Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Накопление эмпирических знаний О природе и их использованиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С начала производственной деятельности, т. е. с момента изготовления первых орудий труда, люди стихийно использовали отдельные законы и явления природы, не зная их сущности и причин. Производители материальных благ основывались на своем эмпирическом опыте и на наблюдениях за окружающей их средой. В ходе производственной деятельности накапливались знания о свойствах минералов. Раньше всего для изготовления орудий были освоены свойства кремня: его способность хорошо раскалываться и при расколе давать острые режущие края были описаны выше. Долгое время человек предпочитал кремень другим породам камня. Но с накоплением опыта в процесс производства вовлекались все новые и новые породы камня. Эмпирическим путем человек подошел и к использованию металлов сначала самородного происхождения, а затем научился и выплавлять их из руд, не имея представления о тех химических процессах, которые происходили при этом. Были освоены процессы превращения и других веществ, например, еще ранее, чем стали известны металлы, были обнаружены замечательные свойства глины, используемые для производства керамических изделий, открыты способы получения стекла. В глубокую древность уходят и корни биологических знаний: из большого разнообразия животного мира объектом охоты людей становились лишь определенные животные, о чем свидетельствуют останки костей животных, находимых на стойбищах - местах поселения древнейших людей, и наскальные изображения животных. Изображения эти очень точны, динамичны, что позволяет говорить об определенных анатомических познаниях людей. Знания поведения животных привело в дальнейшем к одомашниванию их: люди научились отбирать необходимые им особи. Таким образом, истоки знания восходят к практической деятельности ранних человеческих обществ. «Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей является здесь еще непосредственным порождением материального отношения людей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 24). Знания, накопленные в раннеклассовых обществах Древнего Востока, также носили прикладной характер. Эти знания были необходимы земледельцам, строителям; они способствовали развитию обмена, а затем и торговли. Накопленные знания в странах Древнего Востока оказали впоследствии воздействие на развитие науки в античной Греции и Риме; грекам удалось поднять культуру на небывалую высоту. На второй фазе развития рабовладельческого строя с отделением умственного труда от физического наукой стали заниматься ради нее самой, начали зарождаться элементы естествознания. В рабовладельческом обществе естествознание еще не выделилось в самостоятельную отрасль знания. Оно входило в единую философскую науку, которая включала всю совокупность знаний. Лишь в александрийский период естественные пауки начинают обособляться от философии. Одним из наиболее значительных достижений в странах Древнего Востока является изобретение письма. Письмо возникло в раннеклассовом обществе в связи с усложнением хозяйственной жизни и необходимостью передавать информацию, вести учет. В Египте письмо возникло в конце IV тыс. до н. э., шумерские надписи, открытые при раскопках древнейших городов Джемдет, Насра и Урука, датируются III тыс. до н. э. Записи делали на папирусах и черепках в Египте, на глиняных плитках в Западной Азии, на бамбуковых палках в Юго-Восточной Азии. Письмо возникло из условных обозначений. По характеру передачи информации выделяют 4 основных типа письма: идеографический, словесно-слоговой (логографический-силлабический), собственно силлабический и буквенно-звуковой (алфавитный) [2]. Идеографическое письмо условно; один и тот же знак может означать несколько понятий в любой грамматической форме. Знаки словесно-слогового письма долгое время сохраняли форму рисунков-иероглифов. Слово «плакать», например, изображалось соединением двух рисунков - глаз и вода. Для убыстрения письма вместо того, чтобы нарисовать весь предмет, стали изображать лишь наиболее характерную часть, превращая ее в линейную схему. Схематизация знаков постепенно привела к выработке системы клинописи. В I тыс. до н. э. клинопись приобрела простую фонетическую форму, превратившись в один из древнейших известных нам алфавитов. Родоначальником этого письма явилось древнесемитское (финикийское). В алфавитных системах письма отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук. Это система письма в VIII в. до н. э. была воспринята в Греции, а затем и в Италии. РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЗНАНИЯ (МАТЕМАТИКА, АСТРОНОМИЯ, МЕХАНИКА) Пока не произошел переход от присваивающей экономики к производящей, люди мало продвинулись в понимании числовых величин. С развитием обмена появилась необходимость в числовых обозначениях. Сначала были естественные эталоны счета: пальцев 5, глаз 2. Затем возникли и искусственные эталоны счета - палочки. Потребности в измерении площади земли, в расчетах при обмене и торговле, необходимость расчета в строительном деле привели в странах Древнего Востока к возникновению математики. Иными словами, практика заставила решать определенные математические задачи. Древнейшие математические тексты, дошедшие до нас, восходят к началу II тыс. до н. э. Их записывали на папирусе (Египет) или на глиняных дощечках (вавилонские клинописные тексты). Египтяне применяли десятичную систему исчисления: они знали дроби, уравнения первой степени и неполное квадратное уравнение. Способ применения четырех простых арифметических действий египетской математики был несложен. Математика была нужна для решения простейших арифметических, алгебраических и геометрических задач. О зачатках геометрии говорит умение египтян определять поверхности прямоугольника, треугольника, круга; в своих расчетах они использовали отношение длины окружности к диаметру, равное 3,16, близкое к π=3,14. Египтяне умели вычислять уравнения с одним неизвестным. Первоначально математика не была расчленена на арифметику, алгебру, геометрию. Затем стали решать задачи, которые принимали более абстрактный характер; постепенно были выработаны приемы геометрических и арифметико-алгебраических преобразований. В Месопотамии пользовались системами счисления, в основе которых лежат числа 5, 6, 10 и их производные - 30 и 60. Первые пять чисел, соответствующие пяти пальцам одной руки, имели свое название. Последующие числа с 6 до 9 составляли, соединяя число 5 и соответствующее добавочное число (например, число 6 изображали как 5+1, число 7 как 2+5 и т. д.). Шумеры пользовались и шестидесятиричной системой счисления. Потом появляются зачатки десятичной системы, о чем говорит появление клинообразного знака для ноля. В математических шумерийских текстах упоминается возведение в степень, извлечение квадратных и кубических корней, вычисление объемов. Знания в области геометрии были нужны для измерения земельных участков. Чтобы вычислить размер поля, шумеры разбивали его на треугольники или трапеции; отдельно вычисляли эти площади и, складывая полученные числа, получали размеры поля. Вавилонские клинописные математические тексты позволяют судить о том, что математика в Древнем Вавилоне достигла более высокого уровня, чем в Шумере и Египте (можно указать на совершенствование приемов вычислений, рост элементов логической дедукции). В настоящее время известно около 150 глиняных табличек с текстами математических задач и 200 табличек с числовыми таблицами. Вавилоняне получили от шумерского периода смешанную десятично-шестидесятиричную систему счисления. В Вавилоне впервые была разработана алгебра линейных и методы решения квадратных уравнений. Вавилоняне умели производить математические операции п преобразовывать дроби. В подобных задачах видны первые зачатки алгебры. В области геометрии вавилоняне проводили геометрические расчеты, связанные с вычерчиванием планов земельных угодий (таких планов земельных угодий, разделенных на прямоугольники, трапеции и треугольники, сохранилось немало), планов различных строений. Математика как особая наука начинает складываться лишь в Древней Греции в VI-V вв. до «. э. Это уже наука, основанная на строгих логических доказательствах; она преобразуется в абстрактную дедуктивную науку. К этому времени относится построение математических теорий. В «Началах» Евклида (III в. до н. э.) подведен итог основным математическим теориям того времени. «Такие достижения греческой математики, как теория делимости чисел, теория иррациональных величин и классификация квадратичных иррациональностей; исследование задач, не разрешимых с помощью циркуля и линейки, парадоксы бесконечного и «метод исчерпывания», интегральные и дифференциальные методы Архимеда, теория конических сечений Аполлония, аксиоматический метод, сферическая геометрия Менелая, тригонометрия хорд Птолемея и алгебра Диофанта, определили дальнейшее развитие математики в течение многих веков» [22]. Не менее древней наукой, чем математика, считается астрономия. Астрономические явления были для первобытных народов частью окружающей их среды - видимые движения звезд издавна использовали для ориентировки в пространстве и во времени. Люди не могли не заметить, что в разные времена года положение звезд неодинаково. Наблюдение за небесными телами положило начало развитию астрономических знаний. Наблюдая за луной и звездами, древние астрономы улавливали в их движении определенную закономерность, по звездам определяли периоды весенних разливов Нила, а в связи с этим и сроки земледельческих работ. Египтяне научились отличать планеты от звезд. На сводах храмов и гробниц они изображали карты звездного мира. Вавилонские жрецы не только отличали планеты от звезд, но и объединяли определенные группы звезд в созвездия, получившие название, например, Близнецы, Рак, Скорпион, Лев, Весы. Жрецы отмечали положение Солнца на небесной сфере и регистрировали солнечные и лунные затмения, что позволило в дальнейшем предсказывать их наступление. Первоначально египтяне делили день на 4 части и лишь впоследствии возникла современная система счета (часы, минуты, секунды). Время определяли с помощью солнечных часов. С возникновением ирригационного земледелия потребовалось вести счет более длинных промежутков времени. Нил и Евфрат разливались в определенное время года, от разлива рек зависели сельскохозяйственные работы. Наблюдения за разливами рек и за движением небесных светил позволили создать первые календарные системы. Лунный календарь был равен 12 лунным месяцам: лунный месяц попеременно содержал 30 или 29 суток, что составляло 354 дня в году. В основе построения солнечного календаря лежит шестиричная система счисления. Смена четырех времен года определяла солнечный год продолжительностью 365 дней. Основными календарными единицами счета времени были сутки, месяц н год: месяц имел 30 дней, к концу года добавляли 5 дополнительных дней, что давало 365 дней в году. В Греции возникли первые астрономические теории; были созданы первые модели солнечной системы. Фалес (VII-VI вв. до н. э.) считал землю плоским диском, плавающим на воде, Пифагор (VI в. до н. э.) высказывал мнение о шаровидности Земли. В IV в. до н. э. Аристотель создал общую систему строения мира, в центре которого находилась Земля. Его геоцентрическая система мира, в которой нашли выражение идеалистические и метафизические воззрения, господствовала на протяжении более полутора тысяч лет. Аристарх (середина III в. до н. э.) считал, что в центре Вселенной находится Солнце, вокруг которого движутся Земля и другие планеты. Гелиоцентрическая система Аристарха в то время не получила широкого распространения. Древнегреческий ученый Клавдий Птолемей (II в. н. э.) развил представления о геоцентрической системе мира, по которой небесные светила движутся вокруг неподвижной Земли. Из его работ наиболее известно сочинение «Великое математическое построение в 13 книгах» («Альмагест»). Александрийские ученые (III в. до н. э.) систематически наблюдали за движением небесных светил. Эратосфен с помощью астрономических наблюдений определил размер земного шара. Гиппарх (II в. до н. э.) составил звездный каталог, в котором было указано положение около 1000 ярких звезд. К античному миру восходит термин «механика». Однако уже в ранних рабовладельческих государствах Древнего Востока с изобретением колеса, с использованием наклонной плоскости, а еще ранее - клина и рычага вырабатываются такие абстрактные понятия, как сила, сопротивление, перемещение, скорость. Тяжести поднимали с помощью наклонной плоскости. В Египте при сооружении пирамид, где требовалось перемещать и поднимать огромные глыбы камня, применяли рычаг, который египтяне издавна использовали для подачи вверх воды. В античных рабовладельческих государствах, помимо клина и рычага, в строительных работах стали использовать блок и винт. Принципиально новым для античной механики является появление теорий: учение о движении - кинематика, - учение о равновесии - статика. Статика возникла в связи с запросами техники и была выделена в особую теоретическую дисциплину. К античной эпохе восходит зарождение двух направлений в статике: кинематического и геометрического [23]. Первое направление возникло в результате использования рычага, наклонной плоскости, а второе - в связи с расчетом архитектурных конструкций и поднятием центра тяжести. Основателем геометрического направления статики был Архимед (III в. до н. э.). Из сочинений Архимеда по механике до нас дошли трактаты в двух книгах - «О равновесии плоских фигур» (или «О центрах тяжести плоских фигур») и «О плавающих телах». В первом трактате ученый изложил теорию равновесия рычага, дал математическую формулировку закона рычага, во втором он дал основы гидростатики. Наряду с теоретическими исследованиями в области физики и математики Архимед много занимался вопросами прикладной механики. В этой области ему принадлежат интересные изобретения, которые были использованы при обороне Сиракуз во время осады его римлянами. Большое значение для развития механики имели труды Герона Александрийского (примерно I в. н. э.), представителя Александрийской научной школы. «Механика» Герона состоит из трех книг и представляет собой развитие кинематического направления статики. Герон известен в истории и как изобретатель различных автоматов. До нас дошло его сочинение «Об искусстве изготовлять автоматы». Им изобретены так называемый геронов шар, из которого водная струя выбрасывается посредством сжатого гюздуха, и паровой шар или эолипил; он приводился в движение паром, выходившим через вставленные в него две трубки. Представителем той же школы, что и Герон, был Витрувий (I в. до н. э.), трактат которого «Об архитектуре» посвящен в основном прикладной механике. В трактате описаны различные механизмы для поднятия тяжестей и дано определение машины. ПРИМЕНЕНИЕ ПРИБОРОВ С древнейших времен почти во всех областях деятельности человек использовал специальные приспособления для наблюдений, измерений, взвешивания и счета. По мере развития общества эти приборы изменялись и совершенствовались. Строительство городов, создание архитектурных ансамблей, возникновение и развитие ирригационных систем, сооружение мостов, землемерные и горные работы, расцвет торговли и мореплавания, характеризующие развитие сформировавшихся в условиях рабовладельческого общества устойчивых государств, были немыслимы без мер длины и объема, а также взвешивающих, нивелирующих, угломерных и определяющих время приборов. Очень важную роль сыграли приборы и в развитии естествознания, без них были бы невозможны его успехи [24]. Появившиеся в рабовладельческую эпоху орудия - напильники, сверла, ножницы, пилы, рубанки, а также примитивные измерительные приспособления - отвесы, угольники, циркули, линейки позволили повысить точность изготовляемых из дерева, металла и камня научных, в частности астрономических инструментов, называемых долгое время «математическими» из-за того, что принцип их действия был основан на законах математики. Совершенствование наблюдений позволяло уточнять и устанавливать новые закономерности. Знание же законов природы, в свою очередь, влияло на создание новых приборов, конструктивная форма которых определялась этими законами. Таким образом, изучение развития точных приборов с древнейших времен дает возможность выявить и проследить самую тесную связь естествознания и техники, постоянное их взаимовлияние. «История научных инструментов, - говорил известный американский ученый Г. Сартон, -...история всего лучше приближающая к пониманию научного прогресса, но она полна трудностей; каждый инструмент развивался постепенно; ни один из них не был создан в одно время и почти всегда не одним человеком» [25]. Точные приборы и инструменты, используемые в древности по их назначению, можно условно подразделить на пять основных групп [26]: 1) приборы и инструменты, используемые в торговле, строительстве и архитектуре; 2) приборы для измерения времени; 3) приборы для измерения Земли; 4) приборы для наблюдения неба и 5) приборы для научных экспериментов. К приборам первой группы относятся используемые в торговле бытовые приборы: приспособления для определения длин - образцы мер и приспособления для взвешивания - весы [27]. Весы - наиболее древний измерительный прибор. Простейшие весы в виде равноплечего рычага изображены на египетских, вавилонских (III-II тыс. до н. э.) и более поздних греческих памятниках. Совершенствование конструкции весов впоследствии дало возможность использовать их не только в торговле, но и в научных исследованиях и в промышленности. Так, Аристотель, например, в IV в. до н. э. разработал теорию неравноплечих весов с передвижной гирей. Весы этого типа, названные позднее безменом, нашли широкое применение в Римской империи и были усовершенствованы арабоязычными учеными средневекового Востока. Известно также, что в III в. до н. э. Архимед с помощью весов определил плотность золотого венца для выяснения содержания в нем примесей серебра. Этот факт свидетельствует о весьма высокой точности взвешивания. В торговле же и в землемерии начали применять примитивные устройства для облегчения вычислений - уже в Древней Греции и Риме для арифметических вычислений существовала счетная доска - абак, а в Китае и других странах Дальнего Востока - суан-пан, аналог абака, прототип используемых и в настоящее время счетов. Родоначальником вычислительных машин наряду с абаком можно считать одометры и другие простые счетчики, основанные на принципе последовательного прибавления единиц. В строительстве зданий и ирригационных сооружений наряду с наугольником и отвесом использовали нивелирующие инструменты, конструкции которых впоследствии постепенно совершенствовались. К приборам первой группы можно отнести также и применяемые в архитектуре и графике чертежные инструменты - циркули (известные уже вавилонянам) и линейки с делениями, конструкции которых также на протяжении веков претерпели значительные изменения. Римляне широко пользовались пропорциональными циркулями, циркулем для гравирования делений, линейками-параллелограммами для нанесения штриховки, инструментами для проведения чернилами непрерывных линий, различными складными линейками. Ко второй группе приборов относятся часы. Они делятся на два принципиально различных вида. В часах первого вида определение времени зависит от астрономических явлений - это солнечные часы, основанные на измерении длины или направления тени, отбрасываемой закрепленным на поверхности стержнем, и часы звездные, основанные на определении времени по положению околополярных звезд. В часах второго вида измерение времени не зависит от астрономических явлений и прибор просто отмечает прохождение произвольно зафиксированных периодов. К этому виду относятся часы, основанные на измерении изменяющихся объемов наполняющего вещества - наиболее древние водяные часы, часы песочные, ртутные и масляные (часы-канделябры), а также механические часы. Существует мнение, что наиболее ранние астрономические наблюдения проводились в Вавилоне, и изобретателями способа определения времени считают вавилонян. Методы определения времени египтянами также интересны, тем более, что египетские солнечные часы конструктивно отличались от вавилонских [28]. Существует огромное множество конструкций солнечных часов. Водяные часы - клепсидры, по-видимому, также были заимствованы египтянами и греками из Вавилона, где они были известны уже в начале II тыс. до н. э. [29]. Водяные часы египтян, вавилонян и греков основаны на принципе вытекания: промежутки времени измерялись количеством воды, вытекавшей из отверстия в сосуде. У китайцев, индусов и других народов Азии встречались также часы, основанные на принципе наполнения: пустой полушаровой сосуд с небольшим отверстием определенного диаметра плавал в большем сосуде и постепенно наполнялся водой. Но первые конструкции получили более широкое распространение. Водяные часы особенно усовершенствовались в III в. до н. э. в Александрии. Очень интересны сложные клепсидры Ктезибия [30]. Часы использовали для определения времени в быту и в науке, в частности в астрономии. Бытовые часы конструктивно отличались от астрономических и, как это ни странно, были сложнее их. Греки и римляне продолжительность светлой части каждого дня делили на 12 частей, и поэтому продолжительность часа в течение одного дня в разные дни года была различна - зимой, например, час был короче, чем летом. Греки называли такие неравные часы истинными, а римляне - временными. Астрономы же пользовались в течение всего года часами равной продолжительности; часовую шкалу на астрономические часы наносили в день весеннего равноденствия и поэтому их называли равноденственными часами. Существует мнение, что упорство, с которым долгое время в быту использовали часы неодинаковой продолжительности, не способствовало и даже значительно усложнило решение проблемы конструирования удовлетворительных механических часов [31]. Приборы для измерения Земли, прототипы геодезических приборов, также появились в глубокой древности, когда возникла необходимость измерять в хозяйственных целях большие земельные участки и сооружать каналы и плотины в странах с искусственным орошением. Для измерения линий в Египте пользовались шнуром с узлами, завязанными на определенных расстояниях один от другого; в Китае- мерными цепями. Для нивелирования сначала использовали уровни с одним отвесом, известны также нивелирующие инструменты с двумя отвесами (например, хоробат Витрувия), а также водяные нивелиры - наполненные водой желоба с подвешенными с двух сторон отвесами. Водяной нивелир более сложной конструкции сконструировал Герон Александрийский. Ему же принадлежит и угломерный инструмент с диоптрами, который считают прототипом современного теодолита. Оба инструмента описаны Героном в сочинении «О диоптре». Большой популярностью у римских землемеров пользовался при разбивке площадей инструмент, называемый «грома», для проложения на местности линий под прямым углом [32]. Четвертая группа, самая многочисленная, приборы для наблюдения неба. С их помощью измеряли величины, характеризующие движение и положение небесных тел в пространстве. Это наиболее точные приборы древности, они воплощали в себе достижения астрономической науки и высокое инструментальное мастерство. Принципиальные схемы астрономических приборов были заим9твованы из самой природы. В древности, наблюдая за Солнцем, люди обратили внимание на движение и изменение длины тени, отбрасываемой вертикально расположенными предметами, Наблюдения в течение дня и года позволили установить в этих изменениях определенные закономерности. Таким образом, шест, установленный вертикально на горизонтальной площадке, можно считать первым созданным человеком, астрономическим прибором, позволившим в дальнейшем определять высоту Солнца над горизонтом, направление меридиана, наступление равноденствий и солнцестояний, отсчитывать время. Из природы же была заимствована схема угломерных астрономических инструментов. Наблюдатели, считавшие себя неподвижными, воспринимали движения небесных тел и всего небесного свода как абсолютные движения, которые можно было воспроизвести с помощью механических моделей. Звездные глобусы изображали звездное небо, вращение их вокруг оси имитировало видимые вращения небесного свода. Движения: Солнца, Луны и планет получили отражение в движении кругов армиллярных сфер. Наибольшего развития астрономические инструменты достигли в античной Греции, причем греческие астрономы не только заимствовали и совершенствовали инструменты, использовавшиеся другими народами, но и конструировали оригинальные. Так, из Вавилона пришли в Грецию теневой шест, названный греками гномоном, упоминаемые выше солнечные и водяные часы; оригинальные конструкции разработали сами греки: Архимед, например, сконструировал и описал [33] прибор для определения диаметра Солнца; Гиппарх (II в. до н. э.) проводил многочисленные астрономические наблюдения с помощью сконструированных им самим и заимствованных от предшественников инструментов. Эти наблюдения и инструменты наряду с собственными инструментами и наблюдениями описал Клавдий Птолемей (II в. н. э.). Благодаря Птолемею сведения о греческих астрономических инструментах: экваториальной армилле, меридианальной армилле, квадранте, стенном инструменте, параллактическом инструменте, или трикветруме (называемом иногда линейками Птолемея), диоптрийном инструменте для определения диаметров Солнца и Луны и, наконец, «астролябоне» Птолемея (иногда неправильно называемом в литературе астролябией) - сложном инструменте, состоящем из семи концентрических бронзовых колец, устанавливаемых в определенных плоскостях, - сделались достоянием последующих поколений. Развитие конструкций астрономических инструментов в Китае с древнейших времен шло, по-видимому, независимо от аналогичных работ на Ближнем и Среднем Востоке и на Западе. В ранний период развития китайской астрономии - с XII в. до н. э. (к этому времени относятся наиболее достоверные астрономические сведения) и до 265 г. н. э. использовались солнечные часы, гномоны, клепсидры, вращающиеся глобусы, армиллярные инструменты и компасы (в виде ложки) [34]. Приборы пятой группы - для научных экспериментов, в рассматриваемый период находились в зачаточном состоянии, так как ученые, не свободные от рабовладельческой идеологии, считали основным методом познания логические построения и недооценивали роль опытов, в основе которых лежал физический труд, унижавший, по их мнению, достоинство свободного человека и предназначенный для рабов. Известны лишь отдельные сопровождавшиеся опытами работы Архимеда, Евклида, Эратосфена, Герона, Птолемея. * * * В период развития рабовладельческого строя возникает противоречие: с одной стороны, низкий уровень техники, с другой - расцвет некоторых видов духовной и материальной культуры (наука, строительство, зодчество). Занятие умственным трудом требовало досуга, а досуг мог быть обеспечен только богатством, которым владел класс эксплуататоров, класс рабовладельцев. Производительные силы развивались не благодаря созданию новой техники, а вследствие использования рабского труда. Дешевизна рабского труда обеспечивала экономическую выгоду при исключительно низкой технике: рабовладельцы не стремились к усовершенствованию орудий труда. Достижения в области искусства, архитектуры шли на удовлетворение потребностей рабовладельцев. Отсюда и возникал антагонизм между умственным и физическим трудом. Рабовладелец не интересовался сохранением здоровья и физической силы рабов: бесконечные войны все время пополняли рынок рабской силы. Отделение умственного труда от физического стало одним из средств порабощения труда. Труд был обращен против созидателей материальных благ, был превращен в орудие их угнетения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.23 (0.015 с.) |