Произведения русских поэтов о детях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произведения русских поэтов о детях



(самостоятельное чтение)

На уроке могут прозвучать произведения разных поэтов. Но стихотворения Плещеева и Сурикова должны стать основным объектом внимания (с. 148– 153).

Обращаем внимание на то, что в этих произведениях говорится не о столичных жителях, не о детях знатных или богатых людей – речь идет о российской провинции, о детях простых российских тружеников.

Стихотворение Плещеева читают друг за другом 3–4 ученика. Просим определить чувство, с которым поэт говорит о любимых местах детства, прочитать строки, в которых ярче всего они выражены.

Особое внимание обращаем на рассказ о мальчике-сироте. Учащиеся говорят о том, какими качествами наделил его поэт, определяют свое отношение к нему.

После прочтения стихотворения Сурикова «В ночном» сравниваем переживания поэтов, выраженные в стихотворениях, их отношение к детям. Предлагаем учащимся сравнить крестьянских детей из произведения Некрасова «Крестьянские дети» и Сурикова «В ночном».

Фрагменты ответов:

«Дети в стихотворении Сурикова веселые, резвые, как у Некрасова: «Ухватя коней за гриву, // Скачут дети в поле»;

«Ребята в стихотворении «В ночном», как и крестьянские дети у Некрасова, помогают взрослым, пасут коней ночью»;

«У Сурикова больше говорится о том, какими фантазерами могут быть деревенские ребятишки»;

«У Сурикова все происходит летней ночью, у костра, поэтому у ребят раскрываются иные качества».

На этом уроке учащиеся читают и другие стихотворения о детстве, найденные ими, демонстрируют книги, в которых они напечатаны.

Дома школьники выполняют задание 7б (с. 107).

Урок 84

Л. Н. Толстой «Детство»

Учащиеся рассказывают о том, какие чувства, отношения с людьми и окружающим миром они хотели бы сохранить. Подобная работа подготавливает детей к встрече с фрагментами повести Л. Н. Толстого «Детство».

Читаем статью о Л. Толстом (с. 108), учащиеся вспоминают ранее изученные, самостоятельно прочтенные произведения писателя.

После словарной разминки (с. 108) читаем фрагмент из главы «Maman» (с. 109).

Дети перечитывают про себя начало отрывка, размышляют над заданием № 1 (с. 111); отвечают на вопрос: «Почему мама не замечала, что вода лилась через верх чайника, что люди вошли в гостиную? Что могло происходить в ее душе?»

Работа над фрагментами произведения Л. Толстого помогает открыть детям связь между внешними действиями и внутренним состоянием человека.

Затем обращаемся к заданию № 2. Учащиеся перечитывают второй абзац фрагмента главы «Матап», описывают общее выражение лица мамы, выбирая слова из предложенных в учебнике и находя собственные.

Варианты ответов:

«У мамы задумчивое, ласковое выражение лица. Она чем-то озабочена, поэтому ничего не замечает вокруг себя»;

«Мама как будто ушла в свой внутренний мир. У нее не очень веселые мысли, ей грустно, что-то ее тревожит. Это только кажется, что она пристально смотрит, она ничего не замечает».

После беседы читаем второй отрывок – «Детство» (с. 110– 111).

Просим перечитать строки, которые произвели особенно сильное впечатление.

Дома дети перечитывают фрагменты из «Детства» Л. Н. Толстого, отвечают на вопрос № 3. Выполняют задание № 4 (с. 111). Вспоминают произведения устного народного творчества, авторские, в которых говорится об отношении детей к матери и матери к детям.

Урок 85

Л. Н. Толстой «Детство»

Учащиеся читают отрывок из повести «Детство» (с. 110–111). Затем, перечитывая про себя, выделяют сочетания слов, слова определенной формы, передающие отношение рассказчика к матери («звуки голоса сладки, приветливы», «нежная рука», «чудесная нежная ручка», «милый голос», «пальчики», «очаровательная улыбка», «любимая мать»).

Учащиеся говорят о нежности, восхищении, очаровании матерью; о том, что сыну в матери нравится «всё», «ее голос улучшает его настроение», «любовь к ней – самое светлое и высокое чувство».

Затем дети представляют результаты проделанной дома работы (задание № 4, с. 111). Они рассказывают о внешности своей мамы, об эпизоде ее жизни, который они наблюдали или участвовали в нем.

После этого вспоминаем произведения устного народного творчества, авторские произведения, в которых говорится об отношении детей к матери.

Дома учащиеся читают стихотворение И. Бунина «Детство», размышляют над заданиями № 1–4 (с. 112) (задание № 4 может быть выполнено письменно), вспоминают, что им известно о жизни Бунина, какие произведения поэта они читали раньше.

Урок 86

И. А. Бунин «Детство»

Учащиеся воспроизводят известную им информацию о жизни Бунина.

Читают стихотворение «Детство».

Перечитываем первую строку произведения.

Дети объясняют смысл слова «сладостно» («Чем жарче день, тем сладостней в бору») – «приятно», «радостно», «испытываю удовольствие».

Обращаемся к последнему слову первой строфы – «палаты». Так называет поэт пространства леса, по которому бродил мальчик. Вопрос: «Почему он использовал это слово?»

Варианты ответов:

«Лес кажется ему дворцом с высокими сводами»;

«Мальчик чувствует себя в лесу, как в палатах волшебника, освещенных ярким светом солнца».

После этого размышляем над вопросом № 1, затем выделяем рифмы.

Переходим к последнему заданию: учащиеся рассказывают о своем самом добром и красивом воспоминании.

Дома учащиеся читают статью о Марке Твене (с. 113), фрагмент из книги «Приключения Тома Сойера», можно предложить прочитать часть фрагмента, с. 114–118.

Целесообразно, чтобы учащиеся, знакомые с этим героем Марка Твена, его произведением, рассказали о своих впечатлениях, принесли в класс повесть писателя «Приключения Тома Сойера».

Урок 87



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.007 с.)