Разделы орфографии и типы орфограмм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделы орфографии и типы орфограмм



лекции - 2 часа, практические занятия -2 часа

Вопросы для обсуждения:

1.Орфография. Принципы русской орфографии. Фонематический как ведущий принцип русской орфографии.

2.Морфематический фонетический, традиционный принципы написания, дифференцирующие написания.

3.Содержание основных разделов орфографии

 

Понятия: принципы орфографии, фонематический, фонетический, морфематический (морфологический), традиционный принципы орфографии, дифференцирующие написания, разделы орфографии, орфографическая ошибка, описка.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что изучается орфографией?

2. Назовите и охарактеризуйте основные разделы орфографии.

3. Расскажите об основных принципах русской орфографии.

4. Дайте классификацию орфографических правил каждого из разделов. Какие правила, на ваш взгляд, являются основными?

5. Что вы знаете о проектах реформы современной орфографии? Выскажите свое мнение по этому поводу.

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 176-182, с. 435-452.

 

Раздел 5. Морфемика. Словообразование

лекции -4 часа, практические занятия -14 часов

Тема 20. Морфемика как раздел языкознания.

Основные понятия морфемики. Виды морфем

лекции - 2 часа, практические занятия -2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Морфемика как наука.

2. Понятие о морфеме. Морфема и морф. Принципы объединения морфов в морфему. Алломорфы и варианты морфем.

3. Морфемный состав слов в русском языке. Виды морфем: корневые и аффиксальные, свободные и связанные корни; аффиксальные по положению относительно корня.

4. Формообразующие и словообразовательные морфемы; морфемы, материально выраженные и нулевые.

Понятия: морфемика, морфема, морф, алломорф, варианты морфем, корень, свободный / связанный корень, аффикс, префикс (приставка), суффикс, постфикс, конфикс, интерфикс, флексия (окончание), нулевая морфема.

Контрольные вопросы и задания

1. Что изучает морфемика?

2. Что называют морфемой?

4. Что такое морф?

5. Что обеспечивает вариативность морфем в русском языке? В чем отличие алломорфа от варианта морфемы?

6. Назовите и охарактеризуйте все виды морфем русского языка (дайте точное определение и назовите функции).

7. Что такое связанные корни?

8. В чем особенность материально не выраженных морфем?

9. Расскажите о моделях построения слов с точки зрения включения заимствованных и собственно русских морфем.

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 184-188, с. 454-469.

Тема 21. Морфемный анализ слова. Исторические изменения в составе слова

практические занятия - 4 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы морфемного анализа. Трудные вопросы морфемного анализа.

2. Исторические изменения в составе слова: опрощение, усложнение, переразложение и др.

3. Морфемный и этимологический анализ.

Понятия: морфемный анализ слова, этимологический анализ слова, исторические изменения в составе слова, опрощение, усложнение, переразложение.

Контрольные вопросы и задания:

1. С какой целью определяется частеречная принадлежность слова?

2. Формы каких частей речи имеют нулевые окончания?

3. Приведите примеры формообразующих суффиксов.

4. Приведите примеры постфиксов.

5. Охарактеризуйте основные исторические морфематические процессы – опрощение, усложнение, переразложение состава слова.

6. Как соотносятся морфемный и этимологический анализы слова.

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 189-190, с. 470-477.

 

Тема 22. Словообразование как раздел науки о языке. Способы словообразования

лекции - 2 часа, практические занятия -2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Словообразование как раздел науки о языке. Типы основ слова.

2. Словообразовательный тип.

3. Способы словообразования. Морфологические способы.

4. Неморфологическое словообразование.

Понятия: словообразование, основа, непроизводная основа, производная основа, производящая основа, мотивирующее слово словообразовательный тип, словообразовательный способ, морфологическое словообразование, неморфологическое словообразование, словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, однокоренные слова, родственные слова.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте предмет и задачи словообразования в соотнесении с целями и задачами морфемики.

2. Почему понятие мотивации является основным в словообразовании?

3. Как соотносятся понятия мотивации и производности?

4. Что такое основа слова? Покажите многозначность термина «основа».

5. Какую основу называют непроизводной? Производной? Производящей? Приведите примеры.

6. Покажите на примерах взаимосвязь понятий «словообразовательная пара», «словообразовательная цепочка», «словообразовательное гнездо», «словообразовательный тип». Что значит «родственные слова» и «слова однокоренные»?

7. В чем отличие словообразования от формообразования и словоизменения?

8. В чем суть понятия продуктивности / непродуктивности?

9. Выполните упражнения:

Упражнение № 1. Определите производящую основу и способ словообразования следующих слов.

По-дружески, Подмосковье, поцеловаться, приземлиться, пятиборье, самодельный, самоокупаемый, СМИ, сработаться, субтитры, толпиться, умываться, мясорубка, медсанбат, МИД, булькать, газобаллонный, зарплата, заезд, препод, зверовод, изморось, искусствовед, испуг, краткосрочный, ледоход, лесостепной, накипь, общежитие, первопроходец, перешептываться.

Упражнение № 2. Определите разновидность неморфологического способа образования. Для каждого слова укажите производящую основу.

Быстрорастворимый, зефир (род пастилы), вечнозеленый, хотя (союз), мороженое, кружок (фото), пельменная, столовая, долгоиграющий, слог (высокий), вечномерзлый, рабочий, военный, титан (металл), первое (блюдо).

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 183, с.453, §191-197, с. 478-502.

Тема 23. Морфонологические особенности словообразования. Словообразовательный и этимологический анализ слова

практические занятия - 6 часов

Вопросы для обсуждения:

1 Морфонологические явления.

2. Охарактеризуйте морфонологическое явление «чередование фонем».

3. Охарактеризуйте морфонологическое явление «интерференция морфем».

4. Охарактеризуйте морфонологическое явление «усечение производящей основы».

5. Охарактеризуйте морфонологическое явление «интерфиксация».

6. Назовите этапы словообразовательного анализа.

Основные понятия темы: морфонология, грамматическое чередование, интерфиксация, интерференция (наложение морфов), усечение основы, словообразовательный анализ.

Контрольные вопросы и задания:

1. Какие морфонологические явления вам известны? В чем их суть? Что это за явления?

2. С какими трудностями словообразовательного анализа вы столкнулись?

3. Приведите примеры слов, при образовании которых наблюдаются морфонологические явления.

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 193-197, с. 484-502.

Контрольная работа по морфемике и словообразованию

1. В приведенных ниже словах определите основу и флексию. Особо отметьте слова, не имеющие окончания: укрепление, мадам, сонный, вручную.

2. Сколько разных корней представлено в следующих словах: гора, гореть, загар, предгорье, погорельцы, горный, горе, горевать, горка?

3. Выполните полный морфемный анализ следующих слов: жалко, напев, снести, подневольный, недогрузить, Поволжье.

4. Найдите производящую основу для данных слов: побелка, заочник, наваристый, учительская (имя существительное), изорваться, по-русски, весело, сейчас.

5. Выполните словообразовательный анализ следующих слов: благодаря (чему?), летний, по-летнему, вечером (наречие), придорожный, пароход.

Тест по морфемике, словообразованию

1. В словах мороз, подмораживать, заморожу, морозить представлена следующая разновидность морфа...

(необходимо дописать, какая именно)

2. Аффикс, объединяющий основу с суффиксом или две образующие основы и не имеющий значения, называется (необходимо дописать, как именно)

3. Эти суждения справедливы: (необходимо отметить номера предложений)

1. Наряду с термином “морфема” в языкознании используется термин “морф”.

2. Морфема – линейная единица, а морф ­ нелинейная, обобщенная единица.

3. По отношению друг к другу морфы могут являться алломорфами и вариантами морфем.

4. Если выбор морфов зависит от качества соседних морфов, то они называются вариантами морфемы.

5. Морфемы могут выражать вещественное, деривационное, определительное значения.

4. Данные определения соответствуют следующим понятиям

1. наименьшая значимая часть слова 2. формальное видоизменение морфемы 3. морфема, являющаяся носителем веще- ственного значения 4. аффиксальный морф, стоящий перед 5. аффиксальный морф, стоящий между корневым и флексийным морфом 6.аффиксальный морф, располагающийся после окончания корневым морфом   1. морф 2. морфема 3. постфикс 4. корень 5. префикс 6. суффикс

 

5. Аффикс, имеющий грамматическое значение, но не имеющий формального выражения, называется... (необходимо дописать, как именно)

6. Морфемный состав данных слов соответствует следующей модели: префикс, корень, словообразовательный суффикс, словообразующий суффикс, постфикс

1. перемигиваться

2. Прикамье

3. причесалась

4. заблудившаяся

5. вчитаться

 

7. Раздел языкознания, изучающий структуру и семантику производных слов, а также способы их образования, называется... (необходимо дописать, как именно)

 

8. В данных парах мотивирующие слова подобраны верно:

мотивирующее мотивированное

1. пермячка 1. пермяк

2. зима 2. зимовка

3. толпа 3. толпиться

4. ночевать 4. ночевка

5. дежурный (прилагательное) 5. дежурный (существительное)

 

9. Словообразовательный анализ данных слов невозможен, поскольку у них непроизводная основа:

1. певунья

2. ширь

3. летом

4. петь

5. широкий

 

10. Данное слово образовано... способом (указать, каким)

Выход

 

11. Данные слова образованы следующими способами:

1. дымиться 1. префиксация
2. ТЮЗ 2. аббревиация
3. самосвал 4. нулевая суффиксация (безаффиксный)
4. соавтор 4. суффиксально-постфиксальный
5. синь 5. сложение с нулевой суффиксацией
  6. префиксально-суффиксальный

12. Наиболее широко представлен в словообразовании глаголов... способ (необходимо указать, какой именно)

13. Данные слова образованы лексико-семантическим способом (отметьте любым знаком)

1. лавка (магазин)

2. ночью (наречие)

3. шляпа (о человеке)

4. сейчас

5. сегодня

14. При образовании производного слова отмечается следующее морфонологическое явление (необходимо указать, какое именно)

такси таксист

 

15. Эти суждения справедливы:

1. Цель морфемного анализа – определить мотивирующее слово и словообразовательный формант.

2. Главной причиной опрощения является утрата мотивирующего слова.

3. Переразложение морфемного состава слова характеризуется изменением границ его членимости.

4. Усложение заключается в том, что нечленимая основа слова становится членимой.

5. Наложение одной морфемы на другую в составе производной основы называется интерфиксацией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.027 с.)