ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции.



Асмолов (Глава 9)

 

Половой диморфизм – разделение женского и мужского полов, благодаря которому происходит процесс естественного воспроизводства человеческого вида.

В психологии половых различий сложилось несколько ориентаций:

1)изучение роли пола как индивидуально первичного свойства в онтогенезе человека - биогенетическая ориентация (анализ закономерностей развертывания генетической программы в онтогенезе индивида под влиянием социальных факторов)

2)социогенетическое направление – значение роли культуры в процессе социальной дифференциации, связанной с половым деморфизмом, изучение механизмовусвоения в соответствие с принятыми в культуре стереотипами поведения разных обусловленных половым деморфизмом половых социальных ролей.

3)персоногенетическая ориентация – анализ вопросов онтогенезаполовой идентичности, «я-образа», познавательного развития детей, индивидуального стиля, связанные с половым диморфизмом

4)исследования социологов, психологов, этнографов, сексологов, медиков и биологов – изучениепсихологии половых различий в историко-эволюционном

Пол индивида – предпосылка развития психологического пола личности
Эволюционный смысл полового деморфизма

Женские особи обеспечивают в ходе отбора неизменность, . устойчивость инерционного генетического ядра популяции. (консервативная подсистема)

Мужские особи- тенденция к изменчивости. (оперативная подсистема)

Психосексуальная дифференциация и социальное поведение.

Индивид рождается с определенным хромосомным полом.. Функционирование гормонального пола приводит к созреванию внешнего и внутреннего морфологического пола. В подростковом возрасте гормональный пол приводит к появлению вторичных женских и мужских половых признаков.

Психологический пол зависит от социальной половой роли – набора предписаний и ожиданий, которые предъявляет данное общество индивиду, оценивая его половую принадлежность; от отношения самой личности к своим индивидным свойствам, связанным с полом, и к социальным половым ролям – осознание и принятие личностью своей половой принадлежности.

 

Либин

Сквозной хар-р различий, обусловленный полом, подчеркивает вполне естественное разделение всего человечества на 2 мира: женский и мужской.

1.Половые различия и полоролевое поведение.

Двойная детерминация изучаемых признаков:

- учет эволюционно-биологического фактора

понятие пола как конституциональной координаты(несоциальные воздействия)

- человеческое поведение как соц.феномен

понятие половой и сексуальной роли, которая предписывается субъекту как члену группы

Д.Басс 1995г. –Эволюционная теория личности

Мужчины и женщины будут проявлять личностные различия только в тех областях жизни, где они сталкиваются с проблемами адаптации, относящимися к их биологическим различиям в сексуальной и репродуктивной функциях.

2. Некоторые аспекты половой дифференциации

XY- мужчины

XX- женщины

Многие из наблюдаемых в прентальный период физич. Различий, закладывают основу для особенностей, проявляющихся в течении всей жизни.

XY-тестостерон – если мало- “демаскулинизация”

ХХ-много тестостерона-“дефиминизация”

Некоторые гормоны воздействуют на мозг- например это может проявляться в уровне физической агрессивности.

Первый акт самоопределения- отнесение субъектом себя к определённому полу. С 2 лет-поведение мальчиков начинает дифференцироваться в определённом направлении.Влияние генетических факторов на развитие половой самоидентификации продолжается в течении всей жизни.

На фоне общих различий в конституции в период созревания появляется более отчетливые признаки мужского и женского стилей поведения.

Формирование основных подструктур характера, в частности образа-Я, также имеет отметку пола.

В период молодости происходит окончательное закрепление полоролевых стереотипов, а также в целом завершается формирование половой идентификации как процесса, связаного с физиологическими элементами созревания организма. На данном этапе особенности поведения могут рассматриваться как закрепление выработанных в детские годы реакций.

В период взрослости связанные с первичными половым диформизмом мозговых функций, а также гормональным влиянием половые различия наиболее очевидны.

3. Фактор пола и психика

Феномен социальной желательности.

-определяет акцентирование или сглаживание в зависимости от обстоятельств, характерных особенностей мужчин и женщин.

“Естественные различия между полами.” Некоторые способности базируются на врожденых чертах.

Л.Вормэк (1980)

Обнаружил, что у мужчин основные факторы способностей более дифференцированы и автономны, чем у женщин.

3 фактора у мужчин:

- вербальный

- математический

- зрительно-пространственный

У женщин:

- все 3 мужских в одном

- вербально зависимый от пола.

Различия в языковых способностях выявились по след.показателям:

- словарный запас

- речевая активность

- ясность речи

М.Льюис (1972)

Матери чаще говорят со своими дочерьми, чем с сыновьями.

Стили реагирования мужчин и женщин на стресс отчетливее всего проявляются в способах преодоления отрицательных переживаний.

- женщ.- подавлена- думает о причинах своего состояния

- муж.-подавлен- пытается отгородиться от депрессивных эмоций вовлекается в физич.активность.

“Феминность”

пассивность, концентрация на чувствах, проявление эмоций.

“Маскулинность”

физич. И интеллектуальная активность, неэмоциональность, сила

Соц.стереотипы

Дж.Уильямс, Д.Бест

Анализ полоролевых стереотипов на основе прилагательных, описывающих личностные черты.

Муж.- агрессивные, доминантные, предприимчивые

Женщ.- нежные, сентиментальные, мягкосердечные.

Андрогиния-сочетания в индивиде психологич.профиля высоких показателей маскулинности и феминности. Андрогины демонстрируют “женское” и “мужское” поведение в зависимости от параметров ситуации.

Фактор пола и психика

Личностные переменные

Экстраверсия – параметр, включающий доминантность ощущений, что отражает личные аспекты более типичные для мужчин. Дружелюбность – женская черта.

Половые различия есть и в моральном поведении: моральное развитие женщин базируется на стандарте «забота о других», а у мужчин стандарт – «справедливость».

 

19. Личность в истории культуры. Концепция Л.С. Выготского. Культура и программы поведения. (от прошлого года)

 

В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознательные надындивидуальные явления.

Социотипическое поведение личности, выражающее типовые программы данной культуры, нейтрализует тенденцию к индивидуализации поведения, рост его вариативности; вместе с тем усвоенные личностью социальные образцы и стереотипы, характеризующие ее как члена той или иной общности, освобождают личность от принятия индивидуальных решений в типовых стандартных для данной общности ситуациях.

Автономное «Я» существовало уже на ранних этапах развития общества(начертательная деятельность).

Отклонение от нормативного социотипического поведения на самых разных этапах социогенеза, выход за рамки общепринятых стандартов поведения присущи любым культурам.

В разных видах зарождающейся профессиональной деятельности индивидуальность личности проявляется в выборе средств, различных способов достижения цели. Специализация деятельности – движущая сила, определяющая развитие индивидуальных способностей способностей и склонностей.

В самой социокультурной системе содержатся активные механизмы по выработке неопределенности:

  • Переход в другую возрастную категорию
  • Изменение статуса в обществе

Исторически субъектом индивидуализации выступала социальная группа, которая побуждала члена общины пройти через пороговые ситуации. Процесс опирался на внешние средства – знаки, через которые субъект овладевал своим я(обряды).

Но автономность человека было относительной. Чем значительнее была группа, в которую входил человек, тем выше была его личностная ценность. «Ролевой фетишизм» - социальные роли начинают казаться доставшимися от рождения. Как и индивидные свойства личности, смешиваемые с качествами индивидуальности.

Современный мир: кризис идентичности – ценность быть личностью входит в конфликт с социотипическими проявлениями личности.

Наряду с тенденцией к сохранению эволюционирующей социальной системы, проявляющейся в социотипическом поведении, в типовых программах разных культур, всегда существовала и тенденция к ее изменению, источником которой был социально-исторический образ жизни. В любом социально-историческом образе жизни существует зона неопределенности, в которой и проявляются индивидуальные качества личности при встрече с непредвиденными ситуациями.

Будучи присвоен личностью, социокультурный материал, характерный для данного социально-исторического образа жизни, становится регулятором социотипического поведения личности. Личность присваивает в культуре и обществе социальные эталоны, нормы, фиксированные в языке черты личности, типичные для данной группы, нации, культуры.

Л. С. Выготского: культурно-исторической теории психики человека.

 

В рассуждениях Л. С. Выготского на эту тему можно

выделить три крупные логические части.

 

1. Первая часть может быть озаглавлена: <Человек и природа>. Она относится к общефилософским предпосылкам теории. В этой части содержится два основных положения. Первое положение опирается на мысль, неоднократно высказывавшуюся классиками марксизма о том, что при

переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой.

 

На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюции животного мира. С появлением же человека начался процесс противоположного смысла.Человек ознаменовал свое появление тем, что начал действовать на природу и видоизменять ее.

 

Итак, человек оказался способен к овладению природой. Это первое фундаментальное положение.

 

Второе. Человеку удалось сделать это, т. е. наложил на природу <печать своей воли>, благодаря использованию орудий, а обобщенно говоря, благодаря развитию материального производства. Легко понять, что это действительно так, если представить себе, что именно материальное производство привело к эволюции средств воздействия на природу: от неотесанного камня или копья палки до современных станков и атомных двигателей.

 

Итак, Л. С. Выготский подчеркивает измененное взаимоотношение человека и природы, во-первых, и механизм эТого изменения через использование орудий, во-вторых.

 

II. Вторая часть может быть озаглавлена: <Человек и его собственная психика>. Она содержит тоже два положения, которые звучат не только как точные аналоги обоих положений первой части, но и имеют с ними внутреннюю связь.

 

Первое. Способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в одном очень важном отношении: он научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности, или высшие психические функции.

 

У человека появляются произвольные формы таких функций, которые Л. С. Выготский и называет высшими, человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность.

 

Возникает вопрос: каким образом появление высших психических функций связано с овладением природой? По мнению Л. С. Выготского, здесь имеет место двусторонняя связь: указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствия его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Так вот, ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т. е. научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи.

 

Итак, овладение природой и овладение собственным поведением - параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.

 

Второе положение. Подобно тому как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода - психологических.

 

ill. Третью часть концепции Л. С. Выготского можно озаглавить -<Генетические аспекты>. Логический переход от второй части к третьей позволяет задать вопрос: <А откуда берутся средства-знаки?>

 

Рассмотрим сначала культурно-историческое развитие человека, а потом онтогенез, развитие ребенка. Эти два процесса имеют принципиальное сходство.

 

Как вам уже известно, труд создал человека, общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова-приказы, обращенные к другому и направляющие его действия: <сделай то>, <возьми это>, <пойди туда> и т. п. А что произошло потом?

 

Потом произошло принципиально важное событие: человек стал обращать слова-приказы на самого себя! Из внешнекомандной функции слова родилась его внутреннеорганизующая функция. Человек говорит себе <встань> - и встает; он говорит себе <я должен это сделать> - и делает.

 

Итак, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского, был интерпсихологическим., т. е. межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в

интрапсихологические.

 

 

Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, коготь, жребий, громко произнесенное слово) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т. п.).

 

Идея интериоризации - второе рассмотренное нами фундаментальное положение теории Л. С. Выготского. Первое - опосредствованная структура высших психических функций (наш II п.) и второе – интериоризация отношений управления и средств-знаков (наш III п.).

 

В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Л. С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации. Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает dоздействовать словом на взрослого. И третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

 

Принципиальное отличие человека от животных состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия особые, психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение. Наиболее типичной и универсальной системой знаков является речь.

 

Первоначально - в фило- и онтогенезе - психологические . орудия выступают во внешней, материальной форме и используются в общении как средства воздействия на другого человека. Со временем человек начинает обращать их на себя, свою собственную психику. Интериндивидуальные отношения превращаются в интраиндивидуальные акты самоуправления. При этом психологические орудия из внешней формы переходят во внутреннюю, т. е. становятся умственными средствами.

 

Таким образом, высшие психические функции человека отличаются от низших, или естественных, психических функций животных по своим свойствам, строению, происхождению: они произвольны, опосредованны, социальны.

 

20. Проблема социально-типического в личности. Сравнительные исследования личности в разных культурах. (не знаю…..взала полность как с прошлого года, нет ничего не показыает

 

В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознательные надындивидуальные явления. В основе надсознательных надындивидуальных явлений – система значений, являющаяся продуктом совместной деятельности. Эта система значений опредмечена в виде схем поведения, традиций и тп. Надсознательные явления представляют собой усвоенные человеком как членом группы образца типичного поведения и познания для данной общности, влияние которых не осознается и не контролируется. Эти образцы, например этнические стереотипы, усваиваются через подражание и идентификацию.

В проявлении неосознаваемых социотипических особенностей человек и группа выступают как единое целое.

При исследовании этих проявлений выделяют те существенные в культуре эталоны и стереотипы, ориентируясь на которые вступают с представителями этнических групп в контакт. Например, педантичность немцев или вспыльчивость итальянцев.

Нередко оценка тех или иных поступков через призму эталонов своей культуры или через выработанные мерки о нормах поведения в другой культуре приводит к неадекватному восприятию других людей.

Социальный характер – характер большинства людей данного общества.

И этнический, и социальный характер выступают как выражение функциональных ролевых качеств личности, проявляющихся в ее социотипическом поведении, т.е. в поведении, в котором личность слита с социальной общностью.

Социальные и этнические стереотипы:

· Могут выступать как индивидуальные нерефлексируемые способы решения проблемы данным социумом, которые отражают индивидуальность данной социальной общности.

· Выступают для личности в данной группе как ее функционально-ролевые качества

Этнопсихологические характеристики личности проявляются в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, когда выработанные в ином образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы как средства регуляции социального поведения личности еще находятся в процессе своего формирования. Следовательно, специфические этнопсихологические социотипические феномены обнаруживаются в ситуациях взаимодействия разных культур.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.39.7 (0.017 с.)