ТОП 10:

Принципы теории деятельности



1. Единство сознания и деятельности.

Действия структурируются: простые входят составной частью в более сложные. Одно и тоже действие может иметь место в результате и для достижения различных целей.

Наши действия осуществляются в определённых и вполне конкретных условиях. Условия определяют следующий уровень -- уровень операций.

Операция -- это способ выполнения действия. Операция в свою очередь определяется задачей.

Задача -- это цель, данная в определённых условиях с учётом заданных обстоятельств.

Одно и тоже действие может быть выполнено с помощью разных операций.

Действие -- это самый мелкий элемент, к-ый является носителем всех признаков деятельности.

Операция не является такой единицей, т.к. она не несёт в себе всех признаков деятельности.

Операции делятся на два плана:

а) Неосознаваемые безусловно-рефлекторные (адаптивные) операции -- либо мы получаем их "в наследство", либо они формируются в раннем детстве (например, дыхание, ходьба и т.д.) В нормальных условиях они не осознаются.

б) Автоматизированные ("вмоторенные") операции -- автоматизированые в процессе многократного повторения (например, когда человек учится играть на музыкальном инструменте, ему нужно осознать каждое своё действие. Затем "игра на музыкальном инструменте" автоматизируется, т.е. контроль сознания исчезает).

 

Деятельность -- это сложная активность со своей структурой, подчинённая мотиву.

Граница между животным и человеком: активность животного ограничивается уровнем операций -- определённых способов выполнения действий, большинство из к-ых рефлекторны. Основополагающими в этом процессе являются условия, к-ые служат мотивом деятельности. Большая часть операций неосознаваемая (большинство операций животным дано от рождения -- безусловно-рефлекторные).

Деятельности, подчинённой достижению осознаваемой цели, у животных нет. У человека появляется явление образа ожидаемого результата -- цели.

 

2. Принцип сознания и активности (противопоставляется принципу реактивности).

Вопрос: "Где находится центр активности -- в самом человеке или вне его?"

Все психологические школы чётко отвечали на этот вопрос: либо там, либо там. Теория деятельности говорит, что цель находится внутри человека, а деятельность определяется внешними факторами и внутренними установками. Цель существует вовне субъекта и внутри его. Объектом активности может стать и сам человек.

Адаптивное поведение (к-ое запускается изменениями внешней среды) имеет место быть, но есть также и внутренняя активность человека. Возможна ситуация преадаптации -- действия человека не определяются средой (а собаки, к-ая сама на площадке тренировалась бы брать препятствия, ещё никто не видел, т.е. действия собаки (и у всех животных вообще) определяются окружающей средой).

 

3. Принцип разрыва круга поведения и сознания -- нет сознания в сознании и поведения в поведении. Каждое поведение идёт через осознание цели: чтобы возник сознательный образ, ему должно предшествовать некое поведение.

Этот механизм объясняет механизмы воспитания, развития человека в онтогенезе (как мы учимся видеть, слышать на уровне действий, а не на уровне операций).

Интроспекция -- это научный метод, когда испытуемого долго и мучительно обучали видеть не предмет, а слепок предмета.

На позициях махрового идеализма стояли последователи школы интроспекции ("Я закрою глаза, -- и окружающий мир исчезнет").

Самое сложное в наблюдении за собой -- это отделение зёрен от плевел. Интроспекционисты учили видеть чистый образ: не телефон, а нечто, что обладает законченной формой, имеющее окраску и т.д.

Психофизические реакции (или психофизические функции) -- набор тех психофизических процессов, посредством которых означивается деятельность. Психофизические реакции у животного и у человека принципиально различны: мы запоминаем означенные ощущения, а животное "запоминает" набор чистых ощущений.

Образ чего-либо амбивалентен: образ, который формируется ч-ком означен, а у животного -- чистые ощущения.

 

4. Принцип предметности человеческой деятельности -- она всегда направлена не на чистый объект, а на объект, который является предметом. Предмет выносится вовне человека. Животные реагируют на непосредственные характеристики объекта (запах, цвет, вкус и т.д.)

Абсолютно полноценный человеческий ребёнок, рождённый в нормальном мире, но воспитанный не в мире предметов человеческой деятельности, а в мире чистых ощущений, никогда человеком не станет.

Поведение человека не может быть без акта сознания.

Деятельность человека предметна, её протекание подчиняется логике предметного внешнего мира. Заслуга Леонтьева состоит в том, что он сказал, что человеческая деятельность имеет принципиально другую природу.

(по Гиппенрейтер)

Теория деятельности связана с работами советских психологов: Выготского, Рубинштейна, Леонтьева, Лурии, Запорожца, Гальперина и других. Она начала разрабатываться в 20-х-30-х годах 20 века.

Авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма, главный тезис Маркса который выглядит следующим образом: не сознание определяет бытие, деятельность, а бытие, деятельность определяют его сознание.

Наиболее полна теория деятельности изложена в трудах Леонтьева («Деятельность. Сознание. Личность»). Далее идет его трактовка этой концепции.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение:\

- уровень особенных деятельностей (или особенных видов деятельностей)

- уровень действий

- уровень операций

- уровень психофизиологических функций.

Действия – основная единица анализа деятельности. Действия – процесс, направленный на реализацию цели. Цель – образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действий. Цель всегда сознательна (бесцельная активность человека – артефакт жизнедеятельности).

4 момента в характеристике «действия»:

- действие включает акт сознания в виде постановки и удержания цели. Этот акт сознания не замкнут в самом себе, «раскрывается» в действии;

- действие – одновременно и акт поведения 9это наследие бихевиоризма);

- принцип активности, противопоставляющий принципу реактивности;

- действия выводят деятельность человека в предметный и социальный мир.

Понятие деятельности дает возможность подойти с научным анализом к человеческой жизни именно со стороны ее человеческой специфики.

Связка цель – действия. Цель задает действие, а действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие.

Анализ целей человека:

- разномасштабность

- крупные цели дробятся на мелкие. Следовательно, крупное действие представляет собой последовательность действий более низкого порядка.

В отношении сложных составных действий конкретный набор и последовательность частных действий диктуются логикой социальной и предметной среды.

Операция – способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий (техника, ловкость, сноровка).

Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Условия – внешние обстоятельства и внутренние средства самого субъекта. Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей.

Операции мало осознаются или совсем не осознаются – принципиальное отличие от действий.

2 рода операций:

- операции, возникающие путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания

- операции из действий путем их автоматизации.

Операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных условиях. Операции второго рода находятся на границе сознания.

Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций. Граница отделения слоя действий от слоя операций.

Где в каждом конкретном случае, в каждый данный момент проходит граница, отделяющая действия от операции? Нет ответа, одна из проблем текущих экспериментальных исследований.

Психофизиологические функции – физиологические обеспечения психических процессов (способность к ощущению, к образованию). Психофизические функции выделяются в самостоятельный уровень по причине их организмического характера, т.е. они достаются субъекту деятельности от природы.

Психофизические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задч.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.004 с.)