Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая помощь детям с трудностями в общении и поведении

Поиск

Возможности экспертной оценки в диагностике особенностей эмоционально-личностной сферы дошкольника

Желательно, чтобы на вопросы анкеты ответило как можно больше взрослых. В семье это могут быть как родители ребенка, так и его бабушки, дедушки, стар­шие братья и сестры, другие члены семьи, принимаю­щие участие в воспитании малыша. В ДОУ предложить экспертную оценку ребенка можно всем сотрудникам, работающим с детьми: воспитателям, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре, логопеду, педагогам дополнительного образования. Чем больше взрослых примет участие в анкетирова­нии, тем больше данных для анализа будет у психолога. При обработке экспертных оценок можно выявить: «наиболее актуальные проблемы развития каждого ребенка (критерии, набравшие наибольшее количе­ство баллов по всем экспертным оценкам); условия, способствующие проявлению эмоциональ­но-личностных особенностей (при сравнении баллов, полученных по одному и тому же критерию в эксперт­ных оценках членов семьи и педагогов); например, мо­жет оказаться, что те или иные качества ребенка про­являются только дома, значит, вероятно, этому спо­собствуют семейные взаимоотношения, местом при­ложения коррекционных мероприятий в таком случае становится семья. Или может наблюдаться обратная ситуация, когда проявлению этих особенностей спо­собствует обстановка в детском саду;

• наиболее актуальные проблемы группы (сумма бал­лов по каждому критерию, набранных всеми детьми группы); эти данные помогут определить приоритеты в коррекционно-развивающей работе с данной груп­пой при проведении фронтальных занятий;

• детей «группы риска» (дети, набравшие наиболь­шие суммы баллов по всем критериям, во всех экс­пертных оценках);

• воспитанников, при взаимодействии с которыми у конкретных педагогов могут возникнуть трудности; такие данные могут помочь в выборе индивидуаль­ного подхода к ребенку. Тогда педагог, испытываю­щий наименьшие трудности в общении с данным ма­лышом, берет на себя большую часть индивидуаль­ной работы.

Экспертная оценка может выступать как первичная скрининговая диагностика эмоционально-личност­ной сферы дошкольника. Она поможет участникам образовательного процесса осознать и сформули­ровать запрос на коррекционную работу и может стать опорным материалом для проведения первич­ных консультаций педагогов и родителей по вопро­сам взаимодействия с детьми.

Экспертная оценка может служить для того, чтобы легче было проследить динамику развития при предъявлении анкеты через заданный промежуток времени (например, два раза в год — осенью и вес­ной), или для того, чтобы выяснить результативность коррекционных мероприятий (до и после коррекционных занятий). Приложение 1,2

Наиболее многочисленную группу запросов к психологу составляют жалобы, свя­заны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста: агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверен­ность в себе, эмоциональная неустойчивость.В последнее время особенно остро стоит проблема психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих двигательную и общую психическую расторможенность – т.н. гиперактивных детей.

 


Гиперактивность

(синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ))

Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника. А потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, то есть сверхподвижными.

В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.

Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)», включающий нарушения системы эмоциональной регуляции. Основным проявлением СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении. Более или менее отчетливыми проявления СДВГ становятся к 3-4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности (подробно см. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания.- М.: Школа-Пресс, 2000). Это могут быть:

· генетические факторы;

· некоторые перенесенные матерью во время беременности заболевания;

· кислородное голодание плода во время беременности и родов;

· родовые травмы различной тяжести;

· инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;

· особенности строения и функционирования головного мозга,

· врожденные нарушения деятельности ЦНС и минимальные органические поражения головного мозга.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит именно минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Минимальные мозговые дисфункции не всегда проявляются с первых

дней жизни, но отчетливо заметны уже на первом году, а их последствия сказываются вплоть до 10-12 летнего возраста, но наиболее ярко – в дошкольном детстве. По данным медиков такие отклонения наблюдаются у каждого 5-6 ребенка чаще всего у мальчиков.

 

Основные признаки синдром гиперактивности:

- двигательная расторможенность;

- чрезвычайная подвижность;

- неспособность к точным движениям;

- отвлекаемость;

- невнимательность;

- неумение сосредоточиться на чем-либо.

Подход к лечению и коррекции поведения и деятельности гиперактивного ребенка, его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…» (1997, с. 4). Важно, работая в тесном контакте с родителями и педагогами, научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.228 (0.007 с.)