Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системный и историко-эволюционный подход к личности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все большое значение приобретает системный подход. По своему месту в иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией конкретных наук. Системный подход – средство познания многокачественных целостных явлений природы и общества, средство синтеза различных знаний об объекте. В иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук. Ведущие представители системного подхода в отечественной науке – И.В. Блауберг, Д.М. Гвишиани, В.П. Кузьмин, В.А. Лекторский, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, И.Т. Фролов, Э.Г. Юдин и др. Вклад в развитие данного подхода внесли Людвиг фон Берталанфи «общая теория систем» (40-е года 20века), исследователи в области кибернетики и теории информации – Р.Л. Акофф, М.К. Мессарович, А. Раппорт, У.Р. Эшби и др. Отличительная черта системного подхода в отечественной науки состоит в том, что объектом системного анализа являются прежде всего развивающиеся системы. Понятие «система» (с 20-х годов 20 века) определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность, единство (В.Н. Садовский). Важным этапом в развитии системного подхода стала общая теория систем известного австрийского биолога Людвига фон Берталанфи, а также различные системные исследования в контексте кибернетики и теории информации {Р.Л.Акофф, М.К.Мессарович, А.Раппопорт, У.Р.Эшби и др.). Отличительная черта системного подхода в отечественной науке состоит в том, что объектом системного анализа прежде всего являются развивающиеся системы (И.В.Блауберг, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин). Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство (В.Н.Садовский). В качестве общих характеристик «системы» в самых различных системных исследованиях фигурируют следующие: 1. Целостность — несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого; 2. Структурность — связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом; 3. Взаимосвязь системы со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер; 4. Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, то есть каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему; 5. Множественность описания — каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществования множества ее отображений. Специфичные характеристики системы – целеустремлённость, самоорганизация и т.п. С особой отчетливостью системные идеи выступили в различных концепциях личности. Начиная с 20-х гг. термин «система» прочно обосновался в психологии личности и с тех пор не покидал ее никогда. Большинство исследователей личности солидаризировались в том, что адекватное понимание личности может быть достигнуто только при изучении человека как целостности. Трудно также отыскать таких представителей психологии личности, которые были бы полностью равнодушны к изучению вопроса о взаимодействии индивида с внешней средой. После появления в 40-х гг. общей теории систем Л. фон Берталанфи тенденция к системному рассмотрению человека в психологии личности стала более выраженной. Один из ведущих исследователей в психологии личности, Гордон Олпорт, озаглавливает свою статью «Открытая система в теории личности» (1960). В этой статье Г.Олпорт рассматривает личность как открытую, взаимодействующую с действительностью систему, тем самым подчеркивая коренное отличие своего понимания системы от концепции К.Гольдштейна, который исходил из идеи относительно автономного развития организма, его «закрытости» в контактах с внешней средой. Многие науки сфокусированы на познании предмета как моносистемного знания, т.е. как автономной целостной системы (привело к антропоцентризму)↔ полисистемное знание нацелено на раскрытие системности самого мира. Полисистемное знание рассматривает человека как «элемент», который одновременно живёт многими мирами – миром семьи, миром этноса, миром социального слоя, миром природы и общества. Наиболее ярко эта идея выражена в работах Вернадского. В.И. Вернадский - необходимость перехода от организменного уровня анализа биологических свойств человека к изучению человека в популяционном, биоценотическом и биосферном типах организации жизни, а социальных качеств человека – в системе ноосферы, т.е. сфере разума, созданной деятельностью творческой мысли человечества. Биосфера – биогеохимическое понятие, системообразующими элементами которого являются биоэнергетические процессы и обмен веществ вследствие деятельности жизни. Биосфера в свою очередь входит в систему солнечной галактики и зависит во многом от изменений солнечной активности. Человек как «элемент» одновременно принадлежит к разным системам, взаимодействую с которыми он проявляет или приобретает различные качества. Человек может быть изучен и понят при обязательном условии анализа истории и эволюции порождающих его различных физических, биологических и социальных систем. В психологии личности проблема приобретения человеком системных качеств была поставлена и исследована А.Н.Леонтьевым. Для анализа феномена личности необходимо определиться, в качестве элемента какой системы мы будем рассматривать человека. Человека можно рассматривать как биоэнергическое существо в биосфере, как элемент в системах разных биологических популяций, в системе биологического вида Homo sapiens, как элемент в системе общества и конкретной исторической эпохи. Парадокс системного мышления – выступая как «элемент» системы, личность одновременно является таким элементом, который при особых исторических обстоятельствах может вместить в себя систему и привести к её изменению. В процессе развития личности происходит как бы свёртывание пространства общественных отношений в пространство личности, большой мир «упаковывается» в маленький мир. Системный анализ исходит из того, что необходимо изучение феномена человека в процессе эволюции порождающей его системы и изучение целевой детерминации развивающейся системы, т.е. наряду с традиционными вопросами как и почему происходит явление, необходимо освещения вопроса – для чего возникает явление? Основанием для интеграции разрозненного психологического знания является историко-эволюционный подход. Он задаёт общую стратегию рассмотрения, не сводимую просто к теориям, объясняющим развитие личности как механическое взаимодействие наследственности и социальной среды. Это подход исходит из того, что биологически заложенные предпосылки развития личности в процессе совместной жизненной деятельности, постоянного взаимодействия с обществом эволюционируют в личность, качественно преобразуясь, и на выходе уже дают высшую ступень развития личности – индивидуальность. Выдающиеся советские учёные, внёсшие вклад в изучение общих закономерностей эволюционного процесса – А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен, К.М. Завадский, В.И. Варшавский, Д.А. Поспелов, Ю.В. Бромлей, Н.Н. Моисеев и др. А.Н. Северцов – учение о существовании 2 различных типов прогресса в эволюции – биологического и морфофизиологического. Биологический прогресс заключается в изменении образа жизни и положения вида животных в биосфере (вследствие качественных изменений); морфофизиологический прогресс – в изменении строения и функций тела животных (вследствие приспособленческих изменений). → К.М. Завадский развитие любой эволюционирующей системы обеспечивается благодаря процессам её интеграции и дифференциации – синтезогенеза и сегрегациогенеза. Синтезогенез – объединение разрозненных элементов в систему, которая открывает возможность увеличения числа потенциально возможных свойств, которые могут пригодиться системе при встрече с непредвиденными ситуациями, т.е. взаимодействие друг с другом для достижения различных целей. Сегрегациогенез – появление подсистем, выполняющих узко специализированные задачи с максимальной эффективностью. → Индивидуальные особенности элемента системы в своей основе имеют системное происхождение. В.А. Вагнер – чем выше развито сообщество, тем больше вариативность проявлений, входящих в это сообщество особей. Принципы историко-эволюционного подхода: 1) эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций – тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем. Наследственность – общая тенденция эволюционирующей системы к сохранению, изменчивость – приспособление различных видов к среде обитания. Индивидуальная изменчивость представляет собой условие для исторической изменяемости системы в целом. Адаптивные типы активности – стереотипы, привычки, установки, продуктивные типы активности – творчество, воображение, самореализация (В.П. Кузьмин). Н.Н. Моисеев – адаптационные механизмы обеспечивают устойчивость развивающейся системы, бифуркационные механизмы приходят в действие, когда возникают резкие изменения среды, кризисы в жизни системы. 2) в любой эволюционирующей системе функционируют избыточные неадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий её существования, например, игровое поведение животных, карнавальные или смеховые социальные действия. Они создают возможности для неограниченного проявления индивидуальной изменчивости, а тем самым накопления опыта действования при переменах условий существования, а также создают резерв внутренней вариативности, что спасает систему от «перегрева», прихода в состояние полного равновесия. 3) необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликта или гармонического взаимодействия) между адаптивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость. Отстаивание индивидуальностью своих мотивов и ценностей может привести к дальнейшему развитию данной культуры, либо при противоречии мотивов деятельности индивидуальности с нормами социальной общности может привести к перестройке мотивов индивидуальности, либо к преобразованию действительности. Неадаптивная активность индивидуальности перерождается в адаптивную, если в процессе самореализации нормы и ценности индивидуальности становятся нормами и ценностями соответствующей общности. Эталон индивидуальности отражён в фольклоре разных народов о своих культурных героях и их «шутовских дублёрах», мифологические плуты или трикстеры. Особенности поведения трикстера, как проявления неадаптивной неутилитарной активности, заключается в постановке сверхцелей, готовность освоить неожиданный тип поведения, поиск своего единственного шанса на необщих путях. Эволюционный смысл индивидуальных проявлений человека в истории природы и общества состоит в том, что эти проявления, порождаясь в системе, обеспечивают её существование и дальнейшее развитие.
4. Человек как индивид, индивидуальность, личность. (по лекции)
3 уровня анализа: индивид, индивидуальность и обственно личность. Такое деление есть искусственный приём деления человека на 3 ипостатси. Индивид -- биологические особенности человека, принадлежность к "человеку разумному" -- особому биологическому виду homosapiens. У ч-ка подвижность суставов самая высокая из всех живых существ (психол. -- "степени свободы"). Из теориии Маркса (скорее даже Энгельса "О происхождении из обезьяны человека"): "Единственное, что отличает ч-ка от обезьяны в физеологическом отношении, -- это отстоящий большой палец. Такое его положение сильно увеличило манипулятивность руки ч-ка, что и привело к существенному развитию личности". По пути ч-ческого развития пошли только те обезьяны, у к-ых большой палец отстоял. Т.е. биологические особенности тела ч-ка, на к-ой развивается личность. Если обратиться к антропологическим исследованиям, можно выяснить, что по строению тела (преобладающий рост, развитие слуха и т.д.) все нации различаются. Уровень индивидности -- анализ биологии и физеологии ч-ка, кый становится тем субстратом, на к-ом развивается личность ч-ка.
2. Индивидуальность. ! Под индивидуальностью понимают психологические и психические особенности ч-ка, отличающие одного ч-ка от другого. (Напр., различия в высших психических ф-циях: мышление, речь, память, восприятие, внимание и воля). Это свойственно каждому ч-ку, но нельзя найти двух одинаковых людей, у к-ых эти ф-ции были бы развиты одинаково. ! Эйдетическая память -- способность мнгновенно запечатлевать образ (картинку) до мельчайших подробностей. Высшие психические ф-ции человека: Мышление, речь, восприятие, память и воля. (Точно)
Помимо них существуют различные проявления эмоций. Психология выделяет несколько групп национальностей, к-ые делятся на холодные, тёплые и горячие культуры. Эмоциальнальные проявления отличаются друг от друга. Плюс к этому существуют особенности характера. Т.е. существуют общие ф-ции, но проявляются они в каждой личности уникально.
3. Личность. Современные представления о личности сущестенно различаются. Связано с философскими взглядами. Самые ортодоксальные течения утверждают, что было всего несколько личностей (личность как таковая ещё не родилась): Иисус Христос, Будда и т.д. -- ключевые фигуры религиозных направлений, к-ые достигли вершин понимания морали, нравственности и т.д. БОльшая часть психологов придерживается более умеренных взглядов. Под личностью они понимают некоторое системное образование: личностью становятся. Формула: Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают. ! Личность -- это системное образование, к-ое возникает у ч-ка в процессе его деятельности. Личность -- явление социальное (без других людей личности нет: она застывает на уровне индивидуальности). Не возникает "самости", что было характерно для древних людей. Древнеегипетские папирусы и др. источники: авторы большей частью пишут, используя местоимение "мы". Понятие "Я" возникает достаточно поздно. "Я" очень долгое время в истории ч-чества отсутствовало. Выделение себя из общей массы коллектива произошло не больше 4-5 тыс. лет назад. о этого уровня развития доходила только элита ч-ческого общества, к-ое имело время и способности к размышлению. Личность возникает на опред. стадии развития ч-ка. В научной литературе можно встретить термин "личность ребёнка", с точки зрения общей психологии это грубая ошибка. На вопрос "Когда возникает личность?", однозначного ответа нет. Фрейд считал, что личность возникает в постгубертатный период (14-15 лет): человек начинает идентифицировать себя с определённым полом. Борис Эльконин считал, что личность у ребёнка начинается в 7-8 лет, когда заканчивается "игровое детство". Личность, раз сформировавшись, является неотъемлемой частью индивида. Личность формируется на базе физеологического субстрата (тела), а существует в отрыве от этого субстрата. То Членение, к-ое мы имеем, позволяет ч-ку компенсировать множество ограничений и недостатков, связанных с его индивидуальных и индивидных особенностей. Наличие такого образования как личность позволяет компенсировать многие его недостатки. Пример Эйнштейна: был физеологически и физически ущербным, как индивидуальность обладал скверным характером (вспыльчивый, эмоционально распущенный и т.д.). Именно благодаря своему личностному величию, вокруг него всегда было огромное кол-во друзей и поклонниц. С возрастом он сумел взять под контроль эмоциональные проявления.
Эрик Бёрн (представитель психоанализа): мы все носим в себе те представления, к-ые в нас заложили родители. Если ч-ку всегда родители говорили, что он удачный, успешный, умный и т.д., он будет вети себя (на подсознательном уровне) соответственным образом, и наоборот. Получается, что личность существует в отрыве от тела и может оказывать влияние на людй без физического присутствия.
Вопрос: "Всегда ли у человека возникает личность?" Личность ч-ка может возникнуть только в опред. социуме. С одной стороны, личность не возникнет в отсутствие тела, но одного тела для возникновения личности не возникнет. (Дети, к-ых воспитывали животные как пример отсутствия личности.) Сенситивный период в развитии личности (вспомним по отношению к способностям, задаткам). Если развитие личности в этот период не произошло, то дальше личность не сформируется. Здесь сталкиваются сразу несколько представлений. В основах психоанализа (строение "Я" по Фрейду: Я, оно, сверх я). Вопрос об архитипе остался открытым.
Вопрос: Приводился пример, что на ч-ка действуют его родители, даже если они непосредственно физически рядом не присустсвуют. Личность формируется только на основе тела. У мифологических героев (вымышленных персонажей) тела как такового нет... Но тем не менее они могут влиять на поведение людей.
Нейропсихология -- отечественная школа. С помощью некоторых нейропсихологических методик получает компенсировать некоторые физические недостатки приобретённые либо врождённые.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 3365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.57.57 (0.009 с.) |