Социализация личности. Социализация как интериоризация социальных форм поведения (Л.С. Выготский). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализация личности. Социализация как интериоризация социальных форм поведения (Л.С. Выготский).



 

Вхождение в социальный мир происходите непосредственно через

взаимодействие ребенка с взрослыми. Это взаимодействие человека и общества обозначается понятием "социализация". Однако функция социализации не исчерпывается лишь возможностью взаимодействия человека и общества. Она также обеспечивает сохранение общества, так как социализация способствует усвоению новыми гражданами идеалов и ценностей.

Г. Тарт полагал, что социализация представляет собой лишь аккумулирование индивидом социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит, путем подражания.

Структурно-функциональное направление американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон), процесс социализации раскрывают через понятие "адаптация".

Сущность социализации в гуманистической социологии раскрывается через процесс самореализации "Я - концепции", самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь суб®ект рассматривается как само становящаяся и само развивающаяся система, продукт самовоспитания (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Ряд других зарубежных теорий во главу ставят различные составляющие личности, считая их наиболее значимыми.

Психоаналитические теории рассматривают развитие потребностной сферы личности. К ним относят теории психо-социального и психо-сексуального развития (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Проблема умственного развития была разработана Ж. Пиаже. Он является представителем когнитивной теории.

Л. Кольберг разработал теорию нравственного развития.

Отечественные ученные так же проявляли интерес к данной проблеме. В 30-е годы Л. С. Выготский определил социализацию, как преобразование интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и общения.

И. С. Кон определяет социализацию как "усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность".

Б. Д. Парыгин считает что: "процесс социализации представляет собой вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которые вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития".

Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.

Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека с окружающей средой.

Социализация -- это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить. Г. М. Андреева выделяет несколько этапов в зависимости от отношения к трудовой деятельности.

Система социализации направлена на формирование личности "новой формации", сочетающей в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности.

 

Л. С. Выготский рассматривал социализацию как “процесс врастания в человеческую культуру”, фундамент которого — овладение различными знаковыми системами; вербальной, графической (в том числе образно-графической), жестовой (образно-жестовой), математическими знаками, нотной грамотой и т. д.

 

Чаще всего в процессе социализации видят внешнее социальное принуждение. Но на самом деле от этого надо отказаться. Именно сотрудничество, содействие ребенка со взрослыми и сверстниками и выступают как основа социализации личности.

Шоттер и Ньюсон: «психологический симбиоз» - мать-ребенок – матери наделяют младенцйа мыслями, чувствами и общается с ним как с подлинным обладателем эих чувств – она общается с ним не как с автономным существом, а как с диадой, которую она с ним образует. Это не исключительный феномен. А обычное проявление соц. жизни (еще м.б. муж-жена, врач-больной).

Коул: черты содействия матери и ребенка:

  • Мать инициирует поведение ребенка
  • Мать решает в процессе содействия с ребенком задачи разного уровня сложности, подбирая те задачи, кот. как бы по плечу ребенку
  • Отбирается именно культурно предпочитаемая стратегия такого решения

В ходе содействия со взрослыми ребенок преобразует функционально-ролевые отношения в группе, поставляющие только знаемые нейтральные мотивы действий, корригируемых запаздывающими эмоциями, в личностно-смысловые отношения, побуждаемые смыслообразующими действиями ребенка, корригируемых предвосхищающими эмоциями.

Если проще, то на примере дежурства:

  • Сначала ребенок не хочет дежурить, не понимает зачем
  • Потом ребенок дежурит ради похвалы или иного стимула (эмоции возникают уже после действия)
  • Наконец, ребенок обрел личностный смысл в дежурстве (эмоции теперь появляются до) – соц. нормы превратились во внутренние мотивы деятельности

В основе преобразования соц. отношений между людьми в инд. Отношения личности лежит механизм интериоризации/экстериоризации. Функционирующий в процессе совместной деят-ти. Здесь три грани:

1) «индивидуализация»

Выготский(!!)

Основной генетический закон культурного развития:от интерпсихического, социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому, к собственно психологическим формам его деят-ти.

Превращение внешней социальной речь (речи-для-других) во внутр. (речи-для-себя).

Интериоризация соц. отношений и норм в процессе совместной деятельности.

2) Кон – интимизация

Маленькие дети сначала называют себя в 3 лице.

3)Производство внутр. плана сознания.

Внутренний диалог, диалог с самим собой.

Выготский:роль мотивации для понимания аысказывания

Внутренняя речь:преобладание смысла над значением, вливание смыслов друг в друга.

 

Лекция:

У ч-ка складывается способность "отрвать" образ объекта от собственно объекта.

Роль язка: это тот универсальный инструмент, к-ый проводит социальную и психологическую сущность в ч-ка.

Мнемонические способности ч-ка.

Овеществить инф-цию в оторванной от объекта форме можно через знаки. Решалась задача передачи инф-ции от ч-ка к ч-ку. Сначала идёт некий овеществлённый символ, к-ый служит спредством передачи инф-ции, когда два субъекта не могут вступить в непосредственное взаимодействие. В последствии символы (горошинки Мальчик-с-Пальчик, надломанные веточки, двервняя клинопись и т.д.) Язык знаков был исключительно сложен и громоздок (клинопись, язык Древнего Египта).

Затем шло упрощение языка: появляются слова, из них формируются предложения -- возникает возможность передать инф-цию. Нет необходимости переживать собственный чувственный опыт, чтобы познать к.-то объект. Достаточно получить инф-цию о нём. Первой ф-цией языка является систематизация. Ч-к оказывается в языковой среде с момента рождения. Он попадает под ограничительные и развивающее действие языка.

Пример: когда рождается маленький ребёнок и начинает общаться со взрослыми, взрослый называет ребёнкку ряд объектов. Ребёнок постепенно осуществляет анализ и синтез получаемой информации. Постепенно формируются понятия, развивается абстрактное мышление, информация начинает структурироваться и категоризоваться. Это развивающая ф-ция языка.

Ограничивающая ф-ция языка заключается в методах, к-ыми ч-к категоризует и классифицирует инф-цию. В языках северных народов существуют слова для 100 оттенков белого цвета. В русском языке обозначений цветов всего около 30. Получается, что мы всё палитру цвета (к-ых ч-к может воспринять много тысяч) укладывается в 30 оттенков. Ч-к в результате просто перестаёт воспринимать оттенки цвета.

Язык является тем универсальны инструментом, к-ым выводит рождённого ч-ка з состояния животного (биологически) в состояние человека. Весь окружающий мир в этом смысле становится плодом творчества человека. Посредством языка биологическийорганизм встраивается в человеческую среду.

 

Каким жи способом происходит очеловечивание человека?

Через деятельность, к-ая однако принципиально отличается от д-ти животных. Чтоыб раскрыть для себя назначение предметов и явлений, необходимо "распредметить" каждый объект. Это "распредмечивание" (раскрытие объекта одним ч-ком для другого ч-ка) происходит именно через язык.

Взрослый сопровождает манипуляции ребёнка своими словесными пояснениями, объясняя тем самым какие свойства заложены в данный предмет и для чего его (и эти свойства) можно использовать. Но ч-к через деятельность, познавая её всё дальше и дальше, формирует новые потребности, выявляет свойства и т.д. Очень вероятно, что это бесконечный процесс.

Сейчас уже понятно, что достижения современной науки в тысячи раз превосходят возможности наших органов чувств.

Начинает человек с чувственных ощущений (конструкторы различных модификаций для развития понятий формы, свойств ёмкости и т.д.). Как только понятия сформированы, человек уходит от чувственной формы и понятийной. Дальше обмен общественно-историческим опытом через средства. Эти средства становятся механизмом, к-ый позволяет подчинить себе собственное поведение.

Вместо способности к сохранению следов возникает память, вместо внимания, разлитого по окружающей действительности равномерно, возникает фокус внимания и т.д. Ф-ции становятся высшими.

Процесс ормирования аккуратности у ребёнка.

 

Сначала поведение ребёнка всегда формируется во внешнем мире. Затем на каком-то этапе необхдоимость картинки (ребёнок и шкафчик для одежды) переносится во внутрь, т.е. запоминается (интериоризируется).

Описываются механизмы интериоризации и экстериоризации.

+++из Гальперина:

Утверждение Выготского: высшие психические функции сначала образуются как внешние формы деятельности и лишь потом, в результате интериоризации становятся психическими процессами индивида, - не может не звучать как утверждение, что, по крайней мере в этом случае (высших психических функций), непсихическое превращается в психическое. Принципиальное значение этого очевидно: приоткрывается возможность преодолеть извечную пропасть между ними.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.014 с.)