Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XV. Индивидуальные различия высшей нервной деятельности человека 193

Поиск

§ 1. Донервные теории индивидуальности. 193

Рис. 57. Четыре типа реагирования на одну и ту же ситуацию в зависимости от темперамента (по X. Битструпу, 1968) 194

§ 2. Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. 195

Рис. 58. Два варианта (А, Б) расположения цитоархитектонических полей коры мозга человека. Наружные поверхности (по С.А. Саркисову, 1964). 196

§ 3. Свойства нервной системы и их измерения. 197

§ 4. Темперамент в структуре индивидуальности. 199

Рис. 59. Сходство частотных спектров фоновой ЗЭГ у бодрствующего человека, зарегистрированной в разные дни. 201

Рис. 60. Схема соотношений природного и социального в структуре индивидуальности и личности (по Э.Л. Голубевой, 1986). 202

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 203

ЛИТЕРАТУРА.. 204

Оглавление. 206

 


Иллюстрация

Рис. 1. Экспериментальная установка по выработке классических условных слюнных рефлексов (по Э.А.Асратяну, 1974). 16

Рис. 2. Экспериментальная процедура обучения животного и пример регистрации одновременной нейронной активности 17

Рис. 3. Приемы анализа нейронной и суммарной активности мозга 18

Рис. 4. Карта цитоархитектонических полей коры головного мозга. 31

Рис. 5. Концептуальная модель организации рефлекторной дуги (по E.H. Соколову, 1986): 42

Рис. 6. Сопоставление сложнейших безусловных рефлексов (инстинктов) высших животных с потребностями человека (по П.В. Симонову, 1987). 47

Рис. 7. Схема организации инстинктивного поведения: 49

Рис. 8. Электроэнцефалографические корреляты поискового пищевого поведения котенка (по К.В. Шулейкиной, 1987). 51

Рис. 9. Возникновение реакции страха и его влияния (по A.B. Вальдману, ММ. Козловской, 1973) 52

Рис. 10. Схема угашения реакции на применение тест-стимула (серии А и Б)и ее восстановление после постороннего стимула (ЭС) 54

Рис. 11. Динамика угашения рефлекторной реакции на повторную стимуляцию (по P. Groves, R Thompson, 1972); 55

Рис. 12. Угашение реакций нейронов гиппокампа, отвечающих возбуждением (А-тип) и торможением (Т-тип) на стимулы (1-е и 9-е применения света). Представлена схема нейронной сети, обеспечивающая избирательное «привыкание» к стимулу (по E.H. Соколову, 1970) 58

Рис. 13. Кошка во время выполнения инструментальной реакции 62

Рис. 14. Схема временных отношений между условными и безусловными стимулами (по Л.Г. Воронину, 1979). 63

Рис. 15. Соотношение во времени между членами комплексов сложных условных раздражителей. 63

Рис. 16. Временная корреляция биопотенциалов точек коры головного мозга человека в процессе умственной деятельности (по М.Н. Ливанову, Т.П. Хризман, 1976). 71

Рис. 17. Динамика синхронизации волн электрокортикограммы кролика в процессе выработки условного рефлекса (по M Л. Ливанову, 1972). 71

Рис. 18. Схема дуги безусловного рефлекса (по Э.Л.Асратяну, 1974). 73

Рис. 19. Схематическое изображение условного рефлекса с двусторонней связью (по Э.Л.Асратяну, 1970). 74

Рис. 20. Схема взаимодействия доминанты (пунктирная линия) и условного рефлекса (сплошная линия) (по П.В. Симонову, 1987). 80

Рис. 21. Схема взаимодействия мозговых структур в процессе реализации поведенческого акта (по П. В. Симонову, 1987). 82

Рис. 22. Схема уровней памяти (по ГЛ. Вартапяну, М.И. Лохову, 1986) 83

Рис. 23. Основные виды гипотетических модифицирующихся синапсов. 92

Рис. 24. Схема развития пресинаптического ассоциативного обучения в дуге пассивно-оборонительного поведения 94

Рис. 25. Схема развития посттетанической потенциации (по Т.Н. Греченко, E.H. Соколову, 1987). 100

Рис. 26. Гипотетическая схема отражения мембраны на геноме нейрона (по Т.Н. Греченко, E.H. Соколову, 1987). 103

Рас. 27. Электромиограмма при движении аксолотля от двух противоположных пунктов туловища в области прикрепления левой (1) и правой (2) конечностей. 104

Рис. 28. Схема центральной структуры целенаправленного поведенческого акта (по П.К. Анохину, 1970). 105

Рис. 29. Зависимость активности нейрона лобной коры от уровня пищевой мотивации (по A.C. Батуеву, 1986). 112

Рис. 30. Пачечный тип активности нейрона, характерный для голодного кролика (1), после насыщения животного сменяется частыми, равномерно следующими одиночными спайками (2). 113

Рис. 31. Типичное изменение электрической активности ретикулярной формации и других структур мозга кролика, соответствующее пищевому возбуждению. 121

Рис. 32. Введение аминазина блокирует тета-ритм, вызванный оборонительным мотивационным возбуждением 122

Рис. 33. Реакция нейрона «агрессии» в центральном сером веществе; 128

Рис. 34. Реципрокные отношения мультинейронной активности ретикулярной формации и преоптической области гипоталамуса в различных фазах цикла «бодрствование— сон». 129

Рис. 35. Регуляция пищевого мотивационного возбуждения на молекулярном уровне. 131

Рис. 36. КГР как выражение эмоциональной активации в структуре мыслительной деятельности. 134

Рис. 37. Структурная основа эмоций (по Дж. Пейпецу, 1937) 139

Рис. 38. Иерархия господства в колонии из восьми обезьян 141

Рис. 39. Генератор локомоторного ритма у таракана 147

Рис. 40. Схема инициации двигательного акта «эмоциональными и когнитивными» процессами (по Г. Могенсону, 1977) 152

Рис. 41. Соотношения уровней рекулярной активации, форм инстинктивного поведения и субъективных переживаний. 155

Рис. 42. Зависимость между функциональным состоянием, уровнем бодрствования, инстинктивным поведением 156

Рис. 43. Схема ствола мозга кошки, показывающая места перерезки при создании препаратов encéphale isolé и cerveau isolé 158

Рис. 44. Сравнение ЭЭГ и величины зрачка у препаратов encéphale isolé и cerveau isolé 158

Рис. 45. ЭЭГ бодрствующего человека при восьми отведениях с поверхности черепа. 163

Рис. 46. ЭЭГ бодрствования и электроэнцефалографические стадии сна у человека. 168

Рис. 47. Бодрствование, легкий сон и парадоксальный сон у кошки. 169

Рис. 48. Типичное чередование фаз сна у взрослого молодого человека. 171

Рис. 49. Изменение соотношения длительности бодрствования (Б), медленного сна (MC) и парадоксального сна (ПС) с возрастом у человека (по Р. Томпсону, 1975) 171

Рис. 50. Основные пути действия стрессора — триада стресса (по Г. Селье, 1982) 177

Рис. 51. Схема развития стресс-реакции (по ГЛ. Кассилю, 1975) 178

Рис. 52. Соотношение экскреции эрго- и трофотропных механизмов при кратковременных (А) и длительных физических нагрузках (Б); 180

Рис. 53. Семантическое поле оборонительной и ориентировочной реакции. 185

Рис. 54. Схема функциональной латерализации, составленная на основе раздельного тестирования правого и левого полушарий после рассечения передней комиссуры (по Р.Сперри,1970) 188

Рис. 55. ВП на неосознаваемые стимулы. 191

Рис. 56. Одновременное предъявление различных стимулов правому и левому полушариям больного СП. с «расщепленным мозгом». 192

Рис. 57. Четыре типа реагирования на одну и ту же ситуацию в зависимости от темперамента (по X. Битструпу, 1968) 194

Рис. 58. Два варианта (А, Б) расположения цитоархитектонических полей коры мозга человека. Наружные поверхности (по С.А. Саркисову, 1964) 196

Рис. 59. Сходство частотных спектров фоновой ЗЭГ у бодрствующего человека, зарегистрированной в разные дни. 201

Рис. 60. Схема соотношений природного и социального в структуре индивидуальности и личности (по Э.Л. Голубевой, 1986) 202


ПРЕДИСЛОВИЕ

Физиология высшей нервной деятельности, заложенная трудами И.П. Павлова и его учеников, претерпевает в настоящее время стремительные изменения, связанные с переходом исследований на нейронный и молекулярный уровни.

И.П. Павлов выделил в физиологии высшей нервной деятельности два основных раздела: физиологию анализаторов и физиологию условного рефлекса. В дальнейшем эти разделы были дополнены учением о второй сигнальной системе человека.

Важнейшим современным достижением в областей изучения механизмов анализа сигналов в нервной системе животных и человека является открытие нейронов-детекторов, избирательно настроенных на определенные значения воспринимаемого сигнала. Понятие детектора оказалось непосредственно связанным с модульным принципом организации коры больших полушарий головного мозга, где детекторы образуют иерархию экранных структур, на которых Признаки сигнала отображаются по принципу «меченой линии». Специализация нейронов распространяется и на отображение сложных объектов, которое происходит при участии гностических единиц.

Значительный прогресс был достигнут также на пути раскрытия нейронных механизмов условного рефлекса. Важнейшее участие в формировании условного рефлекса принимают два класса интернейронов: командные нейроны, реализующие специфические поведенческие акты, и модулирующие нейроны, регулирующие состояние командных нейронов. Пластичная конвергенция детекторов на командном нейроне составляет основу формирования избирательности условнорефлекторных реакций.

В последнее время в условиях клиники получило развитие изучение нейронных механизмов второй

сигнальной системы человека. Переход к исследованию нейронных механизмов высшей нервной деятельности открыл новые возможности для изучения молекулярных механизмов поведения. Важным достижением на этом направлении стало открытие нескольких уровней регуляции синаптических связей между нейронами: участие вторичных посредников, фосфорилирование рецептивных белков и транссинаптическая индукция энзимов, связанная с избирательной экспрессией генов.

В ходе развития физиологии высшей нервной деятельности происходит включение в сферу ее исследований все более сложных форм поведения. В учебнике рассматриваются основные блоки переработки информации и управления поведением: системы сенсорных анализаторов, системы организации двигательных актов и системы их модуляции. Далее дается анализ структуры поведенческого акта с акцентом на механизмах мотивации. Учебник завершается изложением основных результатов современного изучения второй сигнальной системы человека.

Современный специалист в области психологии для глубокого понимания механизмов протекания психологических процессов должен владеть всем понятийным арсеналом физиологии высшей нервной деятельности. Настоящий учебник физиологии высшей нервной деятельности, основанный на современных достижениях нейронауки, построен так, чтобы наиболее полно учесть интересы студентов, специализирующихся в области психологии. Первые семь глав учебника написаны кандидатом биологических наук А.Л. Крыловой, последующие восемь и заключение — доктором психологических наук H.H. Даниловой.

Действительный член АПН СССР, доктор биологических наук, профессор Е.Н.Соколов




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.13.244 (0.012 с.)