Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свойства нервной системы и их измерения

Поиск

Общим свойством большинства методик, применяемых для измерения свойств нервных процессов в лаборатории И.П. Павлова, является их условнорефлекторный характер. Наиболее часто используется процедура выработки положительных и отрицательных условных рефлексов, их переделка.

С развитием методов электрофизиологии мозга традиционно применявшиеся для диагностики свойств нервной системы условнорефлекторные показатели были дополнены безусловно-рефлекторными реакциями. Это расширило возможности исследователей для определения наиболее устойчивых, врожденных характеристик высшей нервной деятельности. Для этих целей наиболее успешно применяется ЭЭГ (ее частотный спектр, реакция усвоения ритма мелькающего света на разных частотах, усредненный вызванный потенциал).

Использование большого арсенала самых разнообразных методик для диагностики свойств привело Э.А. Голубеву с сотрудниками к заключению о необходимости разделения свойств нервной системы на те, которые в большей мере связаны с особенностью

ствует меланхолическому темпераменту, то он принадлежит к «мыслительному» типу. Если же у человека показатели силы, лабильности и активированности высоки, что, как известно, на физиологическом уровне представляет «холерический» темперамент, то можно прогнозировать, что данный обследуемый обнаружит все особенности «художественного» типа. При этом более высокие показатели силы и лабильности, как правило, обнаруживает ведущее полушарие; правое — у «художников» и левое — у «мыслителей». В этих работах отчетливо проявилась возможность сближения двух подходов: «измерительного» и «типологического» или двух уровней исследования: физиологического и поведенческого (психологического), часто развиваемых разобщенно.

Темперамент в структуре индивидуальности

Четыре основных типа темперамента — это четыре типа поведения. Следовательно, темперамент — категория поведенческая. При этом темперамент ни в какой мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы). Содержательная сторона личности связана с характером. Темперамент — это совокупность формальных, динамических характеристик поведения. При этом имеют в виду прежде всего энергетический уровень поведения: его интенсивность, скорость, темп, а также эмоциональные особенности поведения. Исследователи выделяют большое число самых различных свойств темперамента, среди которых импульсивность, тревожность, пластичность, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, реактивность и многие другие. Расходясь во взглядах на количество и значимость этих свойств, большинство ученых признают существование двух основных свойств темперамента или двух


Рис. 59. Сходство частотных спектров фоновой ЗЭГ у бодрствующего человека, зарегистрированной в разные дни.

Показаны спектры двух испытуемых (Ш. и М.), полученные для ЭЭГ длительностью в 10 с; числа — дни регистрации (по H.H. Даниловой, 1963)

они получили высокий коэффициент корреляции по этому свойству (0,85), а у двуяйцовых низкий (0,22). Они полагают, что существует врожденный компонент эмоциональности как свойства темперамента.

системокомплексы. Ими показано, что для лингвистических способностей это не только инертность, но и преобладание зрительной памяти и второсигнальных функций. Для коммуникативных языковых способностей это не только лабильность, но и слуховая память, и преобладание первосигнальных функций. Для музыкальных способностей это лабильность в разных возрастах, высокая чувствительность и доминирование непроизвольного уровня регуляции у подростков.

Индивидуальность каждого человека определяет его большие или меньшие адаптивные возможности. По мнению И.П. Павлова, наиболее предпочтительными являются темперамент сангвиника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темперамент холерика из-за отсутствия у него уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Низкая работоспособность (выносливость) нервной системы характеризует меланхолика. Однако Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын [26] выступали против оценочной характеристики темпераментов и подчеркивали, что в зависимости от характера и типа выполняемой деятельности преимущество могут иметь самые разные типы темпераментов и индивидуальные качества человека. На этом строятся основные принципы науки о профориентации, задача которой — помочь молодому человеку в выборе профессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в физиологии высшей нервной деятельности достигнут значительный прогресс. Прежде всего это касается двух главных разделов, которые И.П. Павлов рассматривал как ключевые: механизма ассоциативной функции мозга (временной связи) и механизма анализаторов. Именно прогресс в изучении временной связи и анализаторов определил главные направления развития современной физиологии высшей нервной деятельности.

Важным шагом в развитии анализаторов явилось открытие детекторного принципа кодирования информации в ЦНС и модульного принципа организации коры больших полушарий. Выявление детекторов простых признаков и комплексных сигналов (гностических единиц), константных детекторов в самых различных анализаторах убедительно подтвердило детекторную концепцию.

Современные достижения в изучении временной связи обязаны переходу к клеточному уровню анализа и главным образом с использованием простых нервных систем, в частности, моллюсков. Показано, что в основе пластических перестроек в нервной системе, возникающих при разных формах обучения (привыкание, сенситизация, ассоциация) лежит один и тот же универсальный общебиологический механизм. Он включает как пресинаптические, так и постсинаптические преобразования. Данные о взаимодействии мембранных процессов с молекулярными механизмами клетки дали основание для построения концепций о механизме экспрессии — депрессии генов как общебиологической основе памяти. Изучение ассоциативного обучения на полностью изолированных команд-

изучению нейронных механизмов психических процессов и состояний, в том числе отражения смысловых характеристик словесных сигналов в активности нейронов человека.

Наука о высшей нервной деятельности приобретает все большее значение в жизни общества. В значительной степени это обусловлено задачами управления функциональным состоянием, обучением, памятью, вниманием и другими функциями человека, которые возникают в педагогике, медицине, на производстве, а также в связи с развитием робототехники.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.

2. Асратян Э.А. Рефлекторная теория высшей нервной деятельности // Избранные труды. М, 1983.

3. Ашмарин ИЛ. Молекулярные механизмы нейрологической памяти // Механизмы памяти. Л., 1987.

4. Батуев A.C. Принцип доминанты в интегративной деятельности мозга // Физиология поведения. Л., 1987.

5. Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

6. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.

7. Вартанян ГА., Лохов М.И. Механизмы регуляции памяти // Механизмы памяти. Л., 1986.

8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.

9. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1979.

10. Греченко Т.Н., Соколов E.H. Нейрофизиология памяти и обучения // Механизмы памяти. Л., 1987.

11. Данилова H.H. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М., 1985.

12. Иваницкий А.М. Фокусы взаимодействия, синтез информации и психическая деятельность // Журн. высш. нервн. деят. 1993. Т. 43. Вып. 2. С. 219-227.

13. Китаев-Смы Л.А. Психология стресса. М., 1983.

14. Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. М., 1970.

15. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий и неосознаваемое восприятие. М., 1983.

16. Котляр Б.И. Пластичность нервной системы. М., 1986.

17. Кругликов Р.И. Системная организация памяти // Механизмы памяти. Л., 1987.

18. Кругликов Р.И. Принцип детерминизма и деятельность мозга. М., 1988.

19. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М., 1986.

20. Крылова А.Л., Черноризов А.М. Зрительный анализатор: нейронные механизмы зрения. М., 1987.

21. Кэндел Э. Клеточные основы поведения. М., 1980.

22. Ливанов МЛ. Пространственная организация процессов головного мозга. М., 1972.

23. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

24. Меерсон Я А. Высшие зрительные функции. Л., 1986.

25. Менинг О. Поведение животных. М., 1982.

26. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.

27. Ониани Т.Н. Интегративная функция лимбической системы. Тбилиси, 1980.

28. Павлов ИЛ. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Л., 1949.

29. Павлов ИЛ. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения животных). Л., 1938.

30. Павлов ИЛ. Поли. собр. соч.: В 6 т. М.: Л., 1951-1952.

31. Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.

32. Роуз С. Устройство памяти, от молекул к сознанию. М., 1995.

33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

34. Русинов B.C. Доминанта как фактор следообразования в центральной нервной системе // Механизмы памяти. Л., 1987.

35. Сеченов ИМ. Рефлексы головного мозга. М., 1961.

36. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987.

37. Симонов П.В. Созидающий мозг (нейронные основы творчества). М., 1993.

38. Соколов ЕЛ. Нейронные механизмы памяти и обучения. М., 1981.

39. Соколов ЕЛ. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1981. Ч. П.

40. Соколов E.H. Теоретическая психофизиология. М., 1986.

41. Соколов E.H. Перцептивный, мнестический и семантический уровни субъективного отображения // Журн. высш. нервн. деят. 1993. Т. 43. Вып. 2. С. 228-231.

42. Соколов E.H. Принцип векторного кодирования в психофизиологии // Вест. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 1995. № 4. С.3-13.

43. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.

44. Судаков К.В. Системная организация целостного поведенческого акта // Физиология поведения. Л., 1987.

45. Ухтомский А.А. Учение о доминанте // Собр. соч.: В 6 т. Л., 1950-1952.

46. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.

47. Хьюбел Д., Визель Т. Центральные механизмы зрения // Мозг. М., 1984.

48. Чайченко Г.М., Харченко П.Д. Физиология высшей нервной деятельности. Киев, 1981.

49. Шеперд Г. Нейробиология. М., 1987.

50. Эделмен Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. М., 1981.

51. Эварт Э. Механизмы головного мозга, управляющие движением // Мозг. М., 1984.

52. Andersen P.A., Andeisson SA. Physiological bases of the alpha ihylhm. N.Y., 1968.

53. Learning and memory. A biological view / (Eds. by J.L. Martmez, R.P.Kesner). N.Y., 1986.

54. Mogenson G.J. The neurobiology of behavior an introduction. N.Y., 1977.

55. Mogenson G.J., Jones D.h., Jim C.J. From motivation to action functional interface between the limbic system and the motor system // Progress in Neurobiology. 1980. V. 14.

56. Thompson R.F. Introduction to physiological psychology. N.Y., 1975.


Оглавление

Предисловие........................................................................3

Глава I. История, предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности............5

§ 1. История развития взглядов на высшую нервную деятельность...........................5

§ 2. Предпосылки возникновения учения И.П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности................ 14

§3. Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности........................... 20

Глава II. Основные понятия и принципы высшей нервной деятельности............28

§ 1. Основы теории рефлекторной деятельности......... 28

§ 2. Эволюционные закономерности интегративной деятельности мозга.......... 43

Глава III. Функциональная организация мозга...........55

§ 1. Сенсорные системы (анализаторы) мозга............. 57

§ 2. Модулирующие системы мозга........................... 68

§ 3. Основы функциональной организации двигательных систем мозга..................... 75

§ 4. Концепция нейронной организации рефлекторной дуги................. 87

Глава IV. Врожденная деятельность организма...........92

§ 1. Безусловные рефлексы и их классификация........ 95

§ 2. Особенности организации безусловного рефлекса (инстинкта).....102

§ 3. Концепция драйва и драйв-рефлексы.................108

Глава V. Обучение и закономерности условнорефлекторной деятельности.................117

§ 1. Привыкание как стимул-зависимое обучение.....117

§ 2. Условные рефлексы как эффект-зависимое обучение.............................................128

§ 3. Динамика условнорефлекторной деятельности... 149

Глава VI. Механизмы образования условного рефлекса....................... 160

§ 1. Функциональные основы замыкания временной связи................. 161

§ 2. Доминанта и условный рефлекс........................ 170

Глава VII. Нейрофизиологические основы памяти и обучения........... 185

§ 1. Временная организация памяти........................186

§ 2. Структурно-функциональные основы памяти и обучения............195

§ 3. Клеточные и молекулярные механизмы обучения и памяти..........206

Глава VIII. Структура поведенческого акта................ 239

§ 1.Функциональная система.................................239

§ 2. Стадии поведенческого акта.............................241

§ 3. Поведение ввероятностной среде......................251

§ 4. Нейронные механизмы поведения.....................255

Глава IX. Потребности................................................... 264

§ 1. Детерминанты потребностей.............................264

§ 2. Классификация потребностей...........................267

§ 3. Потребности и воспитание................................271

Глава X. Мотивация....................................................... 275

§ 1. Биологическая мотивация................................275

§ 2. Общие свойства различных видов мотивации......284

§ 3. Мотивация как доминанта...............................286

§ 4. Нейроанатомия мотивации...............................292

§ 5. Нейрохимия мотивации...................................299

Глава XI. Эмоции........................................................... 304

§ 1. Функции эмоций.............................................307

§ 2. Физиологическое выражение эмоций................317

§ 3. Нейроанатомия эмоций....................................322

§ 4. Нейрохимия эмоций........................................330

Глава XII. Движение......................................................334

§ 1. Механизмы управления движением..................334

§ 2. Механизмы инициации движения.....................346

Глава XIII. Функциональные состояния....................354

§ 1. Функциональное состояние в структуре поведения.........354

§ 2. Нейроанатомия функциональных состояний......365

§ 3. Физиологические индикаторы функциональных состояний........... 374

§ 4. Гетерогенность модулирующей системы мозга.... 380

§5. Сон..............................................................386

§ 6. Стресс........................................................405

Глава XIV. Особенности высшей нервной деятельности человека...................419

§ 1. Слово как сигнал сигналов...............................419

§ 2. Речь и ее функции...........................................421

§ 3. Развитие речи у ребенка..................................424

§ 4. Взаимоотношение первой и второй сигнальных систем..........................427

§ 5. Речевые функции полушарий...........................432

§6. Мозг и сознание..............................................440

Глава XV. Индивидуальные различия высшей нервной деятельности человека............448

§ 1. Донервные теории индивидуальности................448

§ 2. Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности......................................452

§ 3. Свойства нервной системы и их измерения.........457

§ 4. Темперамент в структуре индивидуальности......461

Заключение.........................................................469

Литература.......................................................... 474

 

Серия «Учебники МГУ»

Нина Николаевна Данилова, Алевтина Леонидовна Крылова

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ответственный

за выпуск Баранникова Е.

Редактор Благородова H

Корректоры Шумкина И., Благородова И.

Художник Тимофеева Е.

Компьютерная

верстка Петров А.

Сдано в набор 15.05.2005 г. Подписано в печать 25.06.2005 г.

Формат 84x108 1/32. Бумага типографская.

Гарнитура Школьная.

Тираж 5 000. Заказ № 475.

Издательство «Феникс»

344082, г. Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 80

Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга» 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57

Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.

Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html || Номера страниц - внизу. АНОНС КНИГИ

update 02.02.06

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.203 (0.008 с.)