Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темперамент. Факторные концепции темперамента и их критика. Учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента.

Поиск

 

Темперамент - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные ориентации, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Однако свойства темперамента могут как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности, поскольку темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности.

Факторные концепции темперамента и их критика:

I. Теория Кителла. Он выделил 16 факторов, каждый из которых представлен у человека, но есть факторы, которые сочетаются, а есть, которые взаимоисключают друг друга.

На координатной плоскости по ОХ откладываются факторы, по ОУ – балы, и составляется профиль личности. Выводы Кителла: в норме в характере человека есть 2 пика, которые означают преобладание данных качеств в характере человека. Другие шкалы уравновешивают преобладающие факторы.

КРИТИКА: последующие статистические исследования показали, что не все факторы представлены в человеке, и если выражены одни факторы, то «проваливаются» другие факторы.

II. СМИЛ - система многофакторного изучения личности (это 1 из ответвлений факторной теории). Изучение личности на базе патологических случаев. Эту систему почти нельзя обмануть, т.к. ее доводили до совершенства на протяжении 10 лет: в этом опроснике ведены вопросы по шкале лжи и правды (ок. 550 вопросов). СМИЛ нельзя применять на обычных людях, только на тех, кто находится в пограничном состоянии, поэтому этот опросник используется в психиатрии.

III. Теория акцентуации характера Личко. Личко изучал девиантное поведение подростков, именно в подростковый период черты характера начинают акцентуироваться, т.е. становятся наиболее выраженными. Он выделил 11 типов характера. Например (за правильность написания названий не отвечаю!!!):

  1. Гиппертимный тип: ведущее свойство – неиссякаемый оптимизм, эмоциональность, но при этом неустойчивость к негативному воздействию.
  2. Шизоидный тип – примат интеллекта, интеллектуальная деятельность превращается в особую ценность, но ему присуща эмоциональная холодность.
  3. Эпиллептойдный – стремление к власти, авторитарный характер, стремление к лидерству, они тсремятся к формальному лидерству, в семье-тираны, но при этом это ответственные люди.
  4. Истеройдная личность – ориентировании на то, чтобы нравится другим людям, быть любимым, популярным, они моментально пристраиваются к человеку, располагают к беседе, однако ему интересно только завоевать, но не интересно удержать человека.

Все эти типологии отказывались от бессознательных явлений. Последние исследования пытаются восполнить этот пробел и классифицировать бессознательные явления → появление проективных методик, которые заставляют эти бессознательные явления вытащить наружу.

Вообще все научные учения о темпераменте развивались по 2 основным линиям: физиологической и психологической. Наиболее серьезная попытка подвести физиологическую базу под темперамент связана с именем Павлова – «учение о типах нервной системы».

Схема типов высшей нервной деятельности по Павлову:

1.Сильный

1) уравновешенный

а) подвижный - сангвиник

б) инертный - флегматик

2)неуравновешенный - холерик

2.Слабый – меланхолик

Эта схема приводится во многих учебниках, хотя уже давно была пересмотрена как в школе Павлова, так и в советской дифференциальной психологии.

5 положений, по которым строилась его концепция и по которым шел ее критический пересмотр:

  1. Ключ к пониманию индивидуальных особенностей поведения животных и человека следует искать в свойствах нервной системы;
  2. Эти свойства НС должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур;
  3. Таких основных свойств 3: сила, уравновешенность, подвижность;
  4. Сочетания основных свойств образуют 4 основных типа НС, или Высшей нервной деятельности (ВНД)
  5. Эти основные типы НС соответствуют 4 типам темперамента, т.е. каждому типу НС соответствует своя картина поведения.

Все эти положения были потом пересмотрены самим же Павловым. В результате по сочетанию признаков, выделенных Павловым, получилось 24 типа темперамента. Более того, он изменил значение слова «темперамент», введя понятия генотип и фенотип.

Генотип – прирожденный тип НС (по Зайцевой – это свойства организма, которые определены генетически).

Фенотип – склад ВНД, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания (по Зайцевой – это формирование тела человека под влиянием среды обитания и его опыта).

Генотип Павлов связал с понятием темперамент, а фенотип – с понятие характер.

Павлов хотел найти связь между генотипом и фенотипом, но оказалось, что таких закономерностей не существует.

Учение И. П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы - силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов - и четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности:

· сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник

· сильный, уравновешенный, инертный – флегматик

· сильный, неуравновешенный - холерик

· слабый – меланхолик

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.179 (0.009 с.)