Многомерность феноменологии в психологии личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многомерность феноменологии в психологии личности



Основные понятия психологии личности: психология, психика, индивид, индивидуальность, личность. Многообразие феноменологии в психологии личности.

Личность

- человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности

- определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида.

Психология

Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психика

Системное свойство высокорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и будущего. Индивид

Индивид (от лат. individuum — неделимое) — 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.). 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность. Признак целостности указывает на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида. Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности. Активность индивида, обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

Индивидуальность

Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов (см. Восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявления индивидуальности.

Психологическая теория деятельности. Структура деятельности.

Деятельность - особая форма активности, характеризующаяся наличием мотива и развивающаяся по определённым закономерностям. Деятельность осуществляется под влиянием мотива.

 

Структура деятельности.

Деятельность состоит из действий.

Действие -- это процесс, направленный на достижение цели. Возникает жёсткая связка: "Действие-цель", т.е. цель порождает действие. Цель всегда осознаваема.

Цель -- это образ ожидаемого результата.

В момент осуществления действия цель держится в голове. Отсюда делается вывод (Выгодский, Леонтьев):

Как нет действия без цели, так нет и цели без последующих действий, направленных на её достижение.

Деятельность проявляется в материальном виде (в виде перемещения материальных частей тела, каких-то объектов природы и т.д.), но это материализованное поведение не возможно без акта сознания. Деятельность без цели невозможна, но и цель без деятельности также невозможна.

Отсюда вывод о единстве сознания и поведения.

 

Кон.

Асмолов (Глава 9)

 

Половой диморфизм – разделение женского и мужского полов, благодаря которому происходит процесс естественного воспроизводства человеческого вида.

В психологии половых различий сложилось несколько ориентаций:

1)изучение роли пола как индивидуально первичного свойства в онтогенезе человека - биогенетическая ориентация (анализ закономерностей развертывания генетической программы в онтогенезе индивида под влиянием социальных факторов)

2)социогенетическое направление – значение роли культуры в процессе социальной дифференциации, связанной с половым деморфизмом, изучение механизмовусвоения в соответствие с принятыми в культуре стереотипами поведения разных обусловленных половым деморфизмом половых социальных ролей.

3)персоногенетическая ориентация – анализ вопросов онтогенезаполовой идентичности, «я-образа», познавательного развития детей, индивидуального стиля, связанные с половым диморфизмом

4)исследования социологов, психологов, этнографов, сексологов, медиков и биологов – изучениепсихологии половых различий в историко-эволюционном

Пол индивида – предпосылка развития психологического пола личности
Эволюционный смысл полового деморфизма

Женские особи обеспечивают в ходе отбора неизменность,. устойчивость инерционного генетического ядра популяции. (консервативная подсистема)

Мужские особи- тенденция к изменчивости. (оперативная подсистема)

Психосексуальная дифференциация и социальное поведение.

Индивид рождается с определенным хромосомным полом.. Функционирование гормонального пола приводит к созреванию внешнего и внутреннего морфологического пола. В подростковом возрасте гормональный пол приводит к появлению вторичных женских и мужских половых признаков.

Психологический пол зависит от социальной половой роли – набора предписаний и ожиданий, которые предъявляет данное общество индивиду, оценивая его половую принадлежность; от отношения самой личности к своим индивидным свойствам, связанным с полом, и к социальным половым ролям – осознание и принятие личностью своей половой принадлежности.

 

Либин

Сквозной хар-р различий, обусловленный полом, подчеркивает вполне естественное разделение всего человечества на 2 мира: женский и мужской.

1.Половые различия и полоролевое поведение.

Двойная детерминация изучаемых признаков:

- учет эволюционно-биологического фактора

понятие пола как конституциональной координаты(несоциальные воздействия)

- человеческое поведение как соц.феномен

понятие половой и сексуальной роли, которая предписывается субъекту как члену группы

Д.Басс 1995г. –Эволюционная теория личности

Мужчины и женщины будут проявлять личностные различия только в тех областях жизни, где они сталкиваются с проблемами адаптации, относящимися к их биологическим различиям в сексуальной и репродуктивной функциях.

2. Некоторые аспекты половой дифференциации

XY- мужчины

XX- женщины

Многие из наблюдаемых в прентальный период физич. Различий, закладывают основу для особенностей, проявляющихся в течении всей жизни.

XY-тестостерон – если мало- “демаскулинизация”

ХХ-много тестостерона-“дефиминизация”

Некоторые гормоны воздействуют на мозг- например это может проявляться в уровне физической агрессивности.

Первый акт самоопределения- отнесение субъектом себя к определённому полу. С 2 лет-поведение мальчиков начинает дифференцироваться в определённом направлении.Влияние генетических факторов на развитие половой самоидентификации продолжается в течении всей жизни.

На фоне общих различий в конституции в период созревания появляется более отчетливые признаки мужского и женского стилей поведения.

Формирование основных подструктур характера, в частности образа-Я, также имеет отметку пола.

В период молодости происходит окончательное закрепление полоролевых стереотипов, а также в целом завершается формирование половой идентификации как процесса, связаного с физиологическими элементами созревания организма. На данном этапе особенности поведения могут рассматриваться как закрепление выработанных в детские годы реакций.

В период взрослости связанные с первичными половым диформизмом мозговых функций, а также гормональным влиянием половые различия наиболее очевидны.

3. Фактор пола и психика

Феномен социальной желательности.

-определяет акцентирование или сглаживание в зависимости от обстоятельств, характерных особенностей мужчин и женщин.

“Естественные различия между полами.” Некоторые способности базируются на врожденых чертах.

Л.Вормэк (1980)

Обнаружил, что у мужчин основные факторы способностей более дифференцированы и автономны, чем у женщин.

3 фактора у мужчин:

- вербальный

- математический

- зрительно-пространственный

У женщин:

- все 3 мужских в одном

- вербально зависимый от пола.

Различия в языковых способностях выявились по след.показателям:

- словарный запас

- речевая активность

- ясность речи

М.Льюис (1972)

Матери чаще говорят со своими дочерьми, чем с сыновьями.

Стили реагирования мужчин и женщин на стресс отчетливее всего проявляются в способах преодоления отрицательных переживаний.

- женщ.- подавлена- думает о причинах своего состояния

- муж.-подавлен- пытается отгородиться от депрессивных эмоций вовлекается в физич.активность.

“Феминность”

пассивность, концентрация на чувствах, проявление эмоций.

“Маскулинность”

физич. И интеллектуальная активность, неэмоциональность, сила

Соц.стереотипы

Дж.Уильямс, Д.Бест

Анализ полоролевых стереотипов на основе прилагательных, описывающих личностные черты.

Муж.- агрессивные, доминантные, предприимчивые

Женщ.- нежные, сентиментальные, мягкосердечные.

Андрогиния- сочетания в индивиде психологич.профиля высоких показателей маскулинности и феминности. Андрогины демонстрируют “женское” и “мужское” поведение в зависимости от параметров ситуации.

Фактор пола и психика

Личностные переменные

Экстраверсия – параметр, включающий доминантность ощущений, что отражает личные аспекты более типичные для мужчин. Дружелюбность – женская черта.

Половые различия есть и в моральном поведении: моральное развитие женщин базируется на стандарте «забота о других», а у мужчин стандарт – «справедливость».

 

19. Личность в истории культуры. Концепция Л.С. Выготского. Культура и программы поведения. (от прошлого года)

 

В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознательные надындивидуальные явления.

Социотипическое поведение личности, выражающее типовые программы данной культуры, нейтрализует тенденцию к индивидуализации поведения, рост его вариативности; вместе с тем усвоенные личностью социальные образцы и стереотипы, характеризующие ее как члена той или иной общности, освобождают личность от принятия индивидуальных решений в типовых стандартных для данной общности ситуациях.

Автономное «Я» существовало уже на ранних этапах развития общества(начертательная деятельность).

Отклонение от нормативного социотипического поведения на самых разных этапах социогенеза, выход за рамки общепринятых стандартов поведения присущи любым культурам.

В разных видах зарождающейся профессиональной деятельности индивидуальность личности проявляется в выборе средств, различных способов достижения цели. Специализация деятельности – движущая сила, определяющая развитие индивидуальных способностей способностей и склонностей.

В самой социокультурной системе содержатся активные механизмы по выработке неопределенности:

  • Переход в другую возрастную категорию
  • Изменение статуса в обществе

Исторически субъектом индивидуализации выступала социальная группа, которая побуждала члена общины пройти через пороговые ситуации. Процесс опирался на внешние средства – знаки, через которые субъект овладевал своим я(обряды).

Но автономность человека было относительной. Чем значительнее была группа, в которую входил человек, тем выше была его личностная ценность. «Ролевой фетишизм» - социальные роли начинают казаться доставшимися от рождения. Как и индивидные свойства личности, смешиваемые с качествами индивидуальности.

Современный мир: кризис идентичности – ценность быть личностью входит в конфликт с социотипическими проявлениями личности.

Наряду с тенденцией к сохранению эволюционирующей социальной системы, проявляющейся в социотипическом поведении, в типовых программах разных культур, всегда существовала и тенденция к ее изменению, источником которой был социально-исторический образ жизни. В любом социально-историческом образе жизни существует зона неопределенности, в которой и проявляются индивидуальные качества личности при встрече с непредвиденными ситуациями.

Будучи присвоен личностью, социокультурный материал, характерный для данного социально-исторического образа жизни, становится регулятором социотипического поведения личности. Личность присваивает в культуре и обществе социальные эталоны, нормы, фиксированные в языке черты личности, типичные для данной группы, нации, культуры.

Л. С. Выготского: культурно-исторической теории психики человека.

 

В рассуждениях Л. С. Выготского на эту тему можно

выделить три крупные логические части.

 

1. Первая часть может быть озаглавлена: <Человек и природа>. Она относится к общефилософским предпосылкам теории. В этой части содержится два основных положения. Первое положение опирается на мысль, неоднократно высказывавшуюся классиками марксизма о том, что при

переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой.

 

На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюции животного мира. С появлением же человека начался процесс противоположного смысла.Человек ознаменовал свое появление тем, что начал действовать на природу и видоизменять ее.

 

Итак, человек оказался способен к овладению природой. Это первое фундаментальное положение.

 

Второе. Человеку удалось сделать это, т. е. наложил на природу <печать своей воли>, благодаря использованию орудий, а обобщенно говоря, благодаря развитию материального производства. Легко понять, что это действительно так, если представить себе, что именно материальное производство привело к эволюции средств воздействия на природу: от неотесанного камня или копья палки до современных станков и атомных двигателей.

 

Итак, Л. С. Выготский подчеркивает измененное взаимоотношение человека и природы, во-первых, и механизм эТого изменения через использование орудий, во-вторых.

 

II. Вторая часть может быть озаглавлена: <Человек и его собственная психика>. Она содержит тоже два положения, которые звучат не только как точные аналоги обоих положений первой части, но и имеют с ними внутреннюю связь.

 

Первое. Способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в одном очень важном отношении: он научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности, или высшие психические функции.

 

У человека появляются произвольные формы таких функций, которые Л. С. Выготский и называет высшими, человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность.

 

Возникает вопрос: каким образом появление высших психических функций связано с овладением природой? По мнению Л. С. Выготского, здесь имеет место двусторонняя связь: указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствия его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Так вот, ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т. е. научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи.

 

Итак, овладение природой и овладение собственным поведением - параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.

 

Второе положение. Подобно тому как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода - психологических.

 

ill. Третью часть концепции Л. С. Выготского можно озаглавить -<Генетические аспекты>. Логический переход от второй части к третьей позволяет задать вопрос: <А откуда берутся средства-знаки?>

 

Рассмотрим сначала культурно-историческое развитие человека, а потом онтогенез, развитие ребенка. Эти два процесса имеют принципиальное сходство.

 

Как вам уже известно, труд создал человека, общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова-приказы, обращенные к другому и направляющие его действия: <сделай то>, <возьми это>, <пойди туда> и т. п. А что произошло потом?

 

Потом произошло принципиально важное событие: человек стал обращать слова-приказы на самого себя! Из внешнекомандной функции слова родилась его внутреннеорганизующая функция. Человек говорит себе <встань> - и встает; он говорит себе <я должен это сделать> - и делает.

 

Итак, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского, был интерпсихологическим., т. е. межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в

интрапсихологические.

 

 

Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, коготь, жребий, громко произнесенное слово) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т. п.).

 

Идея интериоризации - второе рассмотренное нами фундаментальное положение теории Л. С. Выготского. Первое - опосредствованная структура высших психических функций (наш II п.) и второе – интериоризация отношений управления и средств-знаков (наш III п.).

 

В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Л. С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации. Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает dоздействовать словом на взрослого. И третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

 

Принципиальное отличие человека от животных состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия особые, психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение. Наиболее типичной и универсальной системой знаков является речь.

 

Первоначально - в фило- и онтогенезе - психологические. орудия выступают во внешней, материальной форме и используются в общении как средства воздействия на другого человека. Со временем человек начинает обращать их на себя, свою собственную психику. Интериндивидуальные отношения превращаются в интраиндивидуальные акты самоуправления. При этом психологические орудия из внешней формы переходят во внутреннюю, т. е. становятся умственными средствами.

 

Таким образом, высшие психические функции человека отличаются от низших, или естественных, психических функций животных по своим свойствам, строению, происхождению: они произвольны, опосредованны, социальны.

 

20. Проблема социально-типического в личности. Сравнительные исследования личности в разных культурах. (не знаю…..взала полность как с прошлого года, нет ничего не показыает

 

В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознательные надындивидуальные явления. В основе надсознательных надындивидуальных явлений – система значений, являющаяся продуктом совместной деятельности. Эта система значений опредмечена в виде схем поведения, традиций и тп. Надсознательные явления представляют собой усвоенные человеком как членом группы образца типичного поведения и познания для данной общности, влияние которых не осознается и не контролируется. Эти образцы, например этнические стереотипы, усваиваются через подражание и идентификацию.

В проявлении неосознаваемых социотипических особенностей человек и группа выступают как единое целое.

При исследовании этих проявлений выделяют те существенные в культуре эталоны и стереотипы, ориентируясь на которые вступают с представителями этнических групп в контакт. Например, педантичность немцев или вспыльчивость итальянцев.

Нередко оценка тех или иных поступков через призму эталонов своей культуры или через выработанные мерки о нормах поведения в другой культуре приводит к неадекватному восприятию других людей.

Социальный характер – характер большинства людей данного общества.

И этнический, и социальный характер выступают как выражение функциональных ролевых качеств личности, проявляющихся в ее социотипическом поведении, т.е. в поведении, в котором личность слита с социальной общностью.

Социальные и этнические стереотипы:

· Могут выступать как индивидуальные нерефлексируемые способы решения проблемы данным социумом, которые отражают индивидуальность данной социальной общности.

· Выступают для личности в данной группе как ее функционально-ролевые качества

Этнопсихологические характеристики личности проявляются в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, когда выработанные в ином образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы как средства регуляции социального поведения личности еще находятся в процессе своего формирования. Следовательно, специфические этнопсихологические социотипические феномены обнаруживаются в ситуациях взаимодействия разных культур.

 

 

Ролевые теории личности

 

Ролевые теории личности объединяет понимание личности как функции от той совокупности социальных ролей, которое человек выполняет в обществе.

 

Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Основные положения:

Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: ' социальный статус ' и ' социальная роль ' (см. вопрос 24)

 

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т.Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:

- эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

- способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;

- масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

- нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно;

- мотивацией - на личную прибыль, на общее благо.

 

Герберт Блумер

В соответствии с установками прагматизма он исходит из того, что значение объекта определяется не присущими ему свойствами, а его ролью в поведении. Объект, по Блумеру,- это прежде всего то, что он значит в ожидаемом и реальном социальном взаимодействии, устойчивость моделей которого делает их привычными, т. е. превращает в социальные институты. Следуя Миду, Блумер выделяет два уровня взаимодействия: символический (свойственный только человеку) и несимволический (свойственный всему живому).

 

Теория социального обмена

Авторы теории социального обмена, американские социологи Джордж Каспар Хоманс (род. в 1910), Питер Микаэл Блау (род. в 1918) считают, что поведение людей есть не что иное, как постоянный обмен ценностями, как материальными (деньги, товары и т. д.), так и нематериальными (уважение, дружба и т. д.). Люди взаимодействуют только исходя из определенной) интереса, прямой обмен между ними обеспечивается личными обязательствами, необходимостью отвечать взаимностью на оказываемые услуги. В случае, когда обе стороны получают выгоды от сотрудничества, происходит укрепление социальных связей между ними. Дж. Хоманс формулирует основополагающий принцип взаимодействующих людей: чем больше вознаграждается определенная деятельность человека, тем чаще он ее повторяет. Согласно теории, оценка сторонами меры возврата своего вклада основывается на прошлом опыте социального обмена. Именно прошлый опыт формирует ожидания своеобразной "нормы поведения". Нарушение ожиданий со стороны одною из участников взаимодействия влечет за собой разочарование и агрессивную реакцию. Авторы теории отмечали, что отношения сторон в процессе обмена часто бывают неравными, - один партнер проигрывает по сравнению с другим. Этим они объясняют существование в обществе неравенства и статусных различий между людьми. Постоянное одностороннее предоставление важных благ - основной источник власти. Человек, контролирующий, к примеру, услуги, которые люди не могут получить больше нигде, может обрести власть над другими.

 

Теория Морено

Морено считал наиболее глубинным филогенетическим фактором личности, формирующим человеческое поведение, ее спонтанность. С исчезновением спонтанности личность погибает.

Структура личности, по мнению Морено, представляет собой набор ролей. Фундаментальное значение имеют роли (первичные ролевые категории): соматические (или психосоматические), определяемые физиологическими потребностями и эмоциями; психические, возникающие уже в социальной матрице и расширяющие сферу переживаний ребенка; социальные, задаваемые структурой социальных отношений, в которых участвует человек; трансцендентные (или интегративные), в которых человек совершает имманентную присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир.

 

Таблица: Примеры первичных ролевых категорий

Соматические Психические Социальные Трансцендентные

Принимающий пищу Наслаждающийся Потребитель Коммуницирующий

(коммуникант)

Смотрящий Воспринимающий Видящий Созерцающий

Совокупляющийся Влюбленный Супруг Любящий

 

Развитие личности

Морено рассматривал в двух аспектах: как социоэмоциональное (формирование способности к межчеловеческим отношениям) и ролевое развитие (приобретение опыта благодаря ролевому обучению).

Социоэмоциональное развитие начинается с феномена спонтанной социализации не связанных родством людей на самой ранней ступени их развития. На 1-20 неделе младенцы живут на стадии органической изоляции, не замечая друг друга. С 20-24 недели начинается стадия горизонтальной дифференциации, когда контакты не зависят от индивидуальных особенностей младенцев, а обусловлены степенью близости (расположением кроваток). На 40-42 неделе начинается стадия вертикальной дифференциации, когда на групповую организацию начинают влиять физическая сила и сообразительность. В группе образуются "верх" с ее лидерами и "низ" с несамостоятельными и обособленными членами группы. Однако взаимные социометрические выборы у маленьких детей редки вследствие неразвитости феномена теле, т. е. способности общаться на некоторой дистанции, передавая издалека эмоциональные сообщения друг другу.

Примерно на седьмом году жизни социометрическая структура детских групп меняется. Многочисленные взаимные выборы свидетельствуют о том, что фактор теле становится более действенным. До завершения пубертата и появления типичных для взрослых людей групповых структур, сменяя друг друга, следуют две стадии преобладания разнополых и две стадии преобладания однополых выборов.

Огромное значение Морено придавал ролевому развитию. Он писал, что появление роли первично по отношению к "Я", подчеркивая тем самым неотъемлемое значение ролей в развитии личности. В его теории рассматриваются несколько стадий ролевого развития человека.

 

Эмбриональная стадия. На этом уровне человек, по мнению Морено, вступает в отношение с миром, т. е. у него появляется поведение. Ребенок и мать образуют функциональное органическое единство (органическая плацента). Важнейшим фактором нормального развития в это время является спонтанность (S-фактор). Нормальные (спонтанные) роды - это бестравматический переход от внутриутробных к внеутробным условиям существования.

Первая психическая вселенная (матрица вселенской идентичности). На этой стадии ребенок еще не дифференцирует объекты и живые существа. Мать вместе с младенцем образуют интеракциональное единство (социальная плацента), переживание которого становится глубинным переживанием тождественности с миром и формирует последующее доверие к собственному бытию (соответствующее описанному Эриком Эриксоном базовому доверию к миру). Причиной сильной концентрации ребенка на стадии вселенской идентичности является акциональный голод, побуждающий его целиком отдаваться действию. Интеракция (как и на последующих стадиях) осуществляется благодаря процессам разогрева.

Первая психическая вселенная (матрица вселенской реальности). Ребенок начинает различать и узнавать окружающих людей и предметы, однако он делает это только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представления о вещах отсутствуют или, во всяком случае, не дифференцируются от самих предметов.

Вторая психическая вселенная. Единое восприятие мира ребенком разделяется на восприятие реальности и на фантазию, что является предпосылкой возникновения дискурсивного мышления. Благодаря абстрактному мышлению постепенно изменяется восприятие мира, происходит дифференциация речи и формирование понятий. На этой стадии ребенок знакомится с ролями еще до того, как он способен действовать. Он должен научиться жить и в реальности, и в представлении, не отдавая предпочтения ни одному миру в ущерб др. Если человек остается на уровне восприятия реальности (в рамках матрицы вселенской реальности), это грозит ему слабоумием. И наоборот, застревание на своих представлениях может стать причиной невротической отгороженности от реальности из-за возникающих ирреальных страхов и желаний.

Третья психическая вселенная. Человек переживает тождество с трансперсональным бытием. Это переживание не обязательно в психосоциальном отношении. Оно совершается не только в психических или социальных ролях, а и благодаря трансценденции к новой ролевой категории интегративного переживания.

 

В процессе ролевого развития происходит последовательное формирование всех ролевых категорий: соматических, психических, социальных и трансцендентных. Если какая-либо фаза минуется или происходит возврат на предыдущие уровни, то наблюдаются различные случаи личностной патологии. Так, пропуск формирования психических ролей ведет к психопатическому развитию, а социальных - к шизоидному. Возврат к низшим уровням является причиной развития страха, который может проявляться в различных невротических и психотических нарушениях. Целью психодрамо-терапии является пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в творческом акте.

 

 

Критика ролевых теорий

 

Из работы А.Н. Леонтьева «Деятельность, сознание, личность»:

По широко распространенному определению, "роль" – это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека, занимающего определенное место в структуре той или иной социальной группы, это структурированный способ его участия в жизни общества. Личность и представляет собой не что иное, как систему усвоенных (интернализированных) "ролей". В социальной группе, которая образует семью, это "роль" сына, отца и т.д.; на работе – "роль", скажем, врача или учителя. В неопределенных ситуациях "роль" тоже возникает, только в этом случае в "роли" гораздо больше проявляются черты архетипа и индивидуально приобретенного опыта. Каждый из нас, разумеется, принимает на себя те или иные социальные (например, профессиональные) функции и в этом смысле – "роли". Однако идея прямого сведения личности к совокупности "ролей", которые исполняет человек, является – несмотря на всевозможные оговорки адептов этой идеи – одной из самых чудовищных. Конечно, ребенок усваивает то, как он должен вести себя с мамой, скажем, что ее нужно слушаться, и он слушается, но можно ли сказать, что при этом он играет роль сына или дочери? Столь же нелепо говорить, например, о "роли" полярного исследователя, "акцептированной" Нансеном: для него это не "роль", а миссия. Иногда человек действительно разыгрывает ту или иную роль, но она все же остается для него только "ролью", независимо от того, насколько она интернализирована. "Роль" – не личность, а, скорее, изображение, за которым она скрывается. Если воспользоваться терминологией П.Жане, понятие роли соотносительно не понятию личности (personnalite), а понятию персонажа (personnage).

Важнейшими возражениями против "ролевых" теорий являются не те, которые идут по линии критики того или иного понимания места, отводимого ролям в структуре личности, а те, которые направлены против самой идеи, связывающей личность с запрограммированным поведение (Гандерсон), даже если программа поведения предусматривает ее самоизменение и создание новых программ и подпрограмм. Что бы вы сказали, спрашивает цитируемый автор, если бы узнали, что "она" лишь искусно играла перед вами роль?

Судьба концепции ролей та же, что и других "социологических", культур-антропологических концепций, остающихся в плену теории двух факторов: чтобы спасти психологическое в личности, она вынуждена апеллировать к темпераменту и способностям, заложенным в генотипе индивида, и мы снова возвращаемся к ложному вопросу о том, что является главным – генотипические особенности человека или воздействия социальной среды. Более того, нас предупреждают об опасности любой односторонности. Лучше всего, говорят нам, сохранять в решении этой проблемы "разумное равновесие".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.121 с.)