Использование метода для исследования личностных особенностей, связанных с сексуальной сферой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование метода для исследования личностных особенностей, связанных с сексуальной сферой.



1.

1. МиФ — Маскулинность и Фемининность (Т. А. Бессонова, 1994; Н. В. Дворянчиков, 1998). Методика позволяет установить индивидуальную степень выраженности маскулинности, фемининности и андрогенности; оценить пропорцию этих качеств в представлениях о полоролевых стереотипах; установить соотношение полоролевых и сексуальных предпочтений с представлениями о традиционных половых ролях; оценить возможность участия полоролевых стереотипов в регуляции полового поведения.

2. Кодирование (З. Старович, 1992; А. А. Ткаченко, Г. Е. Введенский, Н. В. Дворянчиков, 2001). Эта методика может быть использована для изучения особенностей межличностного восприятия, самовосприятия, а также служить инструментом исследования представлений об образах потенциальных и реальных объектов сексуального влечения. Она позволяет выявить степень усвоенности полоролевых стереотипов, их дифференцированность, эмоциональное отношение к ним. Структурный анализ результатов теста направлен на исследование чёткости и дифференцированности представлений об образах «мужчины», «женщины» и «ребёнка». При обработке результатов теста в качестве параметров структурного анализа выделяется ассоциативно-семантическая близость стимулов, определяемая через степень совпадения ответов: степень подобия объектов анализа устанавливается через сходство данных на них ассоциаций.

Сущность метода заключается в том, что обследуемому поручается закодировать определённый объект по следующей схеме: воодушевлённый предмет — травянистое растение — дерево — музыкальный инструмент — сказочный персонаж — амплуа артиста цирка. Технически метод крайне прост в исполнении, однако интерпретация получаемых с его помощью данных трудна. Для правильной интерпретации эксперт должен разбираться в культурной, субкультурной, средовой и индивидуальной символике.

3. Ф–П–О — Фигура–Поза–Одежда (Д. К. Саламова, С. Н. Ениколопов, Н. В. Дворянчиков, 2001). Данная методика позволяет установить индивидуальные представления о полоролевых нормах субъектов на основе наиболее существенных полодифференцирующих атрибутов, особенности их усвоенности, структуру полоролевой идентичности, индивидуальные полоролевые и сексуальные предпочтения в соответствии с традиционными половыми ролями.

4. ЦТО — Цветовой тест отношений (А. Е. Эткинд, 1985, 1987). Стимульный материал методики составляет перечень понятий по темам, позволяющим проследить как особенности идентификации субъекта со значимыми другими («мать», «отец», «друг» и т. д.), так и специфику его психосексуальной ориентации, полового самосознания («идеальный сексуальный партнёр», «реальный сексуальный партнёр», «мужчина», «женщина», «ребёнок», «мальчик», «девочка» и т. д.). Методика позволяет оценить чёткость половозрастной идентификации, особенности интериоризации полоролевых стереотипов, смысловой аспект сферы психосексуальных ориентаций, специфику эмоционального восприятия объекта сексуального предпочтения.

5. ВиК — Власть и Контроль (J. W. Maddock, 1995). Методика базируется на предположении о реципрокном взаимодействии власти и контроля в структуре межличностных отношений и позволяет рассматривать их как целостный феномен. В основе опросника лежат специфические определения «власти» (т. е. «силы», как возможности оказывать влияние, доминировать, демонстрируя партнёру своё эмоциональное, физическое, моральное превосходство) и «контроля» (т. е. «управления», как возможности ограничивать или направлять это влияние). При этом поддержание баланса «власти» и «контроля» между партнёрами может обеспечиваться здоровыми гармоничными межличностными взаимоотношениями, которые определяются возможностью влиять на другого и ограничивать это влияние, что проявляется в двух основных бинарных структурах семьи: мужеско-женской и детско-родительской.

6. Модифицированная методика «Пиктограмма» (Н. В. Дворянчиков, Е. В. Малькова, 2003). Модификация этой методики позволяет оценивать влияние представлений о полоролевых стереотипах на процессы восприятия, переработки и актуализации информации, имеющей отношение к полоролевой сфере. Стимульный материал составляют слова и словосочетания, оценённые экспертами как «мужские», «женские», «нейтральные». В данной методике сохраняется интерпретация, которая существует в обычной «Пиктограмме», но дополнена специфической для данной модификации интерпретацией. В этой интерпретации учитываются такие факторы, как латентное время, запоминание определённых слов и словосочетаний.

7. Рисуночные методики — психорисунок (L. Gapik, 1978; B. Hornowski; 1982; K. Obuchowski; 1974; Z. Starowicz, 1985). Использование рисуночных проективных методик позволяет выявить отношение испытуемого к своему телесному облику, особенности половой идентификации, особенности восприятия половозрастных стереотипов, устойчивости переживания «образа Я», особенности эмоционального отношения к женщине, фиксированности на теме аффективно-значимых сексуальных переживаний и т. д. Могут быть рекомендованы следующие темы: «Рисунок человека», «Рисунок человека противоположного пола», «Рисунок человека со спины», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок женщины», «Рисунок мужчины». Так, к примеру, в бракоразводных делах могут быть такие темы, как «Мой брак», «Моя семья», «Будущее нашего брака» и т. п.; подозреваемого в совершении педофильных действий просят выполнить рисунок на тему «Рисунок ребёнка», а подозреваемого в геронтофилии — на тему «Рисунок пожилой женщины» и т. п.

8. Шкала сексуальных возбуждений. Суть метода состоит в том, что обследуемому дают 30 (в последней модификации 42) карточек с текстом сексуального содержания и просят по ним определить собственную иерархию сексуальных возбудителей, разложив карточки в порядке убывания их значимости для свидетельствуемого (от наиболее позитивных к наименее позитивным и от наиболее негативных к наименее негативным). Использование метода имеет ряд достоинств: 1. Помогает обследуемому изложить эксперту свои сексуальные взгляды, что особенно важно для подэкспертных, которые по причине замешательства или стеснительности, либо в связи с незнанием специфической терминологии, не смогли ответить на соответствующие вопросы при вербальном анамнестическом обследовании (это очень важно при исследовании глухонемых, а также при наличии выраженного языкового барьера между экспертом и подэкспертным). 2. Позволяет эксперту установить позитивную и негативную иерархию сексуальных возбудителей для конкретного подэкспертного. 3. В случае обследования обоих партнёров позволяет определить уровень совпадения их сексуальных потребностей.

9. Тест сексуального взаимодействия (J. Lo Piccolo, J. Steger, 1974) является методом диагностики сексуальных дисфункций на основе определения сексуальной приспособленности и сексуальной удовлетворённости партнёров в гетеросексуальной связи. Тест состоит из списка, содержащего 17 видов гетеросексуального поведения. Для каждого вида поведения (отдельного для мужчин и женщин) предусмотрено по 6 ответов на вопросы. Ответы распределены по 6-ступенчатой шкале. Затем, после получения ответов, касающихся всех 17 видов поведения, они суммируются для создания 11-профильной шкалы.

Данный метод пригоден для применения его в экспертизах по гражданским делам, не говоря уже о том, что он применяется в клинике для диагностики сексуальной неприспособленности партнёров.

10. Тест дополнения предложения — это широко используемый в психологии метод исследования, характеризующийся определёнными правилами интерпретации полученных с его помощью данных. Данным методом могут пользоваться только врачи, имеющие соответствующую подготовку в области психологии. В сексологической практике используют сокращённый вариант теста, максимально приспособленный к специфике сексологического исследования. Подобным вариантом пользуются в клинике и психиатры. В основном тест используется медиками для дополнения анамнестических данных.

Методика заключается в том, что обследуемому предлагают дописать готовые незаконченные фразы. Для исключения чрезмерной концентрации внимания обследуемого на смысле задания и предупреждения развития у него торможения и защитной реакции производят чередования позиций со специфической смысловой нагрузкой и с нейтральными по смыслу позициями. Специфические позиции данного теста служат для получения информации об эмоциональных, сексуальных, партнёрских чертах обследуемого и его установках в отношении пола. Приведём несколько вариантов обычно используемых позиций-предложений: женщина в сексуальной жизни более всего…; идеальная партнерша в половой жизни должна…; идеалом мужчины для меня является…; думаю, что большинство женщин…; в половой жизни меня больше устраивает…; к мужчинам чувствую…; когда я чувствую, что женщина меня сексуально провоцирует, то…

11. Тест Роршаха (Г. Роршах, 1921) является проективной методикой исследования личности, которая по своей популярности в зарубежных психодиагностических исследованиях личности занимает ведущее место среди других проективных методов. Как правило, этот метод используется и при обследовании освидетельствуемых в ходе производства судебно-сексологических экспертиз. Следует подчеркнуть, что высокая ценность метода для его использования в сексологических целях практически оправдывает те затраты времени, которые необходимы врачу-сексологу для получения соответствующей психологической подготовки. Стимульный материал данного теста состоит из 10 стандартных таблиц с чёрно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурными) изображениями (так называемые «пятна» Роршаха).

Обследуемого просят рассказать о возникающих у него при рассматривании этих пятен ассоциациях по принципу аналогии их с чем-либо или кем-либо. При этом регистрируется время реакции на каждую таблицу, записываются полные ответы обследуемого и отмечаются ещё некоторые показатели. Все полученные данные кодируются по специальной схеме и оцениваются по определённым правилам. Это позволяет применять этот метод в ограниченном, прикладном объёме для исследования лишь сексуальной сферы. Для этого используют следующую схему интерпретации результатов:

1) Явные сексуальные ассоциации (чаще вызываются изображением таблиц II, III, VI, VII, IX).

2) Скрытые сексуальные ассоциации (возникающие при ассоциациях изображений с видом внутренних органов человека или при ассоциациях символического характера).

3) «Сексуальный шок» — отказ от ответа при просмотре таблиц, которые определены как «сексуальные» (по убывающей эти таблицы располагаются следующим образом: VI, IX, VII, III, II).

4) Ответы с девиантным содержанием.

Ответы девиантного содержания могут быть явными либо иметь символический характер. Так, например, эксгибиционисты чаще указывают на фаллические ассоциации, педофилы — на ассоциации с детьми или признаками строения их тела, склонные к анальным контактам лица — на анальные ассоциации (особенно низ таблицы VII). Обследуемые, имеющие проблемы с совершением полового акта, часто реагируют «сексуальным шоком» на таблицу IХ, импотенты — на таблицу VI, садисты и сексуальные убийцы реагируют, таким образом, на красный цвет пятен или на пятна, вызывающие у них ассоциации с пятнами крови и т. п. В специальной литературе можно встретить описание ответов, признанных специфическими для определённого типа психосексуальной ориентации личности (например, для гомосексуалов, бисексуалов, транссексуалов и т. п.). Но тем не менее и к интерпретации этих ответов всегда надо подходить индивидуально.

Комплексное применение батареи методик позволяет не только объективизировать и верифицировать данные сексологического исследования, но и раскрыть целый пласт психологических феноменов, имеющих отношение к психосексуальной сфере: особенности полового самосознания, особенности восприятия сексуального партнера, установки по отношению к сексуальному партнеру и т. д. [7–13].

Таким образом, применение нерутинных методов психологического исследования в судебной сексологии является крайне актуальным как для решения экспертно-диагностических задач, так и для выделения перспективных научных направлений в применении психологических познаний в сексологии, а именно:

1) разработка комплексных реабилитационных и коррекционных программ для лиц, находящихся на принудительном лечении;

2) вопросы выделения мишеней психокоррекционного воздействия и критериев его эффективности, а также экспертной прогностической оценки рецидивного поведения лиц, находящихся на принудительном лечении;

3) вопросы психологической помощи жертвам сексуального насилия и их психологического сопровождения в период судебно-следственного разбирательства;

4) разработка новых методических и методологических подходов к составлению психологического портрета лиц, обвиняющихся в сексуальных преступлениях, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий;

5) психологическое обеспечение сопровождения и послеоперационной коррекции лиц после смены паспортного пола, а также психокоррекционная работа с пациентами, которым отказано в хирургической коррекции.

Литература

  1. Старович З. Судебная сексология / Пер. с польск. — М.: Юридическая литература, 1991. — 336 с.
  2. Кришталь В. В., Григорян С. Р. Сексология: В 4 ч. — Харьков: Академия сексологических исследований, 1999. — 1152 с.
  3. Ткаченко А. А., Введенский Г. Е., Дворянчиков Н. В. Судебная сексологическая экспертиза. — М., 1998. — Т. 1. — 358 с.
  4. Ткаченко А. А. Сексуальные извращения — парафилии. — М.: Триада-X, 1999. — 461 с.
  5. Чуприков А. П., Цупрык Б. М. Общая и криминальная сексология: Учебное пособие. — Киев: МАУП, 2002. — 248 с.
  6. Ткаченко А. А. Введение в судебную сексологию // Медицинская и судебная психология. Курс лекций / Под. ред. Т. Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2005. — С. 242–265.
  7. Дворянчиков Н. В. Психологическое исследование в судебной сексологии // Медицинская и судебная психология. Курс лекций / Под. ред. Т. Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2005. — С. 78–98.
  8. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л: Медицина, 1983. — 312 с.
  9. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов; Отв. ред. С. Б. Крымский — Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.
  10. Саланова Д. К., Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Проективная методика «Фигура–Поза–Одежда» // Журнал практического психолога. — 2000. — № 10–11. — С. 87–103.
  11. Саламова Д. К., Ткаченко А. А., Ениколопов С. Н. Стратегия психологического исследования лиц с дисфорией пола // Российский психиатрический журнал. — 2002. — № 2. — С. 33–40.
  12. Дворянчиков Н. В., Малькова Е. А. Использование модифицированной методики «Пиктограмма» для установления влияния гендерных схем на когнитивные процессы // Сексология и сексопатология. — 2003. — № 1. — С. 20–25.
  13. Большая энциклопедия психологических тестов / Сост. А. Карелин. — М.: Эксмо, 2005. — 416 с.

Кришталь В. В., Петрюк П. Т., Перевозная Т. А., Кузьминов В. Н. Судебная сексология: нерутинные методы психологического исследования сексуальной сферы // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 2007. — № 1. — С. 41–47. (в сокращении)

http://www.psychiatry.ua/articles/paper283.htm

2.

О СИМВОЛДРАМЕ

 

Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов) – это одно из направлений психотерапии, в котором используется особый метод работы с воображением. Символдрама использует заложенные в человеке возможности развития и духовного роста. Это одна из самых креативных форм психотерапии.
В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919-1996). В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов».
Символдрама - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, - оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии предшествовала длительная экспериментальная работа, проводимая Х. Лёйнером на базе психиатрической клиники Марбургского университета в конце 40-ых - начале 50-ых годов. Сегодня символдрама широко распространена в большинстве стран Европы, а также в Северной и Южной Америке и некоторых странах Азии. Метод официально признан системой медицинского страхования ряда европейских стран.
История развития символдрамы в России начинается с 1994 года, когда на русский язык были переведены некоторые работы Х. Лейнера и началось проведение обучающих сертификационных семинаров по основам техники символдрамы.
Международное общество Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО) и Институт Кататимно-имагинативной психотерапии в г. Гёттинген (Германия) делегировали право вести преподавание символдрамы в нашей стране Российскому филиалу МОКПО и создаваемому в Москве Институту символдрамы, назначив доцентов Института Кататимно-имагинативной психотерапии и обучающих психотерапевтов в России и на Украине.
Символдрама становится важным звеном в отечественной психотерапии. Этот метод хорошо соответствует ожиданиям, традициям, установкам и ментальности в целом, характерным для пациентов в нашей стране, ориентированных скорее на эмоционально-образное, чем на чисто рациональное переживание и решение психологических конфликтов.

В.В.Макаров, президент Общероссийской
Психотерапевтической Лиги, профессор,
заведующий кафедрой психотерапии,
медицинской психологии и сексологии.

Подробнее: www.symboldrama.ru

Литература

  1. Символдрама. Сборник научных трудов /Под ред. Я.Л.Обухова и В.А. Поликарпова. Мн: Европейский гуманитарный университет, 2001. – 416 с.
  2. Ханскарл Лейнер. Кататимное переживание образов. Основная ступень. Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву. Семинар. Перевод с нем Я.Л. Обухов, - М, «ЭЙДОС», 1996 – 366с. Онлайн библиотека http://www.koob.ru
  3. Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики / Пер. с нем. Я.Л. Обухова, Журнал практического психолога, 1996, 3,4 пространства. - Харьков, 2000, № 2 (2), с. 65-79
  4. Обухов Я.Л.: Образ-рисунок-символ, Журнал практического психолога, 1996, № 4, с. 44-54
  5. Обухов Я.Л.: Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. - М., "Эйдос" 1997
  6. Обухов Я.Л.: Символдрама и современный психоанализ. Сборник статей. - Харьков: Регион-информ, 1999
  7. Обухов Я.Л.: Удовлетворение архаических потребностей - использование метода символдрамы, Журнал практического психолога, 1999, № 5-6, с. 129-154

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.021 с.)