Методы и задачи общей теории статистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и задачи общей теории статистики



Изучая массовые социально-экономические явления и процессы, статистика использует свой специфический метод. Процесс статистического исследования условно можно разделить на следующие этапы: наблюдение, сводка и группировка результатов статистического наблюдения, получение обобщающих статистических показателей и их анализ.

Статистическое наблюдение является первым этапом любого статистического исследования: разрабатывается гипотеза исследования, проводится сбор первичной статистической информации в соответствии с научно обоснованными правилами его организации.

Сводка и группировка результатов наблюдения — второй этап статистического исследования, на котором происходит систематизация собранной первичной информации.

Расчет обобщающих аналитических показателей предполагает получение целого комплекса статистических показателей, позволяющих проанализировать уровень и структуру явлений, закономерности в их развитии, взаимосвязи между явлениями, их соотношения, построить модели для прогнозных целей. Все расчеты на этапе статистического анализа сопровождаются интерпретацией получаемых результатов (иначе нет смысла в проведении исследования).

Используемые в процессе статистического наблюдения приемы являются едиными для всех статистических исследований — будь это статистика торговли, банковская статистика или статистика туризма, — меняется лишь объект исследования, но предмет изучения и применяемые методы остаются неизменными.

Из сказанного вытекает, что к задачам статистического исследования относится:

· получение обобщающих характеристик исследуемой статистической совокупности, таких, как объемы показателей, их соотношения, средние значения, характеристики вариации, другие расчетные показатели;

· выявление связи между признаками;

· изучение закономерностей развития явлений во времени и в пространстве;

· исследование изменений в структуре явлений;

· моделирование и прогнозирование развития социально-экономических явлений и процессов.

Произошедшие в последнее время в России коренные изменения в общественно-экономической и социальной жизни общества, переход на рыночные отношения вызвали потребность в значительном совершенствовании социально-экономической статистики и общей теории статистики, в частности в комплексном пересмотре всей системы учета и статистики в стране, необходимость расширения возможности получения точной, объективной и аналитической информации о состоянии и развитии социально-экономических процессов для принятия решения на всех уровнях управления.

Большое значение для быстрейшего решения этой задачи имеют Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и постановления Правительства от 7 апреля 2004 г. № 188 «Вопросы Федеральной службы государственной статистики» и от 30 июля 2004 г. № 399 «Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики».

В постановлении Правительства РФ от 30 июля 2004 г. отмечается, что Федеральная служба государственной статистики (далее - Служба) осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

· вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

· на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;

· представляет официальную статистическую информацию Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию Российской Федерации, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;

· разрабатывает официальную статистическую методологию для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, в пределах своей компетенции обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам;

· осуществляет подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийской переписи населения, а также ее методологическое обеспечение;

· осуществляет подготовку, проведение и методологическое обеспечение статистических обследований;

· обеспечивает заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации;

· организует деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области государственной статистики;

· разрабатывает и ведет общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

· проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд;

· обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

· осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

· организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в предусмотренный законодательством Российской Федерации срок;

· обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

· обеспечивает в пределах своей компетенции соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, и иной конфиденциальной информации;

· обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;

· организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

· взаимодействует с соответствующими органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;

· ведет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

· осуществляет иные полномочия, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба государственной статистики имеет право:

· запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

· заказывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализа и оценок, а также научных исследований по вопросам надзора в установленной сфере деятельности;

· давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

· осуществлять контроль над деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

· привлекать для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

· применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

· создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные;

· учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.

2 ТЕМА.2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения

Статистическое наблюдение представляет собой научно организованную регистрацию значений признаков у единиц, образующих статистическую совокупность.

Проведение статистического наблюдения предполагает следующие основные этапы:

· проведение мероприятий по подготовке наблюдения;

· непосредственно сбор первичных данных;

· контроль собранной информации.

Первый этап включает решение программно-методологических вопросов и организационную подготовку наблюдения.

Программно-методологические вопросы охватывают:

· постановку цели и задач конкретного наблюдения;

· определение объекта наблюдения;

· указание единицы наблюдения и отчетной единицы;

· отбор исследуемых признаков и разработку программы наблюдения;

· выбор методов проведения наблюдения.

Проведение статистического наблюдения начинается сформулировки цели обследования.

Цель обследования - характеристика той информации, которую хотят получить в ходе наблюдения. В зависимости от цели ставятся конкретные задачи наблюдения, которые более детально определяют характер собираемых данных.

Объект наблюдения - это исследуемая статистическая совокупность, точно ограниченная для последующего сбора сведений. Набор признаков, с помощью которых ограничивается статистическая совокупность и конкретизируется объект наблюдения называется цензом.

С определением объекта наблюдения тесно связано определение единицы наблюдения, принимая за нее единичный элемент, как непосредственный носитель информации о тех признаках, изучение которых является целью обследования. Например, если объект наблюдения - совокупность товарных бирж России, то единицей наблюдения будет товарная биржа, имеющая официальную регистрацию на ее территории.

Отчетная единица - это субъект, от которого непосредственно получают статистические сведения о единице наблюдения. В одних случаях единица наблюдения и отчетная единица совпадают, например, при проведении переписей населения, а в других - нет. При проведении обследований бюджетов домашних хозяйств единицей наблюдения является домашнее хозяйство, а отчетной единицей - лица в возрасте от 15 до 72 лет - члены этого домашнего хозяйства.

Центральным методологическим вопросом, решаемым на стадии подготовки статистического обследования, является составление программы наблюдения. Она представляет собой перечень признаков, значения которых будут регистрироваться в ходе наблюдения у отдельных единиц совокупности. На основе отобранных признаков формулируют вопросы, которые заносятся в определенный статистический формуляр (форму отчетности, анкету или опросный лист), где и фиксируются первичные сведения. Для каждой единицы наблюдения предназначен отдельный бланк (или анкета).

Организационная подготовка включает решение следующих вопросов:

· выбор места и времени проведения наблюдения;

· выбор формы, вида и способа наблюдения;

· выбор вида и непосредственное оформление статистического формуляра;

· выбор или разработка программного обеспечения наблюдения;

· оценка затрат на проведение обследования;

· обучение кадров для проведения наблюдения;

· подготовительная работа с респондентами.

Местом наблюдения является территория, по отношению к которой собираются сведения. Например, при проведении переписей населения - это территория всей Российской Федерации; при опросах населения о качестве обслуживания в коммерческих банках столицы - Москва.

Выбор времени проведения наблюдения подразумевает установление критического момента наблюдения и срока проведения наблюдения.

Критический момент наблюдения - это момент времени, по отношению к которому собираются статистические сведения. Так, критическим моментом при проведении Всероссийской переписи населения 2002 г. было 0 часов в ночь с 8 на 9 октября 2002 г. Все сведения, зарегистрированные в опросных листах переписи, относятся именно к этому моменту.

Под сроком проведения наблюдения понимают интервал времени, в течение которого происходит сбор статистической информации: заполняются опросные листы либо анкеты и т.п. Так, сроком проведения Всероссийской переписи населения 2002 г. являлся период с 9 по 16 октября 2002 г. Срок наблюдения не должен быть растянутым, а также слишком удаленным от критического момента времени, в противном случае может снижаться степень достоверности той статистической информации, которую собирают в ходе наблюдения.

К организационным вопросам подготовки статистического наблюдения относится также выбор вида статистического формуляра и его оформление.

Статистический формуляр - это статистический документ, содержащий программу наблюдения, в который заносятся данные о единице наблюдения.

Формуляр может иметь вид статистического отчета официально установленной формы, переписного листа (при проведении переписей), анкеты и др. Формуляр, как правило, содержит титульную и адресную части. Титульная часть состоит из названия статистического наблюдения, указания органа, проводящего его, а также данных о том, кем и когда утвержден данный формуляр (если это формуляр статистической отчетности). Адресная часть содержит координаты единицы наблюдения, которыми могут быть название организации, ее адрес, номер телефона, подчиненность и т.п. (если это формуляр статистической отчетности). Но статистические опросы могут быть и анонимными, тогда адресной части в формуляре нет.

Формуляр желательно сопроводить инструкцией по заполнению, для статистической отчетности наличие инструкции обязательно.

К организационному этапу обследования также относится выбор программного обеспечения наблюдения или его разработка. Эта часть работы имеет место в масштабных обследованиях, когда приходится обрабатывать сотни, тысячи или даже миллионы анкет, как при переписях населения. Например, Росстат при статистическом наблюдении малых предприятий использует специальный пакет выборочного наблюдения. Если же обследование имеет некоторую специфику, требуются новые программные разработки, что резко повышает стоимость наблюдения.

2.2. Формы, виды и способы статистического наблюдения

Различают несколько форм, видов и способов организации статистического наблюдения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.024 с.)