Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика индивидуальности. Нормальное и отклоняющееся развитие личности. Личностное здоровье.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Асмолов: Индивидуальность – совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, кот. присваиваются в ходе жизни в обществе. Обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов. Воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, явл. ценностью для данного человека. Жизненный путь личности – путь становления ее индивидуальности (Рубинштейн). Чтобы понять закономерности ее развития, нужно рассмотреть личность как субъект выбора. На этапе превращения из того, кто усваивает нормы, в субъект соц группы или класса механизм формирования личности меняется. Его уже нельзя оценивать только исходя из прошлого опыта. Возникающая переоценка прежнего приводит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии. Личность преобразует, творит действительность и самое себя, вступая в активное отношение к своему опыту, своим мотивам и тп. Отсюда изучаемые проблемы: проблема воли, характера, способностей и одаренностей, иными словами, индивидуальности личности. Эти вопросы надо решать только в проекции личность как субъект выбора. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов (см. Восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявления индивидуальности.
Психическое здоровье - интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Понимание природы и механизмов поддержания, нарушения и восстановления. Психическое здоровье тесно связано с общим представлением о личности и механизмах ее развития. В психологии и медицине существуют разные подходы к проблеме психического здоровья, обращенные к различным сторонам нормального и аномального функционирования. Традиционная медицинская модель рассматривает психическое здоровье как меру вероятности развития болезни («негативное» определение здоровья как отсутствия болезни). В психоанализе представление о здоровье как таковом вообще отсутствует; каждый человек выступает как носитель того или иного «патоса», потенциальной болезни, переходу которого в «нозос» - актуальную болезнь - препятствует сбалансированный режим функционирования механизмов психологической защиты и компенсации в индивидуальной психодинамике. Для бихевиоризма характерно сведение личности к ее социальному функционированию и к определению нормы или здоровья через понятие равновесия со средой, с использованием таких критериев, как адаптация, стабильность, успешность, продуктивность, конформность. Принципиально иной подход появился в 60-е годы, когда на базе движения Человеческого Потенциала (Эсаленский институт, США) и развития идей гуманистической и экзистенциальной психологии была предложена концепция «позитивного психического здоровья», в которой делался акцент на специфически человеческом способе существования. В центр этого подхода был поставлен анализ здорового функционирования как позитивного процесса, обладающего самостоятельной ценностью и содержательно описываемого через понятия самореализации, самоактуализации (К. Гольдштейн, А. Маслоу, Ш. Бюллер), полноценного человеческого функционирования (К. Роджерс), аутентичности (Дж. Бюдженталь), стремления к смыслу (В. Франкл) и др. Однако характерной чертой моделей позитивного психического здоровья явился преимущественно их описательный характер; перечни черт, характеризующих здоровую личность, не позволяют ответить на практический вопрос о механизмах поддержания и восстановления психического здоровья при его нарушениях. Различные модели психического здоровья обращены к различным уровням, регулирующим активность субъекта, и, соответственно, к различным мишеням воздействия. Б. С. Братусь предложил многоуровневую модель психического здоровья, выделив несколько уровней структуры личности, каждому из которых соответствует свое понимание психического здоровья. Согласно этой модели, высший уровень личностного здоровья, отвечающий за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла жизни, отношение к себе и к другим, оказывает регулирующее влияние на нижележащие уровни, характеризующие степень адаптации и психофизиологическое состояние. Современные теоретические, экспериментальные и прикладные подходы в психологии личности и психотерапии характеризуют психическое здоровье как зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, меру способности человека трансцендировать («выводить за пределы») свою биологическую, социальную и смысловую детерминированность (см. Детерминация), выступая активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.183.161 (0.005 с.) |