. Междометия. Звукоподражательные слова. Разряды предлогов, союзов, частиц.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

2.Дайте определение предлога. Прокомментируйте данное определение.

3. Назовите разряды предлогов по значению, по образованию, по структуре. Приведите примеры.

4. Назовите разряды союзов по значению, по образованию, по структуре, назовите типы союзов по синтаксическому употреблению. Приведите примеры.

5. Дайте определение частиц. Каковы разряды частиц? Приведите примеры.

6. Дайте определение модальным словам. Прокомментируйте данное толкование.

7. Каковы разряды модальных слов по значению?

8. Что обеспечивает модальным словам особый статус в морфологической системе?

9. Дайте определение междометий. Назовите и охарактеризуйте разряды междометий. Приведите примеры.

10. Дайте определение звукоподражательных слов. Приведите примеры.

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 235-240, с. 638-646.

Тема 31. Переходные явления в области частей речи

практические занятия – 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Переход слов из одной части речи в другую как один из способов пополнения лексико-грамматических классов слов (субстантивация, адъективация, прономинализация, адвербиализация).

2. Переход слов из знаменательных частей речи в служебные.

3. Трудные случаи морфологического анализа слов различных частей речи.

Понятия: Субстантивация. Адъективация. Прономинализация. Адвербиализация.

 

Контрольные вопросы и задания

1. В чем сущность процесса субстантивации. Приведите примеры субстантивации различных частей речи.

2. В чем сущность процесса адъективации. Приведите примеры адъективации.

3. В чем сущность процесса адвербиализации. Приведите примеры адвербиализации различных частей речи.

4. Приведите примеры перехода знаменательных частей речи в служебные.

Раздел 7. Синтаксис простого предложения

Лекции 10 часов, практические занятия 18 часов

Тема 32. Синтаксис. Основные синтаксические единицы. Способы

Выражения синтаксических значений

 

Лекция 2 часа

Вопросы для обсуждения

1. Предмет синтаксиса. Единицы синтаксиса русского языка.

2. Средства выражения синтаксических значений в русском языке.

3. Понятие синтаксической формы.

4. Смысловые отношения в синтаксисе.

Понятия: Синтаксис. Словоформа. Словосочетание. Предложение. Текст. Средства выражения синтаксических значений: форма слова, интонация, служебные слова, порядок слов. Сочинение. Подчинение.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что изучается в синтаксисе? Сформулируйте предмет синтаксиса.

2. Назовите единицы синтаксиса. Чем они различаются? Сведите результаты сопоставления в таблицу.

3. Назовите важнейшие функции словосочетания и предложения.

4. Назовите важнейшие средства выражения синтаксических значений. Приведите примеры.

5. Охарактеризуйте смысловые отношения в синтаксисе.

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 242, с. 650, §§ 243, с. 651, §§ 248, с. 660.

 

Тема 33. Понятие о словосочетании. Классификация словосочетаний.

практическое занятие 4 часа

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о словосочетании. Словосочетание и другие сочетания слов в предложении.

2. Классификация словосочетаний.

3. Простые сложные словосочетания

4. Отношения между компонентами словосочетания.

5. Виды грамматической связи слов между компонентами словосочетания.

6. Типы словосочетаний по характеру главного слова.

7. Порядок синтаксического анализа словосочетания.

Понятия: Словосочетание. Атрибутивные отношения. Объектные отношения. Обстоятельственные отношения. Согласование. Управление. Примыкание. Именные словосочетания. Субстантивные словосочетания. Адъективные словосочетания. Нумеративные словосочетания. Местоименные словосочетания. Глагольные словосочетания. Наречные словосочетания.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные признаки словосочетания и объясните, почему такие соединения слов, как мороз и солнце, дети резвятся, самый сильный, в течение года не являются словосочетаниями.

2. Что образует грамматическую форму словосочетания? Каковы обязательные структурные компоненты словосочетания?

3. Что понимается под грамматическим значением словосочетания? В каких словосочетаниях выражается определительное (атрибутивное) значение, объектное значение, обстоятельственное значение? Приведите примеры.

4. Охарактеризуйте способы связи между компонентами словосочетания? Какая связь называется согласованием? Управлением? Примыканием? Приведите примеры словосочетаний с разными типами связи.

5. Выполните упражнения.

1. Определите, являются ли словосочетаниями приведенные соединения слов:

Навстречу жизни; грибы и ягоды, четыре года, сломя голову, яйцо всмятку, уже пришел.

2. Рассмотрите приведенные словосочетания и определите среди них простые и сложные.

Чрезвычайно сильный человек, вопреки сложившемуся мнению, мои детские годы, намеревался стать учителем, большое желание работать, уехали жить за границу, буду помнить о прошлом, прошлось уносить ноги, немного опоздал на занятия, непредвиденная поломка двигателя, более глубокое озеро, очень яркий свет, решил перейти вброд, научил ребенка рисовать, приводил примеры невпопад.

3. Выделите в предложениях словосочетания с атрибутивными, объектными, субъектными, обстоятельственными отношениями.

Он молча упал к ногам Сабурова. Она была до болезненности отзывчива и до святости совестлива.

4. Укажите тип связи компонентов в словосочетаниях.

Удивительно милая, обучен по-новому, наши страсти, устал от ссор, плакала навзрыд, изнывая от безделья, кое-кого проучить, совсем близко, стремиться помочь, на всех озлобленный.

5. Из приведенных примеров выпишите простые словосочетания и разберите 3 из них (с разными видами связи между компонентами).

К свежему аромату талого снега примешивались острые, тяжелые и опасные запахи, чуждые этому дремучему лесу. Подробности за четыре года потерялись в памяти.

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 243-247, с. 651-659.

 

Тема 34. Предложение как коммуникативная единица. Классификация предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, структурные типы предложений

Лекция – 2 часа; практические занятия – 2 часа

Вопросы для обсуждения

1. Признаки предложения: предикативность, смысловая и интонационная завершенность.

2.Структурная схема предложения.

3. Функциональный тип предложений по цели высказывания.

4. Типы предложений по эмоциональной окраске. Средства оформления восклицательных предложений.

5. Смысловые типы предложений (утвердительные и отрицательные предложения).

6. Структурные типы предложений: по возможности выделения членов предложения (членимые/ нечленимые предложения), по количеству предикативных групп (простые и сложные); по количеству главных членов предложения (односоставные и двусоставные); по наличию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные); по полноте словесного выражения синтаксических позиций (полные и неполные), по наличию /отсутствию осложняющих групп (осложненные и неосложненные).

 

Понятия: Предикативность. Модальность. Синтаксическое время. Синтаксическое лицо. Повествовательное / побудительное / вопросительное предложение. Восклицательное / невосклицательное предложение. Односоставное / двусоставное предложение. Распространенное / нераспространенное предложение. Полное / неполное предложение. Осложненное / неосложненное

 

Контрольные вопросы и задания

1.Каковы основные грамматические признаки предложения?

2. Какими средствами выражается предикативность в предложении?

3. Каковы средства выражения модальности, синтаксического времени и синтаксического лица в предложении?

4. Какие предложения выделяют в зависимости от цели высказывания? Охарактеризуйте эти типы по интонационным и структурным свойствам. Приведите примеры.

5. В чем различие оформления предложений, различных по эмоциональной окраске? Какие знаки препинания и их сочетания могут использоваться в таких высказываниях?

6. Назовите структурные типы предложений. Охарактеризуйте их. Приведите примеры.

7. Выполните упражнения:

 

Упражнение №1. Выделите грамматическую основу предложения. Укажите синтаксическое время и модальность.

1. – Я живу какой-то ложной, неестественной жизнью. И ты это знаешь…Может быть, я таким и останусь до конца. Ты это знай… 2. Эта мысль показалась ему интересной. 3. – Никуда я не уеду. Оставьте меня в покое! 4. Но пусть обстоятельства нашей первой встречи останутся между нами. 5. Хоть бы вывернулся кто по дороге из-за скалы, подвода какая-нибудь. 6. – Я не обижаюсь. Ты на меня, на старого, тоже не сердись, тоже не обижайся. 7. Укрыться бы сейчас шинелью с головой, дышать на озябшие пальцы, закрыть глаза…. Мне б только услыхать его…

 

Упражнение № 2. Определите утвердительные и отрицательные предложения. Укажите грамматические показатели тех и других.

1. Ни утром, ни к вечеру на заимку никто не приехал. 2. Да и есть ли основания для такой тревоги? 3. Но какой же мужчина не носил на руках любимую женщину! 4. Кому не охота посмеяться над невежественным человеком? 5. Вам ли бояться какого-то дождика и ветерка! 6. Я никогда не слышал вашей песни. Неужели вы не споете?! 7. Утешений ему не надо. Да и что он, больной, оттуда мог сделать? 8. Нет, она не имела права жаловаться на мужа.

 

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 248-251, с. 660-663, §§ 253-257, с. 666-671, §§272-27, с. 698-701.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.02 с.)