И. А. Крылов «Ворона и Лисица» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»



Басне Крылова может быть посвящено и два урока.

Начинаем со словарной разминки. Кроме предложенных в учебнике словосочетаний: «не сводить глаз», «голова вскружилась» – включаем в работу слова из басни: «лесть», «гнусный». Учащиеся объясняют их смысл, подбирают синонимы.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерное восхищение кем-то, вызванное корыстными интересами, собственной выгодой.

Гнусный – внушающий отвращение, омерзение, низкий, подлый.

Так как дети читали басню дома, можно предложить прочитать ее сразу по ролям. Обсуждаем интонацию, темп, настроение, которое передал ученик, читавший монолог Лисы. После этого приступаем к сравнению Лисицы из басни Эзопа с Лисой из произведения Крылова. Варианты высказывания ребят: «Лиса из басни Крылова напоминает талантливую артистку. Она использует в своей речи ласковые, нежные слова, говорит приветливо, а Лисица Эзопа хитрая и грубая»; «Лисица Эзопа не только хитрая, она еще и жестокая, она прямо говорит, что Ворон – дурак, не просто отбирает у него еду, но еще и оскорбляет. А Лиса у Крылова получила сыр и убегает: она не очень храбрая, вероятно, боится, что Ворона может налететь на нее».

Затем дети сравнивают Во́рона и Воро́ну. Обычно отмечают сходство этих героев. Просим детей прочитать фрагменты текста, в которых говорится о внутреннем состоянии, переживаниях этих персонажей, побудивших их к карканью «во все воронье горло».

Эзоп: «Решился он доказать, каркнул во все воронье горло».

Крылов: «Вещуньина с похвал вскружилась голова, // От радости в зобу дыханье сперло, – // …Ворона каркнула во все воронье горло».

Варианты ответов:

«У Эзопа Ворон просто показал, что у него есть голос, что он «статный молодец» и может быть поэтому «владыкой». У Крылова Ворона «очень радуется, что ее похвалили».

«Мне кажется, что Ворона у Крылова сама не знала, что каркнет. У нее от радости горло перехватило, «в зобу дыханье сперло», и она как-то внезапно каркнула».

Предлагаем сравнить Ворона и Ворону на иллюстрациях к басням (с. 157 и 159). Сравниваем их платье, позу, выражение «лица», дети делают выводы о внутреннем состоянии изображенных персонажей.

Затем обращаемся к заданию № 2 (с. 159).

Завершаем урок сопоставлением морали двух басен. Просим выделить в морали басни «Ворона и Лисица» главные слова. Одни выделяют слова: «лесть гнусна, вредна», другие – «в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Для Эзопа важно неверие врагу, который не может превратиться в друга.

Крылова же не столько интересует поведение врага, сколько внутренние слабости любого из нас – любовь к лести, готовность выслушивать часто незаслуженные похвалы, верить в них и совершать нелепые, вредные для самих себя поступки.

Дома учащиеся читают басню И. А. Крылова «Любопытный», размышляют над вопросами № 1,4 (с. 160).

Урок 43

И. А. Крылов «Любопытный»

Читаем басню И. А. Крылова «Любопытный» по ролям. Обсуждаем интонацию, с которой произносит свои реплики посетивший кунсткамеру и его слушатель. Важно то, что Крылов создает картину внутренней жизни персонажей, а не описывает лишь ситуацию.

Высказывания учащихся: «Человек, который был в кунсткамере, радуется, что так много увидел. Он от всего увиденного в восторге. А другому тоже интересно. Но в конце он удивлен: как можно было не увидеть слона?»;

«Рассказчик все время спешит рассказать как можно больше, поделиться впечатлениями. Вспоминает то одно, то другое. Но в самом конце он теряется, ему как-то неудобно, что огромного слона и «не приметил».

Размышляем над вопросом № 1 – «Каким был человек, посетивший кунсткамеру?»

Мнения учащихся могут разойтись. Они говорят, что человек этот был очень внимательным, заинтересованным: интересны ему даже самые мелкие существа. Другие утверждают, что он невнимательный, какой-то странный: как можно было не увидеть самое «видное», большое – слона.

Обращаемся к иллюстрации на с. 161. Задаем вопрос: «Как, по-вашему, относится художник к посетителю кунсткамеры?» Маленький пузатенький господин на переднем плане изображен с откровенной иронией. Дети должны назвать приемы, которые передают это отношение художника: большая голова на коротконогом туловище, пучки рыжих волос вокруг лысой макушки, восторженно-приподнятые над широко открытыми глазками брови, открытый от удивления рот и др. Рассматриваем огромного слона, словно нависающего над маленьким человечком.

Размышляем над заданием № 2. В центре внимания смысл слов, ставших поговоркой: «Слона-то я и не приметил». После этого учащиеся придумывают истории, в которых можно использовать эти слова.

Завершается урок сообщением морали, придуманной для этой басни школьниками.

В морали, придуманной учениками, может раскрыться разное отношение детей к содержанию басни.

Варианты морали:

«Умей обращать внимание на главное»; «старайся видеть вокруг себя и большое, и малое».

Дома дети учат наизусть понравившуюся басню (не обязательно из учебника). Могут нарисовать к ней иллюстрацию. Сопоставляют героев выбранного ими произведения с персонажами других басен.

Уроки 44–45

Внеклассное чтение

На первом уроке (№ 44) учащиеся читают выученные басни, демонстрируют сделанные к ним иллюстрации, знакомят одноклассников с принесенными

сборниками басен.

Далее обращаемся к «Читальному залу» (с. 162–167). Учитель может разделить класс на четыре группы, предложив каждой из них прочитать по одной басне (И. А. Крылов «Лисица и виноград» (с. 162), И. И. Дмитриев «Рысь и Крот» (с. 162–164), А. Е. Измайлов «Филин и Чиж» (с. 165–166), Томас де Ириарте «Утка и Змея» (с. 166–167).

Дети подготавливают выразительное чтение произведений, придумывают к ним мораль. Предлагаем найти выражения, которые могут стать (или уже стали) поговорками.

Варианты морали, предложенной учащимися к басням:

Крылов «Лисица и виноград» – «Не ругай то, что тебе недоступно (чего не можешь получить)»;

Дмитриев «Рысь и Крот» – «Стоит ли смотреть на мир, если видишь в нем только ужасы»;

Измайлов «Филин и Чиж» – «Не верь высказываниям самоуверенного невежи»;

Томас де Ириарте «Утка и Змея» – мораль обычно выражают словами басни: «Чем уметь все, да плохо, гораздо лучше – одно, да хорошо!» Если остается время, учащиеся сочиняют истории на темы морали прочтенных ими басен.

Можно к уроку № 45 предложить четвероклассникам выбрать несколько заданий из раздела «Наш конкурс» (с. 168– 170) и подготовить выступление по ним. На уроке можно сопоставить выступления ребят по одним и тем же вопросам. Лучшие из них отметить наградами. Таким образом, подводим своеобразный итог работы учеников в первом полугодии.

ТЕМА: «СЛОВО О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ»

Урок 46

Ю. Яковлев «Мама»

Раздел учебника, в который включен рассказ Юрия Яковлева, называется «Слово о родной земле».

Прочитав это название, выясняем значение слова «родной»: находящийся в кровном родстве (мать, отец, брат, сестра, бабушка и т. д.), родные – родственники.

Родная земля, Родина – Отечество, место, где человек родился: страна, деревня, поселок, город.

Читаем биографическую справку о Ю. Яковлеве (с. 4) [2].

Выполняем словарную разминку, затем читаем отрывок из рассказа «Мама» (с. 4–5). Перед чтением вспоминаем о смысле многоточий, предполагающих задержку при чтении – паузу.

После прочтения рассказа задаем вопрос: «Как ты думаешь, почему возникли паузы в речи рассказчика?» Дети про себя перечитывают текст и характеризуют внутреннее состояние рассказчика.

Урок можно завершить размышлением над вопросом 3 (с. 6): «Вспомни и расскажи, какие первые открытия в детстве помогла тебе сделать мама?»

Дома ученики подготавливают рассказ по заданию 36: «Какой ты представляешь свою родину?»

Урок 47

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»

Прослушиваем рассказы детей о своей родине.

Затем читаем статью о М. Ю. Лермонтове (с. 6). Переходим к словарной разминке. В 4-ом классе дети пользуются школьным толковым словарем, следует приучать их пользоваться словарем В. И. Даля, адаптированным для детей. Ответ на вопрос: «Какие значения может иметь слово «волноваться»? – учащиеся находят в толковом словаре.

После этого учитель читает стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…». Предварить чтение может знакомство со значением слов «сладостный», «сага», «чело» – вынесенных в нижнюю часть страницы.

После прослушивания стихотворения четвероклассники отвечают на вопрос № 1 (с. 8): «Какие чувства передал в этом стихотворении поэт?» Дети называют «радость», «восторг», «блаженство», «покой», «удовлетворение» и др.

Учащиеся перечитывают стихотворение, находят ответы на вопросы: «В какие цвета окрашена природа? Какими звуками она наполнена?»

В паре ребята размышляют над заданием № 3, находят олицетворения, использованные Лермонтовым: «прячется… малиновая слива», «ландыш… кивает головой», «студеный ключ… лепечет таинственную сагу».

Природа как будто вступает в общение с человеком. Как же она относится к нему?

Варианты ответов: «природа относится к человеку с нежностью», «природа как будто укачивает человека», «она ласкает, успокаивает его», «относится к нему приветливо, доброжелательно», «дает ему радость, счастье».

Обращаемся к заданию № 4. «Как можно понять последние строки стихотворения: «И счастье я могу постигнуть на земле, // И в небесах я вижу Бога»?

В учебнике предлагается один из возможных вариантов ответа: «Возможно, поэт хотел сказать, как хорошо жить, когда человек открыл для себя красоту мира».

Дети говорят: «Если человек живет среди прекрасной природы, он узнает что-то очень важное, доброе»; «Природа помогает человеку понять, как надо жить, чтобы другим было хорошо»; «когда человек чувствует природу, слышит ее голос, он лучше понимает самое главное в жизни».

Прослушав высказывания учеников, перечитываем последнее четверостишие, обращаем внимание на повторение слова «тогда» (задание № 5, с. 8). Ребята размышляют над вопросом: «Когда же это «тогда» возникают в душе человека такие прекрасные чувства?»

Для ответа на вопрос снова перечитывают два первые четверостишия.

Дома дети работают над заданием № 6 (с. 8), повторяют стихотворения Есенина, изученные раньше, готовят их выразительное чтение.

Урок 48

С. А. Есенин «С добрым утром!»

В начале урока учащиеся рассказывают об иллюстрации к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», демонстрируют собственные иллюстрации. Затем школьники называют изученные ранее стихотворения Есенина.

После этого знакомимся с биографической справкой о С. Есенине (с. 8), работаем над словарной разминкой (с. 9).

Стихотворение С. А. Есенина «С добрым утром!» вначале читает учитель. Размышляем над заданием № 1 (с. 10) «Зачем люди произносят слова: «С добрым утром»?

Всякое ли утро можно назвать «добрым»?

После ответа на эти вопросы учащиеся читают стихотворение Есенина «С добрым утром!». Затем отвечают на вопрос: «Почему поэт так назвал свое произведение?»

Начинаем работу над заданием № 2. Сперва читаем вслух рассуждение о смысле слов «задремали звезды». Над последующими вопросами дети размышляют в паре. Вопрос: «Почему Есенин написал: «зеркало затона»? Ребята говорят о том, что «погода была тихая, поверхность затона неподвижная, гладкая, как зеркало». В ней всё отражается: и облака, и кусты, «деревья, которые растут по берегам». Отвечая на следующие вопросы, учащиеся демонстрируют свою наблюдательность, интерес к природе.

Задание № 3 возвращает учеников к понятию «олицетворение», о котором шла речь в процессе анализа стихотворениям Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…».

Завершается урок выполнением задания № 4: дети сравнивают «настроение» природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» и С. А. Есенина «С добрым утром!».

Полученные варианты ответов:

«Настроение природы в этих стихотворениях доброе, радостное»;

«Природа в стихотворениях нежная, ласковая. Но у Есенина она немного веселая, озорная, а у Лермонтова – торжественная».

Дома дети выполняют задания раздела «Внеклассное чтение» на с. 10.

Урок 49

Внеклассное чтение.

Стихотворения С. А. Есенина

Учащиеся демонстрируют сборники произведений Есенина, читают по книге или наизусть понравившиеся произведения поэта, характеризуют чувства поэта, выраженные в них.

Учитель может предложить ребятам выделить сравнения, метафоры, олицетворения в прочтенных ими или самим учителем стихотворениях.

Если учитель считает класс подготовленным, читает «Песнь о собаке», обсуждает позицию поэта, выраженную в этом произведении. Ученики возвращаются к теме материнского чувства, которая поставлена напряженно и трагично в этом стихотворении.

Хорошо, если на уроке прозвучат романсы, песни и стихи С. А. Есенина.

Дома учащиеся подготавливают рассказ о любимом уголке природы, вспоминают произведения М. М. Пришвина, которые читали раньше.

Урок 50

М. М. Пришвин «Моя родина»

В начале урока дети рассказывают о любимом уголке природы. После этого вспоминают известные им произведения Пришвина.

Затем читаем биографическую статью, помещенную на с. 10–11. Выясняем, что в этой статье показалось детям особенно важным для понимания личности писателя и его творчества.

Выполняем словарную разминку (с. 12).

После этого читаем отрывок из воспоминаний М. Пришвина о детстве «Моя Родина» (с. 12–13). Обращаемся к впечатлению ребят от прочтенного (задание № 1, с. 13).

Спрашиваем, как, с их точки зрения, соотносятся с содержанием рассказа иллюстрации на с. 11 и 13.

Дома учащиеся выполняют задания № 2, 4 (с. 13).

Урок 51

И. Северянин «Запевка»

Дети рассказывают о сокровищах родной природы, открывшихся им, о впечатлениях, которые произвел их рассказ на друзей и родных (задания № 2, 3 с. 13).

Сравниваем произведения Ю. Яковлева «Мама» и М. Пришвина «Моя Родина». Ребята отмечают сходство и отличие: «Оба писателя говорят о том, что открыть красоту природы им помогала мама»; «Яковлев больше пишет о маме, о любви к ней, это главное чувство человека, так считает писатель. Любовь к Родине он сравнивает с любовью к маме»; «Пришвин соединяет любовь к природе и Родине»; «…еще Пришвин говорит о том, как важно

защищать, охранять природу».

Знакомимся со статьей об Игоре Северянине (с. 14). Учитель читает стихотворение «Запевка» (с. 14).

Определяем состояние души, выраженное поэтом в этом произведении («восторг», «радость», «восхищение», «нежность»).

Затем учащиеся читают стихотворение. Обращаем внимание на многоточия, стоящие в конце второй и четвертой строк. Дети объясняют смысл пауз, обозначенных ими: «У поэта как будто сердце замирает, он останавливается и как будто оглядывается, поэтому появляются паузы».

Переходим к заданию № 1, ребята объясняют смысл названия произведения.

Над вторым заданием работают в паре: «В каком значение использовал слово «храм» Игорь Северянин?» Ответы учащихся неоднозначны. Одни говорят, что природа – это дом, в котором мы живем, по-старому – «хоромы». Другие утверждают, что природа, Родина, подобна Божьему храму, «в котором начинаешь верить во все доброе, прекрасное», а еще – «это храм красоты, мудрости, знаний»…

Далее размышляем над заданиями № 3 и 4.

После этого переходим к заданию № 5. Сравниваем мысли и чувства, выраженные Лермонтовым и Северяниным в последних строках стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива…» и «Запевка».

«И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога».

«О России петь – что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть».

Прежде чем ответить на вопрос, учащиеся читают произведения вслух.

Для обоих поэтов общение с родной природой раскрывает в душе самые прекрасные, возвышенные чувства, очищает душу. Северянин написал «Любовь любить» («Любовь» – с большой буквы – это Бог).

Чувства и мысли, выраженные поэтами, жившими в разные эпохи, в итоговых строках стихотворений, объединяют их. На это следует обратить особое внимание.

Дома дети размышляют над заданием № 6, с. 15, выбирают для работы любой раздел задания.

Урок 52

И. С. Никитин «Русь»

Ученики высказываются по отдельным разделам задания № 6. Если кто-то из учащихся выполнил задание 6 г и принес аудиозапись музыкального произведения, посвященного России, прослушиваем его в начале урока.

Затем читаем статью о жизни Никитина (с. 15). Дети называют известные им произведения поэта. Выполняем словарную разминку (с. 16). Учитель читает стихотворение «Русь». Учащиеся определяют чувства, которые, по их мнению, выразил в произведении Никитин. Затем читают стихотворение, пытаясь передать открывшиеся им переживания. Задаем вопрос: «Какие мысли поэта показались особенно близкими?» (вопрос № 4 с. 18). Дети могут воспроизвести эти мысли своими словами, сопроводить строками произведения. Затем они размышляют над тем, встречались ли похожие мысли в произведениях других писателей.

Дома учащиеся выполняют задание № 2, по выбору – разделы из задания № 6 (с. 18). Учат наизусть понравившийся фрагмент стихотворения И. Никитина «Русь» или стихотворение другого поэта, посвященное Родине.

Урок 53

И. С. Никитин «Русь»

В начале урока ребята выучивают фрагменты стихотворения Никитина «Русь» – читают их.

Обращаемся к заданию № 2. Учащиеся зачитывают сравнения и метафоры, использованные Никитиным в стихотворении.

Сравнения – нивы, «что камыш глухой», снег, «что белый пух».

Метафоры – «шатер небес», «цепи гор», «мурава ковром стелется», «пожар небес» и другие.

Обращаемся к заданию № 5. Перечитываем строфу:

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

Ребята, работая в паре, размышляют над тем, почему поэт использовал слово «земля» вместе со словом «лицо», что значит выражение «краса царственная».

Варианты ответов:

«Земля кажется поэту живой, поэтому он использовал олицетворение – у земли «лицо»;

«Краса царственная» – это красота земли, торжественная, гордая, вызывающая особенное восхищение.

Затем читаем статью «Лирическое произведение» на с. 19. Перечитываем последний абзац этой статьи: «В лирическом стихотворении, как и в песне, главное – это чувства, переживания. Талантливые поэты так изображают свои переживания, что они становятся понятны и близки другим людям, читателям».

Дети определяют переживания, которые открылись им в стихотворении И. Никитина «Русь».

После этого прослушиваем выступления учащихся по отдельным разделам задания № 6 (с. 18).

Дома дети подготавливают чтение любимого стихотворения, отвечают на вопрос, почему выделили именно его.

Представляют книгу, в которой помещено выбранное ими произведение.

Урок 54

Внеклассное чтение

Учащиеся читают любимые стихотворения, представляют книги, в которых они напечатаны, объясняют свой выбор.

После этого обращаемся к произведениям, помещенным в разделе «Читальный зал» (с. 20–22), А. Плещеева «Летние песни», Н. Рубцова «Тихая моя родина».

Учащиеся читают стихотворение А. Н. Плещеева, размышляют над вопросом, сопровождающим это произведение (с. 20).

Стихотворение Рубцова вначале может прочитать учитель. Затем его читают учащиеся, подбирают строки произведения, которые могут стать подписями к иллюстрациям на с. 21, 22. После этого размышляют над вопросами на с. 22.

Дома дети вспоминают произведения А. С. Пушкина, которые читали, учили наизусть раньше. Желающие подготавливают информацию о жизни Пушкина.

ТЕМА: «О ПРОШЛОМ РОДИНЫ»

Урок 55



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.061 с.)