Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Укажите число предикативных частей в каждом из предложений. Расставьте недостающие знаки препинания.

Поиск

1. Пологий склон высоты заволокло дымным туманом который свежий утренний ветер не успевал сносить прочь и рваные клочья пыли косо тянулись в хмурое небо. 2. Мы оба с сестрой плакали мать также плакала. 3. Решение Лизы сняло с его сердца камень да и весь дом сразу ожил точно от ниспосланного мира. 4. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса. 5. Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 6. Каждый из нас понимает что где бы человек ни сражался за свободу он сражается за нее и для нас.

 

Назовите союзные и бессоюзные сложные предложения, отметьте сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Выделите предложения с разнотипной связью (союзная и бессоюзная, сочинительная и подчинительная). Поставьте необходимые знаки препинания.

1. Еще солнце не успело спрятаться за непогожий горизонт а уж тяжелый сумрак лиственных чащоб окутал стойбище. 2. Было тихо и тепло как в хороший весенний день. 3. Ветер откуда-то донес какой-то загадочный звук: не то сонная птица на дереве пошевелила крылом не то треснула веточка под тяжелой лапой какого-то хищника. 4. Чем значительнее в человеке истинно человеческое тем важнее для него своя собственная жизнь и жизнь окружающих его людей. 5. Он должен был сам развести огонь устроить ночлег не имея с собой ни топора ни шкуры чтобы укрыться. 6. Нередко у кого-то из них появлялось на лице удивление или вырывался звук восторга.

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 282, с. 729-730.

 

Тема 43. Сложносочиненные и их структурно-семантические признаки. Виды сложносочиненных предложений

Лекции – 2 часа, практические 4 часа

 

Вопросы для обсуждения

1. Структурно-семантические признаки сложносочиненных предложений.

2. Типы сложносочиненных предложений. Роль сочинительных союзов в формировании смысловых отношений между предикативными частями сложносочиненного предложения.

3. Классификация сложносочиненных предложений.

Понятия: Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения меду частями. ССП открытой структуры. ССП закрытой структуры. ССП с соединительными отношениями. ССП с градационными отношениями. ССП с присоединительными отношениями. ССП с противительными отношениями. ССП с сопоставительными отношениями. ССП с отношениями чередования. ССП с отношениями взаимоисключения.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие предложения называются сложносочиненными?

2. Какова синтаксическая структура сложносочиненных предложений?

3. Назовите типы сложносочиненных предложений. Охарактеризуйте каждый тип. Приведите примеры.

4. В чем своеобразие присоединительной связи?

5. Каковы правила пунктуации в сложносочиненном предложении? Когда в сложносочиненном предложении не ставится знак препинания перед союзом и?

6. Выполните упражнения:

Определите виды сложносочиненных предложений по характеру выражаемых отношений: соединительные, сопоставительно-противительные, разделительные, присоединительные и их оттенки. Укажите основные средства связи предикативных частей.

1. Внизу в зарослях галдела кедровка, да на узкой россыпи камней плескался говорливый ручеек. 2. Надо было бросить на огонь снежку, малость притушить пламя, но старик крепко спал. 3. Поблизости никого не было, однако собака упрямо вела меня вправо. 4. Но зверь шел все медленнее, и это обнадеживало охотника. 5. Медведь близко подобрался к нему [барану], один-два прыжка – и бездыханная жертва лежала у его ног. 6. Мы то поднимались на высокие водоразделы, и нам открывались дымчатые дали, слитные с жиденьким небом, то нас поглощали темные глубокие пади, занятые старыми горами, то снова перед нами выстилались мшистые пространства топких зыбунов. 7. Олени все чаще останавливаются отдохнуть, но проводники энергичным криком напоминают уставшим животным об опасности, и те покорно тянут нарты дальше. 8. Человек сюда не заходит, а медведь не догадается, да и не сумеет он этого сделать.

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 283, с. 730-735.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.92 (0.009 с.)