Системный и историко-эволюционный подход к личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный и историко-эволюционный подход к личности.



 

Все большое значение приобретает системный подход. По своему месту в иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией конкретных наук.

Системный подход – средство познания многокачественных целостных явлений природы и общества, средство синтеза различных знаний об объекте. В иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук. Ведущие представители системного подхода в отечественной науке – И.В. Блауберг, Д.М. Гвишиани, В.П. Кузьмин, В.А. Лекторский, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, И.Т. Фролов, Э.Г. Юдин и др. Вклад в развитие данного подхода внесли Людвиг фон Берталанфи «общая теория систем» (40-е года 20века), исследователи в области кибернетики и теории информации – Р.Л. Акофф, М.К. Мессарович, А. Раппорт, У.Р. Эшби и др. Отличительная черта системного подхода в отечественной науки состоит в том, что объектом системного анализа являются прежде всего развивающиеся системы. Понятие «система» (с 20-х годов 20 века) определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность, единство (В.Н. Садовский).

Важным этапом в развитии системного подхода стала общая теория систем известного австрийского биолога Людвига фон Берталанфи, а также различные системные исследования в контексте кибернетики и теории информации {Р.Л.Акофф, М.К.Мессарович, А.Раппопорт, У.Р.Эшби и др.). Отличительная черта системного подхода в отечественной науке состоит в том, что объектом системного анализа прежде всего являются развивающиеся системы (И.В.Блауберг, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин).

Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство (В.Н.Садовский).

В качестве общих характеристик «системы» в самых различных системных исследованиях фигурируют следующие:

1. Целостность — несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого;

2. Структурность — связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом;

3. Взаимосвязь системы со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер;

4. Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, то есть каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему;

5. Множественность описания — каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществования множества ее отображений.

Специфичные характеристики системы – целеустремлённость, самоорганизация и т.п.

С особой отчетливостью системные идеи выступили в различных концепциях личности. Начиная с 20-х гг. термин «система» прочно обосновался в психологии личности и с тех пор не покидал ее никогда. Большинство исследователей личности солидаризировались в том, что адекватное понимание личности может быть достигнуто только при изучении человека как целостности. Трудно также отыскать таких представителей психологии личности, которые были бы полностью равнодушны к изучению вопроса о взаимодействии индивида с внешней средой.

После появления в 40-х гг. общей теории систем Л. фон Берталанфи тенденция к системному рассмотрению человека в психологии личности стала более выраженной. Один из ведущих исследователей в психологии личности, Гордон Олпорт, озаглавливает свою статью «Открытая система в теории личности» (1960). В этой статье Г.Олпорт рассматривает личность как открытую, взаимодействующую с действительностью систему, тем самым подчеркивая коренное отличие своего понимания системы от концепции К.Гольдштейна, который исходил из идеи относительно автономного развития организма, его «закрытости» в контактах с внешней средой.

Многие науки сфокусированы на познании предмета как моносистемного знания, т.е. как автономной целостной системы (привело к антропоцентризму)↔ полисистемное знание нацелено на раскрытие системности самого мира. Полисистемное знание рассматривает человека как «элемент», который одновременно живёт многими мирами – миром семьи, миром этноса, миром социального слоя, миром природы и общества. Наиболее ярко эта идея выражена в работах Вернадского.

В.И. Вернадский - необходимость перехода от организменного уровня анализа биологических свойств человека к изучению человека в популяционном, биоценотическом и биосферном типах организации жизни, а социальных качеств человека – в системе ноосферы, т.е. сфере разума, созданной деятельностью творческой мысли человечества. Биосфера – биогеохимическое понятие, системообразующими элементами которого являются биоэнергетические процессы и обмен веществ вследствие деятельности жизни. Биосфера в свою очередь входит в систему солнечной галактики и зависит во многом от изменений солнечной активности.

Человек как «элемент» одновременно принадлежит к разным системам, взаимодействую с которыми он проявляет или приобретает различные качества. Человек может быть изучен и понят при обязательном условии анализа истории и эволюции порождающих его различных физических, биологических и социальных систем.

В психологии личности проблема приобретения человеком системных качеств была поставлена и исследована А.Н.Леонтьевым. Для анализа феномена личности необходимо определиться, в качестве элемента какой системы мы будем рассматривать человека. Человека можно рассматривать как биоэнергическое существо в биосфере, как элемент в системах разных биологических популяций, в системе биологического вида Homo sapiens, как элемент в системе общества и конкретной исторической эпохи.

Парадокс системного мышления – выступая как «элемент» системы, личность одновременно является таким элементом, который при особых исторических обстоятельствах может вместить в себя систему и привести к её изменению. В процессе развития личности происходит как бы свёртывание пространства общественных отношений в пространство личности, большой мир «упаковывается» в маленький мир.

Системный анализ исходит из того, что необходимо изучение феномена человека в процессе эволюции порождающей его системы и изучение целевой детерминации развивающейся системы, т.е. наряду с традиционными вопросами как и почему происходит явление, необходимо освещения вопроса – для чего возникает явление? Основанием для интеграции разрозненного психологического знания является историко-эволюционный подход. Он задаёт общую стратегию рассмотрения, не сводимую просто к теориям, объясняющим развитие личности как механическое взаимодействие наследственности и социальной среды. Это подход исходит из того, что биологически заложенные предпосылки развития личности в процессе совместной жизненной деятельности, постоянного взаимодействия с обществом эволюционируют в личность, качественно преобразуясь, и на выходе уже дают высшую ступень развития личности – индивидуальность.

Выдающиеся советские учёные, внёсшие вклад в изучение общих закономерностей эволюционного процесса – А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен, К.М. Завадский, В.И. Варшавский, Д.А. Поспелов, Ю.В. Бромлей, Н.Н. Моисеев и др.

А.Н. Северцов – учение о существовании 2 различных типов прогресса в эволюции – биологического и морфофизиологического. Биологический прогресс заключается в изменении образа жизни и положения вида животных в биосфере (вследствие качественных изменений); морфофизиологический прогресс – в изменении строения и функций тела животных (вследствие приспособленческих изменений). → К.М. Завадский развитие любой эволюционирующей системы обеспечивается благодаря процессам её интеграции и дифференциации – синтезогенеза и сегрегациогенеза. Синтезогенез – объединение разрозненных элементов в систему, которая открывает возможность увеличения числа потенциально возможных свойств, которые могут пригодиться системе при встрече с непредвиденными ситуациями, т.е. взаимодействие друг с другом для достижения различных целей. Сегрегациогенез – появление подсистем, выполняющих узко специализированные задачи с максимальной эффективностью. → Индивидуальные особенности элемента системы в своей основе имеют системное происхождение.

В.А. Вагнер – чем выше развито сообщество, тем больше вариативность проявлений, входящих в это сообщество особей.

Принципы историко-эволюционного подхода:

1) эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций – тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем. Наследственность – общая тенденция эволюционирующей системы к сохранению, изменчивость – приспособление различных видов к среде обитания. Индивидуальная изменчивость представляет собой условие для исторической изменяемости системы в целом. Адаптивные типы активности – стереотипы, привычки, установки, продуктивные типы активности – творчество, воображение, самореализация (В.П. Кузьмин). Н.Н. Моисеев – адаптационные механизмы обеспечивают устойчивость развивающейся системы, бифуркационные механизмы приходят в действие, когда возникают резкие изменения среды, кризисы в жизни системы.

2) в любой эволюционирующей системе функционируют избыточные неадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий её существования, например, игровое поведение животных, карнавальные или смеховые социальные действия. Они создают возможности для неограниченного проявления индивидуальной изменчивости, а тем самым накопления опыта действования при переменах условий существования, а также создают резерв внутренней вариативности, что спасает систему от «перегрева», прихода в состояние полного равновесия.

3) необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликта или гармонического взаимодействия) между адаптивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость. Отстаивание индивидуальностью своих мотивов и ценностей может привести к дальнейшему развитию данной культуры, либо при противоречии мотивов деятельности индивидуальности с нормами социальной общности может привести к перестройке мотивов индивидуальности, либо к преобразованию действительности. Неадаптивная активность индивидуальности перерождается в адаптивную, если в процессе самореализации нормы и ценности индивидуальности становятся нормами и ценностями соответствующей общности.

Эталон индивидуальности отражён в фольклоре разных народов о своих культурных героях и их «шутовских дублёрах», мифологические плуты или трикстеры. Особенности поведения трикстера, как проявления неадаптивной неутилитарной активности, заключается в постановке сверхцелей, готовность освоить неожиданный тип поведения, поиск своего единственного шанса на необщих путях. Эволюционный смысл индивидуальных проявлений человека в истории природы и общества состоит в том, что эти проявления, порождаясь в системе, обеспечивают её существование и дальнейшее развитие.

 

 

4. Человек как индивид, индивидуальность, личность. (по лекции)

 

3 уровня анализа:

индивид, индивидуальность и обственно личность.

Такое деление есть искусственный приём деления человека на 3 ипостатси.

Индивид -- биологические особенности человека, принадлежность к "человеку разумному" -- особому биологическому виду homosapiens.

У ч-ка подвижность суставов самая высокая из всех живых существ (психол. -- "степени свободы").

Из теориии Маркса (скорее даже Энгельса "О происхождении из обезьяны человека"): "Единственное, что отличает ч-ка от обезьяны в физеологическом отношении, -- это отстоящий большой палец. Такое его положение сильно увеличило манипулятивность руки ч-ка, что и привело к существенному развитию личности".

По пути ч-ческого развития пошли только те обезьяны, у к-ых большой палец отстоял. Т.е. биологические особенности тела ч-ка, на к-ой развивается личность. Если обратиться к антропологическим исследованиям, можно выяснить, что по строению тела (преобладающий рост, развитие слуха и т.д.) все нации различаются.

Уровень индивидности -- анализ биологии и физеологии ч-ка, кый становится тем субстратом, на к-ом развивается личность ч-ка.

 

2. Индивидуальность.

! Под индивидуальностью понимают психологические и психические особенности ч-ка, отличающие одного ч-ка от другого. (Напр., различия в высших психических ф-циях: мышление, речь, память, восприятие, внимание и воля).

Это свойственно каждому ч-ку, но нельзя найти двух одинаковых людей, у к-ых эти ф-ции были бы развиты одинаково.

! Эйдетическая память -- способность мнгновенно запечатлевать образ (картинку) до мельчайших подробностей.

Высшие психические ф-ции человека: Мышление, речь, восприятие, память и воля. (Точно)

 

Помимо них существуют различные проявления эмоций. Психология выделяет несколько групп национальностей, к-ые делятся на холодные, тёплые и горячие культуры. Эмоциальнальные проявления отличаются друг от друга. Плюс к этому существуют особенности характера.

Т.е. существуют общие ф-ции, но проявляются они в каждой личности уникально.

 

3. Личность.

Современные представления о личности сущестенно различаются. Связано с философскими взглядами. Самые ортодоксальные течения утверждают, что было всего несколько личностей (личность как таковая ещё не родилась): Иисус Христос, Будда и т.д. -- ключевые фигуры религиозных направлений, к-ые достигли вершин понимания морали, нравственности и т.д.

БОльшая часть психологов придерживается более умеренных взглядов. Под личностью они понимают некоторое системное образование: личностью становятся.

Формула:

Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

! Личность -- это системное образование, к-ое возникает у ч-ка в процессе его деятельности. Личность -- явление социальное (без других людей личности нет: она застывает на уровне индивидуальности).

Не возникает "самости", что было характерно для древних людей. Древнеегипетские папирусы и др. источники: авторы большей частью пишут, используя местоимение "мы". Понятие "Я" возникает достаточно поздно. "Я" очень долгое время в истории ч-чества отсутствовало. Выделение себя из общей массы коллектива произошло не больше 4-5 тыс. лет назад. о этого уровня развития доходила только элита ч-ческого общества, к-ое имело время и способности к размышлению. Личность возникает на опред. стадии развития ч-ка.

В научной литературе можно встретить термин "личность ребёнка", с точки зрения общей психологии это грубая ошибка.

На вопрос "Когда возникает личность?", однозначного ответа нет. Фрейд считал, что личность возникает в постгубертатный период (14-15 лет): человек начинает идентифицировать себя с определённым полом.

Борис Эльконин считал, что личность у ребёнка начинается в 7-8 лет, когда заканчивается "игровое детство".

Личность, раз сформировавшись, является неотъемлемой частью индивида.

Личность формируется на базе физеологического субстрата (тела), а существует в отрыве от этого субстрата. То Членение, к-ое мы имеем, позволяет ч-ку компенсировать множество ограничений и недостатков, связанных с его индивидуальных и индивидных особенностей.

Наличие такого образования как личность позволяет компенсировать многие его недостатки.

Пример Эйнштейна: был физеологически и физически ущербным, как индивидуальность обладал скверным характером (вспыльчивый, эмоционально распущенный и т.д.). Именно благодаря своему личностному величию, вокруг него всегда было огромное кол-во друзей и поклонниц. С возрастом он сумел взять под контроль эмоциональные проявления.

 

Эрик Бёрн (представитель психоанализа): мы все носим в себе те представления, к-ые в нас заложили родители. Если ч-ку всегда родители говорили, что он удачный, успешный, умный и т.д., он будет вети себя (на подсознательном уровне) соответственным образом, и наоборот.

Получается, что личность существует в отрыве от тела и может оказывать влияние на людй без физического присутствия.

 

Вопрос: "Всегда ли у человека возникает личность?"

Личность ч-ка может возникнуть только в опред. социуме. С одной стороны, личность не возникнет в отсутствие тела, но одного тела для возникновения личности не возникнет. (Дети, к-ых воспитывали животные как пример отсутствия личности.)

Сенситивный период в развитии личности (вспомним по отношению к способностям, задаткам). Если развитие личности в этот период не произошло, то дальше личность не сформируется.

Здесь сталкиваются сразу несколько представлений.

В основах психоанализа (строение "Я" по Фрейду: Я, оно, сверх я). Вопрос об архитипе остался открытым.

 

Вопрос:

Приводился пример, что на ч-ка действуют его родители, даже если они непосредственно физически рядом не присустсвуют. Личность формируется только на основе тела. У мифологических героев (вымышленных персонажей) тела как такового нет... Но тем не менее они могут влиять на поведение людей.

 

Нейропсихология -- отечественная школа. С помощью некоторых нейропсихологических методик получает компенсировать некоторые физические недостатки приобретённые либо врождённые.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 3308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.05 с.)