Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии формирования научно-исследовательской деятельности

Поиск

· подготовка ЦОР,

· поиск материалов, размещенных в сети Интернет,

· отбор языкового материала для иллюстрирования схем,

· составление аналитических таблиц.

 

 

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

· В связи с тем, что в соответствии с ФГОС самостоятельная работа студентов занимает 60% общей трудоемкости часов, отведенных на учебную дисциплину, роль самостоятельной работы значительно повысилась. Основой самостоятельной работы является данный УМК (учебно-методический комплекс), в котором описывается ее содержание, конкретные задания по темам, сроки их выполнения, справочный материал, формы отчетности и способы контроля с критериями оценки. Общая схема самостоятельной работы включает следующее:

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы

студентов

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
Подготовка к практическим (семинарским) занятиям Разработка ЦОР Составление аналитических таблиц Лингвистический анализ текста Иллюстрирование схем постановки знаков Работа со словарями Подготовка реферата, доклада, презентации
  Раздел 1. Введение в науку о языке                
  Раздел 2. Лексикология. Лексикография. Фразеология.                
  Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия                
  Раздел 4. Графика. Орфография.                
  Раздел 5. Морфемика. Словообразование                
  Раздел 6. Основные понятия грамматики. Морфология (именные части речи)                
  Итого:                

7.2. План-график самостоятельной работы студентов

№ п/п Формы самостоятельной работы Раздел дисциплины курса Вид сам. работы Форма контроля
Обязат. Доп.
  Подготовка к практическим (семинарским) занятиям Раздел 1. Введение в науку о языке     Работа на практических занятиях
  Раздел 2. Лексикология. Лексикография. Фразеология.     Работа на практических занятиях
  Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия     Работа на практических занятиях
  Раздел 4. Графика. Орфография.     Работа на практических занятиях
  Раздел 5. Морфемика. Словообразование     Работа на практических занятиях
  Раздел 6. Основные понятия грамматики. Морфология (именные части речи)     Работа на практических занятиях
  Раздел 7. Морфология (Продложение)     Работа на практических занятиях
  Раздел 8. Синтаксис простого предложения     Работа на практических занятиях
  Раздел 9. Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое. Текст. Пунктуация.     Работа на практических занятиях
  Разработка ЦОР Раздел 1. Введение в науку о языке.       Защита ЦОР
  Раздел 2. Лексикология. Лексикография. Фразеология.     Защита ЦОР
  Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия     Защита ЦОР
  Раздел 4. Графика. Орфография.     Защита ЦОР
  Раздел 4. Морфемика. Словообразование.     Защита ЦОР
  Раздел 6. Основные понятия грамматики. Морфология (именные части речи)     Защита ЦОР
  Раздел 7. Морфология (Продложение)     Защита ЦОР
  Раздел 8. Синтаксис простого предложения     Защита ЦОР
  Раздел 9. Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое. Текст. Пунктуация.     Защита ЦОР
  Лингвистический анализ текста Раздел 2. Лексикология. Лексикография. Фразеология.       Проверка самостоятель- ной работы
    Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия      
    Раздел 4. Морфемика. Словообразование.      
    Раздел 6. Основные понятия грамматики. Морфология (именные части речи)      
    Раздел 7. Морфология (Продложение)      
    Раздел 8. Синтаксис простого предложения      
    Раздел 9. Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое. Текст. Пунктуация.      
  Работа со словарями         Проверка самостоятель ной работы
  Составление аналитических таблиц Раздел 4. Графика. Орфография.      
    Раздел 8. Синтаксис простого предложения      
    Раздел 9. Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое. Текст. Пунктуация.      
  Иллюстрирование схем Раздел 9. Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое. Текст. Пунктуация.      

 

7.3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов

Работа студента должна носить систематический характер и предполагает сочетание различных видов и форм деятельности, необходимых для формирования заявленных компетенций.

Следует помнить, что лекционные и практические занятия имеют целью служить лишь ориентиром для последующего усвоения материала методом самостоятельного изучения. Самостоятельная работа студентов предусмотрена учебным планом в объеме не менее 60% общего количества часов (282 часа на протяжении изучения курса, 66 часов на протяжении 2 семестра, 44 часа во всех последующих). Она должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого предмета, формировать навыки работы в информационном поле и ориентировать на умение применять теоретические знания в различных ситуациях.

Необходимо помнить, что в лекциях преподавателем обычно раскрываются не все, а наиболее сложные, проблемные, дискуссионные вопросы, нередко еще не имеющие однозначного решения в науке. Постижение теоретических положений требует регулярного обращения к дополнительным источникам в форме учебников, статей, монографий, к современным информационным ресурсам (Интернет).

На протяжении всего курса обучения русскому языку студенты должны выполнять следующие виды самостоятельной работы:

- составление аналитических таблиц;

- выполнение проектов, включая разработку ЦОР (см. настоящее пособие);

- отбор языкового материала для иллюстрирования схем;

-работа со словарями;

- лингвистический анализ единиц различных языковых

уровней;

Для выполнения лингвистического анализа единиц различных уровней можно воспользоваться предлагаемыми схемами и образцами разбора.

 

Фонетический анализ слова

Фонетический анализ слова предполагает фонетический (акустический и артикуляционный) анализ составляющих его звуков.

При этом необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

1. Выбрать слово для анализа.

2. Затранскрибировать данное слово в соответствии с правилами транскрипции.

3. Выделить слоги и охарактеризовать каждый из них в следующих аспектах:

1) прикрытый / неприкрытый;

2) открытый / закрытый;

3) ударный / безударный.

4. Последовательно проанализировать составляющие данное слово звуки с точки зрения физических (акустических) и артикуляционных особенностей:

1) для гласных признаки определяются по следующим параметрам:

- ударность / безударность (ударный / безударный);

- характеристика позиции (сильная / слабая, слабая первая / вторая);

- ряд;

- подъем;

- огубленность (лабиализованный / нелабиализованный);

2) для согласных признаки определяются по следующим параметрам:

- участие голоса и шума: сонорный / шумный (глухой / звонкий), парный / непарный по глухости / звонкости;

- наличие / отсутствие палатализации (мягкий / твердый); парный / непарный по наличию / отсутствию палатализации;

- место образования;

- способ образования;

5. Подсчитать количество букв и количество звуков, объяснить расхождения.

Образец фонетического анализа слова

1) Праздник – [прáз’н’ик].

В слове 2 слога: [прá-з’н’ик]. Первый из них прикрытый, открытый, ударный; второй — прикрытый, закрытый, безударный.

Характеристика звуков:

п – [п] – согласный, шумный глухой, парный по глухости /звонкости, твердый, парный по твердости / мягкости; губно-губной, смычный, взрывной;

р – [р] – согласный, сонорный, твердый, парный по твердости / мягкости, переднеязычный, передненебный, дрожащий (вибрант);

а – [á] – гласный, ударный, в сильной позиции, средний ряд, нижний подъем, нелабиализованный;

з – [з’] – согласный, шумный звонкий, парный по глухости / звонкости, мягкий, парный по твердости / мягкости, переднеязычный, зубной, щелевой, свистящий;

д – [–] – согласный выражен нулем звука;

н – [н’] – согласный, сонорный, мягкий, парный по твердости / мягкости, переднеязычный, передненебный, смычно-проходной, носовой;

и – [и] – гласный, безударный, во второй слабой позиции, передний ряд, верхний подъем, нелабиализованный;

к – [к] – согласный, шумный глухой, парный по глухости / звонкости, твердый, парный по твердости / мягкости, заднеязычный, задненебный, смычный.

Всего в слове 8 букв и 7 звуков. Нулем звука реализуется согласный Д при стечении согласных ЗДН.

Лексический анализ текста

1. Подберите и представьте в работе художественный текст объемом 80-100 слов.

2. Выпишите толкование двух однозначных слов со ссылкой на толковый словарь. Укажите точное название, авторов словаря и цитируемую страницу.

3. Найдите два примера многозначных слов, выпишите их толкования из толкового словаря. Укажите точное название, авторов словаря и цитируемую страницу.

4. Подберите к любым двум словам из текста синонимы, используя словари синонимов. Укажите точное название, авторов словаря и цитируемую страницу.

5. Подберите к любым двум словам из текста антонимы, используя словари антонимов. Укажите точное название, авторов словаря и цитируемую страницу.

6. Подберите к любым двум словам из текста синонимичные фразеологизмы, используя фразеологические словари. Укажите точное название, авторов словаря и цитируемую страницу.

7. Дайте характеристику лексики с точки зрения происхождения: приведите примеры двух-трех исконно русских слов, используя этимологический словарь, и двух-трех заимствованных слов с указанием языка-источника и значения, используя этимологические словари и словари иностранных слов. Укажите точное название, авторов словаря и цитируемую страницу.

 

Морфемный анализ слова

1. выбрать слово для анализа, определить частеречную принадлежность;

2. выделить флексию, указать ее значение;

3. выделить формообразующий суффикс (если есть);

4. выделить основу;

5. выделить префикс (префиксы), приведя одноструктурные слова и охарактеризовав значение данного префикса;

6. выделить суффикс (суффиксы), приведя одноструктурные слова и охарактеризовав значение данного суффикса (суффиксов);

7. выделить корневую морфему, назвать алломорфы (если есть), определить свободный или связанный корень.

 

Словообразовательный анализ

1. выбрать слово для анализа, определить частеречную принадлежность;

2. выделить флексию, указать ее значение;

3. выделить формообразующий суффикс (если есть);

4. выделить основу (указать, производная или непроизводная);

5. подобрать мотивирующее слово, указать производящую основу;

6. указать средство словообразования (при морфологическом словообразовании);

7. определить способ словообразования, подобрать слова, образованные этим же способом;

8. указать морфонологические явления в слове.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.131 (0.007 с.)