Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализация личности. Социализация как интериоризация социальных форм поведения (Л.С. Выготский).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вхождение в социальный мир происходите непосредственно через взаимодействие ребенка с взрослыми. Это взаимодействие человека и общества обозначается понятием "социализация". Однако функция социализации не исчерпывается лишь возможностью взаимодействия человека и общества. Она также обеспечивает сохранение общества, так как социализация способствует усвоению новыми гражданами идеалов и ценностей. Г. Тарт полагал, что социализация представляет собой лишь аккумулирование индивидом социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит, путем подражания. Структурно-функциональное направление американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон), процесс социализации раскрывают через понятие "адаптация". Сущность социализации в гуманистической социологии раскрывается через процесс самореализации "Я - концепции", самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь суб®ект рассматривается как само становящаяся и само развивающаяся система, продукт самовоспитания (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Ряд других зарубежных теорий во главу ставят различные составляющие личности, считая их наиболее значимыми. Психоаналитические теории рассматривают развитие потребностной сферы личности. К ним относят теории психо-социального и психо-сексуального развития (З. Фрейд, Э. Эриксон). Проблема умственного развития была разработана Ж. Пиаже. Он является представителем когнитивной теории. Л. Кольберг разработал теорию нравственного развития. Отечественные ученные так же проявляли интерес к данной проблеме. В 30-е годы Л. С. Выготский определил социализацию, как преобразование интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и общения. И. С. Кон определяет социализацию как "усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность". Б. Д. Парыгин считает что: "процесс социализации представляет собой вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которые вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития". Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека с окружающей средой. Социализация -- это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить. Г. М. Андреева выделяет несколько этапов в зависимости от отношения к трудовой деятельности. Система социализации направлена на формирование личности "новой формации", сочетающей в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности.
Л. С. Выготский рассматривал социализацию как “процесс врастания в человеческую культуру”, фундамент которого — овладение различными знаковыми системами; вербальной, графической (в том числе образно-графической), жестовой (образно-жестовой), математическими знаками, нотной грамотой и т. д.
Чаще всего в процессе социализации видят внешнее социальное принуждение. Но на самом деле от этого надо отказаться. Именно сотрудничество, содействие ребенка со взрослыми и сверстниками и выступают как основа социализации личности. Шоттер и Ньюсон: «психологический симбиоз» - мать-ребенок – матери наделяют младенцйа мыслями, чувствами и общается с ним как с подлинным обладателем эих чувств – она общается с ним не как с автономным существом, а как с диадой, которую она с ним образует. Это не исключительный феномен. А обычное проявление соц. жизни (еще м.б. муж-жена, врач-больной). Коул: черты содействия матери и ребенка:
В ходе содействия со взрослыми ребенок преобразует функционально-ролевые отношения в группе, поставляющие только знаемые нейтральные мотивы действий, корригируемых запаздывающими эмоциями, в личностно-смысловые отношения, побуждаемые смыслообразующими действиями ребенка, корригируемых предвосхищающими эмоциями. Если проще, то на примере дежурства:
В основе преобразования соц. отношений между людьми в инд. Отношения личности лежит механизм интериоризации/экстериоризации. Функционирующий в процессе совместной деят-ти. Здесь три грани: 1) «индивидуализация» Выготский(!!) Основной генетический закон культурного развития:от интерпсихического, социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому, к собственно психологическим формам его деят-ти. Превращение внешней социальной речь (речи-для-других) во внутр. (речи-для-себя). Интериоризация соц. отношений и норм в процессе совместной деятельности. 2) Кон – интимизация Маленькие дети сначала называют себя в 3 лице. 3)Производство внутр. плана сознания. Внутренний диалог, диалог с самим собой. Выготский:роль мотивации для понимания аысказывания Внутренняя речь:преобладание смысла над значением, вливание смыслов друг в друга.
Лекция: У ч-ка складывается способность "отрвать" образ объекта от собственно объекта. Роль язка: это тот универсальный инструмент, к-ый проводит социальную и психологическую сущность в ч-ка. Мнемонические способности ч-ка. Овеществить инф-цию в оторванной от объекта форме можно через знаки. Решалась задача передачи инф-ции от ч-ка к ч-ку. Сначала идёт некий овеществлённый символ, к-ый служит спредством передачи инф-ции, когда два субъекта не могут вступить в непосредственное взаимодействие. В последствии символы (горошинки Мальчик-с-Пальчик, надломанные веточки, двервняя клинопись и т.д.) Язык знаков был исключительно сложен и громоздок (клинопись, язык Древнего Египта). Затем шло упрощение языка: появляются слова, из них формируются предложения -- возникает возможность передать инф-цию. Нет необходимости переживать собственный чувственный опыт, чтобы познать к.-то объект. Достаточно получить инф-цию о нём. Первой ф-цией языка является систематизация. Ч-к оказывается в языковой среде с момента рождения. Он попадает под ограничительные и развивающее действие языка. Пример: когда рождается маленький ребёнок и начинает общаться со взрослыми, взрослый называет ребёнкку ряд объектов. Ребёнок постепенно осуществляет анализ и синтез получаемой информации. Постепенно формируются понятия, развивается абстрактное мышление, информация начинает структурироваться и категоризоваться. Это развивающая ф-ция языка. Ограничивающая ф-ция языка заключается в методах, к-ыми ч-к категоризует и классифицирует инф-цию. В языках северных народов существуют слова для 100 оттенков белого цвета. В русском языке обозначений цветов всего около 30. Получается, что мы всё палитру цвета (к-ых ч-к может воспринять много тысяч) укладывается в 30 оттенков. Ч-к в результате просто перестаёт воспринимать оттенки цвета. Язык является тем универсальны инструментом, к-ым выводит рождённого ч-ка з состояния животного (биологически) в состояние человека. Весь окружающий мир в этом смысле становится плодом творчества человека. Посредством языка биологическийорганизм встраивается в человеческую среду.
Каким жи способом происходит очеловечивание человека? Через деятельность, к-ая однако принципиально отличается от д-ти животных. Чтоыб раскрыть для себя назначение предметов и явлений, необходимо "распредметить" каждый объект. Это "распредмечивание" (раскрытие объекта одним ч-ком для другого ч-ка) происходит именно через язык. Взрослый сопровождает манипуляции ребёнка своими словесными пояснениями, объясняя тем самым какие свойства заложены в данный предмет и для чего его (и эти свойства) можно использовать. Но ч-к через деятельность, познавая её всё дальше и дальше, формирует новые потребности, выявляет свойства и т.д. Очень вероятно, что это бесконечный процесс. Сейчас уже понятно, что достижения современной науки в тысячи раз превосходят возможности наших органов чувств. Начинает человек с чувственных ощущений (конструкторы различных модификаций для развития понятий формы, свойств ёмкости и т.д.). Как только понятия сформированы, человек уходит от чувственной формы и понятийной. Дальше обмен общественно-историческим опытом через средства. Эти средства становятся механизмом, к-ый позволяет подчинить себе собственное поведение. Вместо способности к сохранению следов возникает память, вместо внимания, разлитого по окружающей действительности равномерно, возникает фокус внимания и т.д. Ф-ции становятся высшими. Процесс ормирования аккуратности у ребёнка.
Сначала поведение ребёнка всегда формируется во внешнем мире. Затем на каком-то этапе необхдоимость картинки (ребёнок и шкафчик для одежды) переносится во внутрь, т.е. запоминается (интериоризируется). Описываются механизмы интериоризации и экстериоризации. +++из Гальперина: Утверждение Выготского: высшие психические функции сначала образуются как внешние формы деятельности и лишь потом, в результате интериоризации становятся психическими процессами индивида, - не может не звучать как утверждение, что, по крайней мере в этом случае (высших психических функций), непсихическое превращается в психическое. Принципиальное значение этого очевидно: приоткрывается возможность преодолеть извечную пропасть между ними.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.70.0 (0.009 с.) |