В. В. Маторин «Дмитрий Донской» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. В. Маторин «Дмитрий Донской»



Ф. Н. Глинка «Москва»

Прослушиваем рассказ учащихся о Дмитрии Донском, основанный на информации, полученной из учебника или добытой из других книг, которые они называют и показывают.

Затем ребята отвечают на вопросы, помещенные на с. 39.

Фрагменты ответов учащихся:

«Выражение лица Дмитрия Донского напряженное, суровое. Он как будто во что-то вглядывается. Брови его сведены, губы сжаты. Правую руку он положил на грудь, словно дает клятву»;

«Лицо Дмитрия Донского совсем не господское, нежное, тонкое. Он больше похож на сильного крестьянина: лицо как будто обветренное, загорелое. И руки у него трудовые, сильные с вздувшимися сосудами»;

«Дмитрий Донской изображен без шлема, но на нем есть детали воинского облачения. Он кажется тружеником и воином. Ведь при нем строили белые стены Кремля»;

«На берегу Москвы-реки стоят телеги с товаром, может быть, его привезли по реке в Москву из разных мест. Возможно, какой-то товар из города вывозят в другие края. Донской не только воин, он делает свою родину богатой и т. д.»

Завершив размышления о картине Маторина, дети рассказывают об истории Московского Кремля, его стен, храмов, опираясь на прочтенное в разных источниках. Они могут продемонстрировать открытки, репродукции картин, иллюстрирующих их рассказ.

Разговор о Москве, ее истории, отношение к ней народа, раскрывшееся в тяжелые военные годы в творчестве писателей, художников, композиторов.

Дома учащиеся могут подобрать стихи о Москве, аудио– и видеозаписи, посвященные ей.

На следующем уроке (№ 62) можно прослушивать песни, посвященные Москве.

На уроке № 62 читаем стихотворение Ф. Глинки «Москва» (с. 40–41). Размышляем над вопросами № 1, 2, 3 (с. 41).

Можно прослушать песни о Москве, просмотреть открытки, видеозаписи, посвященные столице России, прослушать стихотворения, подготовленные учащимися. Москвичи и дети, побывавшие в Москве, рассказывают о любимых уголках города.

Дома:

1) желающие учат наизусть стихотворение Ф. Глинки или другие произведения о Москве;

2) учащиеся находят материал о Великой Отечественной войне (в детской исторической энциклопедии, художественной литературе), узнают, как повлияла эта война на жизнь его семьи.

ТЕМА: «ПРОШЛА ПО ЗЕМЛЕ ВОЙНА»

Урок 63

А. А. Ахматова «Мужество»

Урок можно начать с чтения

учащимся выученных ими стихотворений о Москве или с рассказа детей о Великой Отечественной войне по найденным материалам.

После этого обращаемся к разделу учебника «Прошла по земле война». Читаем вступительную статью (с. 42).

Затем знакомимся с биографией А. А. Ахматовой (с. 42– 43).

Рассматриваем заставку, завершающую статью, обращаем внимание на детали военного времени, запечатленные художником: полосы прожекторов, пересекающие черное ночное небо, железные противотанковые ежи, перегородившие заснеженную улицу.

После этого обращаемся к заданиям, предшествующим стихотворению «Мужество» А. Ахматовой (с. 43).

Дети объясняют значение слова «мужество» – стойкость, храбрость, отвага, доблесть. Учащиеся вспоминают литературных героев или известных им людей, которые совершали мужественные поступки, и рассказывают о них.

Учитель читает стихотворение Ахматовой, написанное в 1942 г. в окруженном фашистами Ленинграде. Можно предварить чтение рассказом о блокаде города на Неве.

Задаем вопрос о смысле двух первых строк произведения. Обращаем внимание на выделенные автором слова – «что». «Мы знаем, что ныне лежит на весах //И что совершается ныне…»

Фрагменты ответов:

«Ахматова уверена: решается судьба страны, собирает все силы народ»; «Анна Ахматова вместе со всеми нашими людьми знает, что стоит вопрос жизни и смерти, и надо всем объединиться»…

Дети перечитывают стихотворение про себя, определяют чувства, которые хотят передать, отмечают паузы, слова, которые надо выделить.

Затем учащиеся читают стихотворение вслух.

Перечитываем строки, посвященные русской речи (задание № 2, с. 43):

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем.

Задаем вопрос: «Почему Ахматова завершает произведение клятвой сохранить «великое, русское слово»?»

С этим вопросом дети должны будут обратиться к родным и знакомым. Учащиеся говорят о том, что в речи, в родном слове «раскрывается» душа народа.

Обращаемся к заданию № 3 (с. 44).

Ребята работают над ним в паре: выделяют рифмующиеся слова, объясняют, почему на последней строке стоит только одно слово.

Последнее слово произведения, подводящее итог произнесенной клятве, выделено несколькими приемами: на строке стоит лишь одно слово, оно «выпадает» из рифмы, ни с чем не рифмуется, после него стоит восклицательный знак.

Если остается время и учитель считает целесообразным, то читаем стихотворение Ахматовой «Памяти друга» («Читальный зал» с. 57). Размышляем над вопросами № 1, 2 (с. 57).

Это произведение Ахматовой звучит как свидетельство выполненной клятвы. Обращаем внимание на то, как в системе образов этого стихотворения раскрывается страшная трагическая цена, заплаченная за победу:

«заря» – как «зарево» пожара;

весна – уподобляется вдове, «стоящей у могилы безымянной».

Медленно возвращается жизнь, радость на родную землю.

Следует рассмотреть иллюстрацию, сопровождающую это стихотворение, остановиться на словах «безымянная могила».

Дома учащиеся учат наизусть одно из стихотворений А. Ахматовой, напечатанных в учебнике.

Урок 64



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.005 с.)