К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»



Дети зачитывают или рассказывают истории о жестоком отношении людей к природе. Вспоминают произведения К. Г. Паустовского и других авторов, вдохновленные любовью к природе.

Читаем статью о К. Г. Паустовском (с. 64).

Выполняем словарную разминку. Дети продолжают ряд слов:

музыка – тихая, величественная (торжественная, громкая, радостная, веселая, медленная, таинственная…);

мысль – глупая, неожиданная (острая, мудрая, возвышенная, грандиозная…);

поступок – полезный, бессмысленный (нелепый, жестокий, умный, решительный…).

Читаем первую часть рассказа (с. 65–68). Дети озаглавливают ее, перечитывают описание леса, в котором встретились Дагни и Григ, определяют настроение, которое появлялось у людей в том лесу (вопрос № 4, с. 75).

Читаем вторую часть произведения, озаглавливаем ее. Составляем план второй части.

Вариант плана:

1. Дом Грига.

2. Григ пишет музыку.

3. Воображаемый разговор с Дагни.

4. Слушатели Грига.

Если остается время, читаем произведение дальше.

Дома учащиеся читают рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Отвечают на вопросы № 2, 6, 8 (с. 74–75), озаглавливают последнюю часть рассказа.

Урок 73

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Дети читают фрагменты рассказа, произведшие самое сильное впечатление.

Объясняют, почему выделили именно его.

Сообщают о придуманном ими названии третьей части.

Полученные варианты: «Дагни слушает музыку, посвященную ей», «Музыка Грига делает Дагни счастливой», «Счастье Дагни», «Выполненное слово».

Дети отвечают на вопрос № 6: «Какими качествами наделил писатель Дагни и Грига?»

Варианты ответов:

Дагни – «доверчивая», «доброжелательная», «музыкальная», «открытая добру и красоте»;

Григ – «доброжелательный», «честный», «трудолюбивый», «талантливый», «скромный», «щедрый», «приветливый», «гениальный человек».

Зачитываем последние слова произведения и объясняем их смысл (задание № 7): «Ее жизнь не пройдет даром».

Варианты ответов: «Жизнь Дагни не будет пустой, бессмысленной», «Дагни поняла, зачем стоить жить».

Дети зачитывают фрагменты текста, в которых говорится об открывшемся для Дагни, по мнению Паустовского, высшем смысле жизни: «Никакие горести не могли охладить любви…никто не отнимает друг у друга счастья». Дагни восклицает: «Слушай, жизнь, я люблю тебя».

Ребята говорят о том, что Нильс был спокоен за Дагни потому, что она узнала: главное в жизни не богатство, не жадность, а умение любить и радоваться красоте, которую надо видеть вокруг себя в мире.

С этим выводом дети обычно связывают и главную мысль произведения.

Объясняя смысл названия рассказа, учащиеся говорят о том, что эта «корзина как будто соединила Грига и Дагни».

Дома учащиеся выполняют по выбору задания 9а или 9б.

Урок 74

Музыка и литература. Внеклассное чтение

В начале урока учащиеся, подготовившие рассказ об Эдварде Григе, знакомят одноклассников с результатами своего информационного поиска. На уроке может прозвучать фрагмент из произведения композитора.

Учащиеся, работавшие над заданием 96, могут принести в класс аудиозаписи любимых музыкальных произведений (инструментальных, вокальных), могут рассказать о любимом музыкальном произведении, о том, где и когда его слышали, говорят о чувствах и мыслях, которые вызвало это произведение.

После этого читаем стихотворение Б. Пастернака «Тишина» («Читальный зал», с. 97). Целесообразно, чтобы это произведение вначале прочитал учитель. Затем дети читают его про себя, отмечают паузы, интонационные акценты, после чего читают произведение вслух.

После этого работаем над заданиями, помещенными на с. 98.

Размышляем над смыслом названия стихотворения. Оно называется «Тишина», хотя в нем говорится о шуме ручья, хрусте ветки, которую ест лось, ребята говорят следующее: «В лесу нет шума, создаваемого людьми. Все полно благозвучья»;

«Все заворожено, словно стоит «в столбняке», «опутано ворожбой», поэтому кажется, что растения думают, ручей говорит…»;

«В стихотворении выражено состояние покоя, удовольствия»;

«В этом произведении передается радость, чувство объединения с природы. Я вспомнил слова Лермонтова: «И в небесах я вижу Бога».

Учитель может спросить о музыке, которая передаст настроение этого произведения, инструментах, исполняющих ее, силе звука, теме и т. д.

Дома учащиеся читают стихотворение А. Майкова «Мать», размышляют над вопросами № 1, 2, 6 (с. 77).

Урок 75

А. Н. Майков «Мать»

Знакомимся со статьей о Майкове на с. 75.

После словарной разминки дети читают стихотворение «Мать» (с. 76–77). Можно предварить прочтение стихотворения, с которым учащиеся знакомились дома, вопросом № 2 о смысле большого количества многоточий и о том, как определяют они интонацию, темп чтения. Дети говорят о волнении матери, прерывающемся голосе, паузах в ее речи.

После этой беседы они читают произведение вслух.

Перечитываем последние строки стихотворения (вопрос № 3):

Что́ любви, что́ чудных сил,

Сердце в ней скрывало!..

Ребята определяют, какими словами можно заменить в данном тексте слово «что» («сколько», «как много»…).

Затем выясняем, в каком значении использовано в стихотворении слово «чудный» (вопрос № 4) («замечательный», «удивительный», «прекрасный»).

Определяя главную мысль произведения, учащиеся выделяют слова:

«Заслонит, средь всех тревог,

Всей душой своею

Жизни чудный огонек…»

или

«Что любви, что чудных сил

Сердце в ней скрывало!..»

В конце урока ребята вспоминают народные и авторские произведения, в которых говорится о материнской любви, воспроизводят их сюжет, характеризующий героиню. Дома вспоминают произведения Андерсена, знакомые им, готовят пересказ их содержания. Приносят в класс сборники сказок писателя, аудио– или видеозаписи сказок, фильмов на сюжеты произведений Андерсена.

Урок 76

X. К. Андерсен «Соловей»

Урок можно начать с чтения статьи об X. К. Андерсене (с. 78). Затем учащиеся демонстрируют принесенные сборники произведений писателя.

Учащиеся пересказывают сюжеты любимых произведений. Можно прослушать фрагменты аудиозаписей произведений Андерсена, посмотреть части видеофильмов на сюжеты его сказок.

Затем выполняем словарную разминку, приступаем к чтению сказки «Соловей». Если успеваем, читаем фрагмент сказки до появления во дворце искусственного соловья: «Раз императору доставили большой пакет с надписью «Соловей». Предлагаем учащимся разделить прочтенный фрагмент сказки на части и озаглавить их (составить план).

Дома дети дочитывают сказку, продолжают составление плана, подготавливают пересказ понравившегося фрагмента.

Урок 77

X. К. Андерсен «Соловей»

Продолжаем работу над планом сказки, начатую на предыдущем уроке. Один из вариантов может быть записан на доске.

Вариант плана:

1. Слава лесного соловья.

2. Растерянность придворных после приказа императора.

3. Путь придворных к соловью.

4. Встреча слуг императора с соловьем.

5. Лесной соловей во дворце.

6. Подарок японского императора.

7. Впечатление, произведенное искусственным соловьем на придворных.

8. Гибель искусственного соловья.

9. Болезнь императора.

10. Разговор со смертью.

11. Возвращение лесного соловья.

12. Условия дружбы соловья и императора.

Учащиеся читают по ролям понравившиеся фрагменты сказки или пересказывают их. Затем приступаем к работе над заданиями, осмысливаем содержание сказки, ее идеи. Вопрос: «Почему ученые, описывавшие прекрасный дворец императора, не забывали о соловье и ставили его «выше всего», а поэты «слагали в честь крылатого певца, жившего в лесу, на берегу синего моря, чудеснейшие стихи?»

Варианты ответов:

«Соловей, когда пел, словно соединялся с природой, люди тоже открывали ее красоту, которой нет конца, и говорили поэтому: «Господи, как хорошо!»;

«Пение соловья открывало мир, душу живой красоты, а не искусственной, сделанной людьми. Живая природа наполняет человека силой и добром».

В паре учащиеся размышляют над вопросом № 4 (с. 92): «Почему император и его придворные узнали о соловье

только из иностранных книг?» Рассказывают о том, какими изобразил Андерсен придворных, подкрепляя свой рассказ фрагментами текста. Учащиеся делают свои выводы, говорят об ограниченности, самоуверенности, безликости этих людей, отсутствии у них собственного мнения, полном незнании жизни, лицемерии и подхалимстве и т. д.

Сравниваем отношение к пению искусственного соловья придворных и людей из народа.

Дети говорят о том, чего не хватало в пении соловья-игрушки рыбакам.

Затем учащиеся объясняют смысл надписи, сделанной японским императором на ленточке, повязанной вокруг шейки механического соловья: «Соловей японского императора жалок по сравнению с живым соловьем императора китайского». Учитель спрашивает: «Почему же китайский император и его приближенные предпочли искусственного соловья?»

Варианты ответов: «Китайский император, наверное, не понял записки японского, он решил, что тому неудобно сказать, что его игрушечная птичка лучше живой»; «Императору и его придворным очень понравились драгоценности, покрывавшие искусственного соловья. Для них же богатство, блеск – это главное»;

«Искусственный соловей пел простые мелодии, повторявшиеся беспрерывно, их легко выучивали придворные. Это им очень нравилось. За живым соловьем ничего повторить не могли. Искусственный соловей был богатой, нарядной игрушкой, а им ничего больше и не надо было».

В конце урока выясняем, почему соловей вернулся и спас императора и почему не остался жить во дворце.

Дети иллюстрируют ответ цитатами из текста сказки. Говорят, что соловей спас императора потому, что «любил его сердце больше, чем его корону». Он открыл императору настоящую жизнь, в которой есть «счастье и несчастье, добро и зло».

Варианты ответов:

«Соловей не остался во дворце, потому что не доверял придворным. Они бы внушили императору, что соловей лжет»;

«Соловей считал, что только император, которого он спас, может его понять, а это будет важно для всех людей, которыми он правит».

Дома дети работают по выбору над заданиями 9а или 9б. Учащиеся, читавшие сказку «Снежная королева», выполняют задание «Внеклассное чтение» на с. 92.

Урок 78

X. К. Андерсен «Соловей»

Продолжаем работу над заданиями к сказке Андерсена «Соловей», которую не завершили на предыдущем уроке.

Затем учащиеся демонстрируют результаты выполнения творческих заданий 9а и 9б.

Одни говорят о том, что увидели в стране китайского императора, если бы попали в нее. Главное – это аргументированное объяснение того, что показалось в ней красивым, а что не вызвало такого впечатления.

Другие учащиеся вспоминают героев разных произведений (народных, авторских), в которых соединялась внутренняя и внешняя красота. Можно предложить ребятам вспомнить персонажей, в которых не было подобного единения.

Те, кто прочитали сказку Андерсена «Снежная королева», знакомят с созданной ими рекомендацией будущим читателям этого произведения (по плану на с. 92).

Дома дети читают стихотворение А. Ахматовой «Перед весной…», размышляют над вопросами № 1, 2 (с. 93).

Урок 79

А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Дети вспоминают, что им известно о жизни Ахматовой.

Читают стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Оценивая чтение товарищей, учащиеся указывают на то, сумел ли одноклассник выразить определенное настроение, соответствует ли это настроение содержанию произведения; как он пытался передать конкретное настроение (выделял важные по смыслу слова, изменял интонацию, выдерживал паузы и т. д.).

Обращаемся к заданиям № 1,2 (с. 93): «Почему «сухие» деревья показались Ахматовой «веселыми»?

Учащиеся говорят о том, что деревья «сухие» кажутся «веселыми», потому что «перед весной сердце радуется всему», «все кажется ласковым, нежным, а «упругий воздух» – живой, озорной».

Размышляем над заданием № 3. Вариант ответа: «Весной так все меняется в мире, что иногда кажется, что ты уже не ты, а другой, проснувшийся, очень подвижный, веселый или, наоборот, почему-то задумчивый человек. Это правильно сказала Ахматова: «И дома своего не узнаешь», – все стало иным, обновилось». При выполнении задания № 4 учащиеся выделяют строки, которые оказываются ближе их личному восприятию весны.

Если остается время, читаем стихотворение С. Есенина «Черемуха», помещенное в разделе «Читальный зал». Дети определяют весенние месяцы, о которых говорят в своих произведениях А. Ахматова и С. Есенин. После этого размышляем над заданиями № 1–3 (с. 96).

Дома учащиеся читают стихотворение А. Блока «Летний вечер». Размышляют над заданиями № 1–3 (с. 99).

Если учитель считает, что данное стихотворение сложно для учащихся конкретного класса, то предлагает рассмотреть репродукцию с картины И. Шишкина «Рожь», прочитать статью о художнике и ответить на вопросы на с. 95.

Урок 80

Внеклассное чтение

А. Блок «Летний вечер»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.033 с.)