Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Темперамент. Факторные концепции темперамента и их критика. Учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Темперамент - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные ориентации, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Однако свойства темперамента могут как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности, поскольку темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности. Факторные концепции темперамента и их критика: I. Теория Кителла. Он выделил 16 факторов, каждый из которых представлен у человека, но есть факторы, которые сочетаются, а есть, которые взаимоисключают друг друга. На координатной плоскости по ОХ откладываются факторы, по ОУ – балы, и составляется профиль личности. Выводы Кителла: в норме в характере человека есть 2 пика, которые означают преобладание данных качеств в характере человека. Другие шкалы уравновешивают преобладающие факторы. КРИТИКА: последующие статистические исследования показали, что не все факторы представлены в человеке, и если выражены одни факторы, то «проваливаются» другие факторы. II. СМИЛ - система многофакторного изучения личности (это 1 из ответвлений факторной теории). Изучение личности на базе патологических случаев. Эту систему почти нельзя обмануть, т.к. ее доводили до совершенства на протяжении 10 лет: в этом опроснике ведены вопросы по шкале лжи и правды (ок. 550 вопросов). СМИЛ нельзя применять на обычных людях, только на тех, кто находится в пограничном состоянии, поэтому этот опросник используется в психиатрии. III. Теория акцентуации характера Личко. Личко изучал девиантное поведение подростков, именно в подростковый период черты характера начинают акцентуироваться, т.е. становятся наиболее выраженными. Он выделил 11 типов характера. Например (за правильность написания названий не отвечаю!!!):
Все эти типологии отказывались от бессознательных явлений. Последние исследования пытаются восполнить этот пробел и классифицировать бессознательные явления → появление проективных методик, которые заставляют эти бессознательные явления вытащить наружу. Вообще все научные учения о темпераменте развивались по 2 основным линиям: физиологической и психологической. Наиболее серьезная попытка подвести физиологическую базу под темперамент связана с именем Павлова – «учение о типах нервной системы». Схема типов высшей нервной деятельности по Павлову: 1.Сильный 1) уравновешенный а) подвижный - сангвиник б) инертный - флегматик 2)неуравновешенный - холерик 2.Слабый – меланхолик Эта схема приводится во многих учебниках, хотя уже давно была пересмотрена как в школе Павлова, так и в советской дифференциальной психологии. 5 положений, по которым строилась его концепция и по которым шел ее критический пересмотр:
Все эти положения были потом пересмотрены самим же Павловым. В результате по сочетанию признаков, выделенных Павловым, получилось 24 типа темперамента. Более того, он изменил значение слова «темперамент», введя понятия генотип и фенотип. Генотип – прирожденный тип НС (по Зайцевой – это свойства организма, которые определены генетически). Фенотип – склад ВНД, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания (по Зайцевой – это формирование тела человека под влиянием среды обитания и его опыта). Генотип Павлов связал с понятием темперамент, а фенотип – с понятие характер. Павлов хотел найти связь между генотипом и фенотипом, но оказалось, что таких закономерностей не существует. Учение И. П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы - силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов - и четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности: · сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник · сильный, уравновешенный, инертный – флегматик · сильный, неуравновешенный - холерик · слабый – меланхолик
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.179 (0.009 с.) |