Б. Интеллектуальная, умственная способность души 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Интеллектуальная, умственная способность души



„Утеху очей их и отраду души их, сыновей их и дочерей их" (Иез- 24:25).

„Не хорошо душе без знания..." (Прит. 19:2).

„Доколе мне слагать советы в душе моей?" (Пс.12:3).

„Дивны дела Твои и душа моя вполне сознаёт это" (Пс. 138:14).

„Твердо помнит это душа моя..." (Пл. Иер. 3:20).

„... и знание будет приятно душе твоей" (Прит.2:10).

„Храни здравомыслие и рассудительность, — и они будут жизнию для души твоей" (Прит. 3:21, 22).

„Таково и познание мудрости для души твоей" (Прит. 24:14).

 

Здесь „совет", „знание", „отрада души", „сознаёт", „помнит" и т.п. выражают действия разума человека, которые согласно с Библией вытекают из души.

В. Эмоциональная способность души

Эмоции привязанности.

„Душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу" (1 Цар.18:1).

„Ты, которого любит душа моя" (Песн. П. 1:6).

„Величит душа моя Господа" (Лук. 1:46).

„И жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи" (Иов. 33:20).

„— ненавидящих душу Давида..." (2 Цар. 5:8).

„И отвратится душа моя от них..." (Зах. 11:8).

„И люби Господа, Бога твоего, всею душею твоею..." (Втор. 6:5).

„Опротивела душе моей жизнь моя" (Иов. 10:1).

„От всякой пищи отвращалась душа их" (Пс. 106:18).

 

Эмоции желаний

„Чего пожелает душа твоя... чего потребует от тебя душа твоя..." (Втор. 14:26).

„Чего желает душа твоя..." (1 Цар. 20:4).

„Истомилась душа моя, желая во дворы Господни" (Пс. 83:3).

„... отраду души вашей" (Иез. 24:21).

„... так желает душа моя к Тебе, Боже" (Пс. 41:2).

„Душею моею я стремился к Тебе ночью" (Ис. 26:9). „... Которому благоволит душа моя" (Мат. 12:18).

 

Эмоции ощущений и чувств

„И тебе самой оружие пройдёт душу" (Лук. 2:35).

„-.. ибо скорбел душею весь народ" (1 Цар. 30:6).

„... душа у неё огорчена..." (4 Цар. 4:27).

„И не потерпела душа его страдания Иэраилева" (Суд. 10:16).

„Доколе будете мучить душу мою" (Иов. 19:2).

„... возвеселится душа моя в Боге моём..." (Ис.61:10).

„Возвесели душу раба Твоего" (Пс. 85:4).

„Душа их истлевала в них" (Пс- 106:5).

„Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?" (Пс. 41:6).

„Возвратись, душа моя, в покой твой" (Пс. 114:7).

„Истомилась душа моя желанием..." (Пс. 118:20).

„Сладка для души..." (Прит. 16:24).

«— и душа ваша да насладится туком" (Ис. 55:2).

„Изнемогла во мне душа моя..." (Ион. 2:8).

„Душа Моя скорбит смертельно" (Мат. 26:38).

„Душа Моя теперь возмутилась" (Иоан. 12:27).

„... ежедневно мучился в праведной душе" (2 Пет.2:8).

 

Мы обнаруживаем на основании вышеприведенных наблюдений, касающихся различных эмоций человека, что наша душа способна любить, ненавидеть, желать, томиться, чувствовать и ощущать.

Из этого краткого Библейского обозрения вполне ясно, что душа содержит в себе то, что называется волей, то, что называется разумом (интеллектом) и то. что известно под названием эмоцией.

 

Душевная жизнь

Некоторые богословы указывают на то, что в Библии слово „жизнь" выражено по-гречески тремя разными словами: 1) „биос", 2) „психе" и 3) „зое". Всеми тремя называют жизнь, но каждый раз с другим значением. „Биос", например, означает средство для жизни или существования. Этим словом воспользовался Христос, когда похвалил вдову, положившую в сокровищницу храма всё своё пропитание. „Зое" — самая высшая форма жизни:

жизнь духа. Всякий раз, когда Библия говорит о вечной жизни, она употребляет это слово. „Психе" имеет в виду естественную жизнь человека, или его душу. Библия применяет этот термин, когда говорит о человеческой жизни.

Здесь следует заметить, что слова „душа" и „душевная жизнь" в Библии в оригинале выражены одним и тем же словом. В Ветхом Завете еврейское слово душа — нефес — употребляется равно и в применении к душевной жизни. Отсюда мы узнаём, что „душа" не есть только один из трёх элементов человека, но также и его жизнь, его природная жизнь. Часто в Библии слово „душа" переводится словом „жизнь".

 

„Только плоти с душею её, с кровию ее, не ешьте" (Быт. 9:4).

„Потому что душа тела в крови" (Лев. 17:11).

„Ибо умерли искавшие души Младенца" (Мат.2:20).

„Что должно делать в субботу?.., спасти душу, или погубить?" (Лук. 6:9).

„Человеками, предавшими души свои за имя Господа..." (Деян. 15:26).

„... отдать душу Свою за искупления многих" (Мат. 20:28).

„Пастырь добрый полагает душу Свою за овец" (Иоан. 10:11).

Как мы уже упоминали, „душа" — это один из элементов в составе человека. „Душевная жизнь" — это естественная, природная жизнь человека, которая делает его существующим, и оживляет его. Это та жизнь, посредством которой человек жив сегодня;

это та сила, посредством которой человек становится тем, что он есть. Поскольку Библия применяет „нефес" и „психе" как к душе, та к и к жизни человека, нам ясно, что эти два понятия, хотя и различимые, по названию, не отделимы одно от другого. Они различимы постольку, поскольку иногда „психе" (например) нужно переводить или словом „душа" или словом „жизнь". В таких случаях одно нельзя заменить другим. И всё же они неделимы, потому что совершенно соединяются в человеке. Человек без души не живёт. Библия нигде не говорит, что у человека есть жизнь помимо души. Жизнь человека — это его душа, пропитывающая всё его тело. В соединении с телом душа составляет его жизнь. Жизнь — это феномен души. Библия считает настоящее тело человека душевным телом — (1 Кор. 15:44), потому что жизнь нашего земного тела душевна. Жизнь человека, таким образом, есть просто выражение сочетания его умственной, эмоциональной и волевой энергией. „Личность" в естественной сфере (физической) объемлет эти различные части души, но только в этой мере. Душевная жизнь есть естественная жизнь человека.

То, что душа есть жизнь человека, весьма важно признать, потому что этот факт играет жизненно важную роль в том, какими христианами мы станем, духовными или душевными. Об этом мы будем говорить дальше.

 

Душа и «я» человека

Поскольку мы уже увидели, что душа есть местопребывания нашей личности, орган волн и естественной жизни, мы можем легко заключить, что она-то и есть наше „я" — я сам. Наше „я" — это наша душа. Это тоже можно подтвердить стихами из Библии. В книге Числа в 30-Й главе выражение „зарок, который она положила на душу свою" встречается десять раз. Женщина связала душу свою обещанием или, как говорится здесь, „зароком". Она зареклась душою. Из этого понятно, что душа есть наше „я". В данном случае это — она (женщина) сама. Во многих других местах Библии мы встречаем слово „душа" переведенными словами „себя", „вас", „вы", „ты"... Вот, несколько примеров:

 

„... не делайте себя чрез них нечистыми" (Лев. 11:43).

„... не оскверняйте душ ваших (себя) каким-либо животным" (Лев. 11:44).

„... для себя и для детей своих"... (Есф, 9:31).

„О, ты, раздирающий душу твою в гневе твоем!" (Иов. 18:4).

„... он оправдывал себя..." (Иов. 32:2).

„... и сами пошли в плен" (Ис. 46:2).

„Что есть каждому (в оригинале, „каждой душе"). одно то можно делать вам" (Исх. 12:16).

„... убийца, убивший человека (в ориг. „душу") неумышленно" (Чис. 35:11. 15).

„Да умрёт душа моя смертью праведников" (Чис. 23:10).

„Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного..." (Лев. 2:1).

„... не успокаивал ли души моей" (Пс. 130:2).

„Не думай, что ты одна спасешься (в ориг. „душа") в доме царском" (Есф. 4:13).

„Клянётся Господь Самим Собою (в ориг. "душою") (Ам. 6:8).

 

Эти места из Ветхого Завета свидетельствуют о том, что душа человека есть его „я".

Новый Завет производит то же впечатление 1 Пет. 3:20 говорит о „восьми душах", а Деян. 27:37 упоминает „двести семьдесят шесть душ". В виду, конечно, имеются личности. „Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего зло" ~ говорит Рим. 2:9. Русский перевод не расходится здесь с оригиналом. Следовательно, предостеречь душу, которая творит зло, значит, предостеречь злого человека. В Иак. 5:20 спасение грешника отложного пути означает спасение души. В Лук. 12:19 богатый безумец, обращаясь со словами утешения к своей душе, говорит к самому себе. Из этого ясно, что Библия рассматривает душу человека или душевную жизнь, как самого человека вообще.

Подтверждение этому даёт Сам Господь Иисус Христос в двух Евангелиях. „Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе (психе) своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу (психе) свою?" (Мат. 16:26). „Ибо что пользы человеку приобресть весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе" (Лук.9:25). Оба евангелиста пишут об одном и том же, но один употребляет слово „жизнь" (душа), а другой слово „себе". Это значит, что Дух Святой использует Матфея для объяснения значения слова „себе" у Луки, а Лука даёт значение слова „жизнь" (душа) у Матфея. Душа или жизнь человека — это он сам, и наоборот: он сам есть душа и жизнь.

Такое расследование позволяет нам заключать, что для того, чтобы быть человеком, мы должны делиться тем, что включено в нашу душу. У каждого естественного человека есть этот элемент со всем тем, что он в себе заключает, потому что душа — это общая жизнь, которую разделяют все душевные, природные люди. До возрождения, что бы ни было включено в жизнь — будь то „я", жизнь, сила, крепость, выбор, мысль, мнение, любовь, ощущение, — всё относится к душе. Иными словами, душевная жизнь есть жизнь человека, унаследованная им при рождении. Всё, чем обладает эта жизнь, и всё, чем она может стать, находится в сфере души. Если мы точно распознаем, что есть душевно, нам будет легче позже распознать, что есть духовно. Мы сможем отличать и отделять духовное от душевного.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.018 с.)