Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема IV. Функции описания костюма в английской литературе (сост. И коммент. И. Инфимовской, О. Панковой)

Поиск

 

Как менялся костюм на протяжении веков, как через кос­тюм характеризуется литературный персонаж, в каких жанрах возможно детальное описание костюма, а в каких это невоз­можно, как и с какой целью украшали одежду — вот круг воп­росов, предлагаемых при разработке темы.

 

I. «Беовульф»

1. Какова функция доспехов?

2. Как и для чего украшались доспехи?

Двинулась рать...;

Ярко на шлемах на островерхих

Вепри-хранители блистали золотом.

3. Какими свойствами, согласно бестиарию, обладали вепри?

4. В каких случаях воин надевал доспехи?

· Только ли в бою?

· Какие существовали ритуалы, требовавшие ношения дос­пехов?

· Какие случаи считались торжественными?

В нарядах ратных,

в кольчугах звенящих

Железными кольцами,

прочными звеньями,—

Войско блестящее

шло ко дворцу.

Витязь явился

могучий в шлеме

Перед престолом,

и молвил Беовульф.

(Кольчуга искрилась — сеть,

искусно сплетенная в кузнице.)

5. За что ценились доспехи, украшенные золотом?

Рубаха-кольчуга

искусной вязки,

Железной пряжи

мне б служила

Шитая золотом

верной защитой.

Пер. В. Тихомирова.— БВЛ.— М., 1975.

 

6. Существует мнение, что в эпосах описание костюма дает­ся только через действие. Согласитесь или возразите ему. Под­твердите свое мнение примерами из текста.

 

II. В. Скотт. «Айвенго»

В романе «Айвенго» костюм сословен. Многообразны дей­ствующие лица романа: представители старой англосаксонской знати (Седрик, Ательстан), нормандские феодалы и рыцари (Фрон Де Беф), крестьяне-рабы (Гурт и Вамба), церковники (аббат Эймер, великий магистр Лука Бомануар, монахи), ко­роль Ричард-Львиное сердце. И каждый из них носит свой, ни на чей больше не похожий костюм.

Автор избрал для описания эпоху царствования Ричарда I «Львиное сердце». Это время богато героями и вместе с тем от­мечено резкими противоречиями между саксами, возделывав­шими землю, и норманнами, которые владели этой землей в качестве завоевателей и не желали смешиваться с побежденны­ми, не признавали их людьми своей породы.

Вальтер Скотт, верный букве истории, знакомит нас с одеждой саксов (удобной, добротной, но простой, без особых украшений, нет тонкой работы, вычурности) и одеждой нор­маннов (утонченной, разноцветной; они украшали не только себя, но и лошадей).

Седрик и Ательстан были в старинной саксонской одеж­де. Их костюмы, сшитые из дорогой материи, вовсе не были безобразны, но по своему покрою они так отличались от модных нарядов остальных гостей (норманнов), что принц и Вальдемар Фиц-Урс при виде саксов насильно удержались от смеха. Однако, с точки зрения здравого смысла, корот­кая и плотно прилегающая к телу туника и длинный плащ саксов были красивее и удобнее, чем костюм норманнов, состоявший из широкого и длинного камзола, настолько просторного, что он более походил на рубашку или кафтан извозчика, поверх которого надевался короткий плащ. Плащ не защищал ни от дождя, ни от холода и только на то и го­дился, чтобы на него нашивали столько дорогих мехов, кру­жев и драгоценных камней, сколько удавалось уместить здесь портному. Карл Великий, в царствование которого эти плащи впервые вошли в употребление, был поражен их не­лепостью. «Скажите ради бога, — говорил он, — к чему эти кургузые плащи? В постели они вас не прикроют, на коне не защитят от ветра и дождя, а в сидячем положении не предохранят ноги от сырости и мороза». Тем не менее ко­роткие плащи все еще были в моде в то время. В особеннос­ти при дворах принцев из дома Анжу. Они были широко рас­пространены и среди свиты принца Джона. Понятно, что длинные мантии, составляющие верхнюю одежду саксов, казались здесь очень смешными.

Из романа Вальтера Скотта мы узнаем, как одевались в XII веке люди, принадлежащие к разным социальным слоям, как отличалась праздничная и будничная одежда. Много внимания уделено описанию снаряжения рыцарей.

 

СВИНОПАС И ШУТ

Два человека оживляли эту картину; они принадлежали, судя по их одежде, внешности, к числу простолюдинов, населявших в те далекие времена лесной район западного Йоркшира. Старший из них был че­ловек угрюмый и свирепый. Одежда его состояла из одной кожаной куртки, сшитой из дубленой кожи и какого-то меха, от времени мех на­столько вытерся, что по немногим оставшимся клочкам невозможно было определить, какому животному он принадлежал. Это первобыт­ное деяние покрывало своего хозяина от шеи до колен и заменяло ему все части обычной одежды, ворот был так широк, что куртка наде­валась через голову, как наши рубашки или старинная кольчуга. Чтобы куртка плотнее прилегала к телу, его перетягивал широкий кожаный пояс с медной застежкой. К поясу была привешена с одной стороны сумка, с другой бараний рог с дудочкой... На ногах у этого человека были башмаки, похожие на сандалии, с ремнями из медвежьей кожи, а более тонкие и узкие ремни обвивали икры, оставляя колени обнажен­ными, как принято у шотландцев... Нам остается отметить очень любо­пытную особенность в его одежде... Это было медное кольцо вроде собачьего ошейника, наглухо запаянное вокруг его шеи.

 

ШУТ

Наряд его напоминал одежду свинопаса, но отличался некото­рой причудливостью и был сшит из лучшего материала. Его куртка была выкрашена в ярко пурпурный цвет, а на ней намалеваны ка­кие-то пестрые, безобразные узоры. Поверх куртки был накинут не­померно широкий и короткий плащ из малинового сукна, изрядно перепачканного, отороченный ярко-желтой каймой. Его можно было перекинуть с одного плеча на другое или свободно завер­нуться в него, и тогда он падал причудливыми складками, драпируя его фигуру. На руках у этого человека были серебряные браслеты, на шее — серебряный ошейник... Он носил такие же башмаки, что и его товарищ, но ременную плетенку заменяло нечто вроде гетр, из которых одна была красная, другая желтая. К его шапке были прикреплены колокольчики, величиной не более тех, которые подвя­зывают охотничьим соколам; каждый раз, когда он поворачивал го­лову, они звенели... Твердокожаный околыш этой шапки был выре­зан по верхнему краю зубцами и сквозным узором, изнутри к око­лышу был пришит длинный мешок, кончик которого свешивался на одно плечо.

 

ФРАНКЛИН (мелкопоместный дворянин)

На нем был кафтан зеленого цвета, отделанный воротом серым мехом, который ценится ниже горностая и выделывается, как пола­гают, из шкурок серых белок. Кафтан не был застегнут, и под ним виднелась узкая, плотно прилегающая к телу куртка из красного сукна. Штаны из такого же материала доходили лишь до колен, ос­тавляя голени обнаженными. Его обувь была такой же формы, что и у его крестьян, но из лучшей кожи и застегивалась спереди золо­тыми пряжками. На руках он носил золотые браслеты, на шее — широкое ожерелье из того же драгоценного металла, вокруг талии пояс, богато выложенный драгоценными камнями; к поясу был при­креплен прямой двусторонний меч с сильно заостренным концом. За его креслом висели длинный плащ из сукна, отороченный мехом, и шапка с нарядной вышивкой, составлявшие обычный выходной костюм богатого владельца.

 

АББАТ ЭЙМЕР

На нем была одежда монаха — францисканца, сшитая из пре­красной материи, что противоречило уставу этого ордена; плащ с капюшоном из лучшего фламандского сукна, ниспадая красивыми, широкими складками, облегал его статную, хотя немного полную фигуру... Одежда его была роскошной, рукава плаща у этого цер­ковного сановника были подбиты и оторочены дорогим мехом, а мантия застегивалась золотой пряжкой... Обувь его была из тон­чайшего испанского сафьяна..., темя прикрыто алой шапочкой с на­рядной вышивкой.

 

РЫЦАРЬ ХРАМА

На нем была красная шапка с меховой опушкой из тех, что фран­цузы зовут — ступка, за сходство ее формы со ступкой, переверну­той вверх дном.

Этот всадник... был одет в длинный монашеский плащ, но крас­ный цвет его плаща показывал, что всадник не принадлежит ни к од­ному из четырех главных монашеских орденов. На правом плече был нашит белый суконный крест особой формы. Под плащом виднелась несовместимая с монашеским саном кольчуга, с рукавами и перчат­ками из мелких металлических колец; она была сделана чрезвычай­но искусно и так же плотно и упруго прилегала к телу, как чаша фу­файки, связанной из мягкой шерсти. Насколько позволяли видеть складки плаща, его бедра защищала такая же кольчуга; коленья были покрыты тонкими стальными пластинками, а икры металличес­кими чулками... На коне было полное боевое вооружение: украшен­ный перьями шлем хозяина, его колпак из кольчуги.

 

ОРУЖЕНОСЦЫ И СЛУГИ РЫЦАРЯ ХРАМА

Белые тюрбаны и особенный покрой одежды изобличали в них уроженцев Востока. Одежда оруженосцев блистала роскошью, вос­точные слуги носили серебряные обручи на шее и браслеты на полу­обнаженных руках. Их одежда из шелка, расшитого узорами, указы­вала на знатность и богатость их господина и составляла резкий кон­траст с простотой его собственной военной одежды.

 

ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА РЫЦАРЕЙ ХРАМА

Храмовник тоже переоделся — его костюм был тоже богат, хотя и не так старательно и замысловато украшен, но сам он производил более величественное впечатление, чем его спутник. Он снял кольчу­гу и вместо нее надел тунику из темно-красной шелковой материи, опушенную мехом, а поверх нее длинный белоснежный плащ, ниспа­давший крупными складками. Восьмиконечный крест его ордена, вы­резанный из черного бархата, был нашит на белой мантии. Он снял свою невысокую дорогую шапку.

 

РЫЦАРЬ НА ТУРНИРЕ

На нем был старый панцирь с богатой золотой насечкой; девиз на его щите изображал молодой дуб, вырванный с корнем; под ним была надпись на испанском языке, означавшая «лишенный наследства».

 

ПРИНЦ ДЖОН (на турнире)

На нем был великолепный с золотом костюм, а на голове — рос­кошная меховая шапочка, украшенная драгоценными каменьями, из-под которой падали на плечи длинные локоны... Для них (зрителей) достаточно было увидеть великолепную шапочку принца Джона, его пышную мантию, отороченную дорогими соболями, его сафьяновые сапожки с золотыми шпорами.

 

ДВОРЯНИН В ОХОТНИЧЬЕМ НАРЯДЕ

При входе в один из залов Вальдемар Фиц-Урс встретился с Де Браси, который сменил свой нарядный костюм на зеленый короткий камзол и штаны того же цвета, надел кожаную шапочку, привесил сбоку короткий меч, через плечо перекинул охотничий рог, за пояс заткнул пучок стрел, а в руках держал длинный лук.

 

ОДЕЖДА РОСТОВЩИКА

Одежда еврея, значительно пострадавшая от непогоды, состояла из большого бурого плаща и темно-красного хитона. На нем были большие сапоги, отороченные мехом, и широкий пояс, за который были заткнуты небольшой ножик и коробка с письменными принад­лежностями. На голове у него была высокая четырехугольная жел­тая шапка особого фасона.

 

ПУБЛИКА НА ТУРНИРЕ

Разнообразные цвета одежды этих важных зрителей производили впечатление веселой пестроты, составляя приятный контраст с более темными и тусклыми оттенками платья солидных горожан и иоменов, которые, толпясь ниже галереи вдоль всей ограды, образовывали тем­ную кайму, еще резче оттеняя блеск и пышность верхних рядов.

 

СРАВНЕНИЕ МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ

Мало-помалу галереи наполнялись рыцарями; их длинные мантии темных цветов составляли приятный контраст по сравне­нию с более светлыми и веселыми нарядами дам, которых здесь было еще больше, чем мужчин, хотя, казалось, что такие крова­вые, жестокие забавы мало привлекательны для прекрасного пола.

 

ЛЕДИ РОВЕНА

Поверх ее шелкового платья цвета морской волны было накину­то другое, длинное и простое, ниспадавшее до самой земли, с очень широкими рукавами, доходившими только до локтей. К этому пла­тью пунцового цвета, сотканному из самой тонкой шерсти, была при­креплена тонкая шелковая вуаль с золотым узором.

Пер. Е.Г. Бекетовой. — М., 1985.

 

III. Джеффри Чосер. «Кентерберийские рассказы» Комментарии к разделам составлены по литературе, указанной на с.182.

 

1. В XIV веке произошли коренные изменения в одежде. Но­вое направление сложилось в течение XIV века прежде всего в ходе перегруппировки господствующих сословий. Рыцарство, до этого времени задававшее тон в культуре, еще находило воз­можность проявлять себя в длительных войнах и различных во­инских забавах, однако постепенно сходило со своего высокого пьедестала, растрачивая силы на междоусобицы и рыцарские разбои. В то же время росли, крепли и богатели города, пробуждалось гражданское самосознание. Набирал силу здоровый реа­лизм в жизни и обычаях, в искусстве и культуре, вместе с тем дотоле смиренное благочестие сменилось мечтательной аскезой и религиозным фанатизмом. Эти противоположности не замед­лили сказаться в коренном изменении одежды и многообразии ее формы. В середине XIV века, в ходе победоносных военных действий Англии против Франции, в одежде Западной Европы начинается подлинное господство «ножниц». В этом впервые сказывается истинный вкус времени, другими словами «мода» в современном смысле.

В XIV—XV веках в Западной Европе с развитием навыков черчения были созданы все виды покроев, существующих и ныне. Совершенствованию кроя способствовало также постиже­ние пластических свойств тканей и зависимости формы одежды от расположения нитей на той или иной ее части. Эти достиже­ния сыграли значительную роль в возникновении конструктив­но четкой, графически изысканной по силуэту одежды феодалов и горожан. То, что ранее едва отваживалось проявиться — подчеркивание тех или иных форм тела путем изменения силу­эта, противопоставление частичного обнажения окутыванию, теперь с полной определенностью осознается как мода в смыс­ле стилизации тела посредством одежды.

Мужской костюм этого времени состоял из рубашки, узкой безрукавной куртки — жипона, к которой привязывали узкие, длинные, обтягивающие ноги штаны— чулки (шоссы). Плотно облегала фигуру, подчеркивая талию, и верхняя одежда — котарди (типа удлиненной куртки с низко расположенным по­ясом), жекет (в виде короткой куртки). Поскольку верхняя одежда, которую раньше надевали через голову, стала теперь настолько узкая, что ее пришлось разрезать спереди и снабдить застежками, последние впервые приобрели исключительно важное значение. Длинная, закрытая нижняя одежда после это­го сохранилась только у крестьян. Обувь была удлинена сверх всякой меры. Чтобы облегчить ходьбу и сохранить обувь, носи­ли деревянные башмаки — сабо — с низкими каблуками, державшиеся на ремнях. Мужчины носят прежний средневековый капюшон — воротник.

Едва только новая мода получила повсеместное распростра­нение, как уже появляются первые законы об одежде («Уставы о платье»), направленные на сдерживание страсти к моде и роско­ши. Их целью было не только искоренение излишней роскоши, но и в особенности сохранение различий между сословиями.

2. Костюм в «Кентерберийских рассказах» дает нам представле­ние об Англии XIV века, о людях из разных мест, принадлежащих к разными сословиям, о привычках и повадках их обладателей.

· Представители каких сословий могли украшать свою одежду мехом, носили бороду, могли позволить себе одежду из шелка? Чьи одежды были яркими, а чьи сдержанно темными? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы, читая Дж.Чосера.

РЫЦАРЬ

А что сказать мне об его наряде?

Был конь хорош, но сам он не параден;

Потерт кольчугой был его камзол,

Пробит, залатан, в пятнах весь подол.

 

· Воможно ли подобное описание костюма в рыцарском романе?

· Почему?

· Почему для Чосера важны непарадные детали?

СКВАЙР-ОРУЖЕНОСЕЦ

Наряд его расшит был словно луг

И весь искрился дивными цветами,

Эмблемами, заморскими зверями...

Он ярок, свеж был, как листок весенний.

Был в талию камзол, и по колени

Висели рукава.

 

Сквайр одет по моде придворных Ричарда II, которые про­славились своей безрассудной расточительностью. Пышное оде­яние Сквайра — это атрибут нового придворно-турнирного, галантного рыцаря, затронутого новой образованностью и куль­турным лоском.

 

ЙОМЕН

С ним Йомен был — в кафтане с капюшоном;

За кушаком, как и наряд, зеленым

Торчала связка длинных острых стрел,

Чьи перья Йомен сохранять умел —

И слушалась стрела проворных рук.

С ним был его большой могучий лук,

Опломбированный, как будто новый...

Наручень пышный стягивал запястье.

 

· Найдите в романе В. Скотта «Айвенго» описание лучни­ков в зеленых плащах.

· С какой целью они введены в повествование?

· Сопоставьте описание в историческом романе и па­ломничестве.

 

МОНАХ

Был лучшей белкой плащ его подбит,

Богато вышит и отлично сшит,

Застежку он, как подобает франтам,

Украсил золотым «любовным бантом» *...

И сам лицом упитанный, румяный,

И сапожки из лучшего сафьяна,

И конь гнедой артачливый на вид.

* Застежка в форме сложного банта или розетки

 

КАРМЕЛИТ

Он в капюшоне для своих подружек

Хранил булавок пачки, ниток, кружев.

Был влюбчив, говорлив, беззаботен

Он рясою своею щеголял —

Не вытертой монашеской ряднины,

А лучшего сукна, и пелерина

Вокруг тверда, как колокол, торчала.

 

· Сравните описание одеяний монахов в паломничестве и романе В. Скотта «Айвенго».

· В чем сходства и различия описаний одежд монахов в паломничестве и романе?

 

КУПЕЦ

Купец с ним ехал, подбоченясь фертом,

Напялив много пестрого добра.

Носил он шапку фландрского бобра

И сапоги с наборным ремешком

Да бороду.

 

ФРАНКЛИН

Он выделялся дорогим нарядом:

На белом поясе висели рядом

Богатый нож и шитый кошелек,

А в нем заморский шелковый платок.

 

ДОКТОР МЕДИЦИНЫ

Носил малиновый и синий цвет,

И шелковый был плащ на нем одет.

 

 

ПАХАРЬ

Его штаны кругом в заплатах были.

МЕЛЬНИК

Взял в путь он меч и щит для обороны.

В плаще был белом с капюшоном.

 

МАЖОРДОМ

Хоть ржав был меч, как пристало тано *,

Его носил он; синюю сутану,

Как рясу, подобрал, в седле согнулся

И до конца в хвосте у нас тянулся.

* Мелкий беспоместный дворянин, приобретший личное дворян­ство службой у сеньора

 

ПРИСТАВ

Был на челе его венок одет,

Огромный, словно с вывески пивной,

В руках не щит был — каравай ржаной.

 

ДИРЕКТРИСА АББАТИСА

Был ладно скроен плащ ее короткий,

А на руке коралловые четки

Расцвечивал зеленый малахит.

На ферлецаре золотой был щит

С короной над большою буквой «А».

 

БАТСКАЯ ТКАЧИХА

На иноходце восседая лихо...

Платков на голову могла навесить,

К обедне снаряжаясь, сразу десять,

И все из шелка иль из полотна;

Чулки носила красные она

И башмачки из красного сафьяна.

Пер. И. Кашкина, О. Румера. — М., 1988

 

IV. История костюма VI—XVIII вв.

В XVI в. у мужчин в моду вошла верхняя одежда с проре­зями, через которую наружу вытягивалась подкладочная ткань. Одновременно стали носить обувь с очень широким носком.

Около 1550 г. — высшее общество всей Европы берет на во­оружение испанский стиль и носит темную одежду.

Около 1570 г. — кружевной воротничок рубашки превраща­ется в жесткий плоский воротничок. Камзолы и штаны-чулки стали подбиваться тряпьем, конским волосом или отрубями. Го­ловной убор — плоский, низкий берет, замененный в середине XVI в. высокой шляпой.

В XVII в., в период расцвета абсолютизма, ведущая роль в области костюма перешла к Фр-й, создавшей пышную, с боль­шим количеством украшений аристократическую одежду, все­цело подчиненную этикету королевского двора.

Около 1610 г. — кружевные воротнички начинают вытеснять существовавшие ранее воротнички. Мужчины не расста­ются со шляпами, украшенными перьями, и кавалерийскими сапогами.

В 1660 г. в Англии появляется новый стиль мужской одеж­ды — длинный, до колен, камзол и поверх него сюртук. Вместе с бриджами они образуют костюм из трех предметов, который практически не изменился и в следующем столетии.

В первой половине XVIII в. мужскую модную одежду делали из шелка, бархоток, а для зимы из сукна. Цвета были яркими, насыщенными.

Во второй половине XVIII в. носили одежду из шерстяных тканей светлых, нежных тонов, а позже темных и тусклых. Ут­вердилась мода на более просторную мужскую одежду в анг­лийском стиле, включая сюртуки с укороченными полами для верховой езды. Мужчины отдают предпочтение собственным волосам.

В последующие годы классическое направление привело сначала к заимствованию видов античной одежды (обтягива­ющие панталоны телесного цвета), а затем к созданию на их основе оригинальных форм 1850 г. — признание получают брюки.

 

ДЖ. СВИФТ. «ПУТЕШЕСТВИЯ ЛЕМЮЭЛЯ ГУЛЛИВЕРА»

Путешествие в Лилипутию

Одежда императора очень скромная и простая; покрой ее — не­что среднее между азиатским и европейским; на голове надет лег­кий золотой шлем, украшенный драгоценными камнями.

Дамы придворные были великолепно одеты. Их пестрая толпа выглядела издали словно разостланная на земле пышная юбка, вы­шитая золотом и серебром.

Обыскав все карманы Человека-Горы, мы перешли к осмотру его пояса, сделанного из кожи какого-то громадного животного.

Путешествия Бробдингнег

Сняв с себя кафтан, башмаки и чулки, в одной кожаной куртке вошел в воду за полчаса до прилива.

Королева приказала сделать мне костюм из самой тонкой шелко­вой материи, какую только можно было найти. И все же эта мате­рия была толще английских материалов и доставляла мне немного беспокойств... костюм был сшит по местной моде, напоминавшей час­тью персидскую, частью китайскую, и был очень скромен и приличен.

Наконец я попросил капитана взглянуть на мои штаны из мыши­ной кожи.

Их верхняя одежда была украшена изображениями солнца, луны, звезд вперемешку с изображениями скрипки, флейты, арфы... и мно­гих других музыкальных инструментов, неизвестных в Европе.

Когда платье мое износилось, я сшил себе новое из шкурок кро­ликов и других красивых зверьков приблизительно такой же вели­чины, называемых ннухнох. Из таких же шкурок я сделал очень сносные шнурки. Мне удалось подбить к моим башмакам деревян­ные подошвы, а когда и сами башмаки развалились, я сшил себе новые.

Пер. Б.М. Энгельгардта.— Л., 1980

 

V. Костюм первой половины XIX в.

В XIX в. завершился процесс образования единого европей­ского городского костюма. Модные костюмы стали достояни­ем широких городских слоев. Костюм делового человека пер­вой половины XIX в. из шерстяных тканей сдержанных тонов включал редингтон (пальто типа длинного сюртука, короткий жилет и длинные панталоны). Фрак был каждодневной одеж­дой. Неотъемлемыми элементами костюмов были шляпа-ци­линдр и перчатки. Повседневная одежда под влиянием роман­тизма обрела черты средневекового костюма: пышные вверху рукава, тонкая талия.

· Обратите внимание на то, что в первой половине XIX в. законодателем мод становится не Париж, а Лондон.

· Вспомните пушкинское определение Онегина: «Как dandy лондонский одет».

· Посмотрите толковые словари. Что вбирает в себя понятие dandy?

· Как выглядел английский dandy в начале XIX в.?

· Какими были в это время отношения Англии и России?

· Именно к первой трети XIX в. относится пере­ориентация русской литературы с французских образцов на английские.

· Обратитесь к произведениям английской литературы пер­вой трети XIX в. Есть ли в них описание костюмов современников? Для чего они используются авторами? Сделайте необходи­мые выписки.

 

VI. Костюм второй половины XIX в.

Во 2-й половине XIX в. стала особенно заметной демократи­зация мужской одежды, начавшаяся в эпоху Великой француз­ской революции. Обязательной частью гардероба была «визитка» (укороченный с закругленными полами сюртук). Ее носили с брюками из серой ткани в серую полоску. А фрак превратился в парадную одежду. Пиджак, жилет и брюки образовали класси­ческую триаду костюмов, изготовляющуюся из темных цветов. Узкий галстук и тонкая трость подчеркивали сдержанную корректность мужского костюма.

 

Ч. ДИККЕНС. «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОЛИВЕРА ТВИСТА»

КАЗЕННАЯ ОДЕЖДА

Каким превосходным доказательством могущества одеяния явил­ся юный Оливер Твист! Закутанный в одеяло... он мог быть сыном дворянина и сыном нищего, самый родовитый человек едва ли смог бы определить подобающее ему место в обществе. Но теперь, когда его облачили в старую рубашонку, пожелтевшую от времени, он был отмечен и снабжен ярлыком и сразу занял свое место — приходс­кого ребенка, сироты из работного дома.

БИДЛ

Галуны на его треуголке и на шинели сверкали в лучах утренне­го солнца... так как день был ветреный, маленького Оливера совер­шенно скрывали полы шинели мистера Бамгла, которые развевались и обнажали во всей красе жилет... и короткие коричневые плюше­вые штаны.

НАДЗИРАТЕЛЬ РАБОТНОГО ДОМА

Сюртук был по прежнему широкополый и этим напоминал пре­жнюю шинель... треуголку заменила скромная круглая шляпа.

БЕСПРИЗОРНЫЙ МАЛЬЧИШКА

Шляпа едва держалась у него на макушке, ежеминутно грозя слететь... На нем был сюртук взрослого мужчины, доходивший до пят... в блюхеровских башмаках.

МИСТЕР ЧИТЛИНГ

На нем была меховая шапка, темная, из рубчатого плиссе куртка, засаленные штаны и фартук.

МИСТЕР САЙКС

Субъект... лет 35, в черном вельветовом сюртуке, в весьма гряз­ных коротких темных штанах, башмаках на шнуровке и серых бумаж­ных чулках, которые обтягивали толстые ноги с выпуклыми икрами... На голове у него была большая коричневая шляпа, а на шее пестрый шарф, длинными, обтрепанными концами которого он вытирал лицо, залитое пивом...

МИСТЕР ТОБИ КРИКЕТ

На нем был модного покроя сюртук табачного цвета с большими бронзовыми пуговицами, оранжевый галстук, грубый, бросающийся в глаза пестрый жилет и короткие темные штаны.

ВЫСШЕЕ ОБЩЕСТВО

МИСТЕР БРАУНЛОУ

Старый джентльмен с напудренной головой и в очках в золотой оправе имел вид весьма почтенный. На нем был бутылочного цвета фрак с черным бархатным воротником и светлые брюки, а под мыш­кой он держал изящную бамбуковую трость.

МИСТЕР ГРИМУИНГ

На нем был синий фрак, полосатый жилет, нанковые брюки и гет­ры и широкополая белая шляпа с зеленой каймой. Из-под жилета торчало мелко гофрированное жабо, а снизу болталась очень длин­ная стальная цепочка от часов... Концы его белого галстука были закручены в клубок величиной с апельсин.

Пер. А. Кривцовой.— М., 1975.

 

VII. Костюм XX в.

XX в. — новый этап в истории костюма (в связи с техничес­ким прогрессом и связанными с ним изменениями условий жизни, развитием швейной промышленности). В 1900 г. мужской костюм изменился с распространением езды на мотоцикле и автомобиле: появились короткие брюки, куртки, цветные ру­башки, кепи. На небольшие приемы стали надевать вместо фрака смокинг (однобортный пиджак с шелковыми лацканами). С 1910 г. большинство мужчин начало носить стандартный костюм единообразного покроя.

Английские писатели XX в., давая описание шикарных на­рядов или же скромных платьев, упоминая лишь деталь костю­ма, создают у читателя образы, говорящие не только о принад­лежности героя к определенному кругу, раскрывающие не только его вкусы, взгляды и интересы, но также вызывающие то или иное отношение читателя к персонажу.

Писатели все реже употребляют способ прямого выражения своего отношения к герою, и чтобы дать почувствовать его чи­тателю и помочь ему сделать правильные выводы, раскрывают свое отношение, в т.ч. и через описание костюма.

Ярким примером может служить

 

«САГА О ФОРСАЙТАХ» ДЖ. ГОЛСУОРСИ

 

СОМС (АДВОКАТ, ЮРИСТ)

Эта изысканность, продиктованная законами конкуренции, вынуж­дала Сомса еще в школе в Молборо первым надевать зимой вельве­товый жилет, а летом — белый, не позволяла первым появляться в об­ществе с криво сидящим галстуком и однажды заставила его смах­нуть пыль с лакированных ботинок на виду всей публики.

Немыслимо вообразить его с галстуком, отклонившимся от пер­пендикуляра на 1/8 дюйма, с воротничком, не сияющим белизной.

Из зеркального стекла витрины на солнце смотрело его соб­ственное отражение. На гладких волосах, видневшихся из-под полей цилиндра, лежал такой же глянец, как и на самом цилиндре; (...) стро­гость застегнутой на все пуговицы черной визитки придавала ему замкнутый и непроницаемый вид...

Сомс надел меховое пальто и вышел на затянутую туманом улицу.

Тень платанов падала на его простую фетровую шляпу. Сомс дал отставку цилиндру — в наши дни не стоит афишировать свое богатство.

ДЖЕМС (АДВОКАТ)

Джемс стоял боком к двери, вечерний белый жилет и рубашка подчеркивали вогнутые линии его высокой тощей фигуры (...) его белый галстук съехал на бок.

АРХИТЕКТОР БОССИНИ

Он явился с официальным визитом к тетям Энн, Джули и Эстэр в мягкой серой шляпе, к тому же далеко не новой и какой-то бесфор­менной и пыльной... (эта шляпа была для Форсайтов выразительной деталью, мелочью, в которой коренился смысл происходящего). Из карманов этого пальто торчали связки бумаг... только талантливый человек или действительно «пират» мог позволить себе такую небрежность в костюме.

В черных брюках и перчатках, казалось, была какая то непристой­ность, какое-то показное преувеличение чувств, и многие из Форсай­тов бросали возмущенные, но втайне завистливые взгляды на «пира­та», сидевшего без перчаток и в серых брюках.

СВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК ДАРТИ

Стоя под фонарем, в белом вечернем жилете, плотно облегающем его фигуру, с легким пальто, переброшенным через руку, с полевым цветком в петлице... Дарти был просто великолепен.

Дарти сидел в новом с иголочки сюртуке, с тщательно выпущен­ной из-под обшлагов широкой полоской манжета.

Лакированные ботинки Дарти поблескивали в сумерках, он си­дел... скрестив ноги в клетчатых брюках.

СТАРЫЙ ДЖОЛИОН

В самом центре ряда бросались в глаза черный, наглухо застег­нутый сюртук и седые усы старого Джолиона.

Надев старый цилиндр с выпрямившимися от долгой носки поля­ми и объемистой тульей, цилиндр, казавшийся эмблемой прежних луч­ших времен, и захватив старую пару очень тонких светлых перчаток... лежавших кармане его пальто, он уселся в кеб.

СУИЗИН

Суизин в белом жилете на крупных пуговицах из оникса в золо­той оправе стоял около буфета... Между уголками стоячего ворот­ничка, фасон которого Суизин не согласился бы изменить ни за ка­кие деньги, хотя воротник и мешал ему поворачивать голову, покои­лись дряблые складки его двойного подбородка. (В 1850— появились сорочки с отложным воротником.)

Синий фрак так плотно облегал его внушительную фигуру... Ог­ромный и величественный, он стоял на панели, натягивая лайковые перчатки; высокий, похожий на колокол цилиндр...

Меховое пальто нараспашку, плоские поля цилиндра, как кровля, нависшая над бледным квадратным его лицом...

ТЕТИ ЭНН, ЭСТЭР И ДЖУЛИ

Три леди держали в руках по вееру, и каждый из них с цветной от­делкой на платье, ярким пером или брошью отметил торжественность дня.

ДЖУЛИ

В этот вечер она выглядела торжественно и пышно в черном бомбазиновом платье со скромной треугольной вставкой сиренево­го цвета и бархоткой, повязанной вокруг тощей шеи; черное и сире­невое считалось чуть ли не у всех Форсайтов самыми строгими тона­ми для вечерних туалетов.

ИРЕН

На ней было золотистое платье...; на груди платье было отдела­но волной кружев.

Черное платье из легкой, облегающей материи обрисовывало линии ее стройного, но еще совсем худенького тела, руки в черных перчатках были сложены... Ее волосы, собранные в узел низко на затылке, поблес­кивали над черным воротником.

ДЖУН

Маленькая легкая фигурка, одетая в сине-зеленый балахон, перехва­ченный металлическим поясом; из-под ленты на лбу выбивались непо­корные, красного золота волосы, подернутые сединой.

Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» «Собственник»/Пер. Энн. Волжиной//Собр. соч.: В 8 т.- Т. 1.- М., 1983.

· Согласитесь или возразите авторам материалов, предлага­ющим следующий вывод.

Итак, можно сделать вывод, что описание костюмов в анг­лийской литературе выполняет следующие функции:

· указывает на сословную принадлежность персонажа;

· определяет отношение автора к герою;

· раскрывает характер описываемого персонажа;

· отражает эпоху.

· Дополните вывод на основе собственных наблюдений.

 

Литература

1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литерату­ры. - М., 1975.

2. Вопросы литературы.— 1991.— № 7.

3. Гринкова Н.П. Очерки по истории развития одежды.— М., 1934.

4. Кашкин И. Вступ. ст. и примеч.//Чосер Дж. Кентерберийские рас­сказы.- М., 1988.

5. Кирсанова P.M. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок: Ко­стюм — вещь и образ в русской литературе XIX века.— М., 1989.

6. Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре XVIII — первой половины XX века: Опыт энциклопедии/Под ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова.— М., 1995.

7. Ланн Е. Примечания//Диккенс Ч. Приключения Оливера Твис­та.- М., 1975.

8. Мерцалова М.Н. Костюмы разных времен и народов.: В 2 т.— М., 1993.

9. Носкова З.А. Костюмы и его функции в художественном произ­ведении. — М., 1989.

10. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живо­пись. Скульптура. Графика.— М., 1986.

11. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. — М., 1994.

12. Тильке М., Брун В. История костюма от древности до нового времени: Пер. с нем.— М., 1995.— Впервые Берлин, 1941.

13. Тропинина Т.Н. Проблемы изучения образной структуры кос­тюма. — М., 1990.

14. Царство людей: Одежда. Утварь. Обычаи/Сост. А. Яковлев.— М., 1994.-С. 122-128.

 

Тема V. Стремление к земной славе как магистральный сюжет. «Честь» и «слава» как ключевые слова (Сост. М. Славина)

 

I. Англосаксонский эпос «Беовульф»

1. С чем сопрягали понятия доблести и чести сказители эпосов, в чем видели пути их обретения?

Истинно! исстари

слово мы слышим

О доблести данов,

о конунгах датских,

Чья слава в битвах

была добыта!

С. 29.

2. Мог ли добестный воитель или повелитель быть жад­ным?

С детства наследник

добром и дарами

Дружбу дружины

должен стежать,

Дабы, когда возмужает,

соратники

Стали с ним о бок,

верные долгу,

Если случится война,—

ибо мужу

Должно достойным

делом в народе

Славу снискать!

С. 30.

3. Можно ли быть доблестным и честным, не зная Бога и его заповедей?

Был им неведом

Судья Деяний,

Даритель Славы,

Правитель Неба,

не знали Бога,

не чтили Всевышнего.

С 37.

4. Что означало «быть мудрым»? Что допускалось и чего не допускалось при обретении воинской славы? В чем отличие во­енной хитрости от коварства?

Но я обязан

узнать немедля

Ваш род и племя,

дабы вошли вы

В пределы датские

не как лазутчики.

С. 41.

5. Какие существовали способы выражения почестей и бла­годарности славному защитнику и победителю?

они возглашали:

Да славится Беовульф

под этим небом! —

Нет другого от моря до моря

На юг и на север

земли срединной,

Кто бы сравнился

с ним в добродоблести,

Кто был бы достойней

воестаршинствовать!

С. 69-70.

Владей, о Беовульф,

себе на радость,

Воитель сильный,

дарами нашими —

Кольцом и запястьями,

и пусть сопутствует

Тебе удача!

Гордись же, воин,

Славой и мощью

и будь наставником

Этих юных.

Не я прославляю —

Ты сам прославил

себя среди смертных

Вовек и повсюду,

вплоть до границы

Суши и моря!

С. 85-86.

Корабельного Беовульф

одарил корпульщика

Золоченым мечом,

дабы этим отличием,

Древним лезвием,

страж гордился

В застольях бражных.

С.119.

Оффа слав<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.132 (0.016 с.)