Работа нервной системы человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа нервной системы человека



Физиологические процессы, протекающие в коре головного мозга, иначе говоря, высшая нервная деятельность, являются материальной основой психики. Поэтому законы высшей нервной деятельности, открытые И. П. Павловым, имеют исключительно важное значение для психологии.

Основная форма взаимодействия организма со средой — реф­лекс — ответное действие организма на раздражение. Действие это осуществляется с помощью центральной нервной системы.

В рефлекторном механизме принято различать три части: чувствующую, центральную и двигательную. Возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), где переключается на двигательный нерв и по нему идет к рабочему органу. Возникает ответная реакция на раздражение. Эти три части рефлекторного механизма вместе называются реф­лекторной дугой.

Согласно последним исследованиям физиологов установлено, что структура сложного рефлекса имеет не три, а четыре части. Эта последняя часть контролирует и корректирует (уточняет, по­правляет) протекание третьей части — двигательной.

Как это происходит? Оказывается, как только нервный сигнал по двигательному — центробежному — нерву доходит до рабочего органа (к мышце или железе), то последний в свою очередь посы­лает обратный сигнал в центр — мозг. Поступивший обратный сигнал информирует мозг о характере тех изменений, которые в данный момент произошли в организме, т. е. сообщает мозгу, в какой мере — правильно или неправильно — рабочий орган выпол­нил полученную из центра команду. Как только мозг обнаружи­вает отклонение от заданной программы, если ответное действие выполнено неудачно, он тут же посылает сигнал о соответствую­щей корректировке действия и направляет деятельность организ­ма по ранее намеченному пути. Это четвертое звено рефлекторно­го акта получило название обратной связи.

Благодаря наличию обратной связи обеспечивается саморегу­ляция, самоуправление организма в процессе правильного приспособления к окружающей среде. Без этого мы никогда не могли бы научиться ходить, писать, пользоваться ножом и вилкой, одеваться, совершать различного рода профессиональные движения, овладевать спортивными навыками.

Рефлексы по происхождению бывают двух видов: врожденные и приобретенные, или, по классификации И. П. Павлова, безус­ловные и условные.

Безусловные рефлексы являются функцией главным образом низших отделов центральной нервной системы, которые располо­жены под корой. Условные рефлексы являются функцией выс­шего отдела мозга — коры больших полушарий.

Безусловный рефлекс совершается автоматически и никакой предварительной тренировки не требует. Он приобретен данным видом животного в процессе всего предыдущего исторического развития и передается по наследству. Условный рефлекс требует определенных условий для возникновения.

Чтобы уяснить разницу нервных механизмов того и другого рефлекса, рассмотрим примеры. Маленький ребенок тянется ру­чонкой к блестящему белому чайнику. Обжегшись, малыш мгно­венно отдергивает руку. Это безусловный рефлекс. Но вот он отдергивает руку при одном виде чайника. Это условный рефлекс.

Условный рефлекс возникает при неоднократном сочетании (совпадении) безразличного для организма раздражителя с без­условным раздражителем (для человека, как мы увидим далее, если с безусловным раздражителем сочетается словесный, доста­точно и однократного сочетания). В этом случае в коре полуша­рий устанавливается связь между двумя центрами возбуждения. Связь эта, разумеется, не механическая связь типа нервного волокна, а проторение нервного пути, связанное с изменением состояния клеток. Это приводит к облегчению передачи возбуж­дения в соответствующем направлении. Таким образом, безраз­личный ранее, нейтральный раздражитель становится сигналом какого-либо жизненно необходимого явления. А это чрезвычайно важно: животное погибло бы, если, не умея отыскивать пищу по условным признакам, дожидалось, пока она попадет ему в рот. Оно не могло бы выжить, если бы не получало условных сигналов опасности заранее (вид зверя-врага, испускаемые им звуки) и начинало обороняться лишь в тот момент, когда попадало в зубы и когти хищников.

Безусловные и условные рефлексы выполняют функцию связи организма с окружающей средой, обеспечивают его приспособле­ние к этой среде и нормальную жизнедеятельность в ней. Одни безусловные рефлексы не могут обеспечить многим животным, а человеку тем более, всесторонних связей с окружающей средой. Во-первых, потому, что, являясь количественно немногочислен­ными, они дают лишь ограниченную ориентировку в окружаю­щей среде. Во-вторых, безусловные (т. е. постоянные, неизмен­ные) рефлексы могут обеспечивать уравновешивание организма со средой лишь при абсолютном постоянстве этой внешней сре­ды. А так как внешняя среда при своем чрезвычайном разнооб­разии находится в беспрерывном колебании, то безусловных связей как связей постоянных недостаточно и необходимо допол­нение их временными связями.

Таким образом, если безусловные рефлексы дают лишь строго ограниченную ориентировку в окружающей среде, то условные рефлексы обеспечивают универсальную ориентировку. Поэтому роль условных рефлексов в жизни человека очень велика. Круп­нейший русский физиолог И. М. Сеченов еще в конце XIX в. показал, что все поведение человека представляет собой сложную систему рефлекторных актов. И. П. Павлов специально подчер­кивал, что механизм формирования условных рефлексов и их систем лежит в основе привычек и навыков человека, в основе воспитания и дисциплинирования его.

Кора больших полушарий, испытывая на себе воздействие различного рода сигналов, идущих из внешнего мира, совершает сложную аналитика-синтетическую деятельность — анализирует внешний мир, выделяет различные раздражители, воспринимает различные сигналы. Синтетическая деятельность коры состоит в образовании временных связей.

Координация функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения. По характеру деятельности эти процессы противоположны друг другу. Если процессы возбуждения связаны с активной деятельностью коры, с образованием новых условных нервных связей, то процессы торможения направлены на изменение этой деятельности, на пре­кращение возникшего в коре возбуждения, на блокирование вре­менных связей. Но не надо считать, что торможение — это пре­кращение деятельности, пассивное состояние нервных клеток. Торможение также активный процесс, но противоположного ха­рактера, чем возбуждение.

Торможение обеспечивает необходимые условия для восста­новления их работоспособности. Такое же охранительное и вос­становительное значение имеет сон как торможение, широко рас­пространившееся на ряд важных участков коры. Сон предохраня­ет кору от истощения и разрушения. При длительном отсутствии сна наблюдаются нервные расстройства, приводящие к самым серьезным последствиям. Однако и сон не есть остановка работы мозга. Еще И. П. Павлов отмечал, что сон — это своеобразный активный процесс, а не состояние полной бездеятельности. Во сне мозг отдыхает, но не бездействует, при этом отдыхают клет­ки, активные днем. Многие ученые предполагают, что во время сна происходит своеобразная переработка накопленной за день информации, но человек не осознает этого, так как соответствую­щие функциональные системы коры, обеспечивающие осознание, заторможены.

Существуют два основных вида коркового торможения: внешнееи внутреннее.

Внешнее торможение — результат действия какого-либо внеш­него сильного постороннего раздражителя. Первоклассник пишет, сосредоточенно выводит буквы. Он весь поглощен этим занятием. Но вот в комнату с веселым лаем вбегает его любимая собачка. Учебная деятельность ребенка прекращается. Это явление объяс­няется тем, что возникновение нового сильного очага возбужде­ния вызывает торможение других участков коры и действующий рефлекс тормозится.

Особой формой внешнего торможения является так называе­мое охранительное торможение. Оно возникает под влиянием очень сильных (или продолжительно действующих) раздражите­лей, которые вызывают сверхсильное возбуждение нервных кле­ток. Как только раздражение достигает определенного предела, вступает в действие охранительное торможение. Например, пере­возбужденный впечатлениями, переутомленный ребенок быстро засыпает, иногда даже сидя у телевизора. Это проявление охра­нительного торможения.

Внутреннее торможение есть проявление внутренних законо­мерностей работы коры. Примером внутреннего торможения мо­жет служить угасание условных рефлексов. Так, наблюдается постепенный распад навыка, если его не подкрепляют упражнени­ем; торможение складывающейся у ребенка гигиенической при­вычки, если она не подкрепляется соответствующим отношением взрослых, и т. д. К этому виду торможения относится и торможе­ние, лежащее в основе выдержки, умения сдерживать непосред­ственные побуждения, желания.

Динамика нервных процессов.

Деятельность коры в любой момент представляет собой сложную мозаику процессов возбуж­дения и торможения, которые между собой тесно связаны и по­стоянно взаимодействуют. Это взаимодействие подчиняется двум основным законам: закону иррадиации и концентрации и закону взаимной индукции.

Закон иррадиации и концентрации заключается в следующем: когда под влиянием того или иного раздражителя в каком-либо участке коры возникает возбуждение, то оно не остается в одном месте, а распространяется (иррадиирует) по коре больших полу­шарий. Это явление называют иррадиацией возбуждения. На­пример, под влиянием иррадиации возбуждения младший школь­ник, наблюдающий острый конфликт, развертывающийся на его глазах в детском театре по ходу пьесы, начинает топать ногами, вертеться, судорожно двигать руками, произносить отрывочные фразы.

Одновременно на границе иррадиирующего очага возбуждения возникает другой процесс — торможение, которое ограничивает и направляет процесс возбуждения в определенное русло и к опре­деленному пункту. Это явление называется концентрацией воз­буждения.

Закон взаимной индукции заключается в том, что нервный процесс вызывает (индуцирует) в соседних участках противо­положный процесс. Например, если в каком-либо участке коры возникает возбуждение, то в соседних с ним других участках коры развивается процесс торможения. Это явление называется отри­цательной индукцией. Соответственно очаг торможения индуцирует вокруг себя поле возбуждения (положительная индукция}. Отрицательная индукция лежит в основе такого психического явления, как отвлечение или понижение внимания к объекту под влиянием какого-либо нового, сильного внешнего воздействия (школьник отвлекается от работы, когда слышит интересный раз­говор или когда включают телевизор).

Пример положительной индукции: маленький ребенок кап­ризничает перед сном, вертится, плачет. Это означает, что разви­вающийся очаг сонного торможения индуцирует возбуждение двигательных и речевых центров, в результате чего усиливается связанная с этими участками мозга рефлекторная деятельность.

Первая и вторая сигнальные системы.

Кора больших полуша­рий мозга испытывает воздействие разнообразных сигналов, иду­щих как извне, так и из самого организма. И. П. Павлов разли­чал два принципиально отличных друг от друга типа сигналов, или сигнальных систем, как он их обозначал.

Сигналы прежде всего предметы и явления окружающего мира. Эти разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители Павлов назвал первой сиг­нальной системой. Она имеется у человека и животных.

Но кора головного мозга человека способна реагировать и на слова. Слова и сочетания слов также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой. Причем слово выступает в трех видах — как слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое про себя. Самое важное заключается в том, что человек реагирует не на звуковую оболоч­ку слова (или графическое его изображение), а на его смысловое содержание. В одном из опытов у человека вырабатывалась ус­ловная реакция (быстрое включение лампы) на слово «дорож­ка». Затем слово было заменено синонимом «тропинка». И оно вызвало ту же условнорефлекторную реакцию, хотя по звуковому составу отличалось от первого. Сходные по звучанию слова («мо­рошка», «картошка»), но отличные по смыслу такой реакции не давали. Более того, эта же реакция имела место и при употребле­нии иностранного слова такого же значения (если испытуемый его знал). Если испытуемый не знал этого иностранного слова, то оно воспринималось им только как звукосочетание и соответст­вующей реакции не вызывало.

Вторая сигнальная система — продукт общественной жизни человека и присуща только ему, у животных нет второй сигналь­ной системы.

Животные (например, собака) тоже могут реагировать на слова, но эти реакции есть не что иное, как условные рефлексы не на значение слова, а на звуки человеческого голоса. Поэтому соответственно обученная собака ответит одной и той же реак­цией, например, на слова «на место!» и «невеста!», произнесенные одинаковым тоном, но не среагирует при этом на слова «ложись на свой коврик».

Важнейшее значение сигналов второй сигнальной системы заключается, во-первых, в том, что эти сигналы — такой же ре­альный раздражитель, как и все остальные. Слово, речь (родите­лей, воспитателей, а затем и речь, направленная к себе) — свое­образные формирующие и пусковые сигналы разнообразных дей­ствий человека.

Во-вторых, слово заменяет внешние и внутренние раздражи­тели и поэтому может вызвать ту же реакцию, что и сами раздра­жители. Дети в конце перемены по звонку идут в класс. Звук звонка для них — первосигнальный раздражитель. Но на большой перемене они могут играть на спортплощадке, где звонок не. слы­шен. К ним посылают сказать: «Звенит звонок!» Дети также идут в класс. Слово как второсигнальный раздражитель заменило звук звонка.

В-третьих (и это самое важное), слова, представляя собой отвлечение от действительности, допускают обобщение сигналов первой сигнальной системы. Слово может быть сигналом не одно­го, а сразу множества реальных предметов, объединенных по определенному признаку. Так, словом «дерево» обозначают мно­жество деревьев, отличающихся друг от друга, но имеющих су­щественное общее свойство. Словом «книга» люди обозначают множество книг, отличающихся по содержанию, величине, внеш­нему оформлению, но опять-таки имеющих существенные сходные черты. А отвлечение и обобщение составляет основу мышления. Иными словами, вторая сигнальная система является физиологи­ческой основой человеческого мышления.

У человека обе сигнальные системы неразрывно связаны между собой, они постоянно взаимодействуют. Только такое взаи­модействие и обеспечивает полноценное познание объективной действительности. Поэтому так важно при обучении сочетать сло­весный рассказ с наглядными представлениями. Когда учитель рассказывает детям о частях растения — корне, стебле, листьях и одновременно демонстрирует растение или показывает его рису­нок, он обеспечивает совместную работу первой и второй сиг­нальных систем.

2. Стадии развития психики животных. Основной функцией психики является отражение.

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности одних объектов воспроизводить с различной степенью точности те или иные моменты, качества и отношения других объектов.

Характер отражения зависит от уровня организации материи. Простейшей формой биологического отражения является раздражимость, которая проявляется уже при переходе от неорганической материи к органической (характеризует растительную жизнь). Но растениям свойственна пассивная форма жизнедеятельности. Стадии животной жизни характерна более сложная форма отражения - чувствительность (способность к ощущениям). Даже простейшие животные активно ориентируются в окружающей обстановке. Появление чувствительности и может служить биологическим признаком возникновения психики. Т.е., психика присуща всем живым существам, но имеет свои особенности на разных стадиях развития.

Стадии развития психики животных (по А.Н. Леонтьеву):

1. Стадия элементарной сенсорной психики (представители: кишечно-полостные, насекомые, черви).

Особенность нервной системы: у кишечно-полостных - диффузная нервная система (бесформенное тело), у червей - цепочная нервная система (нервная система вдоль всего тела, существует голова, которая наиболее чувствительна), у насекомых - узловая (существует дифференциация нервных окончаний - слуховые, глазные и т.д.).

Форма отражения окружающего мира - чувствительность.

Форма поведения - инстинкт (сложная система безусловных рефлексов, которые вырабатываются многими миллионами поколений и передаются по наследству так же, как и особенности строения тела). Причем, чем примитивнее организм, тем совершеннее система инстинктов и тем больше таких программ заложено от рождения. Нередко эти программы настолько сложны, что некоторые исследователи считают их примером разумного поведения (паутина, соты). Но эти программы всего лишь врожденные циклы приспособительных актов, так как они теряют смысл, если искусственно изменить привычные условия.

2. Перцептивная стадия (представители: позвоночные, млекопитающие).

Особенность нервной системы: кроме ствола головного мозга (инстинкты) имеется кора больших полушарий (приобретение индивидуального опыта). Масса головного мозга занимает все большее место по отношению к массе тела.

Форма отражения окружающего: способность не только ощущать, но и воспринимать предметы и ситуации (анализировать поступающую информацию).

Форма поведения: научение (способность накапливать индивидуальный опыт, т.е. не только пускать в ход врожденные программы поведения, но и строить индивидуально новые формы поведения, не заложенные от рождения). Но научение протекает путем двигательных проб и ошибок, закрепляется в результате подкрепления.

3. Стадия интеллектуального поведения животных (представители: приматы, высшие животные).

Особенность нервной системы: в коре больших полушарий имеются более сложные зоны чувствительности (более острый слух, зрение и т.д.).

Форма отражения: способность не только к ощущениям и восприятию, но и к простейшим формам мышления, т.е. решает задачу не путем двигательных проб, а предварительно поразмыслив, какие действия нужно совершить. Мышление на этом этапе называют ручным, т.к для решения мыслительной задачи здесь необходимы два условия:

1)Чтобы предмет, необходимый для решения задачи, находился в поле зрения.

2)Чтобы животное имело возможность манипулировать с предметом.

Для этой стадии характерна и большая прочность памяти.

Форма поведения: не только инстинкт и научение, но и способность к действиям с орудиями труда (например, обезьяна может сбить яблоко при помощи палки).

 

Психика и сознание.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), проявляющееся в специфическом отражении субъектом объективной реальности.

Психика человека еще более сложна по структуре и имеет ряд важных отличий от психики животных:

1) В основе поведения человека, в отличие от животных, лежит только удовлетворение биологических потребностей (например, героизм).

2) Человек способен отвлекаться от конкретной ситуации и предвидеть последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

3) Человек способен создавать орудия труда по заранее продуманному плану и сохранять их. Кроме этого, у животных орудийная деятельность никогда не совершается коллективно.

4) Человек может накапливать и передавать накопленный общественный опыт. Язык общения есть и у животных, но с его помощью они лишь подают сигналы по поводу данной ситуации (опасность). Человек же может информировать людей о прошлом, настоящем и будущем и усваивать опыт, накопленный другими людьми.

Изготовление, употребле­ние и сохранение орудий труда, разделение труда способ­ствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие, об­щественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспо­могательных средств, речевых знаков, созданных в про­цессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека. Таким образом, сознание является высшей стадией развития психики.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, а также ее творческом преобразовании, в предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании поведения.

Сознание, как высшая часть развития психики, включает в себя следующие компоненты:

1. Знание (о себе и окружающем мире), которое человек получает с помощью познавательных процессов.

2. Самосознание (выделение себя из окружающего мира и противопоставление себя окружающим).

3. Целеполагание (способность ставить цель и достигать ее с помощью воли).

4. Оценка (эмоциональное отношение к окружающему миру).

С учетом всех отмеченных положений можно отметить, что в современной психологической литературе выделяют три основ­ные формы существования психического, это: психические процес­сы, психические состояния и психические свойства. Указанные формы отличаются друг от друга по времени протекания и степени обобщенности психического.

 

Процессы  
Познавательные
ощущения восприятие память мышление воображение речь
эмоции чувства воля
Эмоционально- волевые
Свойства личности
Состояния
устойчивый интерес творческий подъем апатия и др.
направлен-ность темперамент характер способности
Структура психики  

 

Рис.3 Структура психики

Психические процессы являются основным способом сущест­вования психического. Они предельно пластичны и динамичны. Исходя из функциональной необходимости обеспечения деятель­ности человека, выделяют познавательные (обеспечение предмет­ности деятельности), эмоциональные (обеспечение субъективно­сти деятельности) и волевые (обеспечение активности деятельно­сти) процессы.

К познавательным процессам относят: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание.

Вступая во взаимодействие с предметами окружающего мира, человек ощущает его отдельные физические, химические и дру­гие свойства. Для удовлетворения своих потребностей ему необ­ходимо отражать мир предметно, т.е. как совокупность свойств. Это становится возможным благодаря процессу восприятия. Чтобы оптимизировать процесс поиска предмета потребности, необходимо его «второй» образ сохранить в сознании, в пред­ставлении — идеальном обобщенном образе действительности. Без включения памяти в познание процессы ощущения, воспри­ятия и другие каждый раз будут переживаться как впервые встре­чаемые. Память позволяет фиксировать в опыте ценностные ориентации человека, способы его поведения и действий. Рас­пад памяти влечет за собой распад феноменальной целостности человека.

Мир развивается по объективным законам. Без их познания не­возможна деятельность, совершенствование самого человека. Именно познание сущности делает возможным преобразующую деятельность. Способность отражать мир на уровне сущности де­лает возможным преобразующую деятельность. Такое отражение мира на уровне его сущности позволяет осуществить процесс мышления. Мышление невозможно без речи: человек «мыслит» словами. Живя в постоянно изменяющемся мире, человеку необ­ходимо предугадать по отдельным признакам будущее изменение и заблаговременно подготовить свое ответное поведение, дейст­вие. Это возможно благодаря процессу воображения. Внимание позволяет направлять «луч сознания» на те предметы и явления, которые в данное время предстают как самые значимые.

Таким образом, познавательные процессы обеспечивают деятельность, являются ее условием. В то же время они формируют­ся и развиваются в процессе деятельности. А это означает, что любой процесс, например мышление и внимание, может быть рассмотрен и как деятельность. Человек всегда пристрастен, он всегда относится к предметам и явлениям окружающего мира, самому себе. Пристрастность отражается в эмоциях. Процессы познания мира и эмоциональные процессы взаимосвязаны друг с другом. В познании проявляет себя отношение, которое в свою очередь есть результат познания.

Эмоция есть отражение потребности и возможности ее удовле­творения.Высшим продуктом социального, ценностного развития эмо­ций человека являются чувства. В чувстве как бы «сплавлено» по­нятие, отражающее ценностную позицию и обобщенный эмоцио­нальный опыт по переживанию отношения к этой ценности в процессе деятельности (например: чувство патриотизма, чувство долга, ответственности, гордости).

Человек не только познает окружающий мир, относится к нему, но и активно действует, изменяет его. Это возможно благодаря воле. Под волейпринято понимать способность человека саморе­гулировать и самодетерминироватьсвою деятельность.

Психические состояния это целостная харак­теристика психической активности людей в определенных услови­ях, при выполнении ими конкретныхзадач.Каждый компонент пси­хики (познавательный, эмоциональный, волевой) по-разному представлен в том или ином состоянии.

Свое название «психическое состояние» получает от ведущего компонента: эмоциональное состояние (радости, печали и т.д.), волевое состояние (решительности, настойчивости и т.д.). Соб­ственно жизнь человека есть смена одного состояния другим. Со­стояние человека есть тестирующий фактор жизненной ситуации, которая возникла в данный момент времени. По типичным состояниям в различных ситуациях можно су­дить об устойчивых личностных компонентах человека. Именно таким образом мы оцениваем людей: «это увлеченный человек», «это решительный человек», «это веселый человек» и т.д.

Психические свойства выступают в виде системных качеств пер­сонала. Свойства человека формируются и проявляют себя в дея­тельности. Синтез свойств психики приводит к формированию обобщенных макрохарактеристик человека как индивида, лично­сти, субъекта деятельности и индивидуальности. Каждая из этих макрохарактеристик, взаимодействуя с другими, отражает вклю­ченность человека в приоритетные сферы жизненной стратегии, в которой целенаправленная активность обеспечивает получение вполне определенных результатов. В макрохарактеристике «ин­дивид» отражена вся совокупная психофизиологическая основа человека. «Личность» выражает его социализацию, иначе говоря, освоение социального опыта. Деятельностная активность чело­века представлена в макрохарактеристике «субъект деятельности». И, наконец, на неповторимую самобытность человека как цело­стного феномена указывает интегративная макрохарактеристика «индивидуальность».

Все эти макрохарактеристики человека образуют его целостный психологический портрет, качественные признаки которого воз­никают, формируются, развиваются и проявляются во взаимодей­ствии с другими людьми, предметным миром, собственным «Я».

Содержание психических свойств человека включает:

¾ направленность («Что хочет человек?»);

¾ способности («Что может человек?»);

¾ характер и темперамент («Как проявляется человек»).

Изучать человека — значит изучать его свойства: направлен­ность, способности, характер и темперамент, а также условия и факторы определяющие их особенности. Все эти свойства прояв­ляются только в деятельности. Их познание возможно через изу­чение психологической структуры деятельности: мотивов, целей, способов и результатов действий при решении конкретных задач в определенных условиях. Приоритетное внимание, безусловно, следует уделять изучению субъекта деятельности.

Тема 3. Методы современной психологии

1. Организационные методы.

2. Эмпирические методы.

3. Методы обработки данных и интерпретационные методы.

4. Методы коррекции.

 

1. Организационные методы. Психология, как и любая наука, использует целую систему частных методов или методик. Методы психологии - это способы выяснения фактов, характеризующих природу и закономерности психической жизни. В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):

1) Организационные методы.

2) Эмпирические методы.

3) Методы обработки данных.

4) Интерпретационные методы.

В отдельную группу выделяют методы коррекции (методы психологического воздействия).

Организационные методы включают в себя:

1) Сравнительный метод или метод поперечных срезов (это сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, по деятельности и т.д.). Достоинство: приобретение результатов в течение короткого времени. Недостаток: этот метод дает возможность определить чисто внешние изменения в развитии и получить общие для всех, усредненные значения.

2) Лонгитюдный метод или метод продольных срезов (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени). Достоинства: позволяет выявить закономерности развития психики при переходе от одного возрастного этапа к другому, выявить важные образования, которые появляются к концу каждого этапа. Недостаток: значительные затраты времени.

3) Комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, т.е. один объект изучают разными средствами). Например, программа «Дети Чернобыля».

2. Эмпирические методы. Группа эмпирических методов считается основной и включает в себя следующие методы:

1) Наблюдение и самонаблюдение.

2) Экспериментальные методы.

3) Психодиагностические методы.

4) Анализ продуктов деятельности.

5) Биографические методы.

Наблюдение - один из самых простых и распространенных методов в психологии. Он состоит в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Наблюдение обычно прово­дится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно запи­сываются, а затем анализируются. Для научного наблюдения характер­ным является не простая фиксация факта, а пе­реход от его описания к объяснению. Для такого наблюдения необходим четкий план.

Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Поэтому нужно четко их различать. Научное наблюдение имеет ряд важных требований, которых не имеет житейское наблюдение:

1.Определение четкой цели и задач (для чего наблюдать?).

2.Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?).

3.Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?).

4.Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?).

5.Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Различают два вида наблюдений: научно-психологическое (требует специальной подготовки и научных знаний) и психолого-педагогическое (например, изучение познавательной, интеллектуальной сфер школьников).

Основным достоинством метода является то, что он позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако, следует выделить и недостатки: на результаты наблюдения могут существенно влиять личностные особенности наблюдателя, также длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, что также увеличивает опасность неточных записей, кроме этого, данный метод требует значительных затрат времени. Поэтому, наблюдение используется в первую очередь тогда, когда требуется минимальное вмешательство исследователя в поведение испытуемого.

Одной из форм наблюдения является самонаблюдение.

Экспериментальный метод - это исследовательская деятельность, которая имеет следующие требования, отличные от требований к методу наблюдения:

1.Исследователь сам создает условия для того, чтобы вызвать изучаемое явление и активно воздействует на него, т.е. активно вмешивается в деятельность испытуемого.

2.Экспериментатор может изменять условия, в которых протекает явление.

3.Для проверки исследователь может повторять свои методы.

Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проходит в лабораторных условиях с помощью специальной аппаратуры, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что над ним экспериментируют. Последнее условие иногда может нарушать естественность протекания психических явлений. Этого недостатка лишен естественный эксперимент (термин введен А.Ф.Лазурским в 1910г.): исследование проводится в обычных естественных условиях (например, в процессе урока) и, таким образом, исключается то напряжение у испытуемого, которое возникает в ходе лабораторного эксперимента.

Естественный эксперимент бывает двух видов: констатирующий (изучается какое-то явление, делаются выводы о наличии/отсутствии определенного признака, сумме признаков, особенностей) и формирующий (служит одновременно и средством исследования и средством формирования изучаемого явления, т.е. создаются такие условия, при которых у испытуемых формируются желаемые психические качества (например, культура общения)).

К психодиагностическим методам относятся тесты, опросники, анкеты, интервью, беседа, социометрия.

Тест в переводе с английского означает "проба", "испытание". Термин был введен в практику в конце прошлого столетия американским ученым Дж.Кеттелом, широкое же распространение тесты приобрели с тех пор, как А.Бине и Т.Симон разработали специальную систему, для определения умственного развития или одаренности детей. Тест - это кратковременное задание, с помощью которого психолог стремится установить определенные психологические качества личности. В некоторых случаях для получения верной информации об испытуемом желательно метод тестов сочетать с другими психологическими методами, т.к. факт решения или нерешения теста еще не определяет внутренних причин изучаемого явления.

Целью другого психодиагностического метода - метода опроса является получение информации со слов опрашиваемых. Опросы бывают двух типов:

1) "Лицом к лицу" - интервью. Здесь исследователь задает вопросы непосредственно и по определенному плану. Достоинст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.113 с.)