Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Линк Н. А. , канд. Филол. Н. , доцент

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра Методики начального обучения

 

Русский язык

 

 

Учебно-методический комплекс курса по дисциплине

Направление подготовки Педагогическое образование

указать код и направление подготовки

Профиль подготовки: Начальное образование

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

 


 

 

Пермь

ПГПУ


УДК _______ ББК _______ Авторский знак _________________ по первой букве названия Примечание: Индексы УДК, ББК и авторский знак присваиваются в отделе комплектования библиотеки ПГПУ (4-й корпус).

Рецензент:

кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и славянского языкознания Пермского государственного университета И.И. Русинова

Автор-составитель: Зверева Ю.В., канд. филол.н., старший преподаватель;

Линк Н.А., канд. филол.н., доцент

Авторский знак _____ Русский язык: учеб.-метод. комплекс по дисциплине. Направление Педагогическое образование. Профиль ___ Начальное образование Квалификация __ бакалавр_. / авт.-сост.Ю.В Зверева, Н.А. Линк. Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 101 с.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык» составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование».

Дисциплина входит в профессиональный цикл, относится к вариативной части. Материалы издания раскрывают содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», слушателей курсов.

  УДК _____ ББК _____

Согласовано: Декан факультета ПиМНО Н.А. Линк________________

 

Утверждено на заседании учебно-методической комиссии факультета ______________: Протокол № _____________ «___» ____________20___г. Председатель УМК ________________________ Утверждено на заседании кафедры _________________: Протокол № ______________ «___» ________________20__г. Зав. кафедрой _________________________
   

 

Печатается по решению учебно-методического совета Пермского государственного педагогического университета

 

© Зверева Ю.В., Линк Н.А., составление, 2011

© ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2011


Содержание

1. Цель изучения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП

3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Принятая структура компетенций

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

5. Содержание дисциплины

5.1. Программа дисциплины

5.2. Содержание практических занятий

Технологии обучения

6.1. Технологии аудиторной работы

6.2. Технологии внеаудиторной работы

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

7.2. План-график самостоятельной работы студентов

7.3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов

7.4. Тематика ЦОР и методические рекомендации по их выполнению

Учебно-методическое, информационное и

материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

8.2. Дополнительная литература

8.3. Учебно-методические материалы

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

8.5. Материально-техническое обеспечение

Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

9.1. Содержание и форма проведения входного контроля

9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний

9.2.1. Формы текущего контроля знаний

9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций

9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации


1. Цель изучения дисциплины сформировать целостное представление о сущности и функциях языка и систематизировать знания об основных закономерностях современного русского языка.

Основные задачи изучения дисциплины:

1. Сформировать представление о языке как многоуровневой знаковой системе, закономерностях его функционирования и развития;

2. систематизировать знания об основных единицах современного русского литературного языка и разделах языкознания, их изучающих;

3. научить оперировать основными понятиями и категориями предмета;

4. сформировать умение проводить лингвистический анализ единиц всех уровней языка.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Русский язык» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (3.2.2.).

Для освоения дисциплины «Русский язык» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения русского языка в общеобразовательной школе и освоения курса «Практикум по русскому правописанию».

Освоение дисциплины «Русский язык» является необходимой базой для изучения дисциплин: «Методика обучения русскому языку и литературному чтению», «Русский язык и культура речи», прохождения педагогической практики в школе.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание лекционных, семинарских / практических

Занятий

Раздел 1. Введение в науку о языке

Лекции 8 часов

Практические занятия 12 часов

Тема 1. Языкознание как наука. Сущность и функции языка. Языкознание как наука, разделы языкознания, связь с другими науками. Сущность и функции языка. Уровневое представление о системе языка.

 

Лекция 2 часа, практическое занятие 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Языкознание как наука. Связь языкознания с другими науками.

2. Сущность и функции языка.

3.Уровневая структура языка

4.Язык как знаковая система.

 

Понятия: язык, языкознание (лингвистика), функции языка, уровни языковой системы.

Контрольные вопросы и задания

1. Как называется наука о языке? Назовите ее важнейшие разделы.

2. С какими науками она связана?

3. Что такое язык? Дайте определения языка, прокомментируйте их.

4. Назовите и прокомментируйте основные функции языка.

5. Как устроен язык? Назовите языковые единицы и соответствующиие им уровни.

6. Каковы основные принципы изучения языка?

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 1-9, с. 4-35; §34, с. 100-102, § 36, с. 104-107.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. §§ 1-4, с. 15-43.

 

Тема 2. Язык и речь

Лекция 2 часа, практическое занятие 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Речь как конкретное и материальное воплощение языка.

2. Порождение и восприятие речи.

3. Виды речевой деятельности

4. Текст как результат речевой деятельности

Понятия: Речь. Речевая деятельность. Говорение / слушание. Письмо / чтение. Речь внутренняя / внешняя, устная / письменная. Монолог / диалог / полилог. Текст.

Контрольные вопросы и задания

1. Как соотносится язык и речь? Ответ прокомментируйте.

2. Раскройте суть триады «язык – речь – речевая деятельность». Как соотносится речевая деятельность с другими видами деятельности человека? Назовите и охарактеризуйте основные виды речевой деятельности, речи.

3. Охарактеризуйте особенности внутренней речи.

4. Назовите основные этапы порождения речи.

5. Каковы особенности восприятия речи?

6. Охарактеризуйте виды речи.

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 10-20, с. 36-52.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. §§ 1-4, с. 15-43.

Тема 3. Возникновение речи у ребёнка и её развитие в дошкольном и школьном возрасте

Лекция 2 часа, практическое занятие 2 часа

Вопросы для обсуждения

1. Языковая способность. Языковая компетенция.

2. Возникновение и развитие речи у детей.

3. Усвоение детьми фонетического уровня языка.

4. Основные тенденции развития речи школьников.

5. Билингвизм. Типы билингвизма

Понятия: языковая способность, языковая компетенция, монолингвизм, билингвизм

Контрольные вопросы и задания

1. Разведите понятия «языковая способность» и «языковая компетенция».

2. В чем, на ваш взгляд, заключается «возникновение» речи у ребенка?

3. Назовите основные этапы возникновения и развития речи у ребенка. Охарактеризуйте каждый из них.

4. Охарактеризуйте языковую компетенцию дошкольника.

5. Охарактеризуйте языковую компетенцию ребенка 6-7 лет.

6. Каковы основные тенденции развития языковой компетенции школьников?

7. Укажите особенности усвоения детьми фонетического уровня языка. Как эти особенности связаны с развитием мышления и сознания? С общим уровнем развития детей? Для ответа используйте свои знания по другим (нелингвистическим) дисциплинам.

8. Раскройте суть билингвизма. Назовите и охарактеризуйте основные типы билингвизма.

 

 

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 21-25, с. 53-66.

 

 

Тема 4. Возникновение языка и происхождение конкретных языков

 

практическое занятие 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Различные теории происхождения языка.

2. Данные современной науки о происхождении языка.

3. Закономерности развития языка. Экстралингвистические и внутрилингвистические факторы развития языка.

4. Дифференциация и интеграция языков.

Понятия: звукоподражательная (ономатопоэтическая) теория происхождения языка, междометная теория происхождения языка, жестовая теория происхождения языка, теория общественного договора происхождения языка, трудовая теория происхождения языка, дифференциация языков, интеграция языков, экстралингвистические и внутрилингвистические факторы развития языка.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. В чем достоинства и недостатки различных гипотез происхождения языка?

2. Прокомментируйте основные положения теории Энгельса о происхождении языка.

3. Прокомментируйте современные представления о происхождения языка.

4. В чем специфика процессов дифференциации и интеграции языков. Приведите примеры взаимодействия конкретных языков.

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 26-27, с. 67-71; § 30-31, с. 89-96.

 

Тема 5. Множество и разнообразие языков мира. Генеалогическая классификация языков

практическое занятие 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о родстве языков. Генеалогическая классификация языков.

2. Индоевропейская семья языков.

3. Славянские языки. Место русского языка среди языков мира.

4. Языковые семьи на территории России, языки Прикамья.

5. Морфологическая (типологическая) классификация языков.

6. Языки межнационального общения; языки международного общения (мировые языки).

 

Понятия: праязык, генеалогическая классификация языков, языковая семья, группа языков, индоевропейская семья языков, морфологическая классификация языков, языки корневые, инкорпорирующие, агглютинативные, флективные. Языки аналитические, синтетические и полисинтетические.

Контрольные вопросы и задания:

1. Какие языки считаются родственными?

2. На каком основании базируется генеалогическая классификация языков мира?

3. Назовите важнейшие языковые семьи.

4. Назовите группы языков, входящих в индоевропейскую языковую семью.

5. Охарактеризуйте славянскую группу языков.

6. Назовите языки и языковые семьи, представленные на территории России, Прикамья.

7. Охарактеризуйте принципы морфологической классификации языков, назовите важнейшие типы языков.

8. Назовите функции языков межнационального общения. Какие языки относятся к группе мировых языков (языков международного общения).

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 28-29, с. 72-88.

 

Тема 6. Общенародный язык и его разновидности

Лекция 2 часа, практическое занятие 2 часа

 

Вопросы для обсуждения:

1. Национальный язык, его возникновение и становление. Русский язык национальный язык.

2. Разновидности (формы бытования) общенародного (национального) языка.

3. Литературный язык, его признаки.

4. Понятие нормы. Особенности пермской речи.

5. Стили русского языка.

Понятия: национальный язык, литературный язык, просторечие, жаргон, диалект, языковая норма, стиль, функциональный стиль, разговорная речь.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое «национальный язык»? Прокомментируйте свой ответ.

2. Каков статус современного русского языка среди других языков мира?

3. Охарактеризуйте формы бытования национального русского языка.

4. Что такое литературный язык? Каковы основные признаки литературного языка?

5. Как может быть истолковано понятие «норма»? Каковы основные признаки нормы? Как соотносятся понятия «норма» и «литературный язык»?

6. Назовите особенности (прежде всего, фонетические) пермской речи.

7. Дайте определение стиля. Какие классификации стилей вам известны? Охарактеризуйте функциональные стили литературного языка.

8. Для чего, на ваш взгляд, необходимо изучать русский язык?

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 37-44, с. 109-130.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. § 90, с. 500-509.

Раздел 2. Лексикология. Фразеология. Лексикография

Лекции 8часов, практические занятия 14 часов

Тема 7. Объект и предмет лексикологии. Понятие о лексике. Слово как единица лексического уровня языка. Многозначность слова.

Лекции 2часа, практические занятия 4 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Объект и предмет, разделы лексикологии.

2. Понятие о лексике. Слово как единица лексического уровня языка. Структура лексического значения.

3. Мотивированность значения («внутренняя форма») слова. Типы значений по наличию / отсутствию мотивированности.

4. Многозначность слова. Типы значений по способу номинации: прямые и переносные значения. Способы переноса значений.

5. Типы значений по возможностям лексической сочетаемости: свободные и несвободные значения.

Понятия: лексикология, лексика, слово, значение слова, грамматическое и лексическое значение слова, мотивированные и немотивированные значения, прямые и переносные значения, метафора, перенос по функции, метонимия, синекдоха, типы несвободных значений, фразеологически связанные, синтаксически и конструктивно обусловленные значения.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что является предметом лексикологии?

2. Охарактеризуйте слово как языковую единицу. Обязательно осветите его содержательную (лексическую) и формальную (грамматическую) стороны.

3. Охарактеризуйте слово как единицу лексикологии.

4. Что понимают под термином «лексика»?

5. Охарактеризуйте структуру значения слова. Как соотносится предмет, значение слова и понятие?

6. Какова цель компонентного анализа слова?

7. Что такое «многозначность»? Охарактеризуйте различные типы лексических значений.

 

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 45-65, с. 131-161, § 72, с.188.

 

 

Тема 8. Парадигматические отношения в лексике. Ономастика

Лекции 2 часа, практическое занятие 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1.Омонимы, их типы, пути возникновения омонимов. разграничение омонимии и многозначности.

2.Синонимы, их типы. Синонимия и многозначность слова.

3.Антонимы, их типы. Антонимия и многозначность слова.

4.Паронимы, их типы. Парономазия. Эвфемизм.

5.Ономастика. Основные разделы ономастики.

 

Понятия: синонимия, синоним, синонимический ряд, доминанта синонимического ряда, идеографические синонимы, стилистические синонимы, семантико-стилистические синонимы, омонимия, омоним, омофон, омограф, омоформы, антонимия, антоним, паронимия, пароним, эвфемизм, ономастика, антропонимика, топонимика.

Контрольные вопросы и задания

1.Какие межсловные связи устанавливаются в лексической системе русского языка? Охарактеризуйте каждый из типов. Приведите примеры.

2. На каких основаниях разграничиваются многозначные и омонимичные слова?

3. Что такое синонимический ряд, какое слово ряда является его доминантой?

4. С какой целью используются эвфемизмы?

5. Что является предметом ономастики?

6. Перечислите основные разделы ономастики.

 

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 66-71, с. 162-187.

Тема 9. Лексика русского языка с точки зрения происхождения, активного и пассивного запаса

Лекции 2 часа, практическое занятие 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1.Лексика с точки зрения происхождения. Исконно русская лексика.

2.Заимствованная лексика. Причины, условия, пути заимствований. Старославянизмы.

3. Освоение заимствований русским языком. Кальки.

4.Активный и пассивный словарный запас. Устаревшие слова, их типы (историзмы, архаизмы).

5. Новые слова. Типы неологизмов: языковые, индивидуально-авторские, окказиональные слова.

 

Понятия Исконно русская лексика. Заимствование. Варваризм. Старославянизм (славянизм). Активный / пассивный словарный запас. Устаревшие слова. Историзм. Архаизм. Неологизм. Окказионализм.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные источники современного русского лексикона.

2. Что понимают под исконно русской лексикой? Назовите основные группы таких слов.

3. Назовите причины, условия и пути заимствования слов в русский язык. Укажите признаки таких слов.

4. Какие слова называют старославянскими? Перечислите их признаки, приведите примеры.

5. В чем различие лексики активного и пассивного запаса?

6. Назовите и охарактеризуйте типы устаревших слов.

7. Назовите и охарактеризуйте основные типы неологизмов.

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 73-85, с. 188-213.

 

Тема 10. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления, функционально-стилистической принадлежности и экспрессивной окраски.

Лекции 2 часа, практическое занятие 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Общенародная лексика. Лексика русского языка территориально и социально ограниченная.

2. Диалектные слова, их типы.

3. Жаргонная лексика.

4. Межстилевая (стилистически нейтральная) и стилистически окрашенная лексика.

5. Функционально-стилевая принадлежность русской лексики: лексика научная, официально-деловая, публицистическая; разговорная.

6. Экспрессивно-оценочная лексика.

7. Вопрос о просторечной лексике.

 

Понятия: общенародная лексика, лексика территориально и социально ограниченная, диалектные слова, жаргонная лексика, межстилевая (стилистически нейтральная), стилистически окрашенная лексика, лексика научная, официально-деловая, публицистическая; разговорная, экспрессивно-оценочная лексика.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Прокомментируйте содержание понятия «общенародная лексика».

2. Назовите типы диалектных слов и приведите примеры.

3. Охарактеризуйте специальную лексику, в чем различие между термином и профессионализмом?

4. Назовите особенности жаргонной лексики. Приведите примеры.

5. Охарактеризуйте различные типы стилистически-окрашенной лексики (научную, официально-деловую, публицистическую и др.).

 

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 86-93, с. 213-224.

 

Тема 11. Фразеология

Практическое занятие 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие фразеологизма. Признаки фразеологизмов.

2. Основные типы фразеологических единиц: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания.

3.Источники русской фразеологии. Крылатые слова. Пословицы. Поговорки.

Понятия: фразеология. фразеологизм, фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что изучает фразеология?

2. Назовите основные признаки фразеологизмов. Дайте определение фразеологизма.

3. Назовите и охарактеризуйте типы фразеологизмов. Приведите примеры.

4. Как решается вопрос о принадлежности к фразеологизмам пословиц, поговорок, крылатых выражений?

5. Каковы источники русской фразеологии?

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 97-103, с. 237-247.

 

Тема 12. Лексикография

практическое занятие 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1.Лексикография как наука о составлении словарей.

2. Основные типы словарей (словари энциклопедические и лингвистические; толковые; омонимов, синонимов, антонимов, паронимов; фразеологические; этимологические и исторические; словари иностранных (иноязычных) слов; диалектные; ономастические; словари правильности русской речи и трудностей русского языка; орфографические и орфоэпические).

3. Новые типы словарей.

Понятия: лексикография, словарь, словарь энциклопедический / лингвистический.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что служит предметом лексикографии?

2. Какие типы словарей вы знаете? Что служит основанием для их классификации?

3. Каковы основные принципы подачи материала в словарях различных типов? Назовите обязательные компоненты структуры словарных статей.

4. Назовите и охарактеризуйте в сравнении основные типы словарей.

5. С какими словарями, со словарями каких авторов вам уже приходилось работать? Какие еще словари вы знаете? Укажите достоинства и недостатки известных вам словарей.

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 104-114, с. 247-287.

 

Контрольные вопросы / темы рефератов, докладов, презентаций

1. Наука о языке. Предмет, методы изучения

2. Общение языковое и неязыковое.

3. Есть ли язык у животных?

4. Невербальные средства общения.

5. Функции языка.

6. Связь языкознания с другими науками (историей, биологией, математикой, психологией и др.)

7. Язык и общество.

8. Язык и сознание.

9. Язык и культура.

10. Речь как конкретное и материальное воплощение языка.

11. Речевая деятельность.

12. Как соотносится речевая деятельность с другими видами человеческой деятельности?

13. Язык как система знаков особого рода.

14. Что такое языковой знак?

15. Внутренняя речь.

16. Внешняя речь.

17. Монологическая речь как форма общения.

18. Диалогическая речь как форма общения.

19. Устная речь.

20. Текст как продукт речевой деятельности.

21. Высказывание как речевое действие (речевой акт).

22. Порождение и восприятие речи (этапы, механизмы).

23. Вероятностный прогноз в речевой деятельности.

24. Доязыковое мышление, надъязыковое мышление (операциональное, образное).

25. Теория божественного происхождения языка.

26. Теория создания языка человеком.

27. Теория естественного происхождения зыка.

28. Теория социального происхождения языка.

29. Языковая способность. Языковая компетенция.

30. Возникновение и развитие речи у ребенка.

31. Особенности детской речи (общетеоретические вопросы)

32. Особенности детской речи (фонетические, лексические вопросы)

33. Особенности детской речи (вопросы словообразования, морфологии)

34. Особенности детской речи (вопросы синтаксиса, текстопорождения).

35. Языковая компетенция.

36. Языковая компетенция младшего школьника.

37. Мировые языки.

38. Языки межнационального общения.

39. Государственные языки.

40. Искусственные языки.

41. Генеалогическая классификация языков.

42. Образование славянских языков.

43. Место русского языка среди языков мира.

44. Формирование национального языка.

45. Формы бытования национального языка.

46. Территориальные диалекты как форма бытования национального языка.

47. Просторечие как форма бытования национального языка.

48. Жаргон как форма бытования национального языка.

49. Литературный язык – высшая форма бытования национального языка.

50. Функциональные стили литературного языка.

51. Значимые единицы языка.

52. Фонетика как раздел науки о языке, изучающий звуковой строй языка.

53. Лексикология как раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.

54. Грамматика как раздел науки о языке, изучающий грамматический строй языка.

55. Сколько слов в языке?

56. Методы изучения языка.

57. Синтагматические отношения в языке.

58. Парадигматические отношения в языке.

 

Контрольная работа по разделам

«Лексика и фразеология»

Материал к заданиям 1-3.

1. В узком коридоре была кромешная тьма. 6. Рассказ читает известный артист.
2. В цирке дети чуть не лопнули со смеху. 7. Она заплакала горючими слезами.
3. Малыш заплакал: лопнул шарик. 8. И вновь мираж любви нас манит.
4. Мороженое – блеск! 9. Его щёки после болезни втянулись.
5. Забыла вернуть книгу, ворона! 10. Постепенно я втянулся в работу.

 

Задание 1. Отметьте предложения, в которых подчеркнутые слова имеют свободное значение.

Задание 2. Отметьте предложения, в которых подчеркнутые слова имеют несвободное (фразеологически связанное) значение.

Задание 3. Отметьте предложения, в которых подчеркнутые слова имеют несвободное (синтаксически и конструктивно обусловленное) значение.

 

Полисемия

 

Задание 4. Отметьте однозначные слова.

1. деепричастие 3. предложение 5. междометие 7. частица
2. сказуемое 4. определение 6. предлог 8. дефис

Задание 5. В каких примерах подчеркнутые слова употреблены в прямом значении?

1. луч надежды 3. канва событий 5. починить компью- тер 7. горят дрова в печи
2. бой ещё кипел 4. глубокий колодец 6. бешеный темп 8. прозрачный намёк

Материал к заданиям 6-8. Прочитайте предложения, обращая внимание на способы переноса значения в подчеркнутых словах.

1. Медведь в этих местах не водится 6. Наш командир – орел.
2. Любил перечитывать Достоевского. 7. Слухи докатились сюда с невиданной быстротой.
3. Природа – зеркало пути к истине. 8. Весь город вышел на улицы.
4. Ты вёл мечи на пир обильный. 9. Царица ходила в шелках.
5. Всё спит: и человек, и зверь, и птица. 10. Она так и стреляет глазами.

Задание 6. Отметьте предложения с метафорой.

Задание 7. Отметьте предложения с метонимией.

Задание 8. Отметьте предложения с синекдохой.

 

Омонимия

Задание 9. Отметьте омонимичные пары (различайте омонимы и многозначные слова).

1. ключ (от дверей) – ключ (к сердцу) 5. роль (в пьесе) – (руководящая) роль
2. клуб (пыли) – (сельский) клуб 6. тушить (свет) – тушить (овощи)
3. мешает (краски) – мешает (работать) 7. (угрюмый) вид – вид (из окна)
4. тяжёлый (груз) – тяжёлый (разговор) 8. виды (Крыма) – виды (упражнений)

Задание 10. Отметьте омофоны.

1. мук А – м У ка 5. бачок – бочок
2. знать (сущ.) – знать (глаг.) 6. рой (пчел) – рой (яму)
3. очки (солнцезащитные) – очки (в игре) 7. костный (мозг) – косный (ум)
4. гриб – грипп 8. в О рот – (у) вор О т

 

Синонимия

 

Задание 11. Отметьте синонимы.

1. невежа – невежда 5. приблизительный – грубый
2. языкознание – лингвистика 6. найти – отыскать
3. грустный – печальный 7. знать (стихи) – знать (дворянская)
4. вестибюльный – вестибулярный  

Задание 12. В каких рядах синонимы различаются смысловыми оттенками?

1. педагог, учитель 5. бить, колотить, лупить, дубасить
2. блестеть, сиять, сверкать 6. договориться, столковаться, ударить по рукам
3. лаять, брехать, тявкать 7. холодный, ледяной
4. буря, ураган, тайфун  

 

Антонимия

 

Задание 13. Отметьте пары, слова в которых НЕ являются языковыми антонимами.

1. моральный поступок – аморальный поступок 4. далёкий город – родной город
2. найденный ключ – потерянный ключ 5. «Познай, где свет – поймёшь, где тьма» (Блок)
3. нужное лекарство – лишнее лекарство 6. «…у белых доллары – у чёрных нет…» (Маяк.)

 

Задание 14. Выберите приставку для образования однокоренного антонима к слову подъехать.

1. y- 2. пере- 3. с- 4. вы- 5. от- 6. за-

 

Заимствованная лексика

 

Задание 15. Отметьте старославянизмы, ориентируясь на фонетические особенности слов.

1. брег 3. розница 5. агнец 7. ночь 9. вождь
2. жеребец 4. ровный 6. храм 8. олень 10. чужой

Задание 16. Отметьте словообразовательные (морфологические) старославянизмы.

1. гордыня 3. таинство 5. бой 7. горячий 9. выпадать
2. странствие 4. суеверие 6. битва 8. горящий 10. ниспадать

 

Фразеология

Материал к заданиям 17-18. Прочитайте предложения, обращая внимание на стилистический характер фразеологических оборотов и их границы.

1. Странный народ: напакостит и лезет в бутылку. 2. Оставленные без присмотра дети устроили мамаево побоище. 3. В бабушкином доме было им уютно, жили как у Христа за пазухой. 4. Многие думали, что после прихода Астахова дело будет на мази. 5. Чапаев ограничился только грозным письмом, где метал «на виновных» громы и молнии. 6. В казённом заведении над головой каждого висел дамоклов меч строгости. 7. От её вопросов доктор немедленно становился в тупик. 8. И не они одни любят покопаться в чужом грязном белье. 9. Именно вы должны работать сейчас. Кто за вас обязан чистить эти авгиевы конюшни? 10. Он был благодарен ей по гроб жизни.

 

Задание 17. Отметьте предложения, в которых границы фразеологизма отмечены правильно (выделены курсивом).

Задание 18. Отметьте предложения, в которых использованы стилистически сниженные фразеологизмы.

 

Раздел 3. Фонетика. Фонология. Орфоэпия

лекции - 8 часов, практические занятия -14 часов

Тема 13. Фонетика как наука. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы

лекции -2 часа, практические занятия -2 часа

Вопросы для обсуждения на лекции:

1. Предмет фонетики. Сегментные единицы фонетики (звук, слог, фонетическое слово, такт, фраза). Суперсегментные средства (слоговость / неслоговость, ударение, интонация).

2. Слог. Теории слога (экспираторная, сонорная и артикуляционная). Принцип возрастающей звучности. Слогораздел. Типы слогов

3. Ударение. Типы ударения.

4. Интонация, ее функции. Основные типы интонационных конструкций.

 

Понятия: фонетика, сегментные единицы речи, звук речи, слог, фонетическое слово речевой такт, фонетическая фраза, суперсегментные единицы (средства) языка, слоговость / неслоговость, ударение, интонация, интонационная конструкция, слог, принцип восходящей (возрастающей) звучности.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Каково место фонетики в языковой системе?

2. Что изучается фонетикой?

3. Перечислите и охарактеризуйте основные единицы фонетики.

4. Какие суперсегментные фонетические средства вы знаете?

5. Что понимают под слоговостью / неслоговостью? Образованию чего служит это фонетическое средство?

6. Что такое слог?

7. Расскажите об основных теориях слога. С опорой на эти сведения раскройте особенности строения слога в русском языке, назовите основные типы слогов. Приведите примеры.

8. Что называют слогоразделом? Перечислите основные правила слогоделения.

9. Дайте определения ударения. Назовите и охарактеризуйте основные типы ударений.

10. В чем заключается специфика интонации как суперсегментной фонетической единицы? Назовите и охарактеризуйте основные типы интонационных конструкций.

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 115, с. 288, §118, с.297-302, § 120, с. 305-307, §§ 124-134, с. 311-339.

Тема 14. Акустические и артикуляторные характеристики звуков. Классификация звуков. Фонетические чередования

лекции - 4 часа, практические занятия - 4 часа

Вопросы для обсуждения на лекции:

1. Речевой аппарат.

2. Дифференциальные признаки гласных и согласных: акустические (интенсивность шума, длительность, сила, высота, тембр), артикуляторные (место образования, палатализация, тип преграды, способ преодоления преграды, огубленность согласных; ряд, подъем, широта раствора рта, огубленность гласных).

3. Классификация гласных звуков.

4. Классификация согласных звуков.

5.Фонетические чередования, их типы

6.Фонетические процессы: редукция, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, эпентеза, протеза, диереза, метатеза.

Понятия: речевой аппарат, звук речи, акустические признаки звуков речи, артикуляционные признаки звуков речи, гласные, согласные, чередование, фонетические процессы, редукция, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, эпентеза, протеза, диереза, метатеза.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите и охарактеризуйте основные единицы фонетики.

2. Расскажите о речевом аппарате человека.

3. Какие акустические признаки звуков речи являются дифференциальными? Опишите систему звуков русской речи с точки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.253 (0.015 с.)