Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа педагога-психолога в рамках медико-психолого-педагогического консилиума и сопровождение детей с задержкой психического развития

Поиск

Порядок создания и организации работы психолога-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения

(выдержки из положения)

ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), воспитатель дошкольного образовательного учреждения, представляющий ребенка на ПМПк, воспитатели ДОУ с большим опытом работы, воспитатели специальных (коррекционных) групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невролог, психиатр), медицинская сестра.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниям декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

· Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

· Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

· Выявление резервных возможностей развития;

· Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

· Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень успешности в образовательном процессе.

Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст.32 и 54 Закона Российской Федерации “Об образовании” определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.

Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей). При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а так же при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико- педагогическую комиссию (ПМПК).

Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя. Периодичность запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающую работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.

На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, учавствовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Результаты на начало и конец года заносятся в итоговую таблицу (приложение13). Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекмендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной до понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. По результатам диагностики заполняются карты индивидуальной коррекционной работы. (Приложение14)


План работы ПМПк

(на примере МДОУ №259)

 

Содержание работы Сроки выполнения
  1.1   1.2 1.3   2.1   2.2 2.3     2.4   2.5   3.1 3.2   3.3     3.4   3.5     4.1   4.2   4.3     5.1   5.2   5.3   5.4   5.5     6.1   6.2     7.1   7.2   7.3 7.4   7.5   8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 1.Организационная работа Утверждение состава ПМПк, распределение обязанностей Составление и утверждение годового плана. Оформление информационного блока для родителей о содержании работы ПМПк.   2. Диагностика Раннее выявление детей с нарушениями психологического развития в МДОУ. Сбор анамнестических сведений. Дополнительное медицинское обследование детей.   Медицинское, психологическое, логопедическое наблюдение за выявленными детьми. Динамическое наблюдение в группе в процессе воспитательно-образовательного воздействия: · Обследование детей речевых групп всеми узкими специалистами; · Выявление ведущих отклонений в развитии каждого ребенка; · Дифференциальная диагностика с определением возможного прогноза развития.   3.Анализ и планирование Анализ результатов обследования детей в МДОУ. Составление списков детей, нуждающихся в комплексном обследовании. Обсуждение диагностических данных, полученных узкими специалистами при обследовании воспитанников речевых групп. Составление индивидуальных планов работы специалистов ПМПк с выявленными детьми. Корректировка программы и индивидуализация обучения нуждающихся детей.     4.Коррекционно-образовательная работа   Коррекционно-образовательная работа всех сотрудников речевых групп по годовым планам. Диагностико-коррекционное сопровождение детей МДОУ. Коррекционная работа психолога по индивидуальным программам с детьми МДОУ.   5. Профилактическая и консультативная работа   Профилактические осмотры узкими специалистами. Плановые осмотры средних, старших, подготовительных групп логопедами. Индивидуальные консультации нуждающимся детям психиатра. Консультации логопеда после плановых осмотров (для воспитателей). Контроль за выполнением назначений врача.   6.Работа с родителями Консультации для родителей: “Особенности психического развития детей дошкольного возраста”, “Готовность детей к обучению в школе”. Оформление родительских договоров с ПМПк.   7.Методическое обеспечение Научно-методическая помощь работникам МДОУ по вопросам коррекции. Создание библиотеки коррекционной литературы и периодических изданий в ДОУ. Курсовая подготовка воспитателей. Участие в работе методических объединений, семинарах, конференциях. Использование технических средств, создание аудио-видеотеки логокабинета.   8.Завершающая работа Проведение тестовых срезов. Информация об итогах работы на педсоветах. ПМПк по выпуску детей из речевых групп. Подведение итогов работы за учебный год. Итоговая информационная справка для МДОУ.     Сентябрь   В теч. года   В теч. года   В теч. года По мере необходимости В течение года Декабрь – январь     Октябрь Ноябрь   Октябрь     Ноябрь   В течение года   В течение года См.индив. план В течение года   Декабрь   Октябрь-ноябрь-март В течение года Октябрь – ноябрь В течение года   В течение года     В течение года   В течение года В течение года В теч. года В теч. года   На перспективу     Апрель В теч. года Апрель-май Май Май  

Алгоритм взаимодействия специалистов ДОУ в рамках ПМПК

(на примере МДОУ №259)

 

Формы работы с ребенком Ответственные за работу
1. Развивать ориентировку в пространстве, воспитывать переключаемость внимания, учить сосредоточению и проявлению (воспитанию) волевых качеств ребенка. Логопед, муз. руководитель психолог, инструктор по физ. Воспитанию, тренер по плаванию, воспитатель.
2. Развивать диафрагмальное дыхание, вырабатывыть плавный дыхательный выдох, силу выдоха. Логопед, муз.руководитель инструктор по физ. Вос- питанию, тренер по плаванию.
3. Развивать общую моторику, мелкую моторику рук. Логопед, муз.руководитель инструктор по физ. воспитанию, тренер по плаванию, воспитатель.
4. Формировать мимические позы, активизировать мышцы лба, глаз, губ ребенка. Логопед, муз.руководитель воспитатель.
5. Развивать артикуляционный аппарат ребенка. Логопед, муз.руководитель воспитатель.
6. Развивать чувство ритма в движении, плав- ность, диапазон движений, воображения, согласованность, координацию движений. Муз.руководитель, инструктор по физ.воспитанию, тренер по плаванию, воспитатель.
7. Работать над просодической стороной речи, добиваться слитного пропевания фразы. Муз.руководитель.
8. Развивать и обогащать словарный запас ребенка Логопед, муз.руководитель воспитатель.
9. Сочетать различные виды ходьбы с музыкой и словом. Развивать координацию движений под стихотворный текст, соблюдая темп, ритм произносимого текста. Муз.руководитель, инструктор по физ.воспи- танию.
10. Совершенствовать навыки правильной речи в условиях сюжетно-ролевой игры. Воспитатель.
11. Развивать организаторские и творческие способности ребенка. Логопед, муз.руководитель психолог, инструктор по физ.воспитанию, воспита- тель.
12. Развивать познавательные процессы ребенка Логопед, муз.руководитель психолог, воспитатель.
13. Формировать фонематические представления. Логопед, муз.руководитель
14. Развивать связную речь во всех видах деятельности. Логопед, муз.руководитель воспитатель.
15. Охранять и укреплять здоровье и жизнь детей. Медицинский блок, все специалисты.

 

 

Дети с задержкой психического развития.

Психологическое сопровождение детей

с ЗПР.

Задержка психического развития наблюдается у детей, перенесших слабо выраженные органические повреждения центральной нервной системы 9во внутриутробном развитии, во время родов или в раннем детстве) или имеющие генетически обусловленную недостаточность головного мозга.

Одна из основных особенностей детей с ЗПР - низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы деятельности этих детей.

Эффективность восприятия у детей с ЗПР снижена по сравнению с нормально развивающими детьми. Они не могут полностью охватить предмет со множеством признаков и воспринимают его фрагментарно. Эти дети могут не узнавать даже знакомые объекты, если они видны в непривычном ракурсе или плохо освещены. Это ограничивает возможности наглядно –образного мышления, что можно увидеть при использовании таких методик как: «Перцептивное моделирование», «Рыбка».

Память детей с ЗПР характеризуется сниженной продуктивностью непроизвольного и особенно произвольного запоминания и небольшим объемом кратковременной и долговременной памяти (методика «10 слов»).

У детей с ЗПР снижен интерес к познавательным заданиям. Дети пытаются «уйти» от заданий, заговаривают на другую тему. У детей с ЗПР отсутствует или неполноценна предварительная ориентировка в условиях познавательных задач всех типов, нет плана выполнения задания. Такие дети не могут предвидеть результаты своей деятельности.

Еще одна отличительная черта мыслительной деятельности детей с ЗПР – инертность. Они с большим трудом переключаются с одной деятельности на другую, с одного способа решения – на другой.

ЗПР встречается значительно чаще других, более грубых нарушений онтогенеза. В результате многочисленных исследований выделено несколько типов ЗПР, каждый из которых имеет свою структуру и особенности. Различной бывает и степень задержки. Чем раньше она выявляется тем больше возможностей скорректировать имеющие недостатки, определить меры и виды помощи этим детям, причем для каждого ребенка эта помощь сугубо индивидуальна.

Роль психолога в коррекции психического развития детей, имеющих сочетанные нарушения (речевые и интеллектуальные), очень велика. На него возлагают надежду и воспитатели и логопеды, ожидая конкретной помощи в коррекции умственной и эмоционально-волевой сфер личности дошкольника. Психолог зачастую выступает инициатором объединения усилий всех участников коррекционного процесса (в рамках медико-психолого-педагогического консилиума или другой формы взаимодействия специалистов).

 

Работа психолога в рамках ПМПК:

1. Организация и проведение консультаций по вопросам развития психических процессов.

2. Анализ результатов диагностики на начало и конец года.

3. Написание заключений по результатам психологического обследования на определение уровня познавательной деятельности (для оформления ребенка в логопедическую группу) (Приложение15)

4. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по работе с детьми с ЗПР.

5. Коррекционно- развивающая работа

6. Консультации для воспитателей логопедических групп по профилактике психомоторных расстройств.

7. Согласование коррекционных мероприятий.

 

 

Цикл коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников

 

Разработан для подготовки к школьному обучению детей с ЗПР, направлен на формирование у ребенка психологической готовности к школьному обучению через развитие основных психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. Режим проводимых занятий 2 раза в неделю по 30 минут. Система состоит из четырех блоков:

 

БЛОК 1

Цели: развитие зрительно-двигательной координации; развитие мелкой моторики рук.

Данные умения и навыки зачастую не сформированы у детей с нарушениями развития, что создает трудности при овладении различными видами деятельности: изобразительной, конструированием, лепкой, аппликацией, а в последствии и письмом.

 

БЛОК 2

Цели: развитие внимания; развитие зрительной памяти.

Умение внимательно слушать педагога, концентрироваться в процессе деятельности, запоминать полученный материал является одним из ведущих показателей готовности ребенка к школьному обучению. У детей с недостатками развития отмечаются нарушения данных психических функций.

 

БЛОК 3

Цель: развитие восприятия.

Способность оперировать основными сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) является наиболее важной при поступлении ребенка в школу. Дети с нарушениями развития без специального обучения не могут овладеть этой способностью. Особые трудности они испытывают при выделении признака величины и формы.

 

БЛОК 4

Цели: развитие основных мыслительных операций – анализа, синтеза; развитие умений сравнивать и обобщать.

К 6 – 7 годам ребенок должен уметь сравнивать предметы между собой, находить общее и отличное. На этом возрастном этапе у него должны быть сформированы простейшие обобщения: “овощи”, “фрукты”, “дикие животные”, “домашние животные”, “транспорт”, “мебель” и др. У детей с тяжелыми нарушениями интеллекта данные мыслительные операции не формируются полностью даже в процессе специального обучения. Необходимо отметить тот факт, что педагогически запущенные дети, имеющие первично сохраненный интеллект, также не владеют этими умениями. Для детей с ЗПР этот блок составляет предпосылку выхода на уровень словесно-логического мышления, без которого невозможно обучение в массовой школе.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.163.1 (0.015 с.)