Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности дошкольного возраста (3—6 лет)

Поиск

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ИГРА, освоение норм поведения и деятель­ности людей);

— 3—4 года — самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых». («Я сам», «Я сам знаю», нарциссизм). ИГРЫ в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры);

— 5—6 лет — гармонизация отношений со взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правила­ми), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, «игры — соревнования»;

— Развитие конструкторских игр, развитие ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ;

—Развитие способностей рисования, музыкальных способностей (пони­мать музыку, петь, танцевать), развитие творчества;

— ЭГОЦЕНТРИЗМ мышления;

— Развитие восприятия (усвоение перцептивных действий, усвоение перцептивных эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным формам);

— Восприятие сказок (сказки как средство эмоционального и информаци­онного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей);

— Развитие воли, произвольности действий;

— Любознательность (в 4—5 лет — «почемучки»);

— Развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктив­ному воображению: выполняет познавательно-интеллектуальную функцию и аффективно-защитную функцию (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию)

— Изобразительная деятельность ребенка, детское творчество в рисунках (детское искусство носит экспрессионистский характер — ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает — свои чувства и эмоциональные состояния), существует связь между рисунком и личностью ребенка, уровнем его умственной одаренности. (Выготский рассматривает детский рисунок как своеобразную детскую речь, как средство осмысления и выражения переживаний и знаний ребенка.);

— Развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нормами языка) и ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ (речи для самого себя, сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4—5 лет),затем перерастает во ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ;

— Развитие понятий (в 3—5 лет слова — как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6—7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия);

— Развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиаже), постепен­ный переход к операционному уровню;

— Интерес к половым органам, к рождению детей; фаллическая стадия психосексуального развития (в 3—4 года); формирование и преодоле­ние Эдипова комплекса (в 5—6 лет), формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений;

— Формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного хода развития;

— Формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам;

¾ Формирование новообразований:

возникновение первого цельного детского мировоззрения, попытка осмыслить закономерные отношения;

возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо);

возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям);

возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);

возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества — хороший, злой, добрый и т.п.).

— Формирование готовности к школе, которая проявляется не формальном овладении навыками счета, письма, чтения, а готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка:

произвольность поведения — умение контролировать свою двигатель­ную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчинять­ся правилам;

учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость;

в интеллектуальной сфере — концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, рацио­нальный подход к действительности, логическое запоминание, зритель­но-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев); умение использовать в деятельности знаково-символические средства: замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет); кодирование, схематизация и моделирование;

в личностной и социальной сфере — способность к сотрудничеству со сверстниками, сформированность отношения к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям, умение учитывать позицию другого человека, ориентироваться на социальные нормы.

Для психодиагностики уровня готовности ребенка к школе могут применяться тесты Йерасека, А. Венгера, Г. Витцлака, компьютерный пакет «Готовность к школе» Н.И. Улановской и др. методики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.217.100 (0.008 с.)