Работа с родителями гиперактивного ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с родителями гиперактивного ребенка



В коррекции поведения ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности главную роль играет психолого-педагогическая поддержка, оказываемая родителям, психологом и воспитателем. Главное в работе с родителями – донести до них мысль, что необычность поведения их детей – не результат плохого характера или неподходящего темперамента и не упрямство, которое непременно нужно сломить, а специфическая особенность психики, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка, возможными травмами, о которых взрослые не знают или не помнят.

 

Рекомендации родителям:

• Общаться с ребенком мягко и спокойно.

• При совместном выполнении заданий избегать как криков и приказов, так и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона (ребенок быстро присоединится к этому настроению и эмоции его захлестнут).

• Детей с неординарными способностями не перегружать кружками и т.д., чтобы избежать переутомления и отказа от учебы вовсе.

• Исключить вседозволенность.

• Хвалить искренно и за дело, требующее от ребенка какого-либо усилия,

без лишних возбуждающих эмоций.

• Инструкция для ребенка должна содержать не более 10 слов.

• Указания даются по одному, по мере выполнения предыдущего.

• Выполнение указаний контролируется.

• Запретов минимум и оговорить их заранее с ребенком, четко и непреклонно включая санкции, следующие за их нарушением.

• Взрослому быть последовательным в своих решениях и требованиях относительно воспитания ребенка.

• «Нет» и «нельзя» заменить на отвлекающие действия.

• Заранее предупреждать о смене деятельности, давая ребенку время окончить предыдущую, о чем лучше напомнить звонком будильника или таймера.

• Усталость у детей выражается в повышенном двигательном беспокойстве — избегать мест большого количества народа очень часто.

• Соблюдение дома четкого режима дня.

• Оградить от длительного просмотра телепередач и занятий на компьютере, способствующих эмоциональному перевозбуждению.

• Полезны совместные с родителями спокойные пешие прогулки перед сном.

Памятка для родителей гиперактивного ребенка:

1. Запишите ребенка в спортивную секцию: плавание, спортивная ходьба, легкая атлетика (целесообразен бег на длинные дистанции).

2. Не ждите быстрых результатов. Настройтесь на долгую (10 – 12 месяцев) работу. Ваш кропотливый ежедневный труд непременно принесет свои плоды.

З. Обсудите вместе с ребенком круг его обязанностей.

4. Прежде чем поручить ребенку что-либо сделать, тщательно взвесьте, может ли он с этим справиться.

5. Помните, что возраст от З до 7 лет наиболее благоприятен для развития трудовых навыков. Используйте бытовые дела как тренажер по развитию у ребенка внимания и ответственности.

6. Прежде чем поручить ребенку какую-то обязанность, необходимо несколько раз показать ему, как это делается.

7. Расширяйте список обязанностей ребенка постепенно, только после того, как он научился справляться с уже порученными ему делами, не отвлекаясь.

8. Необходимо регулярно демонстрировать ребенку, как надо выполнять то или иное поручение, не отвлекаясь.

9. Если ребенок не сделал что-нибудь потому, что отвлекся, необходимо объяснить ему, что из этого может получиться и почему.

10. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка: не подбирайте за ним вещи и игрушки.

11. Объясните ребенку, что обязанности, не выполненные в срок, придется выполнять в другое время, отведенное для развлечений.

12. Без уважительной причины не разрешайте ребенку откладывать выполнение дел на «потом», мотивируя тем, что «потом» можно и забыть. Повторяйте этот аргумент спокойно и многократно, пока не настоите на своем (принцип «заезженной пластинки»).

13. Напоминайте ребенку о его обязанностях не только в устной, но и в наглядной форме: нарисуйте вместе картинный план.

14. Продумайте систему поощрений за правильно выполненное поручение. Это могут быть похвала, игрушка, конфета, разрешение пригласить в дом друзей и т.д.

15. Помогайте ребенку приступать к выполнению задания. Помните, что для него самое трудное – начать.

Работа с детьми с СДВГ

Индивидуальная программа развития строится по следующим направлениям:

1. Развитие дефицитарных функций внимания, контроля поведения, двигательного контроля.

2. Отработка конкретных навыков взаимодействия с детьми и взрослыми.

3. Работа с гневом.

1. Развитие дефицитарных функций (опорные моменты):

- первый этап начинается с развития одной отдельной функции (например, внимания);

- достигнув устойчивого результата, можно переходить к развитию 2-ой функции (например, контроля двигательной активности);

- достигнув устойчивого результата, можно переходить к развитию одновременно 2-ух функций (например, внимания и контроля двигательной активности);

- только отработав 3-й этап, можно приступать к тренировке этих функций одновременно.

2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками:

- сначала работаем только индивидуально: обучение ребенка навыку слушать и слышать взрослого, проговаривая инструкции взрослого вслух, формулировать самому правила поведения на занятии и в выполнении конкретного задания.

- выработка совместно с ребенком системы поощрения и наказания.

- вовлечение гиперактивного ребенка в подгрупповые виды деятельности:

А) работа в малой подгруппе-2-4 человека;

Б) работа в большей подгруппе и группе.

При несоблюдении этого правила, ребенок может перевозбуждаться, что ведет к потере самоконтроля и переутомлению, дефициту активного внимания. Наиболее действенна ролевая игра, содержащая набор способов реагирования на определенные ситуации, и разыгрывание актуальных поведенческих ситуаций с куклами.

3. Работа с гневом

- Учить детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.

- Взрослый сам подает положительный пример и демонстрирует пример зрелого поведения.

- Перенос чувств на неопасные предметы (особенно робких, неуверенных), которые еще не могут вербализовать свои мысли и чувства.

- Обучение детей навыкам саморегуляции и самообладания.

 

Примерные упражнения для коррекционных занятий:

1) Корректурные пробы: в течение одной минуты, просматривая знаки строчка за строчкой:

а) вычеркнуть заданную букву (две, три, четыре); б) одну из заданных букв обводить, а другую — вычеркивать.

Задания усложняются за счет увеличения количества букв и введения дополнительных условий. Обработка результатов включает в себя подсчет правильно отмеченных знаков, ошибочно отмеченных и пропущенных знаков.

2) Сравнение двух и более картинок, имеющих 5 и более отличий.

З) Сравнение предметов или картинок, имеющих тонкие различия (оттенок цвета, направление штриховки и т.д.).

4) Отыскивание на картинке заданных предметов из множества.

5) Отыскивание на картинке «зашумленных изображений».

Б) «Хождение» по лабиринтам.

7) Отыскивание двух одинаковых предметов из множества похожих.

8) Игра «Найди игрушку». Взрослый описывает ребенку какую-либо игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать уточняющие вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.

9) Ребенка просят закрыть глаза и ответить: «Какого цвета мое платье? Что у меня на ногах? Что лежит справа (слева, спереди, сзади) от тебя?» И тому подобное.

10) Игра «Муха». Нужно нарисовать большой квадрат (10 на 10 ем) и разделить его на 9 клеток. В центре сидит «муха». Она совершает движение по квадрату «вверх» или «вниз», «влево» или «вправо». Начало всегда в центре. Например: вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где «муха»? – В правом центре и т.д. Можно увеличивать количество движений и скорость. Сначала ребенок пальцем водит по центрам маленьких квадратиков, команды. Потом, когда придет опыт, нужно предложить ему, закрыв глаза и, представив этот квадрат, мысленно совершать движения. Можно диктовать ребенку команды, можно попросить, чтобы он диктовал вам, можно давать команды по очереди, по одной команде друг другу, по две, три, четыре и т.д., совместно следя за движением «мухи».

11) Согнуть руки в локтях, ладони вовнутрь, пальцы согнуты. В любом порядке открывать и закрывать ладони: левая — открыть, правая — открыть, левая — закрыть, правая — закрыть, обе — открыть, левая — закрыть, правую — закрыть, левую одновременно открыть, правую — открыть, обе — закрыть и т.д. Ребенок сидит напротив и открывает (закрывает) ладошки в зеркальном отражении. Темп увеличивать.

12) «Сколько было…?»

13) «Куда упали снежинки (дождинки и т.д.)?» (по аналогии с методикой «Запомни и расставь точки»)

14) Коллективные подвижные игры.

15) Коллективные игры с «запретами».

16) Упражнения на релаксацию («Шалтай – Болтай», «Охотник и птицы» и др.)

17) «Шпионы» (тренировка наблюдательности, произвольного внимания).

 

Коррекционные игры рекомендуем взять из сборника: Лютова Е. К., Монина Г. С. «Шпар­галка для взрослых». М., Генезис, 2000., к примеру:

 

«Клубочек» (Черепанова Г. Д.)

 

Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.

Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Раз­мер клубка с каждым разом может становить­ся все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.

Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» вся­кий раз, как почувствует, что он огорчен, ус­тал или «завелся».

 

«Бездомный заяц» (известная игра)

Цель: Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми

Содержание: В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок – заяц – чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами – 1-2 метра. Один из зайцев – бездомный. Он водит. Зай­цы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обме­не» и перебежать из домика в домик. Задача водящего — во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

«Что нового»

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

 

Содержание: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди под­ходят дети и пририсовывают какие-либо дета­ли, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закры­вают глаза, и, открывая их по команде взрос­анд, говорят, что изменилось. Чем дольше длит­ся игра, тем сложнее искать новые детали.

 

 

«Золотая рыбка»

Цель: Эта подвижная игра развивает быстроту реакции, способствует развитию координации движений.

Содержание: Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бедрами, Это – сеть. Водящий – золотая рыбка – стоит в кругу. Его задача – выбраться из кру­га. А задача остальных – не выпустить рыбку.
Примечание: Если водящему очень долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке.

 

«Разговор с руками» (Шевцова И. В.)

Цель: Научить детей контролировать свои действия.

Содержание: Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предло­жить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему ожи­вить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разго­вору, проговорите диалог сами. При этом важ­но подчеркнуть, что руки хорошие, они мно­гое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением до­говора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней (се­годняшнего вечера или, в случае работы с ги­перактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

 

«Разговор с телом» (модификация игры Шевцовой И. В. «Разговор с руками»)

Цель: Учить ребенка владеть своим телом.

Содержание: Ребенок ложится на пол, на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вмес­те с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в опреде­ленных ситуациях, например, когда ты спаса­ешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Да­вай договоримся, что ты и твое тело будут ста­раться лучше понимать друг друга».

 

Игры с песком

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных де­тей. В эти игры не обязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребенка. Первое время взрослые должны помочь ребен­ку в организации игры Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в кварти­ре), можно заменить его крупой, предваритель­но поместив ее в горячую духовку.

«Археология»

Цель: Развитие мышечного контроля.

 

Содержание: Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку — делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кис­ти руки. Как только ребенок коснется ладо­ни, он тут же меняется ролями со взрослым.

 

«Шариковые бои»

Цель: Развитие координации движений.

Содержание: В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребенок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5-1 м от таза, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то «сухой» шар остается в воде. Игра закончена тогда, когда таз становится пустым. В дальнейшем ребенок может совершенствовать свой результат, проверяя время по секундомеру.

 

«Послушай тишину» (Черепанова Г. Д.)

Цель: Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой.

Содержание: По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происхо­дит кругом. Затем дети по кругу (или по жела­нию) рассказывают, какие звуки они услышали.

 

 

«Сделай так» (Черепанова Г. Д.)

Цель: Игра направлена на развитие мышечного контроля, умения владеть собой.

Содержание: На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих раз­личные движения. Взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изобра­жены на каждой из них. Затем взрослый дает инструкцию: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 до 10, а вы в это время будете выполнять то, что изо­бражает человечек на выбранной вами картин­ке. Например, тот, кто возьмет карточку с си­дящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т. д.

На счет «10» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием педагога.

Игру можно повторить несколько раз.

 

 


 

 

«Маленькая птичка» (Черепанова Г. Д.)

Цель: Развивать мышечный контроль.

Содержание: Ребенку в ладошки дают пушистую, мяг­кую, хрупкую игрушечную птичку (или друго­го зверька). Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птич­ка, она такая маленькая, нежная, беззащит­ная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее». Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Ус­покой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаи­вается.

 

«Говори!»

Цель: Игра направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия.

Содержание: Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: „Говори!» Давайте по­тренируемся: „Какое сейчас время года?» (Пе­дагог делает паузу) „Говори!»; „Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?»… „Гово­ри!»; „Какой сегодня день недели?»… „Говори!»; „Сколько будет два плюс три?» и т. д.»

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

 

 

«Броуновское движение» (Шевченко Ю. С., 1997)

Цель: Игра направлена на развитие распределения внимания.

Содержание: Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мя­чики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пре­делы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

 

«Колпак мой треугольный» ( старинная игра)

Цель: Игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребёнком своего тела, учит управлять движе­ниями и контролировать свое поведение.

Содержание: Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треуголь­ный, то это не мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

 


Тревожность

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлением на празднике, но это беспокойство проявляется не всегда, и иногда в тех же ситуациях он остается спокойным, то мы можем говорить о тревоге. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности. Тревожность заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих. При этом тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего–то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3-х лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

Портрет тревожного ребенка

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Рассмотрим основные факторы, которые способствуют появлению у ребенка тревожности.

· Наследственность - у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причем это происходит не только за счет передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения. Ребенок заражается их настроениями и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир.

· Нарушение детско-родительских отношений:

завышенные требования - в случае если родитель придерживается стиля воспитания, который можно образно назвать «диктатура», или предъявляет к ребенку завышенные требования, то велика вероятность, что, пытаясь соответствовать папиным и маминым ожиданиям и предвосхищая их недовольство, малыш станет очень тревожным. Аналогично могут действовать и конфликтная атмосфера в семье (систематические ссоры родителей);

противоречивые требования, предъявляемые родителями. Неминуемо тревожность возникает у детей в семьях, где нет согласия между взрослыми по вопросам воспитания или их действия спонтанны и непоследовательны. Наверняка многие знают семьи, где бывают такие случаи. Отец считает, что за совершенный ребенком проступок его надо наказать домашним арестом на неделю, мама в принципе согласна, но считает меру слишком суровой и втайне от папы ее смягчает, позволяя сходить к другу в отсутствие папы, а бабушка с причитаниями «чего придумали» игнорирует полученные ребенком запреты вовсе и отпускает его куда угодно, когда родители отсутствуют. Причем в следующий раз позиции взрослых могут меняться на противоположные. Если ребенок попадает в такие ситуации систематически, то он становится тревожным, не понимая какую реакцию семьи на свой проступок встретит на этот раз. Почти у всех детей вызывает резкое повышение тревожности развод родителей. Особенно травматично протекает этот период для тревожного ребенка, если взрослые не могут договориться между собой и непоследовательны в своем поведении. Например, если папа обещает завтра пойти с дочерью в парк, но потом пропадает на неделю, решая свои проблемы, или если мама, когда подходит время встречи с папой, начинает убеждать девочку, что ей нужно сегодня подготовиться к занятиям или сделать что-нибудь полезное вместо полноценного досуга с отцом;

неадекватные требования - воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом. Нередко родители культивируют «правильность» поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступлении от которых влечет за собой порицание и наказание. Тревожность может возникать, если за короткий промежуток жизни ребенка произошло много перемен, к которым ему приходиться адаптироваться. Так, если сложить вместе переезд в другой город, замену бабушки, няни, выход мамы на работу, то нужно ли говорить, что результатом такой «суммы» может стать повышенная тревожность даже у вполне спокойного и эмоционально устойчивого ребенка.

 

Критерии определения тревожности у ребенка.

1. Постоянное беспокойство (любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство);

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться, на чем-либо (у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться, на чем- либо, когда он волнуется);

3. Мышечное напряжение (во время выполнения заданий или попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);

4. Раздражительность (плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания; не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в деятельности);

5. Заниженная самооценка (постоянно подавлен, находится настороже, крайне не решителен, мрачный взгляд на свое будущее);

6. Соматические проблемы (боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

7. Нарушение сна (беспокойно спит, жалуется на страшные сны);

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Диагностическая программа (составлена по кн. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. «Практикум для детского психолога»)

Участники Методика, автор
Дети 1. «Лесенка» О. Хухлаевой 2.Рисунок семьи 3.КРС 4.Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена)
Родители 1.АСВ 2.Тест на оценку уровня тревожности А.И.Захарова. 3.Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка» П.Бейкер и М.Алворд 4. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко.
Педагоги 1.Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка» П.Бейкер и М.Алворд 2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко.

 

Графический проективный тест «Кинестетический рисунок семьи» (КРС)

Тест КРС предназначен для психологической диагностики отношения ребенка к членам своей семьи, семейных отношений, вызывающих у ребенка тревогу или конфликты, определения места ребенка в семье.

Выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования (для психолога-наблюдение) и беседы поле этого. Во время выполнения теста вступать в разговор с ребенком не следует.

Порядок работы

Для выполнения теста ребенку предлагается стандартный лист бумаги для рисования, карандаши и ластик.

Инструкция для ребенка:«Нарисуй, пожалуйста, свою семью так, чтобы ее члены были чем-нибудь заняты».На все уточняющие вопросы следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется.

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После окончания рисования проводится беседа по схеме:

· Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;

· Где работают или учатся члены семьи;

· Как в семье распределяются домашние обязанности;

· Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

Качественный анализ рисунков

Анализ рисунков проводится с учетом формальных и содержательных аспектов. К формальным признакам относятся:

· Расположение объекта рисунка на бумаге

· Качество линий

· Стирание рисунка или отдельных его частей

· Затушевывание отдельных частей рисунка.

Содержательными характеристиками рисунка являются:

· Изображаемая деятельность членов семьи

· Взаимодействие и расположение членов семьи

· Отношение людей и вещей на рисунке.

Для анализа рисунков используются три аспекта оценки:

1. Структура рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке).

2. Особенности рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи).

3. Анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

 

1.Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует лиц, с которыми находится в конфликтных отношениях. Иногда дети рисуют людей, которые не входят реально в состав семьи, особенно если родители развелись.

Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы преградой между ними. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье.

Больные дети, нередко пребывающие в санаториях и больницах, чаще, чем их здоровые сверстники, не рисуют себя - показатель смены семейных отношений и их восприятия.

Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на ни жней части листа. Это может свидетельствовать о депрессивности ребенка, его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это тоже отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.

2.Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и закрашивает фигуру своего любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка тревожны и конфликтны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку.

Важное диагностическое значение имеет неадекватная величина фигуры. Например, ребенок нарисовал младшую сестру не только больше, чем он сам, но даже больше родителей. Это может свидетельствовать о том исключительном внимании, которое родители оказывают младшей сестре, о ее особом месте в иерархии семейных отношений.

В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим – мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос и одежды. По тому, как рисует ребенок себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицирует себя (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.

3.Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Психолог может успокоить ребенка, сказать, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности в поддержке со стороны взрослого. Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать о неоднозначном или негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи.

 

Количественная оценка

Для симптомокомплекса «Тревожность» определен ряд общепринятых показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится ноль, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех его показателей.

 

симптом балл
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.   Штриховка Линия основания – пол Линия над рисунком Линия с сильным нажимом Стирание Преувеличенное внимание к деталям Преобладание вещей Двойные или прерывистые линии Подчеркивание отдельных вещей Другие возможные признаки 0,1,2,3 0,1 0,1 0,1 0,1,2 0,1 0,1 0,1 0,1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.119 с.)