Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
К. – коммуникативная компетенция;
И.-К. – информационно-коммуникативная компетенция;
Я. – языковедческая (языковая и лингвистическая);
КУЛЬТ. – культуроведческая компетенция;
Р. – рефлексивная компетенция.
№ п/п
| Система уроков
| Дидактическая
модель
обучения
| Педагогические
средства, формы
| Вид деятельности
учащихся
| Планируемый
результат
и уровень освоения
| Информационно-методическое обеспечение
| РК
| Дом. задание
| Дата проведения
|
Тема
| Цель
| план
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся
| Познакомить с целями и задачами предмета, содержанием учебника-хрестоматии; дать понятие о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах
| Объяснительно-иллюстративная
| Рассказ, работа с книгой, опорные записи
| Групповая:
вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки.
Индивидуальная: написать рассказ по пословице
| Базовый: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии (И.-К.).
Продвинутый уровень:
Создание связного текста на необходимую тему (Я.)
| Коровина, Збарский. Литература. 5 класс. Методические советы. (М.: Просвещение, 2001)
|
| C.5-6
| 3.09.
|
|
Устное народное творчество
|
| Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. Чувашские пословицы и загадки
| Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать жанровые особенности загадок и считалок
| Репродуктивная
| Рассказ с элементами беседы, выставка книг, посвященных русскому фольклору, иллюстрации
| Индивидуальная: сочинить загадку, частушку или колыбельную песню
| Базовый: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора (К.).
Продвинутый: уметь создавать письменное оригинальное произведение (Я., Р., И.-К.)
| В. П. Аникин,
Ю. Г. Круглов. Русское народное поэтическое творчество. (Л.: Просвещение, 1983)
| Чувашские пословицы и загадки
| c. 8, придумать загадку, считалку, нарисовать иллюстрацию
| 6.09.
|
|
4-5
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.
«Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика
| Расширить представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Показать способы построения народной сказки
| Поисковая
| Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина,
В. Васнецова,
Т. Мавриной,
И. Кузнецова
| Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию
| Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.).
Продвинутый: знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок (Р., И.-К.)
| Афанасьев. Народные русские сказки Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс
| Чувашские народные сказки
| Подг. пересказ, ответить на вопросы
| 7.09.
10.09.
13.09.
|
|
6-7
| «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа
| Совершенствовать восприятие и понимание волшебной героической сказки. Совершенствовать навыки пересказа и речи
| Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая
| Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций
| Групповая: вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки
| Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.).
Продвинутый: уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа (Р., Культ.)
| Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 5 классе. Кн. для учителя. (М., 2002)
|
| Подг. Пересказ, выполнить задание на с. 39, инд. задания
| 14.09.
17.09.
|
|
| Сказки о животных. «Журавль. и цапля». Народное представление о справедливости. Быт вые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках
| Показать, как отражаются народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках, развивать навыки пересказа, монологической речи
| Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая
| Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций
| Групповая: вспомнить любимые сказки
| Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.).
Продвинутый: уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа (Р., Культ.)
| Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс
| Чувашские бытовые сказки и сказки о животных
| С. 42-44, отв. на вопросы, нарисовать иллюстрации
| 20.09
|
|
| УВЧ Сказки народов мира. Чувашские народные сказки
| Поддерживать интерес учащихся к сказкам народов мира, развивать навыки пересказа, анализа текста
| Поисковая
| Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина,
В. Васнецова,
Т. Мавриной,
И. Кузнецова
| Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию
| Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.).
Продвинутый: знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок (Р., И.-К.)
| Афанасьев. Народные русские сказки. Сказки народов мира
| Чувашские народные сказки
| Читать русские народные сказки
| 21.09
|
|
| Р. р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках»
| Проверить и оценить качество знаний, полученных при изучении темы “Русские народные сказки”
| Урок-путешествие
| Проблемные задания. Детские иллюстрации. Выставка книг
| Работа по группам: творческое чтение, задания
| Базовый: владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу (И.-К.).
Продвинутый: использовать приобретенные знания для создания своих сказок (Р., Я.)
| Е. Мордес. Искать, пробовать, обучать. 2002
|
| Написать сочинение
| 24.09
|
|
Из древнерусской литературы
|
11-12
| Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи
| Познакомить с жанрами древнерусской литературы, с чертами русских летописей, показать нравственные аспекты летописи
| Объяснительно-иллюстративная
| Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО. Иллюстрации А. Иванова
| Групповая: составить план, словарик трудных (устаревших) слов
| Базовый: знать жанры древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы (И.-К.).
Продвинутый: знать особенность связи в летописном тексте отдельных предложений (Р., Я.)
| Энциклопедия для детей. Т. 9. (М.: Аванта+, 1998)
|
| Ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Обогащаем устную речь». С.50
| 27.09
28.09
|
|
Из русской литературы XVIII века
|
| В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы
| Познакомить с детством, юностью и литературной деятельностью М.В. Ломоносова, дать понятие о вкладе Ломоносова в науку и литературу, показать юмористический характер стихотворения, дать понятие о родах и жанрах литературы
| Объяснительно-иллюстративная
| Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО.
| Работа по группам: творческое чтение, задания
| Базовый: владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу (И.-К.).
Продвинутый: иметь понятие о родах и жанрах литературы (Р., Я.)
| Портрет Ломоносова, репродукции мозаик, сборники стихов
|
| Отв. на вопросы
| 1.10.
|
|
| Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века)
| Познакомить с истоками басенного жанра
| Проблемное изложение
| Проблемная лекция, беседа, выставка книг, иллюстрации
| Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями
| Базовый: познакомиться с русскими и зарубежными баснописцами XVIII века (К.).
Продвинутый: знать фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена. (И.-К.)
| Сборники басен Крылова, иллюстрации, презентация
| Басни чувашских писателей
| Читать о Крылове, отв. на вопросы
| 4.10.
|
|
Русская литература XIX века
|
| И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Понятие об аллегории и морали
| Дать понятие о басне. Познакомить с языковым своеобразием басен Крылова
| Проблемное изложение
| Проблемная лекция, беседа, портрет Крылова, иллюстрации к басням
| Индивидуальная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями
| Базовый: знатьспецифику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль (Л.-К.).
Продвинутый: владеть навыком объяснения смысла морали (Я., Р.) Углубленный: уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях (КУЛЬТ.)
| Сборники басен Крылова, иллюстрации, презентация
|
| Подг. инсценир. басни, отв. на вопросы
| 5.10.
|
|
| И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали
| Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали
| Рецептивная: творческая:; поисковая: Рецептивная:
| Устное словесное рисование, инсценирование, комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; исследователь- ская: анализ текста, сопос- тавление с басней Эзопа «Ворон и Лисица»
| Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями
| Понимать,что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов; знатьтворческую историю басни, понимать ее драма
| Русский язык: словарная работа (невежа, невежда). ИЗО:иллюстрации художников Г. Куприянова, Е.Рачева:»: ИЗО: иллюстрация художника А. Лаптева.
|
| Выразительное чтение басен (одну из них наизусть); нарисовать иллюстрации к басне;
| 8.10.
|
|
| Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни
| Художественные особенности басни: при- сутствие рассказчика, диалог между действующими лицами, четкое формулирование морали, проявление характеров действующих лиц
| Продуктивная, творческая:
| Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен
| Индивидуальная: выразительное чтение
| Знать художественные особенности басни; уметьна основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр
| Русский язык: словарная работа (мораль, алле-гория, басня, тип речи повествование)
|
| Создание басни (черновой вариант), Оформить басню письменно
| 11.10.
|
|
| УВЧ Басни И. А. Крылова
|
|
|
|
|
| |
|
| 12.10.
|
|
| В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки
| Познакомить с творчеством писателя, понятием “литературная сказка”
| Объяснительно-иллюстративная
| Беседа, работа с книгой, иллюстрации
| Индивидуальная: выразительное чтение сказки
| Базовый: знатьотличие литературной сказки от народной (К.).
Продвинутый: знать и уметь приводить примеры антитезы (И.-К., Я.)
| Презентация
|
| | 15.10.
|
|
20-21
| В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады
| Познакомить с жанром баллады
| Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая
| Рассказ, беседа, проблемные задания
| Индивидуальная: выразительное чтение баллады, создание иллюстраций
| Базовый: знать особенности жанра баллады (К.).
Продвинутый: уметь определять роль пейзажа в балладах В. А. Жуковского (Я.).
Углубленный: уметь определять жанр баллады как лироэпический; сравнивать фольклорные баллады с литературными (И.-К.)
| Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс
|
| Подг. выразительное чтение баллады, выучить отрывок наизусть
| 18.10.
19.10.
|
|
| А. С. П у ш к и н. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны
| Пополнить, уточнить знания о биографии писателя. Совершенствовать навыки выразительного чтения
| Репродуктивный
| Работа с книгой, тренинг, просмотр видеофильмов
| Групповая: сообщения о детских и лицейских годах А. С. Пушкина.
Индивидуальная: выразительное чтение наизусть пролога
| Базовый: знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила” (Л.-К.).
Продвинутый: знать содержание и понимать идею поэмы “Руслан и Людмила” (Я.)
| Учебный в/ф “Мой Пушкин”. Отрывок из х/ф “Руслан и Людмила”
|
| Подг. выразит. чтение
| 22.10.
|
|
23-25
|
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки
|
Рассказать об истоках рождения пушкинской сказки, выявить систему образов сказки, развивать навыки анализа текста, сопоставительного анализа
|
Базовый: знать содержание сказки
|
Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа
|
Индивидуальная: сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского
|
Индивидуальная: уметь сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского
| Русский язык: словарная работа Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс
|
|
Подг. выразительное чтение, выучить отрывок наизусть, отв. на вопросы (с.109-110)
|
25.10.
26.10.
|
|
| Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке.
Р. р. Обучение домашнему сочинению по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина
| Уточнить и систематизировать знания по сказкам А. С. Пушкина
| Исследовательская
| Самостоятельное планирование и проведение исследования
| Индивидуальная: раскрыть одну из тем:
– Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1–2 сказок).
– В чем превосходство царевны над царицей?
– Что помогло Елисею в поисках невесты?
| Базовый: обобщить знания по разделу. Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос (Р.).
Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.)
| Сборники литературных и народных сказок
Мультимедийная презентация
|
| Написать сочинение
| 29.10.
8.11.
|
|
| Тестирование
| Контроль знаний учащихся
| Репродуктивный
| Самостоятельная работа
| Индивидуальный
| Базовый: знать содержание сказки
|
|
| | 9.11.
|
|
29-31
| Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.
Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке
| Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, показать соотношение реального и фантастического в сказке
| Исследовательская
| Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа
| Индивидуальная:: пересказ фрагментов и комментированное чтение
| Базовый: Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки (Р.).
Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.)
| Сборники литературных и народных сказок
|
| Читать статью учебника о Гаршине, нарисовать иллюстрации к сказке
| 12.11.
15.11.
16.11.
|
|
32-33
| В. М. Гаршин «Attalеa princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения
| Развить понятие о литературной сказке, выявить основную идею сказки, развивать навыки пересказа и анализа текста
| Объяснительно-иллюстративная
| Комментированное чтение, беседа
| Коллективная: исследовательская работа по тексту.
Индивидуальная: выразительное чтение
| Базовый: Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки (Р.).
Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.)
| Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс
|
| Задание: подг. развернутый ответ на вопросы (с.163)
| 19.11.
22.11.
|
|
| УВЧ Сказки А. С. Пушкина, А. П. Платонов «Умная внучка»
|
|
|
|
|
|
|
|
| 23.11.
|
|
| М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен
| Познакомить со средствами художественной выразительности, с исторической основой стихотворения, композицией
| Объяснительно-иллюстративная
| Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа,
портрет писателя; книги, иллюстрации, посвященные Бородинской битве
| Коллективная: исследовательская работа по тексту.
Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть
| Базовый: знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.).
Продвинутый: показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен (И.-К.)
| З. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М., 1963), презентация
|
| Задание на с. 170-171
| 26.11.
|
|
| Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения
| Познакомить со средствами художественной выразительности, особенностями поэтических интонаций стихотворения
| Объяснительно-иллюстративная
| Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа,
портрет писателя; книги, иллюстрации, посвященные Бородинской битве
| Коллективная: исследовательская работа по тексту.
Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть
| Базовый: знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.).
Продвинутый: показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен (И.-К.)
| З. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М., 1963)), презентация
|
| Выучить наизусть отрывок из стихотворения
| 29.11.
|
|
| УВЧ Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
|
|
|
|
|
|
|
|
| 30.11.
|
|
38-39
| Н. В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести
| Познакомить с биографией и творчеством писателя; наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения
| Объяснительная иллюстрация
| Рассказ, чтение текста произведения, комментирование
| Групповая: работа с текстом, подготовить сообщение о трудных словах произведения.
Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению
| Базовый: знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя (К.).
Продвинутый: уметь доказывать, что “Заколдованное место” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль (Я.)
| А. Полторац. Детство Гоголя
Мультимедийная презентация
|
| Отв. на вопросы 1-4 (с. 184), подготовить пересказ преданий, легенд фантастического содержания
| 3.12.
6.12.
|
|
| Р. р. Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.
| Показать характер изображения писателем народной жизни, выявить соотношение реального и фантастического, трагического и комического в повести Гоголя, развивать навыки анализа текста
| Объяснительная иллюстрация
| Рассказ, чтение текста произведения, комментирование
| Групповая: работа с текстом, подготовить сообщение о трудных словах произведения.
Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению
| Базовый: знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя (К.).
Продвинутый: уметь доказывать, что “Заколдованное место” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль (Я.)
| Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе
|
| Найти примеры использования в повести эпитетов, сравнений, гипербол, определить их роль в тексте.
| 7.12.
|
|
| УВЧ Н. В. Гоголь. Избранные повести
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10.12.
|
|
| Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете
| Познакомить с творчеством поэта, особенностями языка и стиля; совершенствовать навыки выразительного чтения;
| Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая
| Рассказ, связь с уроками истории, проблемные задания
| Коллективная: работа с текстами произведений, частичный анализ.
Индивидуальная: выразительное чтение наизусть
| Базовый: уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения (И.-К.)
Продвинутый: учить сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова “На Волге” с картиной художника И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”; объяснить смысл названия поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный
нос”, его символическое значение (КУЛЬТ., Я.)
| В. А. Никольская. Преподавание литературы в школе. (М., 1985)
|
| Отв. на вопрос 3 на с. 192, подг. рассказ по картине Репина с использованием цитат
| 13.12.
|
|
43-44
| Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.
| Учить писать сочинение на заданную тему, в письменной форме выражать свое отношение к прочитанному
| Исследовательская
| Самостоятельное планирование и проведение исследования
| Индивидуальная: раскрыть одну из тем:
– Мое отношение к героине поэмы Некрасова “Мороз, Красный нос”;
– Сказочные традиции в поэме Некрасова “Мороз, Красный нос”
| Базовый: владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос (Р.)
Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.)
| Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс
Мультимедийная презентация
|
| Выучить наизусть отрывок, отв. на вопросы на с.205-206
| 14.12.
17.12.
|
|
| УВЧ Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей
|
|
|
|
|
|
|
|
| 20.12.
|
|
46-47
| И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна
| Познакомить с детскими годами жизни Тургенева, с началом его литературной деятельности, познакомить с историей создания рассказа «Муму»
| Объяснительно-иллюстративный
| Рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрации
| Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам.
Групповая: сообщение о жизни и творчестве Тургенева
| Базовый: знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.
| Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс
|
| Отв. на вопросы
| 21.12.
24.12.
|
|
48-49
| Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества
| Показать, как раскрывается характер героя во взаимоотношениях с другими людьми
| Объяснительно-иллюстративная
| Работа с главами повести, беседа
| Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести.
Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов
| Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.
Продвинутый: определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести (К.);
| Коровина, Збарский. Литература. 5 класс. Метод. советы. (М.: Просвещение, 2001)
|
| Отв. на вопросы, подготовить краткий пересказ всего текста
| 27.12.
28.12.
|
|
| Р. р. Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чем вина и беда барыни?»
| Показать роль портретной характеристики, роль противопоставления в рассказе
| Объяснительно-иллюстративная
| Работа с главами повести, беседа
| Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести.
Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов
| Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.
Продвинутый: определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести (К.);
| Коровина, Збарский. Литература. 5 класс. Метод. советы. (М.: Просвещение, 2001)
|
| Написать сочинение
| 14.01.2011.
|
|
| УВЧ И. С. Тургенев. Избранные рассказы
|
|
|
|
|
|
|
|
| 17.01.
|
|
| Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева (тестирование)
| Контроль знаний учащихся
| Репродуктивный
| Самостоятельная работа
| Индивидуальный
| Базовый: знать содержание произведений
|
|
| | 18.01.
|
|
|
| А. А. Ф е т. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни
| Раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; работать над содержанием понятия “лирический герой”; учить выразительному чтению стихов
| Исследовательская
| Проведение анализа-исследования произведения, аналитическая беседа, выразительное чтение стихов, работа со словарями
| Коллективная: комментированное чтение отдельных стихотворений с элементами исследования.
Групповая: самостоятельный анализ-исследование стихов о природе (по выбору) с опорой на схему, презентация выбранных стихов.
Индивидуальная: заучивание наизусть, выразительное чтение, сравнить стихи Тютчева и Фета
| Базовый: знать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.
Продвинутый: знать понятие параллелизма, уметь сравнивать стихи разных поэтов.
Продуктивный: Я., Р.
| Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс
Мультимедийная презентация
|
| Подг. выразительное чтение
| 21.01.
|
|
54-55
| Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы
| Познакомить с биографией и творчеством писателя, показать гуманистическую направленность рассказа Толстого, развивать навыки анализа текста
| Рецептивная, репродуктивная, исследовательская
| Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление
| Коллективная: Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат, подобрать материал о Жилине.
Инд. задания: подготовить устный рассказ о Костылине, дружбе Жилина с Диной
| Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра.
| Литература: сопоставление с рассказом-былью Н.В.Гоголя «Заколдованное место». История: Историческая справка о Кавказской войне
|
| Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина в минуты опасности. Озаглавить каждое событие, записать название в виде плана.
| 24.01.
25.01.
|
|
| Р. р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы», «Друзья и враги пленного Жилина», «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник»
| Сравнительная характеристика героев. Прием контраста при создании характеров героев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни
| Продуктивная, творческая, поисковая
| Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина
| Индивидуальная: поиск ответов на проблемные вопросы. Коллективная: комментирование глав
| Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка), уметь ими оперировать при 1 создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героев
| Русский язык: план (простой, сложный), работа с Толковым словарем: определение значений слов «жила» и «костыль»
|
| Составить сравнительную характеристику героев
| 28.01.
|
|
57-58
| А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»
| Краткий рассказ о писателе (детство, начало литер. деятельност |