Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность коммерческой деятельности↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С.Н. Третьяк КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Часть I ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ Рекомендовано Редакционно-издательским советом ДВГУПС в качестве учебного пособия Хабаровск Рецензенты: Заведующий кафедрой “Маркетинг” Хабаровской государственной академии экономики и права, канд. экон. наук, доцент Н.А. Герасименко Ректор Дальневосточного института менеджмента, бизнеса и права докт.экон.наук, В.С. Лосев Данное учебное пособие (часть 1) состоит из 4-х разделов, в которых автор классифицирует субъекты коммерческой деятельности, подробно их описывая. Автор приводит интересные примеры из зарубежной практики оптовой и розничной торговли. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений специальностей “Коммерция”, “Менеджмент”, “Маркетинг”, “Экономика и управление на предприятии”. ©Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС), 1999 ©С.Н. Третьяк, 1999 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Сущность коммерческой деятельности Содержание и принципы реализации коммерческих интересов на рынке товаров и услуг. Рынок и рыночная среда в системе коммерческих отношений Механизм регулирования и особенности проявления коммерческих интересов на товарном рынке 2. Понятие и содержание коммерческой деятельности Понятие коммерческой деятельности Содержание и задачи сбыта готовой продукции Сущность управления материальными ресурсами Организационные основы коммерческой деятельности Система и принципы организации хозяйственных взаимоотношений в процессе коммерческой деятельности Основные субъекты коммерческой деятельности на товарном рынке 4.1. Принципы организации и управления в системе “Покупатель-Продавец” Коммерческие посредники на товарном рынке Роль банков в коммерческой деятельности Организация и техника операций на биржах, аукционах, торгах, ярмарках Коммерческие операции по торговле лицензиями Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРЕДИСЛОВИЕ В современных условиях экономического развития России наблюдается ряд новых аспектов деловой активности в сфере производства и обращения. Это связано с определенной демократизацией экономики, резким снижением степени централизма в управлении и, в конечном счете, с принятием ряда законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, с помощью которых стали чаще проводиться свободные товарные сделки на внутреннем рынке и в отношениях с зарубежными партнерами. В предпринимательской среде четко выражено желание развивать товарный рынок и его инфраструктуру. Возникшие политические и экономические обстоятельства требуют новых подходов к управлению таких форм хозяйствования, которые были бы адекватны рыночным отношениям. Активное развитие прогрессивных форм ведения рыночного хозяйства, приватизация государственной собственности выводят на первый план проблемы изучения природы экономических явлений, которые в новых условиях играют особую роль. К их числу, прежде всего, относится коммерческая деятельность. В условиях переходной экономики развивается структура и формы организации коммерческой деятельности, расширяется практика самостоятельного выбора партнеров, клиентуры и экономических условий, преобразуется товаропроводящая сеть посреднических организаций, призванная обеспечить возможность широкого доступа всех потребителей к материальным ресурсам. Предприятия оптовой торговли существенно изменяют свои функции, организацию и технологию работы, становятся активными торговыми посредниками, которые строят отношения с клиентами на рыночных принципах. Современные коммерческие предприятия испытывают острую потребность в квалифицированных и адаптированных к среде рынка специалистах. Профессиональные знания коммерсанта должны обязательно дополняться его индивидуальными способностями к ведению деловых переговоров, умением производить психологические оценки. Знания в этой области играют важную роль в процессе профессиональной подготовки работников коммерческих служб, представляют собой основу для изучения более конкретных дисциплин. В то же время, они необходимы руководителю любого предприятия, так как позволяют комплексно оценивать состояние его экономики в увязке с ситуацией на рынке. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров коммерции, менеджмента и экономики, а также по таким специальностям, как коммерция, маркетинг, менеджмент, экономика и управление, юриспруденция. В нем обобщен 20-летний опыт автора, накопленный в процессе преподавания данной дисциплины и взаимосвязанных с ней курсов в российских и зарубежных вузах:
При написании пособия автором использованы материалы личных и коллективных научных исследований, а также материалы, полученные в процессе научно-педагогических стажировок в США и Японии. Учебное пособие состоит из четырех частей. Первая из них посвящена общетеоретическим проблемам сущности и характеристике основных разновидностей и субъектов коммерческой деятельности, организации их взаимоотношений в процессе заключения сделок. Во второй части пособия автор и его коллеги рассматривают основные экономические аспекты деятельности коммерческих предприятий и организаций, излагают принципиальную схему ценообразования на товары и услуги, реализуемые на товарном рынке. В дальнейшем планируется издание двух завершающих частей учебного пособия, посвященных прикладным вопросам организации и планирования коммерческой деятельности на внутреннем и внешнем рынках. Содержание и принципы реализации коммерческих интересов на рынке товаров и услуг. Рынок и рыночная среда в системе коммерческих отношений Полноценное представление о рынке заключается в его абстрактном и конкретном толковании. Первая точка зрения на данный вопрос предполагает, что рынок – это совокупность общественно-экономических отношений, складывающихся по поводу обмена. В связи с этим, довольно часто рынок отождествляется с одной из самых распространенных в мире форм общественно-экономического устройства – капитализмом. Являясь категорией обмена и товарно-денежных отношений, рынок предполагает наличие взаимных связей между спросом и предложением. Сущность явлений, происходящих на рынке, раскрывается этими взаимосвязями и представляет собой механизм или основной принцип функционирования рынка. Сама по себе зависимость между спросом и предложением является диалектичной. Спрос на рынке естественным образом инициирует предложение товаров и услуг. Количественные параметры предложения увязываются со спросом при помощи цены, которая активно его регулирует. Скорректированный спрос вновь задает параметры предложения (см. рис. 1.1). Важно, чтобы при этом соблюдался принцип свободы ценообразования или невмешательства государства в вопросы установления цен. Роль рынка как регулятора отношений в обществе и экономике хорошо известна. Следует, тем не менее, выделить несколько конкретных функций, которые определяют значение рынка для всей системы коммерческих отношений:
Рис. 1.1. Диалектика взаимосвязи “спрос – предложение” Понятие рынка тесно связано с понятием рыночной среды, т.е. с особой сферой деятельности, в процессе которой постоянно сталкиваются коммерческие интересы продавцов и покупателей. При этом деятельность участников рыночных отношений характеризуется четкой направленностью и имеет специфику в связи с ролью данного субъекта на рынке. Так, продавцы стремятся привлечь покупателей к своему товару и поэтому конкурируют между собой, в результате чего развивается покупательная активность на рынке. Покупатели пытаются рационально истратить свои средства, таким образом, чтобы оптимально соединить имеющуюся покупательную способность с пользой от покупки. Потребность в реализации этих интересов предполагает необходимость ясного представления о рынке в его конкретных проявлениях. В отличие от приведенного выше абстрактного определения, рынок можно представить и совершенно конкретно. В этом случае, речь идет о рынке определенного, состоящего из однородных изделий товара или рынке сбыта. С этой точки зрения, рынок представляет собой, во-первых, совокупность покупателей определенного товара, а, во-вторых, – совокупность продавцов этого же товара. Основными характеристиками рынка сбыта являются:
Емкость рынка (максимальный объем закупок определенного товара на данном рынке сбыта за определенный период времени) зависит, в конечном счете, от двух основных факторов. С одной стороны – это объективно существующий предел потребления данного товара, с другой – предел покупательной или платежной способности потребителей товара с учетом эластичности спроса. Объемные характеристики рынка сбыта, определяемого как совокупность продавцов, находятся под воздействием внешних и внутренних факторов. Так, емкость рынка прямо ограничивает совокупные объемы продаж (внешний фактор, регулирующий предложение товара), а распределение этих объемов на конкретные доли по отдельным продавцам происходит при сильном влиянии конкуренции (внутренний фактор). Поэтому, возможности внедрения нового продавца на конкретный рынок сбыта всегда весьма затруднены, так как современных условиях международной экономической интеграции практически не осталось “неразработанных” участков рынка, где имеется неудовлетворенный платежеспособный спрос. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание и задачи сбыта готовой продукции “Сбыт продукции есть, прежде всего, обращение материальных ресурсов. Однако он охватывает не всю фазу обращения, а ее начальную стадию”, связанную с продажей и перепродажей товаров. Сбыт продукции непосредственно связан с производством и распространением товаров. Сбытовая деятельность промышленного предприятия естественным образом связана с готовой продукцией. Готовой считается такая продукция, которая прошла технический контроль, имеет соответствующую маркировку, удовлетворяет требованиям, установленным в государственных стандартах, технических условиях, договорах, и подготовлена к поставке. Готовая продукция, поступающая в хозяйственный оборот, принимает различные формы. В добывающих отраслях промышленности готовой продукцией являются сырье и топливо (руда, лес, топливно-энергетические ресурсы и др.). В обрабатывающих отраслях одни виды готовой продукции принимают форму материалов, подлежащих дальнейшей переработке (металлы, строительные материалы, химикаты), другие – принимают формы законченной продукции, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Так, на предприятиях машиностроения, выпускающих станки и оборудование, готовая продукция принимает форму законченных изделий, так как станки, оборудование не подлежат дальнейшей обработке. Промышленные предприятия выпускают готовую продукцию также в виде полуфабрикатов, комплектующих изделий и запасных частей, которые либо обрабатываются на других предприятиях (штамповки, поковки), либо без обработки входят в состав другой продукции (функциональные узлы и части агрегатов). Сущность сбыта предопределяет существование двух групп операций с готовой продукцией: материальную и нематериальную. Производственно-технические операции на складах готовой продукции в промышленности, а также на сбытовых базах и складах являются продолжением производственного процесса и называются материальными. Они включают:
Содержание этих операций в целом сводится к подготовке продукции к отправке и отправке ее покупателю в форме отгрузки или путем отпуска со склада. Отгрузка – это отправка продукции транспортом потребителю или посреднику. При этом поставщик как субъект отгрузки обычно организует транспортировку. Отпуск – это сдача готовой продукции грузополучателю, который самостоятельно организует доставку продукции по назначению. В качестве грузополучателей могут выступать как предприятия-потребители, так и посреднические фирмы, которые получают продукцию для дальнейшей перепродажи. Самостоятельное значение имеет понятие поставка, т.е. фактический отпуск или отгрузка продукции потребителям в соответствии с договорами. В объемы поставок включаются отправки продукции, как с промышленных предприятий, так и со складов посредников. Продукция, подлежащая сбыту, обязательно проходит стадию реализации, так как должна быть не только отправлена продавцом, но и оплачена покупателем. Под реализацией понимается в основном оплата стоимости продукции, получение денежных средств (выручка). Отметим две стороны процесса реализации: ее натурально-вещественный и стоимостный аспекты. Это означает обязательность получения продукции потребителем в количестве и качестве, которые достаточны для ее использования и создания производственного запаса, и в соответствии с заключенными договорами. Для того, чтобы осуществить все операции и процессы, связанные с отправкой, поставкой и реализацией продукции, необходимо не только организовать труд складских работников, но также определить схему продвижения продукции. В целом, формулируя цельное определение, следует отметить, что сбыт продукции представляет собой комплекс организационно-технических и финансово-экономических мероприятий, связанных с поставкой и реализацией готовой продукции. Основным требованием к сбыту с позиций рыночной экономики является готовность предприятия к удовлетворению выявленного ассортиментного спроса потребителей. Важно, чтобы это происходило при условии минимизации сбытовых запасов (готовая продукция, товары в пути и товары на складах у посредников) и издержек по сбыту. Сбытовая деятельность в промышленности организована по товарным группам – черным и цветным металлам, нефтепродуктам, лесным материалам, химической продукции и многим видам изделий машиностроения. Характеристики товара. 1. Цена за единицу товара, включая транспортно-заготовительные расходы. 2. Спецификация товара. 3. Простота применения товара. 4. Соответствие товара предпочтениям конкретного пользователя приобретаемого товара. 5. Возможность предоставления услуг по обучению конкретного пользователя. 6. Время, которое необходимо для обучения конкретного пользователя. 7. Простота монтажа или наладки, если они необходимы для применения товара. 8. Возможность предоставления покупателю послепродажных услуг. На четвертом этапе происходит выработка самого решения, т.е. фактически выбор конкретного варианта закупки и заказ на ее поставку. Завершающей фазой данного процесса является исполнение решения, которое обычно представляет собой выраженное в официальной форме (письменно или устно) уведомление конкретного поставщика о согласии на заключение с ним сделки купли-продажи. Складирование Коммерческий посредник содержит товарные запасы на специализированных складах, обеспечивая их сохранность. Поэтому, покупатель может передавать, поступающие в его адрес материальные ресурсы на ответственное хранение или арендовать необходимые для хранения ресурсов складские площади. 5. Транспортировка (доставка) грузов с магистрального транспорта ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Апишев А.А. Фактор предпринимательства в экономике. – М.: Луч, 1995. 2. Аркан П.А. Холдинг. Организация и управление. – СПб.: Печатный двор, 1993. 3. Армстронг Ш. Деловое планирование и предпринимательство; Пер. с англ. – М.: Дело, 1995. 4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 1994. 5. Баскин А. И., Варданян Г. И. Экономика снабжения предприятий сегодня и завтра. – М.: Экономика, 1990. 6. Васильев Г.А., Осипова Л.В. Коммерческая деятельность промышленной фирмы. – М.: Экономическое образование, 1995. 7. Волкова К. А., Казакова Ф. А., Симонов А. С. Структура производственного объединения, положение об отделах и службах, должностные инструкции: справочное пособие. – М.: Экономика, 1987. 8. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 1994. 9. Гордон М. П. Материально-техническое снабжение. Перестройка организации управления. – М.: Экономика, 1987. 10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст. – М.: Акалис, 1996. 11. Дашков Л.П., Данилов А.И., Тютюкина Е.Б. Предпринимательство и бизнес. – М.: ИВЦ "Маркетинг", 1995. 12. Евенко Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США. – М.: Наука, 1983. 13. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. – М.: Финансы, 1994. 14. Интегрированные финансово-промышленные структуры производственные объединения, холдинги, финансово-промышленные группы. — СПб.: Печатный дров, 1996. 15. Инютина К.В. Повышение надежности и качества снабжения. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. 16. Инютина К.В. Совершенствование планирования и организации материально-технического обеспечения производственных объединений. – Л.: Машиностроение, 1986. 17. Каору И. Японские методы управления качеством. – М.: Экономика, 1988. 18. Комлев С.Л. Оптовая торговля средствами производства в США (организация и структура отрасли). Обзорная информация. Материально-техническое снабжение. Серия 2. – М.: ЦНИИТЭИМС, 1989. 19. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990. 20. Коуз P. Фирма, рынок и право Пер. с англ. – М.: Дело ЛТД, 1993. 21. Кочетова К. П. Совершенствование управления материальными запасами в рыбной промышленности. – М.: Агропромиздат, 1989. 22. Миколюнас Л.В., Минкин З.С. Материально-техническое снабжение, новый механизм хозяйственного расчета. – М.: Экономика, 1989. 23. Мингазов Х.Х. Современные организационные структуры в промышленности /' Российский экономический журнал, 1993, №2. 24. Намазалиев Г.И. Экономический анализ хозяйственной деятельности в материально-техническом обеспечении: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1990 25. Невелев А.М., Касьян И.И. Материально-техническое снабжение на промышленном предприятии. – Киев: Техника, 1988. 26. Николаева Т. И. Адаптация торговли к условиям рынка. – Екатеринбург: УГЭУ, 1995. 27. Панин В.В. Феномен японских торговых домов: у истоков японского чуда. – СПб.: "Чернышовка", 1996, 28. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: ИВЦ "Маркетинг", 1996. 29. Пелих А. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. – М.: Ось-89, 1996. 30. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). – М.: Прогресс, 1986. 31. Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация. Внешнеторговый практикум. – М.: Инфра-М, 1996. 32. Полякова С. И., Буренкова Е. Н. Экономический анализ в системе внутрихозяйственного расчета. – М.: Финансы и статистика, 1989. 33. Прилуцкий Л. Лизинг. Правовые вопросы лизинговой деятельности. – М.: Ось-89, 1996. 34. Просандеев А. К. Рентабельность в материально-техническом снабжении. – М.: Финансы и статистика, 1985. 35. Проценко О. Д., Белотелов Е. П., Кодуа Д. М. Оперативное регулирование поставок продукции производственно-технического назначения. – М.: Экономика, 1985. 36. Российские предприятия в поисках ''эликсира выживания" // Очерки современной коммерческой практики, № 14, 1994. 37. Седина Л. Г., Захаров В. В. Служба материально-технического снабжения. – Л.: Лениздат, 1986. 38. Сенгушкин В.В., Загорин Р. Ф., Бобрицкий Г. Г. Совершенствование управления производством и поставки продукции на промышленном предприятии. – Минск: Белниинтин, 1984. 39. Синяева И.М. Комплекс экономической полноценности// Риск, № 2-3,1996. 40. Справочник по материально-техническому снабжению и сбыту на промышленном предприятии (под редакцией Селивановского В.М.). – Киев: Техника, 1985. 41. Токмаков В.Н., Шелоков В.М. Организация фьючерсной торговли. – М.: МГУ, 1995. 42. Федоров Л.С. и др. Организация обеспечения фирм капиталистических стран Западной Европы продукцией производственно-техничес-кого назначения. Обзорная информация. Материально-техническое снабжение. Серия 2. Экономика и организация материально-технического снабжения. – М.: ЦНИИТЭИМС, 1989. - Вып. 7 43. Финансово-промышленные группы, внесенные в реестр ФПГ РФ // Экономика и жизнь, № 28, 1995. 44. Хазанович Э. С., Шестаков В. Н. Управление материальными ресурсами. – М.: Экономика, 1987. 45. Хисрик Р.Д., Джексон Р.Д. Торговля и менеджмент продаж. – М.: Филинъ, 1996. 46. Хруцкий Е.А., Хазанович Э.С., Семенов А.И. Проблемы эффективности принятия решений (на примере материально-технического снабжения). – М.: Наука, 1983. 47. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. — М.: Финансы и статистика, 1996. 48. Шомпштейн Э. Я. Материально-техническое снабжение на предприятии и объединении. – М.: Экономика, 1987.
Часть II Основы экономики и ценообразования Рекомендовано Редакционно-издательским советом ДВГУПС в качестве учебного пособия
Хабаровск Рецензенты: Заведующий кафедрой "Маркетинг" ХГАЭиП, кандидат экономических наук, доцент Н.М. Герасименко; Ректор Дальневосточного института менеджмента, бизнеса и права доктор экономических наук, В.С. Лосев Во второй части учебного пособия, написанного коллективом авторов, охарактеризованы трудовые и финансовые ресурсы коммерческих организаций, процесс формирования и структура затрат в сфере экономических, коммерческих отношений. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям: "Коммерция”, “Менеджмент”, “Маркетинг” и другим специальностям экономического профиля. Ó Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС), 2000 Ó Третьяк С.Н., Кузнецова О.В., Артеменко Т.В., 2000 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Особые условия оплаты труда Приложение 1 Пример группировки затрат предприятия оптовой торговли, г. Хабаровск Приложение 2 Определение тактики ценообразования и базового уровня цены СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРЕДИСЛОВИЕ Экономическое содержание коммерческой деятельности представляет одну из сложнейших проблем рыночной экономики. Качество управленческих решений субъектов коммерческих сделок и, связанный с ними предпринимательский риск прямо зависят от того, насколько четко учитывается все многообразие факторов и условий окружающей среды рынка. Данная работа является второй частью учебного пособия "Коммерческая деятельность" и содержит разделы, посвященные рассмотрению экономического механизма функционирования коммерческих предприятий. Основное внимание уделено вопросам формирования затратных показателей и средств, обеспечивающих их деятельность. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров коммерции, менеджмента и экономики, а также по таким специальностям, как коммерция, маркетинг, менеджмент, экономика и управление, юриспруденция. При написании пособия авторами использованы материалы личных и коллективных научных исследований, а также материалы, полученные в процессе научно-педагогических стажировок в США, Японии и Германии. Авторы отдельных разделов второй части учебного пособия: Третьяк С.Н. – разделы 1, и 4; Кузнецова О.В. – раздел 2; Артеменко Т.В. – раздел 3. Особые условия оплаты труда Оплата при отклонении от нормальных условий труда Дифференциация заработной платы в зависимости от условий труда на различных этапах осуществлялась по-разному. Долгие годы она происходила за счет дифференциации тарифных ставок. За основу принимались тарифные ставки в нормальных условиях труда. За работу в тяжелых и вредных условиях труда тарифные ставки повышались в среднем на 2,5 % – против нормальных условий труда, а в особо тяжелых и особо вредных условиях труда – на 25 % – против той же базы. Затем в практику вошло применение доплат за условия труда, дифференцированные на предприятиях по видам работ. При этом учитывались конкретные условия труда по ступеням доплаты в размерах 4, 8, 12 % тарифной ставки (оклада) – на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и 16, 20, 24 % – на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда. Компенсация за условия труда в форме доплат увязывается не с профессией, а с конкретным рабочим местом и условиями на нем. Доплаты в вышеперечисленных размерах используются на некоторых предприятиях в качестве корректировочного коэффициента к коэффициенту трудового участия или непосредственно к тарифной ставке (окладу). В условиях самостоятельности предприятий в вопросах оплаты труда в практике используется как первый, так и второй способ учета условий труда. Опорным моментом для такой дифференциации могут являться рекомендации по аналитической оценке условий труда на каждом рабочем месте. Без таких рекомендаций, учитывающих необходимые медицинские, санитарные и гигиенические требования, разработанные специалистами в этой области, предприятия могут испытывать затруднения в реализации предоставленного им права гибкого учета фактора условий труда в организации заработной платы. Стимулирование в неблагоприятных условиях труда производится также на основе сокращения времени работы в этих условиях. Работа может производиться в условиях 7- и 6-часового рабочего дня. В этом случае для того, чтобы у работника не уменьшился заработок, производится оплата по полной тарифной ставке (окладу). Если же оплата производится по сдельной системе, то для расчета расценок производится определение часовой тарифной ставки с учетом баланса рабочего времени из расчета:
Применение критерия дифференциации оплаты труда в связи с их условиями имеет и отрицательные стороны. Во-первых, не всегда достигается компенсация затрат, связанных с неблагоприятными условиями труда, т.к. заработная плата работника как часть общего дохода семьи расходуется на всех членов семьи. Во-вторых, стимулирование работы в неблагоприятных условиях труда создает своеобразный "антистимул" для улучшения условий труда, особенно в современных условиях, фактически стимулирует их стабильность. Оплата за работу в сверхурочное время. Сверхурочной считается работа, выполняемая рабочими и служащими сверх установленной продолжительности рабочего дня. Сверхурочная работа допускается только в исключительных случаях, указанных в трудовом законодательстве, на практике ограничивается, как правило, 4 часами в день или 120 часами в месяц. В соответствии со ст. 88 КЗоТ РФ, работа в сверхурочное время оплачивается в первые два часа – не менее, чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Компенсация сверхурочных работ отгулом не допускается. Для работников с ненормированным рабочим днем доплата за сверхурочные часы работы не производится. Оплата за работу в праздничные дни. В соответствии со ст.89 КЗоТ РФ работа в праздничные дни оплачивается не менее, чем в двойном размере сдельщикам и работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным тарифным ставкам, – в размере не менее двойной часовой или дневной ставки. Работникам, получающим месячный оклад, оплата производится в размере не менее одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в праздничные дни производилась в пределах месячной нормы рабочего времени и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы. По желанию работника, работавшего в праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. Оплата за работу в ночное время относится к категории доплат. Ночным считается время с 22 до 6 часов6. При работе в ночное время установленная продолжительность работы (смены) сокращается на один час. Это правило не распространяется на работников, для которых уже предусмотрено сокращение рабочего времени7. Работа в ночное время оплачивается в повышенном размере, устанавливаемом коллективным договором, но не ниже, чем предусмотрено законодательством8. Законодательством предусмотрены дополнительные отпуска за работу при многосменном режиме: работникам, работающим в две смены, дополнительный отпуск предоставляется из расчета по одному дню за каждые отработанные два года, но не более двух дней, а работающим в три смены – по одному дню за каждый отработанный год, но не более четырех дней. Продолжительность отпуска определяется в зависимости от количества отработанных вечерних и ночных смен. Право на указанные дополнительные отпуска имеют работники, отработавшие не менее 50 % вечерних или ночных смен в рабочем году (не менее 60 вечерних или 40 ночных смен), соответственно, при двусменном или многосменном режиме работы. В связи с тем, что доплаты и дополнительные отпуска за работу в многосменном режиме вводятся за счет средств, заработанных трудовым коллективом, должны быть разработаны и осуществлены меры, обеспечивающие накопление средств на эти цели, за счет повышения эффективности производства. Решение о введение стимулирования работы при многосменном режиме принимается коллективом предприятия и оговаривается в коллективном договоре. Районное регулирование заработной платы представляет собой систему, включающую:
Районные коэффициенты к заработной плате являются наиболее значимым элементом в системе территориального регулирования оплаты труда. Они применяются при начислении заработной платы более чем 40 % работающих в России. Районный коэффициент представляет собой нормативный показатель степени увеличения заработной платы, в зависимости от местоположения предприятия (учреждения). При этом следует подчеркнуть, что с применением районных коэффициентов не образуется новых тарифных ставок и окладов, следовательно, в системе районного регулирования заработной платы они имеют совершенно самостоятельное значение. Районные коэффициенты устанавливаются в зависимости от степени дискомфорта, которая оценивается набором факторов риска проживания: природно-климатических, экономико-географических, социально-психологических. По степени дискомфорта выделяются 5 зон: абсолютно дискомфортная (I зона) – коэффициенты Районные коэффициенты начисляются на весь заработок, за исключением вознаграждения за выслугу лет и надбавок за работу в районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, персональных надбавок. Однако во избежание дальнейшего “расслоения” работников по оплате труда в северных и восточных районах страны предполагается в дальнейшем:
Процентные (северные) надбавки за непрерывный стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях выплачиваются по истечении шести месяцев работы в этих районах. Их минимальный размер составляет 10 % заработка, а максимальный – дифференцирован по районам страны. По истечении пяти лет непрерывного стажа работы размер надбавки составляет на островах морей Северного Ледовитого океана и на Чукотке – 100 %; в других районах Крайнего Севера – 80 %; в местностях, приравненных к Крайнему Северу, – 50 %; на Европейском Севере, в южных районах
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.45.82 (0.013 с.) |