Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели текущих затрат коммерческого предприятия

Поиск

Для оценки состояния и изменений текущих затрат коммерческого предприятия используется система показателей.

1. Обобщающие показатели в целом по коммерческому предприятию.

1.1. Абсолютные показатели:

  • абсолютная сумма издержек обращения общая и по формам снабжения, по группам товаров, по группам расходов.

1.2. Относительные показатели:

· структура издержек обращения;

· уровень издержек обращения;

· темпы изменения уровня издержек обращения;

· показатели изменения уровня издержек под влиянием ряда факторов.

2. Показатели эффективности текущих затрат предприятия в целом – частные показатели по подразделениям коммерческого предприятия или по отдельным группам и статьям расходов.

2.1. Абсолютные показатели:

· абсолютная сумма издержек обращения по подразделениям коммерческого предприятия и по отдельным группам и статьям расходов.

2.2.Относительные показатели:

· структура отдельных групп и статей издержек;

· уровень издержек обращения по отдельным группам и статьям;

· темпы изменения уровня издержек по отдельным группам и статьям;

· показатели изменения уровня издержек по отдельным группам и статьям, происходящие под влиянием ряда факторов.

Текущие затраты коммерческого предприятия характеризуются следующими основными показателями.

1. Абсолютная сумма издержек обращения. Этот показатель дает представление об объеме текущих затрат коммерческого предприятия в стоимостном выражении. Он является синтетическим, так как складывается из издержек отдельных предприятий или подразделений коммерческого предприятия, а эти последние – из расходов по отдельным группам и статьям. Формула расчета абсолютной суммы издержек обращения коммерческого предприятия:

,

где: И0 – абсолютная сумма издержек обращения коммерческого предприятия; Иij – абсолютная сумма издержек обращения по отдельной группе или статье подразделения коммерческого предприятия; n – количество групп или статей издержек; m – количество подразделений коммерческого предприятия.

В табл. 3.3 приведены данные об абсолютной сумме издержек обращения предприятий торговли России.

Таблица 3.3

Абсолютная сумма издержек обращения предприятий
оптовой и розничной торговли, млрд р.23

Показатель      
Оптовая торговля      
Розничная торговля      

2. Структура издержек обращения по отдельным группам статей расходов или отдельным статьям расходов. Структура издержек обращения определяется по формуле:

,

где: Иуд – удельный вес расходов по отдельной статье или группе статей в составе общей абсолютной суммы издержек обращения;
Иi – абсолютная сумма расходов по отдельной статье или группе статей; – общая абсолютная сумма издержек обращения.

Структура издержек обращения способствует более правильной оценке отдельных статей в составе общей суммы издержек обращения. Данный показатель позволяет выявить значимые статьи или группы статей издержек для обоснования основных направлений экономии издержек обращения в планируемом периоде. Так, нельзя получить существенную экономию по статье издержек, составляющей 1 от всех расходов коммерческого предприятия.

Данные табл. 3.4 характеризуют структуру издержек обращения предприятий розничной торговли (по оптовой торговле данных нет).

3. Относительный уровень издержек обращения (иначе его называют уровнем издержкоемкости коммерческой деятельности). Он определяется по каждой отдельной статье или группе статей расходов и по совокупности издержек обращения коммерческого предприятия.

Относительный уровень издержек обращения рассчитывается по формуле:

,

где: УИ0 – уровень издержек обращения в процентах к товарообороту (уровень издержкоемкости); – общая абсолютная сумма издержек обращения; ТО – объем товарооборота.

Таблица 3.4

Структура издержек обращения предприятий розничной торговли по видам затрат, в % к итогу24

Наименование затрат      
Издержки обращения, в том числе: 100,0 100,0 100,0
       
1. Материальные затраты, из них: – на топливо и электроэнергию; – на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров; – износ спецодежды, белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов 14,9 2,8 0,3 0,4 17,7 3,3 0,4 0,5 0,8 4,6 5,8 0,7
2. Затраты на оплату труда 29,8 31,1 30,9
3. Отчисления на социальные нужды 7,91 11,2 9,2
4. Амортизация основных средств 0,5 2,5 3,1
5. Прочие затраты, из них: – отчисления во внебюджетные средства; – обязательные страховые платежи; арендная плата 46,9 2,7 2,3 2,6 37,5 1,1 1,0 3,5 36,0 2,5 1,2 4,4

Уровень издержек обращения может быть рассчитан как в процентах, так и в денежном выражении на 1 р. (100, 1000 р.) товарооборота.

В связи с тем, что значительная часть издержек обращения, например, затраты по завозу и отправке товаров, по таре и упаковке, сортировке товаров, по оплате труда складских работников в большей степени зависят от количества реализованной продукции в натуральном выражении, уровень издержек обращения может быть рассчитан по следующей формуле:

,

где: УИ0 – уровень издержек обращения в процентах к грузообороту (уровень издержкоемкости); – общая абсолютная сумма издержек обращения; ГО – объем грузооборота по отправлению.25

Уровень издержек обращения более приемлем для оценки затрат, поскольку превышение фактических затрат над плановыми или, наоборот, меньшая сумма издержек – по сравнению с установленными в плане – не являются еще доказательством ухудшения или улучшения работы коммерческого предприятия.

Уровень издержек обращения является важнейшим показателем экономичности деятельности коммерческого предприятия, он позволяет судить о том, насколько велики расходы коммерческого предприятия из расчета на единицу объема его деятельности. Этот показатель можно интерпретировать следующим образом: какая часть денежной выручки (товарооборота) идет на покрытие расходов или какова доля текущих затрат в цене реализуемых товаров.

Уровень издержек обращения (издержкоемкость) должен соответствовать оптимальному размеру затрат. Было бы неправильно считать, что наиболее эффективным всегда является снижение издержкоемкости. Низкий уровень издержек позволяет коммерческому предприятию получать некоторые конкурентные преимущества на рынке, гибко осуществлять ценовую политику и при прочих равных условиях достигать более высоких финансовых результатов. Однако снижение издержкоемкости может сопровождаться снижением уровня обслуживания потребителей, отказом от реализации пользующихся спросом, но издержкоемких товаров и т.п. Вполне оправдан рост уровня издержек обращения, когда эффект от повышения затрат заключается в улучшении сервиса, ускорении оборачиваемости товаров, совершенствовании товародвижения, а в конечном счете – в росте объемов продаж товаров, увеличении доли фирмы на рынке.

Показатель издержкоемкости коммерческой деятельности имеет важное значение для коммерческого предприятия. Результаты оценки уровня издержкоемкости и его тенденций по отдельным группам (подгруппам) товаров позволяют корректировать ассортиментную и ценовую политику коммерческого предприятия с учетом изменяющихся в планируемом периоде условий хозяйствования. Общая и потоварная издержкоемкость теснейшим образом связана с экономическим обоснованием сбытовых (торговых) наценок (надбавок) и скидок.

Уровень издержек обращения является одним из показателей анализа конкуренции. Осуществляя оценку сложившегося на коммерческом предприятии уровня издержек обращения по сравнению с аналогичным показателем у конкурентов, можно выявить причины, по которым “выигрывает” или “проигрывает” данное предприятие у конкурентов, чтобы учесть это в стратегическом плане развития фирмы. При этом необходимо предусмотреть, чтобы сравнение происходило с конкурентами, функционирующими в примерно одинаковых условиях хозяйствования.

Так как основными причинами различий показателей издержкоемкости могут быть: специфика района деятельности коммерческого предприятия, вид, свойства и качество реализуемых товаров, их конкурентоспособность, степень подготовленности к реализации, применяемые методы продаж, трудоемкость, ресурсообеспеченность, стоимость затрат труда и затрат капитала, структура затрат и товарооборота, товарооборачиваемость, эффективность управленческих решений и маркетинговых мероприятий и др.

Уровень издержек обращения также используется при региональных и других сравнениях, при построении моделей влияния различных факторов на издержки обращения.

Величина уровня издержек обращения предприятий оптовой и розничной торговли России указана в табл. 3.5.

Таблица 3.5

Уровень издержек обращения предприятий оптовой

и розничной торговли в 1995 г, в % к товарообороту

Показатель Издержки обращения, в % к товарообороту
Оптовая торговля Розничная торговля 18,826 17,527

4. Темп изменения (снижения, повышения) абсолютной суммы и уровня издержек обращения. Данный показатель позволяет оценить интенсивность изменения (снижения, повышения) объема и уровня текущих затрат коммерческого предприятия. Он рассчитывается по формуле:

,

где: ТИ – темп изменения абсолютной суммы издержек обращения; И0 – размер изменения абсолютной суммы издержек обращения; ИБаз. – базовая (первоначальная, плановая) сумма издержек обращения.

Значение данного показателя в том, что оценивая интенсивность изменения текущих затрат, он позволяет сосредоточить внимание не только на тех статьях значимых издержек обращения, которые можно постепенно снизить, а также на тех, которые интенсивно растут и могут достичь высоких значений в ближайшее время.

В табл. 3.6 приведены темпы изменения абсолютной суммы и уровня издержек обращения розничной торговли России (по оптовой торговле данных нет).

Таблица 3.6

Темпы изменения суммы и уровня издержек обращения предприятий розничной торговли28

Показатель 1994 в % к 1993 1995 в % к 1994
Абсолютная сумма издержек обращения, млрд. р. +291,9 +116,7
Уровень издержек обращения, % +14,3 -0,6

5. Показатели изменения уровня издержек обращения под влиянием различных факторов. Факторы, определяющие величину показателей издержек обращения и их динамику, весьма разнообразны. Все факторы принято подразделять на две основные группы:

  • внутренние (зависящие от деятельности коммерческого предприятия);
  • внешние (не зависящие от деятельности коммерческого предприятия).

Обычно изучают влияние на издержки обращения следующих факторов:

  • изменение объема товарооборота;
  • изменение структуры товарооборота по видам оборота и товарной структуре;
  • изменение скорости обращения товаров;
  • изменение цен на товары;
  • изменение тарифов и ставок за услуги;
  • изменение уровня производительности труда работников;
  • изменение состояния и эффективности использования материально-технической базы;
  • изменение условий завоза товаров;
  • организационно-структурные изменения на предприятии.

Ниже приводится примерный перечень факторов, относящихся к каждой из перечисленных групп, влияющих на формирование текущих затрат коммерческого предприятия. Одни из факторов способствуют росту издержек, другие – снижению.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

1. Географические факторы: местоположение предприятия.

2. Экономические факторы: уровень и темпы инфляции; виды и ставки налоговых платежей, входящих в издержки обращения; процентные ставки по кредитам банка; уровень тарифов по оплате услуг коммунальных служб, транспортных организаций и т.п.; размер минимальной заработной платы; платежная дисциплина; состояние кредитно-денежной системы и т.д.

3. Рыночные факторы: тип рынка (продавца, покупателя); тип клиентурных рынков; тип товарно-отраслевого рынка; этап жизненного цикла товара на рынке; тип конкуренции и др.

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

1. Мощность коммерческого предприятия.

2. Объем и структура товарооборота, в т.ч. по видам реализации и по товарным группам.

3. Звенность товародвижения, вид транспорта.

4. Скорость обращения товаров.

5. Состояние и уровень использования основных средств.

6. Обеспеченность собственными оборотными средствам.

7. Уровень производительности труда.

6. Показатели эффективности текущих затрат, к которым относятся: издержкоотдача по товарообороту (грузообороту), по прибыли и др.

Постоянное измерение величины затрат коммерческого предприятия, сопоставление издержек с издержками конкурентов очень важно, так как скорость изменения затрат необыкновенно высока. Ни один руководитель не должен позволять себе “почивать на лаврах” даже после больших и успешных усилий по снижению затрат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.66.57 (0.012 с.)